Начну издалека. В официальной группе ВК издательства «Перископ-Волга» (https://vk.com/periscope_volga) на постоянной основе действует рубрика #литпроцесс. В её рамках стихи и проза от действующих и потенциальных авторов «Перископа» подвергаются критическому разбору инженера и писательницы Юлии Рубинштейн.
Можно по-разному относиться к литературным проектам «Перикопа», к уровню разбора и литературной критики и вообще к любому частному мнению. Но прежде чем разместить здесь оригинальный пост по ссылке https://vk.com/feed?w=wall-137370134_29743
хочу задать вопрос…
Многие ли местные поэты восприняли бы такой (на мой взгляд – довольно мягкий) разбор? Или их «позитивная энергия» мгновенно превратилась бы в производство кирпичей из одного места? 😀 Вопрос, конечно, риторический. Но в комментах всё равно ответить можно. 😉
Итак, литпроцесс…
Пришла осенняя пора,
Пора дождей и сильных ветров –
Дорог из листьев километры,
И холод с ночи до утра.
Дремотой наполняясь, дни
Невольно расстаются с летом.
На горизонте может где-то
Теплом проявятся они.
И воздух несказанно свеж,
Лишь портят настроение лужи –
Помощники пришедшей стужи.
Пора мечтаний и надежд.
(с) Юрий Леушин
Юлия Рубинштейн о стихотворении Юрия Леушина «Пришла осенняя пора…»
Стихотворение не озаглавлено. Жанр – пейзаж. Лирического героя (ЛГ) почти нет, практически чистая картинка.
Была бы. Если бы.
Тот самый почти отсутствующий ЛГ, наблюдатель – что он видит? «Холод с ночи до утра». «…дни/Невольно расстаются с летом.» «Портят настроение лужи». Уныло ему. Но не пушкинским унынием-очарованьем, не «высокой тоской» известного в СССР романса, а обывательским плохим настроением. Словарно бедным. Уж хоть бы – настроенЬе, по ритму-то нужен ерик…
И как это «дни невольно расстаются с летом»? Дни хотели бы задержаться, да не могут? Именно дни, или всё-таки какое-то чувство? И те же самые дни способны «на горизонте» проявиться теплом? Какая-то мешанка пространственного (горизонт) и временнОго.
В то же время «воздух несказанно свеж», «пора мечтаний и надежд». Ничем не мотивированная приподнятость. Так тоже бывает, но хоть намекните, автор, с чего? ЧтО ЛГ увидел, что подвигло мечтать? «Дорог из листьев километры»? Сравнительно удачно, единственная в стихах удача – дороги из листьев… куда… вот и мечтаем уже… Только тогда «километры» не от этого образа. Веют статотчётностью, а не мечтой.
И почему лужи помогают стуже? Стужа – обычно не просто холод, а мороз. А пока дождь – мороза не будет, народное наблюдение. Мороз тогда ударит, когда дождевые тучи уйдут. И лужи схватятся ледком, и станет суше.
Ударение тоже лучше ставить правильно. «Сильных вЕтров»? Анекдотические, неприлично-медицинские ассоциации вызывает.
У всех бывали неудачи. Не горюйте. Погода испортилась – повод поработать, поискать точные слова. Под крышей.
(с) Ю.Г. Рубинштейн
Это скорее к вопросу конструктивной критики и, напротив, критического выплеска, если первый в основе имеет анализ, то второй распадается на составляющие анал-из…))) Тут всё просто: и для критика и для писателя – видеть смысл и уметь отличать от бессодержательной риторики. Грустно, когда местечковые сообщества порождают графоманов и бездарей, потчуя их громогласными «ВЕЛИКОЛЕПНО» и подпитывая их унылые творения заискивающим «СПАСИБО ЗА ПОДДЕРЖКУ». А как по мне, то важно и нужно называть вещи своими именами, и отделять зёрна от плевел, это я вам как редактор говорю (не игнорирующий рукописи) и как автор (не боящийся публичной порки;))
Именно! Конструктивный анализ всегда позволяет определить и оделить: содержательное от бессодержательного 🙂
Почему-то возникла ассоциация с лягушкой: обязательно что ли препарировать? Пусть квакает в любой тональности и ритме с темпом своим …
Без “препарирования лягушек” литература превратится в болото. 😉
Резать к чёртовой матери! (с) 😀
Скальпель, коллега?🤓