В муках рождается поэт – 03

Юрий Шелков 12 июня, 2023 10 комментариев Просмотры: 451

Эпизод пятый

Наконец-то я стал владельцем компьютера! Сын приобрёл себе новенький, более современный, а устаревший сбросил «с барского плеча» своему отцу. А отец, то есть я, подкупил монитор, «мышку», с помощью сына подключился к провайдеру, с помощью соседской девочки-старшеклассницы обзавёлся электронной почтой и аськой и приготовился к самостоятельному плаванию в бескрайнем море интернета.

Пользоваться компьютером я более или менее научился за три года работы в одной уважаемой конторе за десять лет до описываемого события. В этой конторе каждый сотрудник, кроме уборщицы, имел у себя на столе современный компьютер. Но уборщица не имела и своего стола. Зато у неё был очень мощный пылесос с увлажнителем и рядом разных навесных приспособлений. Мне как уважаемому сотруднику в этой не менее уважаемой конторе всячески помогала в освоении новой для меня техники молодая секретарша главы конторы, она же племянница принятого мною на работу к себе в отдел сотрудника в прежней моей трудовой жизни. Более или менее на уровне слабого пользователя освоил ворд и эксцель. Учиться печатать на клавиатуре мне даже и не пришлось, так как смолоду имел у себя дома портативную печатную машинку и часто её использовал, даже с небольшими финансовыми доходами. А вот с интернетом познакомиться мне до сих пор не удалось. Теперь я приступил к освоению этой terra incognita.

В январе 2008 г., блуждая по интернету, наткнулся на поэтический сайт Артбулл. Пробежался по выставленным материалам и решил, что хранящиеся в моём загашнике стихи никак не испортят страницы этого портала. Зарегистрировался и загрузил не помню уже какой стих из сорока покоящихся в тетради. Меня поразило чуть ли не моментальное появление отзыва на стих. Автором первого в моей жизни печатного отзыва на мой стих, причём отзыва положительного, даже очень положительного, была женщина, которую я поныне считаю повивальной бабкой моей поэзии. Нет, не подумайте, что бабкой она была в прямом смысле. Она была мамой дошкольника, принадлежала (и до сих пор, естественно, принадлежит) к поколению, последовавшему за моим поколением, да ещё с гаком. Так как эта дама стала моей своего рода путеводной звездой на многие годы бытия в интернете, назову её условно Дамой N. Она не только постоянно комментировала все размещаемые мною стихи, но и стала мощнейшим стимулом написания новых стихов, значительная доля которых посвящена была именно ей. И её некоторые стихи из немногочисленного списка меня поразили своей смелостью, неожиданностью, неординарностью тем и подачей материала. Началась новая и очень мощная стадия моего стихотворчества. Дама N была активным и уважаемым пользователем сайта, что вскоре отразилось на отношении ко мне других пользователей. Я стал пользоваться всё большим признанием и уважением среди других стихотворцев. Но моё пребывание на Артбулле оказалось недолгим.

Был на сайте поэт из Запорожья. Хоть список опубликованных им работ не доходил до двадцати штук, писал он, должен признать, мастерски. С таким байроновским шиком, остроумием. Пользовался бешенным успехом среди женской половины пользователей сайта. К моему великому огорчению в толпе его поклонниц заметной фигурой была и Дама N. Меня это, конечно, раздражало. Это не ревность, но было неприятно, что «моя избранница» занимается каким-то низкопоклонством перед этим выпендрялой. Над моими упрёками она только посмеивалась. Всё кончилось неожиданно и кардинально. Во время вооружённого конфликта между Россией и Грузией из-за Южной Осетии этот запорожский тип опубликовал злобный стих с оскорблениями в адрес России и с изъявлением  готовности ехать туда и самолично резать москалей. Я ответил резкой эпиграммой, которую, к сожалению, не нашёл сейчас в своих архивах. Запорожец, назначенный к этому времени модератором сайта, ответил оскорблениями и угрозами в мой адрес. В результате этот тип был забанен админом навечно. Вскоре и я «самоликвидировался» и отправился по просторам интернета в поисках более подходящего под мои вкусы сайта. Моей спутницей в этом путешествии стала Дама N.

Много пройдено сайтов. Некоторые были просто проходными – не нравились по разным причинам. На других задерживался долго. Упомяну некоторые из них: Общелит, Стихослов, Что хочет автор, Изба-читальня, Ты – поэт, Стихи для тебя, Фабула. В этом случае просил Даму N тоже зарегистрироваться. После недолгого ворчания она соглашалась и регистрировалась. К большому моему сожалению моя спутница перестала писать стихи. Может быть, и я был частично виновен в этом. Если бы не выдернул её за собой из Артбулла, где у Дамы N было много хороших знакомых, свой коллектив, то, глядишь, она и сегодня бы радовала нас отличными стихами. Мне так и не удалось вернуть её в поэзию.

Добрёл я до «Нового автора» и решил здесь «позондировать почву». Сайт, конечно, уступал в своей, так сказать, технической вооружённости почти всем перечисленным: относительные сложности с загрузкой иллюстраций, отсутствие возможности загружать аудиозаписи, нет распределения стихотворений по жанрам (как это сделано для прозы) и др. Зато сразу понравилось, что он совсем новенький, пользователей немного, обстановка более или менее миролюбивая. А то мне уже осточертели «бодания» на всех пройденных сайтах. В этих внутренних баталиях я написал десятки стоящих запоминаний эпиграмм, несколько сатирических стихов, даже пару пародий. Хотелось отдохнуть в литературной тиши. К тому же меня очень по- доброму встретили «старожилы». И стихи мои были сразу одобрены, а их к этому времени накопилось у меня более двухсот, и обратили особое внимание на мои попытки объяснять некоторые теоретические основы стихосложения и приветствовали их. Поподробнее об этом.

Я уже говорил в начале этого труда о своем постоянном желании докопаться до основ увлёкших меня хобби. Так было и с шахматами, и с мистикой, и с нумизматикой. Один пример из этого последнего увлечения. Иногда попадались мне вместо монет наградные знаки. Фалеристикой я не увлекался, но такие награды лежали в моей коллекции монет – вдруг понадобятся для обмена. Попалась мне, не помню откуда, какая-то литовская награда, очень интересная. Что она литовская я определил по надписи «Гедиминас». А я в то время много мотался по командировкам, в том числе наведывался и в Литву – в Вильнюс и в Каунас. В очередную поездку в Каунас, где я всегда посещал музей Чюрлёниса и раз заглянул в музей чертей, захватил с собой этот литовский наградной знак.

Меня встретил на вокзале сотрудник местной родственной службы и повёз в забронированный заранее номер гостиницы. По дороге я показал ему эту награду. Он только пожал плечами и посоветовал обратиться к специалистам исторического музея. Дал мне адрес музея и, сняв с ключа зажигания какую-то медальку, используемую в качестве брелока, вручил мне её со словами: – Заодно узнаете в музее и историю этой медали.

В свободное время зашёл я в Исторический музей, спросил у администратора, куда мне обратиться с интересующим меня вопросом. Администратор выдал звонок и ко мне вышли два человека – пожилой руководитель отдела нумизматики и фалеристики и молодой его сотрудник. Показал им награды. Старший рассмотрел и по- деловому кратко выдал сведения: – Это орден буржуазной Литвы. Был он главным орденом, потом уступил главенство другому. Ну, как в СССР орден Боевого Красного Знамени был главным, а после смерти Ленина уступил место ордену Ленина. Их было изготовлено … штук. Сегодня стоимость этого ордена … рублей, – и он назвал весьма кругленькую сумму. – А это юбилейная медаль того же периода. Их было начеканено … штук, стоимость сегодня … руб.

– Спасибо большое, я очень Вам благодарен. До свидания.

Старший сразу развернулся и ушёл, а младший задержал меня с вопросом: – Вы не продадите мне этот орден?

– Извините, нет. Я не торгую.

– Ну, тогда я Вам посоветую держать его у себя дольше, так как его цена постоянно растёт.

Я поблагодарил молодого учёного и вышел из музея. А орден и медаль до сих пор лежат где-то в коробке.

То же произошло и с методическими материалами по стихосложению. Хоть я уже давно не написал ничего нового, но записанные в тетради стихи постоянно напоминали мне о себе. Иногда, заглядывая в книжные магазины, я спрашивал о таких материалах, но ничего не предлагали. А зуд познания секретов поэтического творчества не оставлял меня в покое. Наконец, меня осенило. Это произошло, когда я уже имел компьютер, но не знаком был с интернетом. Взял я Большой Энциклопедический Словарь, открыл какую-то статью (может, «Стихосложение»), напечатал на компе определение этого термина. А в определении имеются слова, выделенные курсивом, то есть в словаре имеются и их определения. И так пошло – определение за определением. Потом все эти выписки я упорядочил. Получился своего рода тезаурус, построенный по гнездовому методу. Большая многостраничная работа. Она принесла мне большую пользу, так как теперь я хоть немного стал ориентироваться в многочисленных понятиях стиховедения.

С приобретением интернета моя жизнь изменилась в корне, в том числе и в области техники и теории поэзии. Сразу нашёл и скачал различные справочники по стиховедению. Главный из них принадлежит классику русского стиховедения А.П. Квятковскому. До сих пор я время от времени открываю его «Поэтический словарь». Потом нахожу в интернете и скачиваю «Литературный справочник» Г.А. Анищенко, «Поэтический словарь» Б.П. Иванюка, «Справочник по стихосложению» В.В. Онуфриева, «Поэтика. Словарь терминов» Н.Д. Тамарченко. Имеются более или менее отличающиеся в содержательном плане определения в этих работах, но принцип выдерживается.

Огромную пользу принесла мне первая прочитанная в интернете работа по стиховедению «Русские стихи 1890-1925 годов в комментариях» М.Л. Гаспарова. Потом с большим интересом прочитал книги Г.А. Шенгели «Техника стиха», М.Ю. Швеца «Технология русского стихосложения», В.Е.Холшевникова «Основы стиховедения. Русское стихосложение». Наконец наткнулся на отличное пособие для начинающих поэтов – книгу Тима Скоренко «Учебник стихосложения». Её я чаще всего рекомендовал почитать людям, стремящимся приобрести или повысить своё поэтическое мастерство. В моей электронной библиотеке по технике стихосложения и стиховедению более ста книг. Есть среди них и монографии, посвящённые отдельным проблемам или направлениям этой науки: ритмике, рифме, строфике, поэтическому образу. Эпизодически заглядываю в эти книги для, так сказать, поддержания тонуса. Первые опыты создания методических материалов относятся к началу XIX века, если не считать работы Тредиаковского и Ломоносова, написанные на полстолетие ранее и вводящие взятые из польской поэзии основы силлабо-тонического стихосложения. Наиболее бурное развитие теории и техники русского стихосложения пришлось на первую треть ХХ века.

Естественно, моё увлечение теорией стихосложения, пик которого пришёлся на вторую половину 2008 г., не могло остаться только в себе. Я начал критически подходить к читаемым на сайтах стихотворениям. Стали резать глаза нарушения элементарных «правил» поэтического сочинительства. Беру это слово в кавычки. Потому что правил на самом деле не существует. Существуют выработанные и отобранные за столетия оптимальные параметры русского стиха. По-разному пользователи сайтов относились к моим замечаниям и советам, высказываемым, кстати, всегда в благожелательном тоне. Некоторые отмалчивались. Думаю, что их вообще не интересовало мнение окружающих, главное для них зафиксировать свой труд в виртуальных скрижалях интернета. Другие чаще всего оправдывали свою поэтическую безграмотность фразами типа: «Я только записываю то, что мне диктуется сверху», – или: «Я пишу душой и ей плевать на всякие там правила». Третьи агрессивно воспринимали все замечания в адрес своих творений. Потому-то среди моих коллег имеются и такие, с которыми я предпочитаю «не связываться».

Но большинство пользователей с благодарностью принимали мои советы и некоторые из них называли меня своим учителем, что мне, естественно, ласкало слух. Приятно это слышать самоучке, не имеющего никакого профессионального отношения ни к филологии, ни, тем более, к стиховедению. Технарь я!!! Потакаю своей слабости сохранением стихов, посвящённых мне. Я понимаю, что моё техническое образование и многолетний труд, далеко-далеко отстоящий от духовности, негативно сказываются на моих стихах. В них явно просвечивается техницизм и формализм. Плохой я лирик. Зато искренне восторгаюсь настоящими лириками нашего сайта и завидую им белой завистью.

Пожалуй, на этом и закончу свои записки. Спасибо всем коллегам, откликнувшимся на них!

Серия публикаций:: Рассказы
Серия публикаций:

Рассказы

4

Автор публикации

не в сети 13 часов
Юрий Шелков76K
День рождения: 27 ИюняКомментарии: 6019Публикации: 1093Регистрация: 27-12-2022
1
10
12
9
7
1
Поделитесь публикацией в соцсетях:

10 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля