В русском языке ударение подвижно. Оно падает и на первый слог, и на второй, и на третий, из-за одного этого попытки написать стихотворение чистым ямбом или хореем сводятся на нет.
❗️Про ямб и хорей я уже писал, ищи их по хештегу #чтотакоговстихах (Instagram) ????
☝???? Да, есть стихотворения-эксперименты, которые написаны для того только, чтобы опровергнуть выше упомянутое утверждение. Их я не отношу к поэзии, так как нет в подобных стихах ничего более, кроме самого размера: ни чувств, ни мыслей, ни эстетики — сплошной набор двухсложных слов.
❗️ В ямбе ударение падает на 2, 4, 6, 8, 10 слоги. В хорее — на 1, 3, 5, 7, 9, 11.
Выходит, чтобы написать стихотворение ямбом/хореем, следует пользоваться преимущественно двухсложными словами, иначе получим либо пропуск ударения, либо дополнительное, лишнее ударение ????
Василий Тредиаковский для обозначения смежных безударных слогов ввёл термин — пиррихий. Им и принято пользоваться по сей день.
Пример пиррихия: ????????
в тоскЕ, забОтах, шрАмах рвАных
егО устАвший блЕдный вИд
к невЕсте чИстой, мИлой, рАвной
желАньем плАменным обвИт.
Пиррихий встречается в последней строке: пламЕннЫм Обвит — тут подряд три безударных слогов. В идеале должно было быть: «желАньем плАменнЫм обвИт», но как в одном слове вместить два ударения? ????
Ещё пример из того же стихотворения ????????
досЕле мрАк владЕл приЮтом,
досЕле жИзнь плылА пустОй,
тепЕрь пришлЕц из хасавЮрта
стоИт степЕнный, гОрдый, с тОй.
Тут пиррихий пришёлся на третий слог: «пришлец Из хАсАвюрта» — так же три безударных слога подряд.
Магомет, в приведенном вами: “желАньем плАменным обвИт” ведь так и произносится с двумя ударениями – плАменнЫм, в звуковой контексте (ритм) четверостишия первое подразумевает активное ударение, второе – пассивное.
Разве не так?
Да, если следовать в ритме. Но мы-то знаем, что в одном слове – одно ударение.
В поэзии несколько другие правила.
Вот если бы в слове “пламенным” было принято делать ударение не на первый слог, а на последний (пламеннЫм), то вы бы посчитали это пиррихием?
Одно дело, что ритм требует дополнительного ударения, другое – что этого ударения нет. Возможно, примеры из моего стихотворения не удачны. Приведу из Пушкина:
три девИцы под окнОм
ПрЯли пОздно вечеркОм…
а ритм требует:
трИ девИцы пОд окнОм
прЯли пОздно вЕчеркОм…
Вот и говорю, что пиррихий – пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе
Понял вас, спасибо!
Вам спасибо за интерес)
Учусь…слушать…говорить и писать у Вас…С теплом.