Что такого в стихах? О стихотворных размерах.

Магомед Мусаев 6 мая, 2021 9 комментариев Просмотры: 943

Помимо строгого чередования ударных и безударных слогов, в стихотворении должна быть четкость конструкции и в остальном.

(Вспомним Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока… 99.9% всех классических стихов выдержаны одним определённым стихотворным размером или, что очень редко, синтезом тех же самых размеров )

Нет. Размер не про то, насколько стихотворение большое или маленькое. (Это было бы слишком очевидно )

Размер, грубо говоря, про то, сколько ударений в строке. Два ударения — двухстопный размер. Три — трёхстопный. И так далее…

Стопа — повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.

Так, если вспомним, что существуют понятия «ямб», «хорей», «дактиль»… то не сложно будет догадаться, что и стопа должна быть либо ямбической, либо хореической, либо дактилической…

«у бЕрега чЕрного мОря —
мне снИлось — мы встрЕтились Оба…»

— пример трехстопного амфибрахия (когда ударение падает на 2, 5, 8 слога. Обратили внимание, что ударений в строках по три? )

Важно так же, чтобы количество слогов первой и второй строки (если рифмовка перекрёстная) повторялось до конца стихотворения. В моем примере в каждой строке по 9 слогов.

Однако, есть и разностопные размеры. Пример чередования пятистопного ямба с четырёхстопным:

«я вАс люблЮ. люблЮ столь тИхо, скрОмно,
сколь тИх и скрОмен лУнный блЕск…»

Для чего нужно следовать стихотворным размерам, использовать рифмы, высчитывать слоги и, вообще, писать стихи — попробую ответить в следующих постах, а пока можете задать вопросы в комментариях

P. S. Кстатиииии, во всех правилах допустимы прегрешения/исключения

7

Автор публикации

не в сети 1 день
Магомед Мусаев2 857
26 летДень рождения: 19 Апреля 1998Комментарии: 94Публикации: 74Регистрация: 27-05-2020
5
Поделитесь публикацией в соцсетях:

9 комментариев

  1. Размер. Бывают разные размеры. Бывает в право в лево. А бывает размер души. Считайте. Не дышите. Я дышу. Как Хлебников. Как Игорь Северянин. Они душой своей дышали. И не считали. Нет

    0
    1. Да, вы правы) К ним же отнесем и Маяковского, и многих шестидесятников. Но разве они отменяют правила стихосложения? Или одно исключает другое?

      1
    2. Вы упомянули Хлебникова, Северянина, к ним я добавил шестидесятников (Евтушенко, Рождественский, местами Бродский), пусть тут же будут Маяковский и Хармс. Сколько вышло, человек семь? Как думаете, сколько среди тех, кто следовал стихосложению и не меньше выше упомянутых считаются гениями? С Пушкина начнем считать? Или с Ломоносова?

      1
  2. Вам нравится считайте. Я как-то прочитал стихотворение одного заключенного. Идеальное стихотворение с Вашей точки зрение. Идеально, но конструкция. А Ломоносов писал конструкции, но гений. Каждый слышит как он дышит.

    0
    1. Я ведь нигде не утверждал, что, если следовать этим правилам, стихотворение наверняка будет гениальным? Будь оно так, как славно бы было)))
      К сожалению, это даже не полдороги, а только фундамент.

      2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля