Помимо строгого чередования ударных и безударных слогов, в стихотворении должна быть четкость конструкции и в остальном.
(Вспомним Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Блока… 99.9% всех классических стихов выдержаны одним определённым стихотворным размером или, что очень редко, синтезом тех же самых размеров )
Нет. Размер не про то, насколько стихотворение большое или маленькое. (Это было бы слишком очевидно )
Размер, грубо говоря, про то, сколько ударений в строке. Два ударения — двухстопный размер. Три — трёхстопный. И так далее…
Стопа — повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.
Так, если вспомним, что существуют понятия «ямб», «хорей», «дактиль»… то не сложно будет догадаться, что и стопа должна быть либо ямбической, либо хореической, либо дактилической…
«у бЕрега чЕрного мОря —
мне снИлось — мы встрЕтились Оба…»
— пример трехстопного амфибрахия (когда ударение падает на 2, 5, 8 слога. Обратили внимание, что ударений в строках по три? )
Важно так же, чтобы количество слогов первой и второй строки (если рифмовка перекрёстная) повторялось до конца стихотворения. В моем примере в каждой строке по 9 слогов.
Однако, есть и разностопные размеры. Пример чередования пятистопного ямба с четырёхстопным:
«я вАс люблЮ. люблЮ столь тИхо, скрОмно,
сколь тИх и скрОмен лУнный блЕск…»
Для чего нужно следовать стихотворным размерам, использовать рифмы, высчитывать слоги и, вообще, писать стихи — попробую ответить в следующих постах, а пока можете задать вопросы в комментариях
P. S. Кстатиииии, во всех правилах допустимы прегрешения/исключения
Полезная статья. 👍👍 Но особенно удался P. S. .. 😅😁
Спасибо за отзыв!)
А я люблю дольник.
Буду рад почитать Ваши стихи, написанные дольником)
Размер. Бывают разные размеры. Бывает в право в лево. А бывает размер души. Считайте. Не дышите. Я дышу. Как Хлебников. Как Игорь Северянин. Они душой своей дышали. И не считали. Нет
Да, вы правы) К ним же отнесем и Маяковского, и многих шестидесятников. Но разве они отменяют правила стихосложения? Или одно исключает другое?
Вы упомянули Хлебникова, Северянина, к ним я добавил шестидесятников (Евтушенко, Рождественский, местами Бродский), пусть тут же будут Маяковский и Хармс. Сколько вышло, человек семь? Как думаете, сколько среди тех, кто следовал стихосложению и не меньше выше упомянутых считаются гениями? С Пушкина начнем считать? Или с Ломоносова?
Вам нравится считайте. Я как-то прочитал стихотворение одного заключенного. Идеальное стихотворение с Вашей точки зрение. Идеально, но конструкция. А Ломоносов писал конструкции, но гений. Каждый слышит как он дышит.
Я ведь нигде не утверждал, что, если следовать этим правилам, стихотворение наверняка будет гениальным? Будь оно так, как славно бы было)))
К сожалению, это даже не полдороги, а только фундамент.