Тоническое стихосложение
Тоническое стихосложение (греч. tonos — ударение), или акцентная система — стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов (изотонизм) – слов, не имеющих служебное значение.
Основные виды русского тонического стиха: дольник, тактовик и акцентный стих.
Дольник (термин был предложен В.Я. Брюсовым) – переходная форма стиха от силлабо-тоники к акцентному стиху (чистой тонике). В стихотворной строке дольника число безударных слогов, разделяющих метрические ударения, колеблется, но не резко, в основном в пределах 1-2 слога. Используя термин ”икт” (икт – слог в стихе, на который падает или должно падать метрическое ударение, иначе: сильный слог), можно определить дольник как стих с междуиктовыми интервалами в 1-2 слога; ритмическая схема составляется так же, как схема акцентного стиха (горизонтальные черточки обозначают икты, цифры – число слогов между ними). Например:
Я хочу быть тихим и строгим. 2 – 1 – 2 – 1
Я молчанью у звезд учусь. 2 – 2 – 1 –
Хорошо ивняком при дороге 2 – 2 – 2 – 1
Сторожить задремавшую Русь. 2 – 2 – 2 –
(С.А.Есенин. ”Песни, песни, о чем вы кричите?”)
Размер дольника определяется по числу иктов (обычно ударных), наиболее распространены 3-иктный и 4-иктный дольники. В качестве примера 4-иктного дольника приведем первую строфу стихотворения А.А.Блока:
Девушка пела в церковном хоре – 2 – 2 – 1 – 1
О всех усталых в чужом краю, 1 – 1 – 2 – 1-
О всех кораблях, ушедших в море, 1 – 2 – 1 – 1 – 1
О всех забывших радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 –
Дольник часто рассматривают как трансформацию силлабо-тонического стиха, как результат усечения (стяжения) трехсложных стоп. В поэзии Х1Х в., где безусловно господствует силлабо-тоника, дольники относительно редки. Широкое освоение этой формы стиха, ее совершенствование, само появление термина ”дольник” связано прежде всего с поэзией Серебряного века, и ”решающее значение имела работа А.Блока в ”Стихах о Прекрасной Даме”.
Тактовик – дальнейшая, после дольника, ступень в тонизации ритма на пути от силлабо-тоники к чисто тоническому, акцентному стиху, в котором ритмообразующее значение играют прежде всего ударения. В стихотворной строке тактовика число безударных (слабых) слогов между ударениями варьируется в пределах: 1-3 или 0-2 слога. Таким образом, межиктовые интервалы неравносложны, но разнятся друг от друга не более чем на два слога.
3-иктный тактовик – стих гораздо более ”расшатанный”, интонационно он ближе к акцентному стиху:
Утром в ржаном закуте, – 2 – 1 – 1
Где златятся рогожи в ряд, 2 – 2 – 1 –
Семерых ощенила сука, 2 – 2 – 1 – 1
Рыжих семерых щенят. – 3 – 1 –
(Есенин «Песнь о собаке»)
Сам термин ”тактовик” был предложен А.П.Квятковским, развивавшим особую ”тактометрическую” теорию стиха. Тактовик в его различных вариациях представлен в русской поэзии ХХ века: ”Наш марш” В.В.Маяковского, ”Синие гусары” Н.Н.Асеева и др.
Тактовик резко отличается от стихов силлабо-тонической системы, где обязательны: равносложие соизмеримых строк, равнодольность всех слогов, совпадение ударных слогов с метрическими акцентами размера (константный ритм), отсутствие внутристишных структурных пауз. Мерой тактовика, как и силлабо-тонического стиха, служит тактометрический период с его контрольным рядом; тактовик скандируется четким речитативом. Практически основы тактовика заложены в метрических формах русского народного стиха. Почти на протяжении всей истории русской поэзии, начиная с середины 18 в., у отдельных поэтов появились стихи, ритмическая структура которых противостоит канонам силлабо-тонической системы. Попытки нарушить каноническое равносложие метрического стиха и ввести паузные формы ритма встречаются у Г. Державина, В. Жуковского, М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Фета, Я. Полонского и др. Наиболее эффективными оказались опыты А. Блока, М. Кузмина, В. Маяковского, Н. Асеева, С. Третьякова и других поэтов, расширивших богатства русского стихосложения тактометрическими ритмами.
Вот ряд тактовиков трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников. Трехкратные трехдольники:
Наш отец — завод.
Красная кепка — флаг.
Только завод позовет,
Руку прочь, враг!
(В. Маяковский)
Если день смерк,
Если звук смолк,
Все же бегут вверх
Соки сосновых смол.
(Н. Асеев)
В небе ржавее жести
Перст столба
Встал на назначенном месте,
Как судьба.
(М. Цветаева)
Четырехкратные трехдольники:
Билет — щелк. Щека — чмок.
Свисток, —и рванулись туда мы,
Куда, как сельди в сети чулок,
Плывут кругосветные дамы.
(В. Маяковский)
Время велит за песню приняться,
Вбей в шаг марш!
Взглянем, как вырос за эти три надцать
Лет рост наш.
(С. Кирсанов)
Акцентный стих (или ударник)– чисто тонический. В этой форме стиха метрообразующее значение имеют только ударения, число же безударных слогов между ударениями варьируется свободно, в широких пределах: от 0 до 6 и более слогов. Наиболее распространенные размеры – 4-ударник и 3-ударник; часто в стихотворном тексте урегулировано чередуются строки с разным числом ударений.
Рухнула штукатурка в нижнем этаже, – 4 – 1- 3 –
Нервы – большие, маленькие, многие! – – 2 – 1 – 3 – 2
скачут бешеные, и уже – 1 – 5 –
у нервов подкашиваются ноги! 1 – 2 – 4 –
(В.Маяковский «Облако в штанах»)
Термин «акцентный стих» введен Б.В.Томашевским. Ритмическая структура акцентного стиха наиболее свободна. Поэтому в акцентном стихе усиливается роль такого факультативного признака завершения стихотворной строки, как рифма.
Пластическая структура ударника опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных ударных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. В 20 в. он стал достоянием поэзии А. Блока, М. Кузмина и особенно В. Маяковского, который канонизировал ударник и фразовик как формы стиха, наиболее подходящие для его публицистической поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники, среди последних имеется значительная группа произведений, где, помимо равного количества ударных слов, соблюдается единство в слоговом составе клаузул, замыкающих стиховые ряды.
Пример народного двухударника:
Во гра́де было Ки́еве,
Жила́-была молода́ вдова;
У не́й было де́вять сыновей,
Деся́тая — дочь люби́мая,
Ее бра́тья возлеле́яли,
Возлеле́яв, замуж вы́дали,
За младо́го за моря́нина,
За хоро́шего боя́рина.
(«Сестра и братья-разбойники»)
Народный трехударник с трехсложной клаузулой:
Пое́хал Миха́йло Доро́дович,
Пое́хал гуля́ть во чисто́ поле,
И вы́ехал на го́ру высо́кую,
Разве́ртывал тру́бку подзо́рную,
Гляде́л-смотре́л во чисто́ поле.
(Былина «Братья Дородовичи»)
Трехударник с двусложной клаузулой:
Полюби́л короле́вич Я́ныш
Молоду́ю краса́вицу Ели́цу,
Любит о́н ее два кра́сные ле́та,
В третье ле́то взду́мал он жени́ться
На Любу́се, че́шской короле́вне.
(А. Пушкин)
Четырехударник с двусложной клаузулой (в последнем стихе — односложная клаузула):
Когда́ мне́ говоря́т: «Александри́я»,
я ви́жу бе́лые сте́ны до́ма,
небольшо́й са́д с гря́дкой левко́ев,
бле́дное со́лнце осе́ннего ве́чера
и слы́шу зву́ки дале́ких фле́йт.
(М. Кузмин)
Рифмованный четырехударник:
Вашу мы́сль, мечта́ющую на размягче́нном мозгу́,
Как вы́жиревший лаке́й на заса́ленной куше́тке,
Буду дразни́ть об окрова́вленный се́рдца лоску́т:
Досы́та изыздева́юсь, наха́льный и е́дкий.
(В. Маяковский)
Шестиударник с двусложной клаузулой:
Нас бы́ло четы́ре сестры́, четы́ре сестры́ нас бы́ло,
Все мы четы́ре люби́ли, но все́ име́ли ра́зные «потому́ что»:
Одна́ люби́ла, потому́ что так оте́ц с ма́терью ей веле́ли,
Друга́я люби́ла, потому́ что бога́т был ее́ любо́вник,
Тре́тья люби́ла, потому́ что он бы́л знамени́тый худо́жник,
А я́ люби́ла, потому́ что полюби́ла. (/́) (/́)
(М. Кузмин)