А нужна ли поэту теория стихосложения?

Юрий Шелков 2 января, 2023 12 комментариев Просмотры: 667

От добрых замыслов немного толку,
Когда твой слог коряв или неряшлив.
(Ли Гюбо. 1169-1241 гг. Корея)

Побудительным мотивом для размещения на сайте этой статьи послужил ответ пользователя одного из сайтов на мой комментарий к его стиху. Я указал некоторые погрешности в стихе, желая, естественно, повышения качества этого произведения. В ответ я получил: «Прежде чем создать любой стих, я уже его вижу написанным на бумаге, уже знаю о его существовании на другом плане. Остаётся перенести его на бумагу в реалии. Поэтому говорить о „технических брачках” для меня вообще не имеет смысла как такого». В связи с этим высказыванием и возникает вопрос, вынесенный мною в заголовок статьи.
Вашему вниманию, коллеги — «непризнанные поэты», предлагается своего рода цитатник, составленный из высказываний как известных ученых — лингвистов, филологов, стиховедов и др., так и «продвинутых» сетевых авторов. В этом разделе цитаты подобраны с целью переубедить тех начинающих поэтов, которые настойчиво отвергают необходимость даже минимальных познаний основ теории стихосложения. Работы большинства названных авторов цитат приведены в конце этой статьи. Причем, указаны только те работы, которые можно найти через поисковик интернета и при желании бесплатно скачать. Надеюсь, вы продолжите этот список понравившимися вам работами.
«Стиховедение считается трудной частью словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Психологически это понятно. Стихи — это поэзия, поэзия — источник самого высокого эстетического наслаждения, простому читателю она представляется чудом. И вот это чудо предлагается разбирать по частям, вместо живых слов следить за безликими ударениями и созвучиями, «алгеброй поверять гармонию». Но ведь у этого процесса есть и другая сторона. Разве не интересно понять не только что именно кажется в этих стихах прекрасным, но и почему оно кажется прекрасным: как переплетение звуков, схожих и разных, ударных и безударных, «подстилаясь» под смысловое содержание стихотворения, придает ему выразительность, которой оно никогда не имело бы в прозе?» (М.Л.Гаспаров)
«К любому, кто занимается творчеством, предъявляется три основных требования: талант, мастерство и осмысленность, то есть в определенном смысле — возможность, умение и стимул. Поэт должен сознательно или подсознательно ответить на три риторических вопроса: «Что написано?», «Как написано?» и «Зачем написано?». Если для поэта его стихи — не поверхностное увлечение (никому не нужное) и он не обуреваем гордыней, не считает, что всего уже достиг и нельзя менять ни слова в его ниспосланных свыше произведениях, тогда в нашем случае ему необходима теория, поэтическая школа… Неумелость и беспомощность еще не означают отсутствие таланта.» (М.Швец)

«Да, писать стихи гораздо проще, когда они идут изнутри, а не отталкиваются от теории. Тем не менее, чтобы стихотворение было не просто искренним, а красивым и наполненным смыслом, нужно хотя бы немножечко разбираться в технике.» (Т.Скоренко)

«Технике стиха можно и должно учиться. Талант поэта, истинное золото поэзии может сквозить и в грубых неуклюжих стихах — такие примеры известны, но вполне выразить свое дарование, в полноте высказать свою душу поэта — может лишь тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства.» (В.Брюсов)

«Прежде всего надо усвоить, что никаких стиховых «правил» в виде внешних, кем-то установленных норм нет. Есть определенные объективные условия построения поэтической речи и, в частности, стиха, и эти условия вступают в сложное взаимодействие с субъективными устремлениями творческой мысли. Поэзия пользуется языком, живой речью, и законы этой речи не могут быть обойдены. «Правила» не вырабатывал и тем более не придумывал никто. Они проистекают из норм языка, из норм мышления, из математических и психофизиологических норм ритма в их сложном взаимодействии друг с другом и с тем содержанием — идейным, предметным и эмоциональным, — которое стремились воплотить поэты, движимые, в свою очередь, бесчисленным количеством факторов, от узколичных до широкоисторических. Теория стиха — это обобщенная практика; техника — приложение выводов теории к новой практике.» (Г.Шенгели)

«Поэтический мир поэта складывается не только из его образов и тем (материала), но еще из законов, связывающих образы в единое целое, которые, с известной долей условности, можно назвать инструментом. Кроме основных (базисных) законов языка от грамматики до лингвистики поэтический язык живет (движется, развивается) по своим особенным законам — правилам стихосложения … Почти в каждом стихотворении имеются: образы, рифмы, строфы, ритм, все вместе выражающие неповторимую индивидуальность автора.»
(М.Швец)

«Стих представляет собой особый тип речи, своеобразную выразительную систему, по-своему использующую самые различные языковые элементы и образующую новое и самостоятельно стилистически функционирующее языковое целое, подлежащее, в частности, и лингвистическому изучению. Стихотворный язык ни в какой мере не сводится только к ритмической его организации, на которую чаще всего указывают. Слово в стихе звучит иначе, чем в других типах речи, и играет значительно более самостоятельную роль. Стихотворные паузы представляют собой резко усиленные в своем качестве словоразделы внутри стихотворной строки и в конце ее. Несравнима с другими типами речи и звуковая организация стиха. Об этом свидетельствует не только рифма, но и вообще особая роль звука в стихе, его влияние и на интонацию стиха, и на его лексику.» (Л.И.Тимофеев)

«Искусство требует жертв. И жертвой должен быть автор, а не его читатели и коллеги.» (Т.Бондаренко)

«Не обольщайтесь: если Бог не дал вам таланта, никакая технология не поможет. И не надо на это обижаться.» (С.Щепотьев)

Рекомендуемая литература:

1. Тим Скоренко. Учебник стихосложения. Работа опубликована на сайте автора, который является автором и исполнителем авторской песни и сетевым поэтом (г. Минск). Работа полно и очень доступно рассматривает все основные вопросы теории стихосложения. Наиболее полезна для начинающих, да и «продвинутых» поэтов. В книге приведена очень интересная статья Леонида Каганова «Как не надо писать стихи».

2. М.Швец. Технология русского стихосложения.

С.Пб, «ЛЕКС СТАР», 2002. — 96 с.

Первая книга литературного (не профессионального) современного критика. Легко и доступно изложены основы современной теории и практики русского стихослагательства. Предназначается для молодых начинающих авторов.

3. Тимофей Бондаренко. Основы стихосложения — современный взгляд. Автор — сетевой поэт. Работа очень полемична. В основном посвящена ритмике стиха, в преломлении которой рассматриваются все основные стиховые параметры.

4. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х — 1925-го годов в комментариях. М., «Высшая школа», 1993 — 272 с.

Михаил Леонович Гаспаров (1935-2005 гг.) — известнейший советский и российский филолог-стиховед. В книге на примерах стихов поэтов «серебряного века» подробно рассматриваются все аспекты теории стихосложения. Очень интересное и полезное пособие для поэтов, особенно начинающих.

5. Шенгели Г.А. Техника стиха.

Георгий Аркадьевич Шенгели (1894-1956 гг.) — поэт, переводчик, филолог. «Техника стиха» — последняя и незавершенная его работа. В книге решается центральная стиховедческая проблема — взаимоотношение языка и стиха. Книга имеет более 300 стр. текста, хорошо иллюстрированного классическими стихами. Излагаются вопросы ритмики, размерности, рифмы, строфики. Написана доступным языком и вполне приемлема в качестве учебного пособия для поэтов различного квалификационного уровня.

6. Кожинов В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., Алгоритм, 2001. — 320 с. Книга теоретизирована, сложна для начинающих поэтов. Рассматриваются вопросы содержания и формы поэзии, природы стиха, ритмики, интонации, размерности.

7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., Аспект Пресс, 1999 — 334 с.

Учебное пособие, переиздание учебника 1931 г. Предназначено для студентов и преподавателей гуманитарных вузов. Рассматриваются вопросы поэтической лексики, стилистики, синтаксиса, метрики, тематики, жанры.

8. Н.А.Богомолов. Краткое введение в стиховедение.

9. Этика символистического стихосложения.

10. Б.И.Осипов. Русские стиховые системы.

11. К.Тарановский. О поэзии и поэтике.

12. В.Е.Холшевников. Основы стиховедения. Русское стихосложение.

13. В.Брюсов. Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам.

14. И.Сельвинский. Студия стиха.

15. Б.В.Томашевский. Поэтика.

16. Варлам Шаламов. Заметки о стихах.

Серия публикаций:: Теория стихосложения
4

Автор публикации

не в сети 4 часа
Юрий Шелков76K
День рождения: 27 ИюняКомментарии: 6023Публикации: 1093Регистрация: 27-12-2022
1
10
12
9
7
1
Поделитесь публикацией в соцсетях:

12 комментариев

  1. Очень понравилось это место в романе Елены Алексиевой “Нобелевский лауреат”: “Стиль работы молодых и их ужасных рукописей был неуклюжим, а порой попросту нелепым. Но это их нисколько не смущало, и работа у них продвигалась с завидной легкостью. Вот это и было парадоксальным. Они напоминали людей, лишь недавно научившихся плавать по-собачьи, но свято веривших, что именно так они смогут переплыть океан. Их вообще не волновало, как они выглядят со стороны. Они не имели представления о разных литературных стилях, потому что смотрели на них с презрением. Часто терпели фиаско, хотя не сознавали этого. Многие из них вообще ничего не смыслили в литературе, но даже не отдавали себе отчета в том, что именно это их и спасает…”

    3
    1. Это не ассоциации, это конкретные примеры (не мною придуманные). Фраза “Белла Ахмадулина” (или “Фёдор Тютчев”) – это хорей, а “Иван Петрович Павлов” (или “Иван Крылов”)- это ямб. Амфибрахий – это “Анна Ахматова”, а “Николай Гумилёв” – анапест. У нас такой плакат висит в кабинете литературы.

      2
      1. Действительно, многим поэтам свойственно пользоваться одним стихотворным размером, такова их музыка.
        Помнится, мне амфибрахий ставили в диагноз.) Но это было давно, как в прошлой жизни…

        1
  2. Теория стихосложения нужна. В особенности, если поэт стремится вырасти над собой, любит слово и смотрит всегда выше себя, как обывателя, не забывает о высоком.
    Но, “если любишь, не утомляй длинным текстом”: чтобы убедить – не всегда нужны простыни убеждений.

    2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля