Мой выбор пал на эту тему потому, что именно поэтический образ есть одна из важнейших черт, отличающих стихотворное произведение от прозаического.
«Поэзия — образная литературно-художественная речь, подчиненная особому закону упорядоченности, который придает ей ощутимую стройность и мелодичность. То есть образность стихотворения — это первейший и важнейший фактор отнесения произведения к поэзии. Конечно, образность — это лишь часть средств художественного изображения, но важнейшая часть. Поэзии без образа не существует, а если и встречаются безОбразные стихи, то они не имеют с поэзией ничего общего. Как сказал А.С.Пушкин: „Что если это проза, да и дурная“.
Человек с детства, с самого рождения обладает способностью индивидуально воспринимать окружающий мир, видеть то, что до него никто не успел разглядеть, а если и разглядел, то не сумел сформулировать и правильно, художественно выразить свое отношение к увиденному… Научить поэтически видеть мир невозможно. Научить правильно выражать свое поэтическое сознание можно, нужно и важно.
Главным в образе является, пожалуй, неожиданная деталь (мысль, штрих, соответствие), подмеченная автором и не видимая, не бросающаяся в глаза до этого момента никому другому. Значит, образность стиха выражается наличием художественно поданных неожиданностей в его тексте. Конечно, для стиха важны и музыкальность, и связность, и цельность образных конструкций. Без этих параметров стих не будет отличаться от прозы.
Наиболее важные требования к поэтическому образу — это: первое, взаимозависимость образов, содержащихся в одном стихе. Нельзя допускать образы противоречивые или взаимоисключающие друг друга; второе — стихотворный образ обязан быть локальным, то есть уместным.
Первая, самая распространенная форма отображения образа — это простейший эпитет. Когда мы говорим „белый снег“, то слово „белый“ является просто эпитетом. Но если сказать „белая ночь“, то слово „белая“ — уже поэтический эпитет, т.е. становится образом. Поэтический эпитет, кроме определения(предметного или логического), дает слову дополнительную художественную характеристику в виде скрытого сравнения — это почти всегда метафорическое прилагательное, в котором заложен меткий признак сравнения (соответствия, взаимосвязи). Например, „сахарный снег“, неуютная жидкая лунность (С.Есенин).
Кроме эпитетов-прилагательных, встречаются эпитеты-существительные в родительном падеже (»серп месяца”, «чаша бытия” и в именительном падеже (»меч-перо”, «ветер-перевертень”.
Поэтический оборот, употребление слов, фраз, выражений в переносном, образном смысле называется тропом и является поэтическим образом».
(Из книги М.Швеца «Технология русского стихосложения»).