Дора

Эртиль Инсар 30 апреля, 2022 2 комментария Просмотры: 648

Обитатели планеты Галея долгое время разрушали, чтобы жить, и жили, чтобы разрушать. Сравнять с землей другое государство, чтобы на его территории построить свои города? Запросто! Растить в этих городах воинов, готовых умирать во имя строительства новых мест? Еще спрашиваете! Они убивали и погибали, пока однажды не пришли в негодность и для первого, и для второго.

 

Старики еще помнили эпоху, когда их Галея была самым ярким камешком в космосе. «Мы купались в реках и не боялись капель дождя», – говорили они своими металлическими голосами. Молодежь слушала, с уважением разглядывая шестеренки и проводки, торчащие из колен рассказчиков.

 

«Язвы никого не щадят, – предупреждалли объявления в общественных местах, – соблюдайте меры предосторожности…». Дальше прохожие не читали, ибо кому нужны эти скучные правила. Все привыкли к увечьям и протезам. В то же время, первозданный облик тела очень ценился. Самый кожаный, самый мясной считался эталоном красоты. Костяной череп сравнивался с бюстом великого Авоса – последнего воина-галеанца (по секрету скажем, что он был тем, кто задумал натравить на три чужих государства кислотный дождь; так случился великий Плач небес, после которого войн больше не было). Плоть и кровь стали всеобщим помешательством.

 

Выставка натуральности проводилась каждый год в томных павильонах города Хорса. Именно там оказался Пауль, владелец книжного магазина. Он пришел со вполне понятной целью – поглазеть на все великолепное, что осталось на Галее. Разумеется, ничего и никого не трогать. У него отсутствовал фетиш на молодые и сочные тела. Этим Пауль отличался от своих бывших однокурсников: те в массе были самыми настоящими провинциалами и переезжали из деревень в Хорс только ради того, чтобы найти здесь кого-нибудь здорового и зажить эталонно.

 

У Пауля не было таких стремлений. Ему нравилось неуловимое, сказочное; его манили мысли. В простом столбе кожи и разнообразных желез мыслей не было. Поэтому, посещая выставки, Пауль смотрел, внимал, вникал, а в голове держал эпизод из детства: бродил однажды с бабушкой по музею (которого нынче уже не было) и очень скучал от одинаковости картин. В сером зале была война, в красной гостиной – любовь, в черной анфиладе – сплошные комнаты горя. Мальчик бы точно заснул на каком-нибудь пуфе, если бы бабушка не заговорилась со знакомой в атриуме. А там стоял большой бирюзовый камин. Блестящий, гладкий, с разноцветными камушками. По бокам росли голубые кристаллы, а на самом верху сидели два галеанца, парень и девушка. Парень сгорбился и поджал под себя ноги. Его соседка же сидела расслабленно; ее легкая улыбка затмевала все, даже протез на месте левой ноги. Девушка смотрела на собеседника снисходительно и спокойно, и Пауль верил, что любые страдания будут бессильными перед этими блестящими глазами. Камин назывался «Разговор в ледяной пещере». Мальчик возвращался в музей еще несколько раз, чтобы посмотреть на бирюзовое чудо, так непохожее на руины за забором музея. Поговаривали, что камин когда-то мог петь, но никто из сотрудников не знал, как заставить работать этого драгоценного красавца. А потом его продали какому-то богачу.

 

Пауль едва видел, куда идет. Душный павильон сначала затянул его в свою пасть, а потом принялся пережевывать железными руками и ногами других зрителей. Пауль на их фоне выглядел как эскпонат – чистенький, почти нетронутый ужасным галеанским климатом. Так, пара пятнышек на лице; даже красиво. Он вообще отличался приятной внешностью – высокий, с аккуратными бакенбардами и белоснежными зубами; а мать говорила, что у него очень юное лицо. Даже грустные глаза не старили его. Чья-то рука легла ему на плечо, а в ухо скользнуло предложение поучаствовать в выставке. Он не успел оскорбиться – незнакомца проглотила толпа. Пауль выбрался из жалящих тисков на балкон, а оттуда уже упал на дно ледяных глаз, прятавшихся в темноте коридора. Все затихло, толпа умчалась смотреть на красавцев и красоток. Павильон стал еще мрачнее. И тут из соседних комнат прямо в эти глаза устремился луч света. Молодой человек пошел вслед за ним.

 

Глаза смотрели на него и медленно моргали.

 

– Вы заблудились? – спросили они низким женским голосом. Подойдя вплотную, Пауль увидел, что это была девушка, на вид чуть старше него. В поношенном комбинезоне, с короткими волосами и механической рукой – полный провал для выставки прекрасного. Она сидела на каменной скамейке и водила здоровыми пальцами по колену. Там зрела маленькая злая язва.

 

– Нет, – Пауль сел рядом. – Не захотел туда идти. Эти зрители слишком настойчивы. – Он пытался рассматривать ее не так нагло, однако уже невозможно было не отмечать про себя веснушки, короткие ресницы и морщинки на лбу.

 

– Вы не против моей компании?

 

– Нет, – девушка облокотилась на стену и повернула голову так, чтобы ее чудесные глаза смотрели прямо на него. – Вы слышите это?

 

Пауль напряг все свое внимание, чтобы понять, о чем она говорит. Из выставочного зала доносились вопли и свистки публики, и сквозь них еле-еле пробивалась изящная мелодия. Вчерашний студент узнал в ней Песню гордости и счастья. Ее исполняли во времена старых царств в любом приличном доме. Когда-то этой композицией наслаждались дворяне, поэты, художники, а теперь под нее рассматривают, у кого толще ляжка. Молодой человек против воли рассмеялся. Ему вторил бархатный голос девушки.

 

Так Пауль встретил Дору. Если бы его попросили описать ее, он бы сказал: «Ростом с меня, а в лице будто вечность застыла». Было что-то особенное в этих подвижных бровях и широком носе, в этих кукольных губах и бледных щеках. Когда девушка замирала, все вокруг нее превращалось в картину. Пауль когда-то брал уроки рисования, потом забросил. После полугода знакомства он вдруг осознал, что составляет целую энциклопедию Доры. Вот она спит, вот ест, а на этом неудачном рисунке потягивается после сна. Вот она ухаживает за своим протезом – смазывает шестеренку маслом и подкручивает винтики. Пауль долго рисовал ее, пытаясь уловить все детали страшного таинства.

 

Друзья говорили, что ему нужен кто-то почище, но что они знали? Сами облапают все подряд, а потом в ужасе рассматривают себя в зеркале, боясь увидеть заразные пятнышки. Наверное, Пауль когда-то и сам был таким, однако теперь все страхи исчезли. Он знал, что язвы рано или поздно перекинутся и на него, но был к этому готов.

 

Через два года Дора лишилась ноги, а Пауль старых друзей. Не стоило им звать его на выставку натуральности, а потом знакомить с какой-то бесцветной барышней. Тогда он обрел нового друга – пожилую коллегу Доры, тетю Нину, первым делом научившую его играть в карты. Старушка уже мало походила на галеанку, гремела своими дешевыми механизмами и рассказывала пошлые анекдоты, в которых кто-то кому-то писал на ботинок. И сама же над ними смеялась. Однажды, правда, она осеклась и сказала: «Извините. Мой муж очень любил рассказывать эту ерунду гостям».

 

Дора и тетя Нина трудились на станции «Город Хорс». Старушка – сторожем, а Дора – техником. Во время ремонта одной из машин она порвала защитную перчатку, и теперь ходила с металлической рукой. «Зато ни одна болезнь ей больше не грозит», – улыбалась девушка, баюкая конечность на груди. А бабка Нина уже и не помнила, когда ее тело начало сыпаться, только приговаривала: «Мозги у меня старые. Барахлят». Дора смеялась и тайком подкручивала маленькие винтики на локтях подруги – из строя выходило все, не только мозги.

 

Еще через пару лет у молодой пары появился сын Давид . «Здоровый, у отца прекрасные гены», – говорил врач, и Пауль хотел дать ему подзатыльник. Кормить Доре было нельзя. Ей вообще нельзя было трогать ребенка в первые три месяца жизни. Она знала это, поджимала губы и молчала. С ребенком сюсюкалась железная тетя Нина, бросившая по такому поводу работу на станции. «Сэкономили на погремушках, молодежь!» – подбадривала она новоиспеченных родителей.

 

Книжное дело Пауля шло хорошо. Казалось бы, в мире красных барханов и обжигающих ливней не может родиться и вырасти читатель. Однако Пауль каждую неделю убеждался в том, что разум ставит свои желания превыше всех катастроф. К нему приходили путешественники, обмотанные жгутами, и скупали целые полки поэзии; вслед за ними шли юные девочки, любительницы пошлых рассказов. Частыми посетителями были группы из школы, ради которых пришлось организовать читальный зал. В нерабочее время его было решено использовать для семейных посиделок (идея жены).

 

Посиделки не были большими и шумными, как и семья: отец давно умер, а мать еще держалась, правда тоже не избежала нескольких металлических вставок на животе и бедре. Родни Доры не стало еще до ее выпускного. Оставшиеся в живых собирались, составляли столы, пили настойки, смотрели из окна на кислотные закаты и смертоносные бури. Мать нянчила Давида, тетя Нина мешала карты, а Пауль держал Дору за холодные блестящие руки. Потом мать передавала ребенка няне, та показывала крючком на букву и говорила: «Д – Давид. Прямо как ты! М – мама». Малыш радостно хлопал в ладоши и протягивал ручки к родителям. Те брали его к себе и тихонько напевали старую мелодию, которую никто в их городе не помнил.

 

После рождения дочери Ивы Дора окончательно лишилась торса. Это был первый раз, когда Пауль видел ее истерику. Он пробовал разное: гладил по голове (пряча от ее глаз выпадающие волосы), целовал руки, читал вслух легенды о других планетах – все без толку. Выплакав столетний запас слез, Дора, наконец, заговорила с ним.

 

– Посмотри на свой живот.

 

– Живот как живот, у тебя лучше, – ответил ей Пауль, гладя темно-серые пластины, имитирующие складки. – Самый прекрасный живот на свете.

 

– Там язва, я заразила тебя, – она всхлипывала, а глаза превратились в красно-голубые кратеры. – Теперь это необратимо. Ты станешь, как я.

 

– А еще баба Нина и частично моя мама. – Он уткнулся губами в сладко пахнущую макушку. За окном клубы пыли исполняли неистовый танец.

 

Дети росли здоровыми и крепкими, что было даже удивительно. На Галее начали потихоньку очищаться отдельные области, в них организовывались маленькие городки, куда можно было ездить здоровым жителям планеты. Дора и Пауль с радостью отправляли туда Давида и Иву. Сами в их отсутствие ходили на концерты царской музыки, читали друг другу какие-то пафосные стихи и без устали играли в карты. За одной из их партий правая рука Пауля отказалась двигаться. Она бы еще долго лежала неподвижным бревнышком, если бы не один прохожий по имени Андрон, подрабатывавший санитаром в больнице. Он казался смешным украшением города – круглый, румяный, душевный. Подобно бабе Нине, он рассказывал смешные истории и гордился своим металлом и проводками.

 

«Тропа бежит косою лентой…

 

я вижу старый отчий дом

 

и знаю, что милее нету

села, чем то, в котором мы живем…» – тянул Андрон, разматывая бесконечные бинты на животе и руках нового знакомого. Пауль улыбался, слушая его, и думал, что есть еще на свете какая-то культура.

 

Они с Андроном начали достаточно мило общаться. Однажды даже завалились в бар и очень долго говорили о судьбе Галеи, об их обществе, о царствах и многом другом.

 

– Не научимся мы жить нормально, пока эти язвы не вытравим… – вздыхал Андрон.

 

– Вообще можно попробовать вывести бактерии из отрезанных рук и поселить их в червей и птиц. – С умным видом заявил Пауль. – Проводить эксперименты. Так и узнаем, как можно спастись.

 

– Экий ты умный! – восхитился его приятель. – Не зря магазин держишь!

 

Умник опустил голову и покраснел.

 

– На самом деле, это моя жена придумала.

 

Санитар загоготал на весь бар.

 

– Повезло как! – он даже пожал Паулю руку. – Кстати, а ты не обижаешься на нее за это? – Андрон показал на металлический протез и пластины на животе. – Железки все же, не настоящее тело.

 

Ответом ему были усталый вздох и прикрытые глаза.

 

– Тело – такая глупость. Выставки эти, сальные взгляды… – Пауль сжал двумя пальцами переносицу. – Уверен, я бы все равно остался без рук, живота, а возможно даже без головы. Такова уж наша Галея.

 

– Такова уж любовь! – с улыбкой подметил их сосед по барной стойке.

 

Пауль вернулся домой поздно вечером. Жена ждала его на кухне; молча протянула стакан с теплой очищенной водой, потом поцеловала в щеку и отправила в уже расправленную постель. Он знал, что Дора боится встретить его с какой-нибудь новой язвой на теле. Вообще, если бы она сказала ему сидеть дома и ходить только до магазина и обратно, он бы понял. Но Дора этого не делала. Сидела и ждала, несмотря на раннюю смену на станции.

 

– Почему? – раздался в коридоре голос тети Нины. Он уже барахлил и искажался, становясь похожим на мужской.

 

Паулю тоже хотелось знать ответ, поэтому он напряг все свое внимание, как в их первую встречу.

 

– Что «почему»? – самой жене было трудно говорить из-за новых язв.

 

– Ты отпускаешь его на эти гулянки, – кряхтела ее коллега. – Ведь знаешь, что там он может что-то хватануть. Переживаешь, ждешь, а отпускаешь.

 

Живот чуть не плавился от волнения.

 

– У Пауля нет друзей, – Дора кашлянула, – прошлым я… не очень понравилась. Они не захотели общаться с заразной. А теперь у него есть приятель, и мое сердце очень радуется этому. – Она кашлянула два раза. – И уж если ему важны их прогулки – пусть гуляет, сколько угодно. Мое волнение не должно его касаться.

 

За ее ответом последовал долгий приступ кашля. «Нужно будет готовиться к еще одной операции», – думал Пауль, особенно крепко сжимая пальцы на подушке. Когда жена наконец пришла в спальню и легла рядом, он сгреб ее в охапку и не отпускал до самого утра.

 

Андрон оказался еще и шумным покупателем – приходил в книжный и начинал наводить шум у каждого стеллажа. В этом были плюсы: видя оживление, в магазин стекались горожане и покупали хотя бы одну книгу или журнал. В этом были минусы: как-то раз среди этих горожан обнаружился старый друг Пауля. Какой из них – тот понял только с подсказкой. Даже не сразу догадался, что был знаком с этим роботом в дорогом пиджаке.

 

В тот день в магазине была мать, время от времени подкалывавшая Андрона с его шутками.

 

– Дорогой, побереги деньги моего сына! – протянула она со своего любимого места у окна. – Он вместо детей будет тратиться на мази, если кто-нибудь тебя побьет за хохму.

 

– Ну что ж поделать, – отмахнулся тот (причем, книгой), – смех пишем, плач в уме.

 

И тут у стеллажа образовался сутулый силуэт. Он навис над Андроном подобно тем жутким птицам, что прилетают в город и уносят в свои гнезда корзины и ведра. В глаза бросались блеск металла и дорогой пиджак. Машина таращилась на галеанца своими маленькими прожекторами, а потом протянула записную книжку и черный карандаш. «Запишите фразу», – попросила она искаженным голосом. Андрон и бровью не повел, послушно оставил на гладком листе свое высказывание. Машина сразу оторвала его и положила на прилавок со словами: «Это о тебе, дружок». И направилась к выходу из магазина. Мать Пауля крикнула ей вслед:

 

– Мика, если тебе нужен хороший мастер, могу подсказать одного! – дальше она заговорила на полтона тише. – Чтобы ты сам своей рукой пользовался, а не других просил.

 

Магазин содрогнулся от громкого смеха. Все веселились. Один Пауль стоял в смятении, думая о том, что его дружба и юность свелись к вырванному листу с чьей-то шуткой. «Не вешай нос, пока он еще из мяса!» – крикнул Андрон, сминая злосчастную записку и выбрасывая ее на улицу прямо в маленький красный вихрь. Бумажка игриво кружилась, пока не распалась на мелкие частицы.

 

Вечером того же дня он пришел домой и застал такую картину: Дора дремала на диване, а на полу подле нее, разложив перед собой книги и альбомы, сидели Давид и Ива. Они оживленно, но тихо обсуждали какой-то важный вопрос. Подойдя к ним так, чтобы не отвлечь, Пауль увидел карту окрестностей Хорса и какие-то графики. Он в этом мало что понимал, но любил, например, смотреть на Дору, изучающую инструкции и брошюры. В моменты особого интереса она превращалась в богиню-созидательницу, спасающую мир. Что-то похожее он видел и в их детях. В горле образовался комок; не зная, куда себя деть, Пауль накрыл жену пледом и сел рядом, наблюдая за двумя совсем еще юными галеанцами, постигающими природу их планеты.

 

Мать и тетя Нина ушли в иной мир одновременно. Похороны были скромными, никто не плакал. Андрон рассказывал любимые анекдоты старой няни, а Давид говорил о танцах, которым его учила строгая бабушка. Ива в своем длинном сиреневом платье выглядела, как маленькая царевна. Они с братом все еще были чистыми и здоровыми; Пауль смотрел на них круглыми прожекторами и думал, что гордость и счастье бывают не только в старых песнях. В какой-то момент он отлучился за энциклопедией Доры, уже толстой, в которую ему удалось собрать несметное количество портретов жены, детей, матери, тети Нины и даже Андрона. На последней странице не оставалось места для рисунка. Пауль написал там: «Сижу в ледяной пещере. Здесь тепло и рассказывают анекдоты».

 

Галея развивалась стремительно. Ее обитатели жили для того, чтобы излечиваться, и излечивались во имя жизни. До ясного неба и безопасных улиц было далеко, но они верили, что точно справятся лучше своих предшественников. Вот и сегодня два молодых энтузиаста отправились в руины сел, очищенных от смертоносных бурь. Их провожали родители. Когда вагон скрылся за горизонтом, отец вернулся в свой магазинчик, а мать продолжила творить чудеса разводным ключом.

 

Они увиделись только дома. Или услышались; трудно судить, ведь у них не было привычных глаз или ушей. Они вообще не походили на галеанцев или, как говорят на Земле, на людей. Две машины – одна с протезами, другая с колесиками вместо ног (видимо, не хватило денег на что-то поприличнее). Пройдя в гостиную, механические существа взялись за руки и уставились друг на друга с подозрительно естественной преданностью. Одна – та, что на колесиках, – нажала на какую-то кнопку на своем животе, и комнату заполнила старая мелодия. Кажется, в ней говорилось о счастье и еще чем-то.

 

В комнате возник голубоватый луч, подсветивший голову второго чуда механики. Случайный зритель бы подумал, что луч был волшебным; но знакомые странной парочки знали, что это было всего лишь игрой света на корпусе камина. Где он только не стоял – в музее, в выставочном павильоне, теперь вот здесь.

 

Мир вокруг замер.

 

Машины слушали мелодию, держа друг друга за гладкие блестящие ладони. И в этом действе было больше жизни, чем во всех выставках натуральности.

7

Автор публикации

не в сети 1 год
Эртиль Инсар201
Комментарии: 15Публикации: 14Регистрация: 25-03-2022
1
Поделитесь публикацией в соцсетях:
Поделиться в соцсетях:

2 комментария

  1. Доброе утро,Эртиль!
    Прочитала на одном дыхании. Грустное, но светлое повествование. Любовь – главное на земле! Финал очень тронул. И ещё, неотступно во время чтения преследовала мысль о том, что такой сценарий может быть вполне реальным для человечества… не остановись оно.

    1
    1. Добрый вечер, Лана!
      Спасибо за добрый отзыв. Да, человечество может довести себя до беды… но любовь способна исцелить нас, так что все не так плохо.
      Надеюсь, читать было комфортно. Не знаю, почему, но текст постоянно схлопывается, абзацы и диалоги исчезают, приходится постоянно редактировать. Но это технический момент, конечно. Буду продолжать трудиться над содержательным 🙂

      2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля