В Обители Святой… Возрождённой…

Нина Николаевна Гайкова 10 ноября, 2022 Комментариев нет Просмотры: 448

В Обители Святой… Возрождённой…

Глава первая «Пресвятая Богородице Дево,  рук наших дела исправи…»

Многие знают, наверное, Святого рубежа 7- 8 веков Иоанна Дамаскина – хотя бы  из знаменитой поэмы А.К.Толстого и созданного П.И.Чайковским романса. Но не всем, видимо, известно чудо, Милостью Пречистой во спасение его сотворенное –                           и о рождении нового Образа Ея, что Троеручицей именуется.  

   Был Иоанн оклеветан – и по приговору суда отрубили ему руку… Всю ночь молился Иоанн –  а утром приросла рука. В благодарность написал он руку спасённую на  Иконе – так и получил Образ Имя Своё. Третья рука – символ – символ спасения, наверное.  Писали её цветом серебряным, а позже стали тем же, что и одеяние Пречистой. Мы о ней не раз уже беседовали, посещая самый Древний Монастырь Московский  и Храм,  в честь Митрополита-Мученика, в гробницу которого положил Царь Алексей Михайлович грамоту, в которой просили прощения за «деяния» прадеда своего – Царя Грозного.  (См. также «Уголок Богородицы в Храме Пророка» и «Стражи Святые Москвы Православной и всея Руси Святой»).

Отчего вспомнили сейчас? Оттого, что через восемь столетий – почти в начале шестнадцатого века произошло нечто похожее.

 Во время венецианского ига невинно осуждён был благочестивый отрок Стефан – и ему глаза выкололи… Прежде, чем продолжить, стоит задуматься о том, что казни упомянутые, наверное, более жестокие, чем смертная. Человек на мучения «бессрочные», на то, чтобы калекою  милостыню просить, чтобы всеми презираемым быть осуждён,  а вместе  с ним – и близкие. Вот уж, поистине, «сообществу» людей не пристало такое. А главная беда – суд, что прообразом Суда Божьего должен быть,  неправедным становится, а значит, –  от лукавого. И как должен после этого по земле ходить, в глаза людям смотреть судья, страшную ошибку совершивший?! И как по земле ходит и в глаза людям смотрят палач, ещё и зная, что выколотые глаза в тазу лежат?

А ещё – почему именно отрок благочестивый судом виновным признаётся? Очень «актуальная», к скорби великой, тема.

   И, наконец, можно ли считать Стефана Мучеником? Это – уже «дело» Создателя Нашего.  А как мы на земле суд вершим, – за то нам ответ держать…  

    Но продолжим, однако. Немощного отрока  за руку мать водила – и вот в селе Кассиопия явила Матерь Божия Милость Великую.  Придя в Храм, помолились Стефан  и мать его Пречистой пред Образом Неувядаемый Цвет и остались ночевать                   в Храме.   (Об Образе см. также «Лучик Святости в постсоветском мраке»).

  И вот ночью явилась Стефану Пречистая – и вложила в пустые глазницы глаза – только вместо чёрных они голубыми стали…

Есть Образ Матери Божией, что Кассопитрой именуется, о Чуде этом напоминающий.

Лежащий на земле Стефан – над ним склонилась Пречистая и глаз его касается, чтобы вновь отроку незаконно отнятое зрение вернуть. Рядом мать Стефана, а над Матушкой-Заступницей   Силы Бесплотные – Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил.

Одно из бесчисленного сонма чудес, Милостью Ея сотворённых.

День Памяти Образа  – 8 мая…

А где же Образ Этот Святой, пред которым о Заступлении Ея молятся, пребывает?

О том немного позже…

А пока вспомним, что не может не быть здесь Образов Ея Владимирского  и Казанского, Неупиваемой  Чаши и многих других, что каждый русский человек знает.

А вот, что знают, может быть, и не все.  День Памяти Его на Светлой Седмице –  в Пятницу. В этот День во всех храмах Малое Освящение  Воды совершается. Образ, научающий, что должно от всего наносного, ненужного, нечистого избавиться, что Главное, чтобы Образ Божий в человеке, в деяниях его просиял.

Пошёл милосердный император Лев воду искать, чтобы нищего напоить – да кругом лишь заросли сорных трав. И тогда услышал он Голос с Небес – и увидел, что сквозь заросли сорные вода пробивается. И воды набрал, и илом, на глаза нищему возложенным,  от слепоты его исцелил.

А после расчистили место сие – и Храм рядом возвели. И стали приходить к Святому Источнику страждущие. Имя Образа замечательное – Живоносный Источник – значит, жизнь несущий. И грех побеждающий…              

Как не вспомнить слова эти водосвятного молебна:

Пресвятая Богородице Дево, / рук наших дела исправи / и прощение прегрешений наших испроси, / внегда пети нам ангельское пение – Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный, помилуй нас…

  Многое совершается людьми по слабости духовной, по навету врага рода человеческого, по неразумению. Часто – не исправить уже самим в заблуждении совершённого – и бьётся человек в позднем раскаянии. Только Пречистая Дева – Заступница Рода Христианского может  к покаянию обратившегося  спасти на краю пропасти, очистить от мерзости бесовской и к жизни вернуть.  

    Пресвятая Богородице Дево, / рук наших дела исправи…

А образы эти в одном из древних монастырей московских, что в самом центре Столицы Православной – в Обители, от которой улица названа – и происками антихриста более сорока лет имя одного из слуг его носила. Да возвратилось всё на круги своя – не могло не возвратиться…

 

А Имя Обители Святой мы позже назовём…    

Глава вторая «Святое Имя Николай»…

Пока же подойдём ещё к нескольким Образам, что не в каждой обители святой зримо пребывают.

Когда мы слышим имя Николай, вспоминается сразу, конечно, Святитель, всем Миром Христианским любимый и почитаемый. Чудотворец Мирликийский. С Именем его великое множество чудес связано, о нём великое множество слов прекрасных сказано. Вспомним, с какой любовью, с каким почтением говорит о Святителе простой урядник в повести «Пути Небесные» И.С.Шмелёва. О том говорит, сколько храмов Никольских в одном только Зарядье. А уж по всей Столице Православной, по всей Руси Святой!

(См. «Как хорошо со Святителем рядом», «Вхождение в мир духовный», «На страже Правды и Справедливости»).

В каждом храме пребывают Образы Святого, из четвёртого века на Русь Святую пришедшего – во многих по два или три. И здесь как не быть?! Кажется в этом Пространстве Святости два Образа Святителя Николая…

А ещё, конечно, приходит на память Последний наш Царь-Великомученик, в жертву за Россию себя вместе с Семьёю Своею Святой и не отрекшимися от них принесший.  

 

И вновь за народ, на коленях,

Уже ни правитель, ни Царь,

За Русскую молится землю

Раб Божий Святой Николай – 

написал о Самодержце – Мученике Архидиакон Роман.

 

Образ Мучеников Царственных тоже ныне есть почти в каждом Пространстве Молитвы…

А этот Святой Мученик ранами покрыт от орудий пыток и к столбу привязан. Зовут его Николай Новый. Он из Греции к нам пришёл.

 Было это в очень непростые времена – в первой половине восьмого века, хотя в разных источниках время расходится века на полтора. Да это, наверное, «с высоты» веков не так уж и важно. Главное – Мученический Подвиг его.  

Благочестивый юноша из славного рода был доблестным воином, а имевшим Страх Божий и воспитывавший его во всех, кем на поле брани руководил.

После становится Николай иноком и подвизается в скиту в глухих зарослях леса.

В детали входить не станем – расскажем о главном.

Однажды во время ночной молитвы было явлено Николаю и другим инокам, что уготована  им  Мученическая Кончина за веру Христову. Ворвавшиеся в Обитель враги требовали  от иноков отречения от Христа и обращения поклонения идолам…

Ещё один повод задуматься. Что надо было разорителям, кроме добычи? Надо было унижение жителей захваченных земель – их отречения от веры. Снова очень «актуально»…

Никто из иноков от вера во Христа не отрёкся –  и все Мученическую Кончину приняли.

А Николая враги пытались «уговорить», взывая к его молодости, красоте, разуму и мужеству. Обманом  и лестью пытались сделать его отступником. Но не смогли – и тогда стали бить юношу, а после снова обратились к нему с «речами». Но назвал их Николай звероподобными и бесчеловечными, а идолов их глухими, бездушными и бесчувственными – и сказал, что никакие пытки не заставят его от Спасителя отречься.

Вспоминаются невольно Святые Георгий и Пантелеймон, Мученическую Кончину четырьмя веками раньше принявшие. И слова их мучителям сказанные. Тогда казнили Николая так же, как Святого Целителя, отрубив голову и на ветке дерева повесив…

Николай Новый – Новый, «по сравнению» со Святителем Мирликийским, очевидно.     

Его ещё Николаем Вуненским именуют  – от названия села  Вунена, где принял он смерть за веру Христову. Каждый год происходит там чудо  – словно в Память о Мученическом Подвиге  Святого деревья, что вокруг, «кровоточат». И не нам пытаться постичь – а тем более – объяснить.

А День Памяти Святого – героическая дата – 9 мая. Ещё один повод задуматься, что значит быть Воином Христовым.

Вспоминается невольно Храм Благовещенья – всея ВДВ, что в Сокольниках. Там пред Образом Главного Суда множество русских воинов, среди которых и те, что в форме времён Великой Отечественной. (См. «Праздник Света и Победа Русского Воинства»).        

А вера Христова всегда мужества «требовала» – и много веков назад, и ныне…

Здесь  – в Обители, имя которой мы назовём в финале, очевидно, особая любовь к Греции, откуда вера на Русь пришла.

 

Но об этом дальше… 

   Глава третья «Небольшое отступление о «Пространстве» Святости»

 Мы говорили уже не раз о том, что есть образы, что каждому верующему хорошо известны, а есть такие, знакомство с которыми побуждает обращаться к источникам литературным и историческим. И все в «Пространстве»  Святости соседствуют, словно в Мире Духовном. И здесь – а где, как было обещано, в финале скажем.

А ещё здесь много образов греческих, со Святой Горою связанных. Потому прежде, чем продолжить, отступим ненадолго от рассказа о Святынях Монастыря и вспомним вот о чём…

 Есть три места на земле с «эпитетами» Святости – Святая Земля, Святая Гора и наша Русь Святая.

 Русь называют Святою.

Поле, да лес, да вода,

Церковь над тихой рекою

И в два оконца изба –

сказал об Отечестве нашем знаменитый Архидиакон Роман.

Одухотворённый русский пейзаж – одухотворённый –  потому что над рекою, на окраине села или в лесу Храм, который, как сказал другой известный автор с именем Романа Сладкопевца, «благовествует о мире ином». 

Вьется к погосту дорога,

Звон колокольный затих.

Молят усопшие Бога

О заплутавших живых.

Там, в недоступных небесах

За Русь свершается молитва.

И светлым облаком покрыта

Россия все-таки жива –

Духовное Единство Неба и земли – оттого и Русь Святая.

Но не только, конечно. Многие забывают почему-то, что Святою Русь именуется не с тех времён, когда шли люди в Днепр погружаться, – сколько тогда ещё племён языческих jт властей в лесах скрывалось и христиан ненавидело. (Вспомнить хотя бы фильм А.А.Тарковского «Андрей Рублёв»).

Святою Русь именоваться стала в те времена, когда прозвучали известные всем слова Инока Псково-Печерской Лавры Филофея: «Два Рима пали, Третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не быти».  Слова, прозвучавшие, когда пала утратившая духовное начало Византия – и Русь последним оплотом духовным стала. Потому, оевидно, так «всколыхнул» продавших совесть либералов  фильм Архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи». Русь стала «единственным Православным Царством», как сказал на рубеже  века окаянного, русский мыслитель В.С.Соловьёв.  На Руси Святой – вернее, в ней живёт «жажда праведности… при внешней греховности», как позже скажет другой русский мыслитель  И.А.Ильин. Царство здесь – слово ключевое.

К чему всё это сказано? К тому, что Русь Святая – понятие не историческое и не географическое, а духовное, что пятью чувствами физическими не постигается.

  Не станет же сразу святым, благодатным возведённый храм – без освящения,                         без молитвы – не зря же говорят: «место намоленное» – само собою оно таким не станет.

А дом? Кто  и как жить в нём станет…

Русь Святая словно Китеж, что на дно озера от всякой мерзости укрылся  –   но напоминает о нём  «подводный благовест церквей», как написал в годы богоборчества М.А.Волошин.

Напоминает, что мы христиане и должны оставаться ими при всех скорбях ниспосланных, что Царство Божие нудится, завоёвывается подвигом и жизнью праведной – оно внутри каждого, если не «изгнано», не «вытравлено»…

И Монастырь – подобие  Китежа – должен быть таковым, должен «звучать» призывом, словно Китеж со дна Светлояра.

А здесь  – в центе Столицы… Сказал экскурсовод одной из таких Обителей, что хорошо спасаться на отдалённом острове, а здесь словно все соблазны мира сего собрались воедино. Здесь, наверное, дух  «трижды» укреплённым, «закалённым» быть должен…

  А Гора Святая, что с Русью Святою связь «кровную» имеет? Мы сейчас   не о Святых Подвижниках, речь о которых дальше пойдёт, не о силе духовной, которую никто в мире «разгадать» не может, не о Святых Образах Ея, что на Русь словно со Святой Горы «спустились». (См. «Небольшие путевые заметки»).

Замечательный Образ Пречистой Отрада и Утешение. Милость Ея к заблудшим, оступившимся, даже монахам, о предназначении своём забывшим, просьба к Сыну о помиловании – само собою понятно. Нам важно случившееся с монахами, а ещё, прочитанное в книге «Украденные мощи» С.Л.Сенькина. Есть место, что называют «Антиафоном», есть змея, «охраняющая» «в наследство» от язычества доставшийся храм Артемиды.  А Святость, веками намоленная, прежде внутри подвизающихся.   

  И, наконец, Земля Святая. Вспоминаются невольно рассказы И.А.Бунина – прежде всех – «Геннисарет» с постоянным цитированием Евангелие, благодаря которому живая связь времён, почти на две тысячи лет друг от друга отстоящих, ощущается «кожей».

Но, к скорби великой, не всеми – иначе бы не творились  там ныне дела небогоугодные, не был  бы  нарушен запрет Господа создавать государство…

     Но Огонь Благодатный сходит там, где Спаситель принял муки за грехи наши и Воскрес,  каждый год накануне Пасхи Православной! …

«Живы ещё проповедники Истины» – сказал Иеромонах Роман. Оттого и Святость не иссякнет…

Мы же возвращаемся в Пространство Монастырское – к Святым, из глубины веков  на Русь пришедшим. В следующей главе… 

  Глава четвёртая «Единство Святости – вне времени и пространства»

Как мы уже сказали ранее, в этом Пространстве Святости особая связь с Подвижниками греческими почти физически ощущается. Оттого и должно подойти, спросить, а после и почитать.

Вот в сиянии небесном Архимандрит Афанасий Великий, а почти рядом Святой Паисий, которого Святогорцем величают. Их жизнь земную более полутора тысяч лет отделяют.  А что значит для русского человека православного Святая Гора, повторять, наверное, незачем…

Здесь же – почти у входа Образ Соборный, особые чувства и мысли пробуждающий.

Зримое воплощение духовного единства – Единства Святости, трудов и молитвы.                       Кто они – Оптинские Старцы или  Радонежские Святые?

Нет, пред нами Святые Отцы Монастыря Святого Саввы. Как рассказывает нам история Обители, это – греческий Монастырь на Святой Земле – в Кедронской долине – и корнями вглубь на полторы тысячи лет уходит – даже несколько больше. Ещё один пример неразрушимой преемственности.

  А вот Святой времён Апостольских –  времен казни  Спасителя –  Лонгин сотник. Про вытекшие из проткнутых ребёр Христа кровь и воду знают, наверное, многие…

Мы сейчас о Святом Пространстве Монастырском беседуем – а вспомнить или прочитать, что и как было тогда, каждый сам возможность имеет…

Рядом с Лонгином на иконе тот, в чьём доме Мать Пречистая Христа после Вознесения Его жила, тот, кто сказал, что В Начале было Слово, тот кому говорили всадники: «Иди и смотри». Святой Иоанн Богослов…

«Когда истинная молитва — сердечная — подвигнется в душе, тогда она по той стихии, воздействуя на неё, как лучом света пролетает до святых и сказывает им, чего мы хотим и о чём молимся. Между нашею молитвою и услышанием нет промежутка — только надобно, чтоб молитва шла из сердца. Оно у нас и есть телеграфный для неба снаряд”.

Одна из великого множества мудрых мыслей Святого девятнадцатого века, которого Затворником именуют. Имя его Феофан  – а вот Образ его Иконописный… 

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана;

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена…

Это – ответ на знаменитые, преисполненные отчаяния строки А.С.Пушкина, написанные глубоко почитаемым при жизни, а после смерти к Лику причисленным Митрополитом, которому Царь хотел даже знаки Патриаршего Отличия дать – да не людского то разумения. (См. «Россия, «чающая движения воды» и «Стражи Святые Москвы Православной и всея Руси Святой»).  Святитель Московский, в девятнадцатом веке по земле ходивший, – в мир пришёл в конце восемнадцатого, – а горестную судьбу России  века окаянного предвидевший. Святой, изрекший, что нельзя зло злом победить, как невозможно грязь водою грязною смыть. Имя его – Филарет. Образ Святого Митрополита  тоже недалеко от входа…  

Здесь же неподалёку Жены Святые – Петербургская и Московская. Сколько раз о них  беседовали! Вспоминали и о Подвиге Юродства, и о спасённых  в Чечне солдатах.                  И о написании Образа Матери Божией Взыскание Погибших, когда  не приняла Пречистая рубль и копейку, неблагочестивыми братьями ради смеха брошенные,  и о видении духовном при отсутствии глаз физических, и о милиционере, не ставшем слепую арестовывать, сказавшую, что супругу  его скорая увозит. (См. также «Святость рядом с Вавилоном», «Святыня под Покровом Пречистой», «Лучик святости в постсоветском мраке»).  

Святые Греции Православной, молите Бога о Руси Святой. Когда ходили вы по земле,  о ней никто ещё и не слышал – но вы  с Небес на нас смотрите.

 

Святой Иоанн Богослов, Святитель Филарет, Святые Жены – Ксения и Матрона, молите Бога об Отечестве нашем, о нас, часто во мраке неведения блуждающих… 

       Глава пятая – вместо заключения «О возрождении духовном…»

Возрождаются ныне Святыни Столицы и Всея Руси, в окаянном веке слугами антихриста порушенные, попранные, осквернённые. Не получилось Святость затоптать…

 Мы говорили уже однажды, что ныне во всех Святынях возрождённых и вновь возведённых в последние годы появились образы, которых до переворота дьявольского быть не могло. Образы, что в конце века окаянного или уже в нашем веке появились. Образы, с которых взирают жизни за веру отдавшие, слугам лукавого                                        не поклонившиеся – веровавшие «до смерти». Святые Новомученики и Исповедники Земли Русской. 

Прежде всего  – за Россию в жертву себя принесшие Мученики Царственные, о которых беседовали уже не раз, которых и здесь – в начале упомянули. И, конечно, старшая сестра последней Императрицы – Великомученица Елизавета Фёдоровна и в скорби не оставившая её Инокиня Варвара. Ныне они в каждом храме на нас с образов взирают, наводя на мысли нелицеприятные. (См. также «Лучик Святости в постсоветском мраке», «Северо-восток, дорогу к Храму нашедший» или «Родники Русской Святости»).

А этот Святой Исповедник тоже на молящихся взирает почти во всех храмах православных. Написал он книги: «Я полюбил страдание», «Дух, душа, тело» и «Очерки о гнойной хирургии». Хирург от Бога, который мог «на коленке» операцию сделать – оттого и подняли крестьяне бунт, когда сослали Чудо-Доктора дальше по «соображениям политическим». Врач, епископом ставший. После смерти супруги монашеский постриг принявший с именем Евангелиста-Целителя Луки.

У мощей его избравшие профессию – призвания врача клятву давать стали.

Имя Святого Целителя – Лука (Войно-Ясенецкий) или Лука Крымский.

Святые Новомученики и Исповедники Земли Русской! Молите Бога о России! Простите небрежение, неразумение наше, часто «добровольную» духовную слепоту и глухоту! Помогите, чтобы никогда не повторилось в веке окаянном по безумию человеческому случившееся! Молите Бога о вразумлении нашем! …

Вот и всё, пожалуй – осталось только саму Обитель назвать, как обещано было.

Основана она в конце того века, когда восстал народ русский против татаро-монгольских  завоевателей и на Битву Великую вышел. Княгиней основана – матерью одного из героев Славной Битвы на Поле Куликовом. В возрасте преклонном, будучи вдовою, она и сама здесь постриг приняла –  и другие вдовы родов княжеских.

 Женский Монастырь, в честь Её прихода в мир возведённый  – Рождественский или Богородице-Рождественский. И Храм, о котором мы беседовали, в честь этого Праздника Двунадесятого, с которого Церковное Новолетие начинается. Обитель, разделившая  трагическую судьбу большинства святынь православных и, подобно птице Феникс, из руин, из пепла возродившаяся. А неподалёку Храм Чудотворца Мирликийского Николая  в Звонарях – какое название красивое…

Рождественский Монастырь, Рождественский бульвар, улица Рождественка, что много лет носила имя… палача по сути своей – А. Жданова. (Все помнят, наверное, непристойную, бесчеловечную «травлю» А.А.Ахматовой и М.М.Зощенко). Да кто помнит о нём ныне? Всё постепенно на круги своя возвращается, хоть и очень нелегко…

    А если выйти на бульвар – на Кольцо Бульварное – тоже очень красивое название московское – то открываются, словно  видения Мира Духовного, три Обители –  Богородице-Рождественская, Высоко-Петровская и Сретенская.

Впрочем, о двух других мы уже как-то ранее беседовали…

Господи, Матерь Пречистая, Святые Угодники всех времён! Спасите Землю Русскую.

 

Спасите души людей от прелести антихриста, от соблазнов заблудившегося во тьме мира…   

 

 

 

Пока же

0

Автор публикации

не в сети 1 год
Нина Николаевна Гайкова20
59 летДень рождения: 12 Декабря 1964Комментарии: 2Публикации: 4Регистрация: 10-11-2022
2
Поделитесь публикацией в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля