Нет на прорву карантина.
Владимир Маяковский
Поэзия стоит на трех китах:
На рифме, на размере и на смысле.
Их увязал в единое – и вышли
Стихи. Не смог и – опус на пятак.
О смысле не заботясь, гнать строку,
Слух услаждая рифмой и размером,
Легко и выгодно. Ведь простаку-
Читателю припасть легко к химерам,
Искусно созданным. Он мозгоблудство
Извечно принимает за искусство,
Считая: если автор – член Союза
Писателей, то как же может муза
Чушь выдавать? Да и звучит-то гладко.
Тут, видимо, мудреная загадка.
Наверное, умен, талантлив так
Поэт, что не до каждого дойдет.
«Скажу: не понял – скажут: идиот», –
Решает замороченный простак.
Кто ж хочет дураком предстать? И вот
Глаза закатывает обыватель,
Восторг изображая от стихов.
На это у него уменья хватит.
Он умного всегда играть готов.
И невдомек поклоннику-глупцу,
Что он поет осанну хитрецу,
Талантом обделенному. Не худо
Живется от поэзии Иуде.
Ведь редки те, кто вкусом и умом
Наделены, как говорят, с пеленок.
Скорей всего бесхитростный ребенок,
Не думая, что будет с ним потом,
Заявит громко: «А король-то голый!»
Уста младенца истину глаголют.
И ясно станет людям всем, что тот,
Кто слыл поэтом, бездарь-виршеплет.
Стихи его – вода, к тому ж мутна.
Войдешь – по щиколотку глубина.
Да вот беда: нет мальчика – и залом
Бессмыслица владеет часто – заумь.
1.03.14.
Согласен с автором полностью! А в качестве маленького замечания укажу, что во второй строке нехватает главной черты стихотворения – ритмики.
Юрий, что ты понимаешь под ритмикой? Объясни, пожалуйста. Размер (ритм)соблюдён везде (одинаковое число строф), в том числе и в во второй строке. Правда, там не хватало запятой. Я её поставил.
Размерность и ритмика – два разных параметра стиха. Например, если говорить о силлабо-тонике, то размер определяется числом стоп, а ритмика – типом используемых метров, формой окончаний строк.
Ритмика от слова “ритм”. И размерность, и ритмика – понятия отнюдь не разные. Определённый размер (чередование ударных и безударных слогов, одинаковое количество стоп в рифмующихся строках) создаёт ритм. В этом смысле моя вторая строка ничем не отличается от всех остальных. Мелодичность, музыкальность не нарушены. А это главное. Ибо корявость стиха возникает именно тогда, когда нарушается размер, ритм. Хотя талантливые поэты делают это иногда намеренно, чтобы сбой усилил смысл, сделал на чём-то акцент. И все неумеки свои сбои ритма объясняют намеренностью: это-де я специально. Но вкус имеющему человеку видно: беспомощность.
Истинные поэты не задумываются над размерами, над тем что получается: ямб или пиррихий. Это уже потом, анализируя их творчество, критики раскладывают всё по полочкам, вводят термины. Истинные поэты руководствуются музыкальностью или говоря примитивным языком, чтоб было складно. У тебя в этом смысле всё в порядке.
Всё же объясни: чем вторая строка моего стихотворения отличается от остальных? В чём её ущербность?
Странно, что ты нахваливаешь авторов, у которых нарушение ритмики чуть ли ни в каждой строке. Хотя бы ту же Галину Логинову, у которой, увы, нет поэтического слуха. Это что, по принципу кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку? Или просто жалеешь женщину? Но такая доброта ей во зло. Она уверяется в том, что пишет хорошо и не хочет учится версификации.
Я ничего не знаю о тебе. Где печатался, есть ли изданные книги? Сообщи, если не трудно. И здоровья тебе, вдохновения!
Владимир, ты не так понял мою “критику”. У меня нет претензий к структуре второй строчки. На нее я сослался только потому, что в ней перечислены структурные параметры стиха. В них у тебя не указана ритмика. Я ее считаю главным параметром. Без рифмы поэзия живёт (белый стих), без размерности тоже (вольный стих), а без ритмики – это уже не стих. Даже верлибр (свободный стих) специалисты относят к категории стиха, т.к. улавливают в нем какой-то своеобразный ритм.
Забыл ещё ответить на твой вопрос. Я издал в 2018 г. два сборника поэзии, общим об’емом 660 стихотворений. У меня не было мысли сделать их предметами торговли или инструментом для вступления в члены СП. Потому издал их малым тиражом – по 30 экз. Лишь для распространения среди родных и друзей.
Сейчас ясно. Но я сторонник русской лиры, как и ты, судя по твоим стихам. Верлибр не свойственен русской поэзии ( теряется музыкальность стиха). А своеобразная музыка присутствует и в стихах такого поэта-новатора как Маяковский. Хотя к поэтам русской лиры я бы его не относил.
Белый стих у нас тоже редкость. Там есть смысл, но нет музыки.Шедевры созданы именно в рифмованных стихах, ибо зарифмован весь мир, вся наша жизнь (повторение дня и ночи, сезонов, всех наших действий – я вижу в этом рифмовку). А ритмика – по большому счёту – всё же размер (одинаковое чередование ударных и безударных слогов). Нарушь его и уйдёт гармония, что и видно в стихах графоманов. Спотыкаешься, словно идёшь по дороге с колдобинами.