Интервью декабриста: что такое правда
Его привели. Выглядел он напугано, но вскоре привык и успокоился. Перед ним сидел человек в сером костюме с зеленым галстуком, он начал:
– Муравлев* Никита Михайлович, – представил его человек напротив – вы один из главных идеологов декабристского движения. Обвиняетесь в государственной измене против императора Николая I. Поэтому расскажите, вы должны знать, что являлось предпосылками вашего оппозиционного движения.
Он какое-то время осмысливал услышанное, пытался разглядеть лицо интервьюера – в темном помещении светила только керосиновая лампа. Обдумав, он нерешительно ответил:
– После войны с Наполеоном в 1812 году был организован освободительный заграничный поход. Там мы увидели другую жизнь, возможность, что можно жить иначе, лучше, свободнее… это и стало главной предпосылкой.
– Хорошо… вас отправят в ссылку, где вы проведете всю оставшуюся жизнь, там будет ваш конец. Расскажите про ваше начало. Про ваши, может, достижения… кем вы могли стать…
– Почему вас это интересует? – с подозрением спросил Муравлев. Я думал меня будут допрашивать по совершенному делу.
– Так и есть. Но мне не нужны фамилии ваших соучастников, это мы можем выяснить и у других. Сейчас мне нужна ваша краткая история, господин Муравлев. Кем вы могли бы стать?
Декабрист скептически относился к его словам, ожидая подвоха. Но выбора у него не было, поэтому он начал:
– Знаете… у меня было отличное домашнее образование. Я учился в Московском университете, был успешным студентом, и мне выдали аттестат со степенью кандидата физико-математических наук без экзаменов. Затем служил в Генеральном штабе в чине поручика…
– Думаю у вас могла бы сложиться замечательная карьера, Никита Михайлович. И ради чего вы ее оставили? За что боролись? Хотели показать правду? Где вы оказались со своей правдой?
– Вы не правы… – вдруг резко приобретя уверенность, ответил Муравлев – вы не знаете всей моей жизни и поэтому не вам меня морально судить и нравоучать. Я действовал как считал нужным и видел свою судьбу в этом. Да, мы боролись за правду и справедливость.
– Воля ваша, и я действительно не имею права. Но позвольте, пожалуйста, спросить, что это за идея «за правду»? И что такое справедливость, господин Муравлев? Вы умный человек, мечтатель – революционеры все мечтатели -, решились вершить судьбу Родины. Так давайте поразмышляем. Раз вы боретесь за правду – он сделал паузу, словно хотел привлечь особенное внимание на следующем:
– Правда – продолжил он, выделяя каждое слово, – это только мнение, взгляд на вещи. Знаете, у царя тоже есть правда, у крепостных, у помещиков, у всех! Кто же правее, господин Муравлев?
– Что вы хотите сказать?
– Я хочу сказать, что нет никакой правды. Правда – это иллюзия, в которую человек верит, потому что это помогает ему жить.
– Но это же совсем не логично! Как правда может быть иллюзией? Почему это не стремление к истине?
– Вот… это именно то, что бывает когда имеешь дело с людьми – «не логично». В действительности, люди вообще не особо стремились к правде. Они отворачиваются от очевидности, не нравящейся им и предпочитают верить в собственные иллюзии. Это то, из чего они состоят.
– Состоят из заблуждений?
– Именно так, господин Муравлев! Человек с рождения ничего не знает и не понимает. Со временем, у него появляются некие знания на основе которых он создает гипотезы, свои ожидания. И чем глупее человек, тем больше и нереалистичнее у него ожидания. Поэтому, иначе говоря, не сила познания, но определенный уровень невежества и заблуждения создает личность.
– Вы обвиняете меня в невежестве?
– В этом нельзя обвинять. Мы все в какой-то степени невежественны. Проблема еще в том, что понять истины невозможно, мы бы просто сошли с ума…
Они какое-то время молчали. Интервьюер уже думал, что не дождется ответа, но Муравлев, обдумав все, сказал:
– А может, с другой стороны, хорошо, что люди заблуждаются и не сходятся в общей правде – это создает дискуссии. Без них человечество бы стояло на месте. Поскольку только в дискуссиях, обсуждениях и спорах люди приближаются к истине. Борьба за лучшую жизнь изначально понятна. Но вопрос лишь в том, какую цену человек готов заплатить и какими средствами эту лучшую жизнь получить.
– Так получилось, – продолжил Муравлев – что я заплатил хорошей карьерой, престижным положением в обществе, да и достойной жизнью в целом. Некоторые из нас вообще лишились жизни. Но я уверен, что это не напрасно. Нас запомнят и будут помнить даже через много лет. И пускай нам не удалось совершить то, что мы хотели. И пускай окажется, что мы были неправы. Главное, что мы были честны перед собой и действовали как считали нужным. У нас была своя правда, понятная только нам, в которую мы верили, которая помогала нам жить.
*- фамилия намеренно изменена для использования в художественных произведениях и не имеет прямого отношения к исторической личности. Используется ради создания исторического контекста.