Моя оценка: 5/5.
“Оказалось, что книги, правильно подобранные, ограждали от действительности не хуже сна”.
Именно эта цитата романа, получившего признание в рамках национального конкурса «Книга года – 2019», станет отправной точкой рецензии на «Брисбен» Евгения Водолазкина.
Это история о беззаботном детстве, юношеских сомнениях и открытиях, любви к творчеству, а именно к музыке, о зрелом принятии себя и своей судьбы и о вечном поиске заветного места на географической карте, где всегда светит солнце. Для матери главного героя, известного музыканта Глеба Яновского, таким местом стал город Брисбен в далекой Австралии.
Однако это также история о нас с вами: взрослея вместе с Глебом, мы вспоминаем, как нам впервые открылось, то что смерть неизбежна, что любовь может быть безответна, что мирный патриотизм может быть воспринят как предательство Родины, что никакие богатства не заменят счастье материнства.
Роман отличает богатейший язык повествования, вместе с тем не перегруженный терминами из музыкальной сферы, наличие которых делает историю более объемной. Вкрапление лаконичных диалогов между Глебом Яновским и его биографом Нестором на такие вечные темы как вера в Бога, любовь к Родине, внутренняя гармония не мешают динамичному развитию сюжета, а только раскрывают духовную глубину персонажей.
Стоит также отметить наличие легкой иронии в повествовании, что придает тексту нотку мечтательности и временами меланхолии.
Таким образом, и богатый язык повествования, и запоминающиеся персонажи и индивидуальный авторский стиль безусловно выделяют «Брисбен» среди произведений современной русскоязычной литературы и ставят его, на мой взгляд, в один ряд с великими творениями прошлого, в которых мы также ищем и находим ответы на вопросы.