Записки из музея №2

portret-materi0

«…не помню, где прочитал про эксперимент, устроенный в метро. В переходе играл скрипач, один из лучших.
Билеты на его концерты стоили сотни долларов. Играл на скрипке Страдивари.
Народ шел мимо, не замедляя шага. Кто-то бросал мелочь в футляр.
Остановились, чтобы послушать, всего три человека из десятков тысяч.
Люди не видят и не слышат настоящее, поскольку настроены на суррогат…»

(Валерий Диковский. Из рецензии.)

 

… ну, а вот Вы. Лично Вы. Остановились бы? Вы бы (даже имея музыкальный слух и образование)
— отличили бы Страдивари от простой «деревяшки» из магазина муз.инструментов…
А виртуоза — от балаганного музыканта. Три человека из десятков тысяч — это не хилый процент…

 

 

Леночка, жена дяди-Вадика — известный в городе художник-керамист. Иногда она брала
дядю-Вадика на различные керамические выставки. А дяда-Вадик, обычно, — брал на выставку поллитру коньяка и меня.
Сначала обходили все сденды. Леночка восхищалась работами коллег, как из нашего города, так и иногородних, которые все прекрасно друг друга знали. Мы с дядей-Вадиком время от времени отлучались, — «на минуточку»,— и потягивали контрабандный коньячок, где-нибудь в укромном уголке.
Затем подходили к Леночкиному стенду. И другие керамисты восхищались её работами:
— ой, какая ваза. Это шедевр. Какие линии, цвет. А вот этой лазури ты как добилась. А глина откуда.
А где обжигала, сколько времени, при какой температуре..?

— Поливан, а тебе нравится моя новая ваза?
— Ну — да. Красивая.
— И всё?
— А чо ещё-то. Горшок и горшок.
— Балбес ты, Поливан.

На день рождения Леночка подарила мне кружку своей работы. В виде «жопы с ручкой». Вот она мне, действительно, — очень нравится…

Квартира дяди-Вадика — это настоящий музей керамики. Таким образом, вот уже более 30 лет — дядя-Вадик живёт в «музее».
И это не могло не отразиться на его сознании.
Ибо, как всем известно: его (сознание), — определяет бытиё.
Он многие годы бескорыстно помогал Елене Михайловне в её подвижнической деятельности.
Возил тюки с керамическими изделиями на разные выставки, ярмарки, благотворительные распродажи детских поделок на Дне города, чинил печки, месил глину. В общем, проделывал всю тяжёлую физическую работу.
И вот, когда настало такое время, когда творческий потенциал дяди-Вадика, как архитектора,
перестал быть востребованным, он безболезненно перековался в керамисты.

Будучи человеком творческим и крайне любопытным по своей природе, дядя-Вадик исподволь, потихоньку, изучал азы технологии производства керамических изделий.
Потом сам начал лепить незамысловатые штучки, упорно доводя их до совершенства.
Но а так как Вадим всегда в душе оставался архитектором, делал он эти вещи, как-то не так, по своему, по архитектурному.
— Это почему это — нельзя добавлять в глину керамзит, иль вермикулит. Прекрасные, между прочим,
теплоизоляционные материалы. И ничего они там не сгорят, и ничего не испортят, а может — ещё лучше будет.
Никто же не пробовал. Художнику дозволено делать всё. А там — как получится…
То что немыслимо было сделать профессиональному керамисту, дядя Вадим делал не задумываясь.
А через год — сам уже представлял, вместе с Леночкой, свои работы на очередной выставке керамики.

— Поливан, а тебе нравится новая Леночкина ваза?
— Ну — да. Красивая.
— И всё?
— А чо ещё-то. Горшок и горшок. Если честно, дядя-Вадик, твои «штучки» я как-то больше понимаю.
— Балбес ты, Поливан.

 

Просто:
…живопись — для художников и коллекционеров.
Керамика — для керамистов.
Архитектурные изыски — для архитекторов.
Музыка — для композиторов и музыкантов.
Куклы—для кукольников.
Поэзия — для поэтов и критиков и т.д. …

 

«ПИСАТЕЛЬ: Я писатель!
ЧИТАТЕЛЬ: А по-моему, ты — говно!
(Писатель стоит несколько минут, потрясенный этой новой идеей и падает замертво. Его выносят.)»
(Хармс, Даниил Иванович)

 

…очень жаль, что творчество Казимира Малевича часто связывают только с его «пресловутым» Чёрнам Квадратом.
И когда кто-то говорит, что не нравится «чёрный квадрат», я спрашиваю: «…какой из четырёх «чёрных квадратов» ему не нравится…»
Лично мне «чёрный квадрат» N3 — тоже как-то не очень…( шутка )). Уже повторяюсь, но мне больше нравится его — «белый квадрат на белом».
Он более концептуален и оптимистичен. А «чёрный» — это всего лишь «бренд», «символ», «товарный знак (название можно выбирать, или придумать самому) стиля — «супрематизм», родоначальником которого считается Казимир Северинович.

Сегодня принципы супрематизма эксплуатируют как зарубежные, так и наши архитекторы.
Причём наши — на порядок меньше (ибо — «нет пророка в своём Отечестве»)).
Первым кто применил композиционные принципы супрематизма и суперпозиций — был голландский архитектор Бернар Чуми, запроектировавший в начале 80-х свой знаменитый парк «Ла-Виллет».
Сейчас парк является одной из достопримечательностью и поистине — украшением пригорода Парижа.
Ну, а вспомните, например, церемонии торжественного открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, которыми так гордился когда-то весь наш народ, густо сдобренными объёмными цитатами Малевичевского супрематизма.

Ну да. Трудно, наверное, назвать К. Малевича традиционным словом — художник.
Сейчас его назвали бы — гениальным дизайнером. Но в те времена, в которые он жил, такого слова в русском лексиконе — не существовало…

…Творчество Казимира Севериновича — многогранно, как гранёный стакан.
Кстати, к «изобретению» советского гранёного стакана — он тоже приложил руку…

«…В 1930 году, когда художник второй раз сидел в тюрьме, он обратил внимание на круглые стаканы:
хрупкое стекло легко ломалось, опекая руки горячим чаем. Тогда Малевичу и пришла на ум идея создать стакан-многогранник,
жесткость которого значительно увеличивается с добавлением углов. Освободившись,
Казимир Северинович поделился своей идеей со скульптором Верой Мухиной, известным автором монумента «Рабочий и колхозница».
Подключив знакомых, Мухина смогла запустить массовое производство граненых стаканов…» (из интернета)…

…первый советский гранёный стакан был выпущен старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальном. 11 сентября 1943 году…

«…Привыкшим греться у милого личика трудно согреться у лица квадрата…»
(Казимир Малевич)

… ну вот, вкратце, и всё…)

 

 

Обложка: Малевич, Казимир Северинович.  «Портрет матери» (1932г.)

3

Автор публикации

не в сети 3 дня
Paul Ivanov68
Комментарии: 28Публикации: 14Регистрация: 06-10-2021

Другие записи этого автора:

10

Записки пассажира ...

13

СЮР — это Магриттия ...

44

Саша Кац ...

37

Загадка деда Петра ...

3 ответа к “Записки из музея №2”

Добавить комментарий

Поделись публикацией и получи баллы:

Авторизация
*
*
Регистрация
* В написании логина допускается использование только латинских букв, а также цифр.
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля