Заметки о современной прозе

Darya May 19 апреля, 2023 Комментариев нет Просмотры: 545

Порок всегда привлекательнее, чем добродетель.

А.Ю. Яковлева

Современная литература многообразна. В ней существует множество жанров, которые бы могли стать каким-то единым идеалом русской литературы, но разве отдельная от всего искусства часть может быть олицетворением огромного труда множества людей? И в чем именно заключается этот идеал, предназначение литературы в наши дни? Должна ли литература вернуться к истокам, когда важным было выражение не только народного самосознания, но и отражение духовного мировоззрения в авторском слове?

В наше время существуют разные писатели, которые придерживаются разных целей. Одни считают необходимым развлечь свою аудиторию, увеличить свою популярность, другие пишут «для себя», предлагая познакомиться со своим творчеством массовому читателю, некоторые стараются придерживаться традициям русской литературы, привносить в современную литературу живость и при этом не отступать от основополагающей связи Бога и человека. Самым удивительным становится то, что последние современному читателю мало известны. И это можно считать одной из проблем современной литературы, потому что воспитание в человеке духовного происходит только через его соприкосновение с искусством, а когда искусство не имеет никакой опоры на традиционные ценности, то человек не имеет больше никакой причины быть верным, преданным, честным, искренним и добрым.

Классическая литература

Классическая литература – это не просто чтение на досуге, а настоящий “учебник жизни”.

Н. Г. Чернышевский

 Русская классическая литература появлялась в период, который связан с господствовавшим в то время направлением – реализмом, для которого было характерно изображение правдивой действительности. Для классической литературы трудно найти точное определение, однако она имеет определенные черты: она содержит в себе произведения художественной литературы, которые являются образцом для своей эпохи, своего жанра. Классическая литература существует вне времени, так как в ней поднимаются проблемы и темы, которые продолжают волновать читателей на протяжении всей истории, они также остаются актуальными во все времена.

Для того, чтобы понять особенность русской классической литературы и осознать ее роль, нужно обратить внимание на то, в чем писатели и поэты видели свое предназначение, потому что все книги имеют в себе какую-то авторскую частичку, каждый писатель вкладывает душу в свое произведение, и самоощущение автора, его понимание мира отражается в его произведениях вместе с темой и основной мыслью, которые он хочет донести до читателя. В стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» основная идея состоит в том, что настоящий удел поэта – нести свет и любовь к познанию, поэт не должен посвящать свое творение низменным потребностям. Он выступает посредником между истиной, Богом и народом. Лермонтов пишет о том, что человек, отвергнутый человеком, все равно имеет связь с природой, которая подпитывает его жизненные силы, и, хотя удел пророка – одиночество, он не отступает от своей миссии – нести свет и любовь людям. В «Пророке» Некрасова предназначение лирического героя в бескорыстном служении обществу. Вопреки мучениям и трудностям герой стремится привнести в жизни людей добро, справедливость. Его миссия – напомнить людям о Боге и его законах.

Тема стремления к высшим духовным ценностям проходит через произведения русских классиков и отражается в самих их героях, которые находятся в поиске чего-то, о чем не имеют ясного представления, но они продолжают искать ответы на вопросы, связанные с причиной их существования в этом мире и своим предназначением. Автор вскрывает их душевные переживания и внутренний мир, их душевные муки не оправдывают их поступки, но позволяют лучше понять героев и представить его характер.

Классическая русская литература пронизана глубоким психологизмом, она также состоит из духовности и философского осмысления мира. Бесспорно, именно такая она остается важной и особенной для России, и темы ее актуальны, потому что классическая литература отражает историю русского народа, его мировоззрение, культуру, олицетворяет Россию в целом.

Проблема современной литературы

Литература, в которой не бьется тревога совести, – это уже ложь.

Д.С. Лихачев

Возвращаясь к современной ситуации в культуре, можно определить ее неоднозначность во многих аспектах. С течением времени в ней происходят изменения, которые зависят прежде всего от потребностей масс, которые соприкасаются с творческими трудами, и зачастую именно они формируют основные тенденции современного искусства. Основная задача культуры – предоставлять примеры поведения аудитории, определять, что такое добро и зло, духовно развивать и формировать определенные ценности в человеке.

Однако сейчас между читателем и писателем отсутствует связующее звено, которое бы могло стать ориентиром для авторов в их произведениях – это критик. Много ранее критик определял основные мотивы и ценности современной литературы, он указывал направление, в котором должны двигаться писатели, устанавливал границы, в которых литераторы могут творить, влиял на движение общественной мысли. Безусловно существовала цензура, в которой четко различались добро и зло. Критика составляла невероятно образованных и сведущих людей.

Между тем в наше время критика сводится к описательности, она пересказывает и насаждает читателю определенные книги и темы в попытке распространить творчество конкретного автора, лишая возможности сказать о себе менее известным писателям. “Зачастую современная … критика представляет отражение своего времени главной задачей литературы, однако понимает это отражение как запечатление сиюминутных тенденций, эдакий фотографический слепок с мгновенной ситуации, и не желает признавать, что тенденции эти потеряют актуальность через несколько лет — а вместе с ними почти наверняка утратят ценность и творчество писателя, который пытается эти тенденции схватить, и размышления критика о таком писателе,” – пишет Андрей Тимофеев.

Современная литература – диалог автора и читателя. В этой беседе могут подниматься любые темы, которые в особенности оказывают сильное влияние на общественное сознание, уводят от моральных установок, призваны развлечь и отвлечь от обыденности самыми незатейливыми способами. Формы, а именно внешний вид, популярные в данный момент времени темы и стиль, начинают преобладать над содержанием, которому меньше всего начинают уделять внимание. Это оставляет, в первую очередь, неизгладимый отпечаток на целых поколениях, потому что изменяется и восприятие людьми исторических событий, предметов искусства. Акцент смещается на внешний облик, из-за чего возникает пренебрежение внутренним миром, его богатством. Люди теряют интерес к важным деталям, из которых составляется целостный образ, и, как это ни печально, их ценности все больше отдаляются от традиционной опоры русского человека – религии.

Так как современный мир ориентирован на развитие информационных технологий, то среда литературного творчества постепенно изменяется, над печатными книгами стали преобладать информационные ресурсы, на которых авторы могут выкладывать свои произведения, при этом избегая различных денежных трат, связанных с распространением собственной книги. Из-за всеобщей доступности интернета произведения разного качества могут легко набирать популярность. В последнее десятилетие появилась тенденция, непосредственно связанная с изданием книг, получивших наибольшую популярность в интернете. Таким образом на полках книжных магазинов появляются «раскрученные» авторы, чьи произведения были высоко оценены читателями в интернете. Однако, возвращаясь к теме отсутствия посредника между читателем и писателем, возникает проблема издания произведений, которые не проходят цензуру, и их соответствие категориям морали не контролируется. Так мы можем наблюдать произведения возрастной категории 18+ и вместе с этим же в описании к книге столкнуться с заметкой о том, что эта книга подростковая. На самом деле то, что люди стремятся развиваться и пытаются свое творчество распространить среди себе подобных, не так уж и плохо, и в тоже время само содержание произведений и то, как они пытаются донести свою мысль не могут не удивлять и не пугать одновременно, потому что описания насилия, жестокости и вообще действительно взрослых тем в так называемых «подростковых» книгах никак не способствуют духовному развитию современной молодежи и детей. А так как авторы стараются быть на волне со своими молодыми читателями, то соответственно они получают большой интерес со стороны своей аудитории. В результате массовая литература начинает во многом преобладать над любой другой, заполняя собой все пространство. Подростки в основном ищут легкое чтиво, которое было бы близко им по душе и было написано человеком, который в большей степени может понять их чувства и передать их эмоции. Книга не оставляет о себе глубокого впечатления, прочитывается легко и быстро, в результате читатель формирует в себе определенную модель поведения, так как симпатизирующий ему герой становится примером для подражания, зачастую аморальным примером для подражания.  «… во всей сегодняшней ситуации с творческим, гуманитарным мы имеем дело с результатами, я бы даже не сказал «технократического» или «материалистического», однобокого мышления, а мышления мертвого, абсолютно несозидательного», – пишет Владимир Кириллович Васильев, преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы, дисциплина – «Русская литература». Несозидательность мышления в большей степени выражается в мотивах героев произведений массовой литературы, так как в целом действия таких героев объясняются низменными потребностями, связанными с обеспеченной жизнью и неограниченной свободой в желаниях. Однако свобода не есть вседозволенность. Все должно основываться на ценностях – духовных, эстетических, моральных. Когда автор отходит от основных мотивов и истин, кто тогда должен устанавливать эти ценности в человеке?

Поколение «новых традиционалистов»

Настоящие писатели – совесть человечества.

Л. Фейербах

О трудностях издания произведений говорить странно, потому что уже поднималась тема о том, что писателям с появлением интернета стало легче делиться своим творчеством с интересующимися людьми. Однако так ли это просто на самом деле и решило ли это проблемы других авторов?

О современной литературе мы узнаем, когда посещаем книжные магазины или читаем рецензии популярных критиков, отзывы или же нам советуют друзья, знакомые, родственники. Но ведь существуют произведения, которые еще «не открыты» читателями, и их действительно много. Они есть в интернете, но об их авторах совсем ничего не известно. Подобные произведения либо продаются, но тираж их составляет около 1000 экземпляров, либо не издаются вовсе. И возможно многим стоило бы обратить на это внимание, ведь не без причины труд этих авторов не доходит до массового читателя. В своем рассказе об участии в Парижской конференции Андрей Антипин упомянул о том, что «тех, кого принято называть рядовыми читателями, …, они не знают того, что в сегодняшней культуре, сегодняшней литературе есть какое-то строгое размежевание между теми, кого называют патриотами (консерваторами), и либеральной интеллигенцией». Это связано с тем, что во времена перестройки второй группе удалось захватить внимание массового читателя и распространить свои идеи, повлияв на общественное сознание. Именно поэтому многие писатели, которые придерживаются традиционных основ русской литературы, остаются в стороне, потому что не могут пробиться через выстроенную издательствами и СМИ «стену». Андрея Антипина, как и многих других (Юрий Лунин, Зинаида Кузнецова, Елена Тулушева, Евгений Москвин), можно отнести к поколению «новых традиционалистов». В своих произведениях они поднимают темы любви, детства, юношеской и девичей нерешительности, отцов и детей, смысла жизни, доброты, честности. Писатели раскрывают душевные переживания, мысли и чувства своих героев через образы звуков, цветовую палитру, используют образы природы, чтобы раскрыть художественный мир, отразив в нем внутренний мир героев, взаимодействующих друг с другом. В действительности человек настолько отдалился от природы, что забыл о невидимых нитях, которые связывают его с ней, бесчувственной, но могучей и поистине великой, порой даже необъяснимой. Прозаики, последователи Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Виктора Лихоносова, стремятся передать это единство человека с природой, напомнить о ее значимости и ценности для человека, ведь они ближе нас находятся к чудесам и красотам природы, следовательно, сильнее чувствуют и переживают все ее изменения. Возможно в их произведениях не так явно прослеживается духовная основа, но при этом писатели все равно придерживаются тех истин, описание которых мы можем найти в религии. Чувства справедливости, верности, уважения, искренности и чистоты глубоко сокрыты в их произведениях и не лишают их тонкого психологизма.

В миниатюрах Андрея Антипина прослеживается эмоциональная связь человека с природой. Живой, богатый художественной образностью язык позволяет окунуться в чувства и мысли героев. Юрий Лунин за счет общего состояния природы передает настроение своих героев. В произведении «Через кладбище», где за героями по пятам следует сама смерть, автор раскрывает чувства мальчика через его воспоминания. Он показывает, как герой вырастает и начинает осознавать, что его отец тоже способен испытывать чувства, и что ему тоже бывает грустно и тяжело. Используя образы природы, Юрий Лунин описывает и то, как развеивается удушающий страх сына, как вдруг становится так легко дышать, эмоциональное напряжение исчезает, как только пошел дождь. Пошел резко, без предупреждений, словно накопившиеся страхи и переживания. Он олицетворяет жизнь и свежесть, свободу и некоторое спокойствие. Зинаида Кузнецова в рассказе «Напротив елки» открывает читателю знакомые из детства отношения между братьями и сестрами, между детьми и родителями. Себя мы узнаем в Диме, который вдруг для себя осознал, что он стал взрослым. Он совсем не знал, что значит быть взрослым, помимо привилегий не знал и об обязанностях этих самых взрослых. Писательница поднимает важную тему о заботе о своих близких. И даже, когда ребенок действительно взрослеет, он не должен забывать о своих родителях, о том, что им будет нужна его помощь даже в самых маленьких и простых вещах, ведь семья – это когда каждый старается быть нужным и заботливым по отношению друг к другу. В рассказе «Взрослые люди» автор задает вопрос о том, существуют ли на самом деле взрослые люди, и находит удивительный ответ в том, что мальчик, не имеющий никакого жизненного опыта, знаний и умений, оказывается взрослее, чем его мама, чем все те, с кем героиня произведения сталкивался по работе. Писательница оценивает взрослого человека, как человека, который может решить какую-то проблему простым разговором. Разговором без истерик, без криков, переубеждений или даже молчания в ответ. Взрослый человек по мнению Зинаиды Кузнецовой тот, кто способен оставаться самим собой и честно высказывать свое мнение по поводу каких-то вещей, тот, кому важны чувства другого человека. Мальчик взрослый, потому что он старается сгладить конфликт со своей мамой, предлагая ей решить проблему, обсудив ее. Он признает свою вину и объясняет причину, почему не смог выполнить то, что он должен был. Как взрослый человек, он сохраняет спокойствие и не поддается эмоциям, старается не задеть словами и не расстроить свою маму. Мальчик не может оставить конфликт неразрешенным, но при этом не хочет доводить его до ссоры. Он проявляет качества характера, которые совсем не соответствуют его возрасту, он стремится сохранить теплые отношения в своей семье, поэтому главная героиня так удивляется его поведению. Писатель в сборнике «Взрослые люди» рассматривает поведение взрослых людей. Она старается понять и донести, что значит быть взрослым человеком, не на словах, а на деле.

Говоря о современной прозе, хочется верить в ее возрождение, в ее богоизбранность, несущую основы духовных ценностей поколений. Ясность взгляда, чистота и смелость сможет изменить ход литературного процесса и привнести в литературный мир действительно нужные и светлые истины. Ведь никак нельзя человеку отрекаться от духовных ценностей, утрачивать свой нравственный облик, иначе границы добра и зла могут стереться окончательно.

Список литературы

  1. Кусаинова А.М. Современная русская литература: учебное пособие – Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», 2020. – 220 с.
  2. Постмодерн в русской литературе: Учеб. пособие для вузов / М.Н. Эпштейн. – М.: Высш. шк., 2005. – 495 с.
  3. Русская проза конца XX века : хрестоматия для студ. высш. учеб. заведений / сост. и вступ. ст. С.И. Тиминой; коммент. и за-дания М.А. Черняк. – 3-е изд., стер. – СПб.: Филологический факультет СПБГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 640 с.
  4. Русская проза рубежа ХХ–XXI веков : учеб. пособие / Под ред. Т.М. Колядич. – М. : Флинта : Наука, 2011 – 520 с.
  5. Черняк М. А. Современная русская литература: учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: ФОРУМ: САГА, 2008. – 352 с.

Список интернет-ресурсов

  1. https://litresp.ru/ Библиотека электронной литературы в формате fb2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A7/chernyak-mariya-aleksandrovna/massovaya-literatura-xx-veka-uchebnoe-posobie/14 , для доступа к информационным ресурсам не требуется авторизация. – «Трансформация классического художественного текста как феномен современной массовой литературы». – (2014)
  2. https://ridero.ru/ Ridero [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ridero.ru/blog/?p=5683&ysclid=lf5g9a9q3j297193706 , для доступа к информационным ресурсам не требуется авторизация. – Тенденции в современной русской прозе. – (12.08.2022)
  3. https://denliteraturi.ru/ День литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://denliteraturi.ru/article/3117 , для доступа к информационным ресурсам не требуется авторизация. – Андрей ТИМОФЕЕВ. НОВЫЕ ТРАДИЦИОНАЛИСТЫ КАК БУДУЩЕЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Размышления о прозе молодых. – (10.03.2018)
  4. https://studfile.net/ Файловый архив студентов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/9491431/page:2/ , для доступа к ин-формационным ресурсам не требуется авторизация.- Проблема человека в литературе постмодернизма. – (23.09.2019)
  5. https://www.culture.ru/ Культура.РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/103298/sovremenniki-zolotogo-veka-russkoi-literatury , для доступа к информационным ресурсам не требуется авторизация. – Современники золотого века русской литературы – (23.09.2019)
0

Автор публикации

не в сети 2 года
Darya May0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 19-04-2023
1
1
Поделитесь публикацией в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля