В дни проведения Всероссийской Промышленно-Художественной Выставки, Брокар устроил настоящий фонтан из своего «Цветочного» одеколона. Полиции даже пришлось успокаивать толпы желающих бесплатно подушиться.
Стоит отметить «Цветочный» и без того был невероятно популярен в самых различных слоях русского общества. Успехом пользовались духи «Идеал», «Жасмин», «Тубероза», «Реймс». На рекламном листке девятьсот второго года встречаются названия — «Модерн» и «Веяние садов Семирамиды». Ничего не поделать — влияние тогдашних вкусов и модных тенденций. Дамские духи «Персидская сирень» частенько называли «неподражаемыми».
Ещё одним продуктом, приносящим прибыль предприятию Брокара, был зубной порошок. Продавался в изысканных жестяных коробочках, украшенных красивыми хромолитографиями.*
Время шло. Брокар стал знаменитым. Как и полагается, его имя стало обрастать удивительными легендами.
Вот одна из них. В самом начале карьеры парфюмер присутствовал на вечеринке, куда пригласили молодого франтоватоватого певца. Никто, из присутствующих, не заметил когда на рояле появилась большая корзина с фиалками. Цветы распространяли изумительный аромат. Гости пришли в восторг, а вот самоуверенный красавец – певец почему–то взял не ту ноту и вызвал у слушателей предсказуемую реакцию жалости и разочарования. Причину знал только Брокар: от запаха фиалок — садятся голосовые связки.
1904 год
В дневнике императрицы Александры Федоровны появилась запись о подаренных ей «Товариществом Брокар и Ко» по случаю рождения наследника престола. Мелькнуло даже имя героя этой загадки.
Государыне так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от Франсуа Коти, которым пользовалась не один год.
С этого момента и началась история парфюмерного шедевра, названного «Любимый букет императрицы». Хрустальный флакон украсили этикеткой с портретом Екатерины второй. Такая смесь протокольной лести и помпезной упаковки из алого шелка были в духе времени.
Парфюмерия — неотъемлемая часть жизни обывателя тех лет. Костюм, причёска, запахи жилых комнат и многое другое требовали следованию моды и предполагали постоянное пополнение и обновление. Ароматы, как музыка, литература, живопись, мода, отражают эпоху. И парфюмерия лишь маленькая волшебница, навевающая иллюзии, мечты о счастье и наслаждении. Запахи духов и одеколонов непрерывно воздействуют на наше подсознание. Не вызывая при этом у Хомо Сапиенс ** ни чувства тревоги, ни опасений перед неизведанным.
***
Герой этой загадки — мифическая фигура, и поэтому его биографические данные, приблизительны.
Читатель. Не стоит, по прочтении сего опуса открывать «Большую Советскую Энциклопедию» и искать имя этого человека. Сдаётся, что в данном случае она бессильна. Нет упоминания о нём и в Энциклопедическом словаре «Брокгауза и Эфрона.»
***
Меж тем он один из самых известных специалистов в отрасли времён серебряного века.
Молодой человек начал трудится на фабрике Альфонса Ралле, откуда его переманил конкурент — Генрих Брокар.
Приобретение оказалось удачным. В девятьсотом году парфюмер создал уникальный аромат.
И если вы не спеша пройтись по бутикам и магазинам, то отыщете этот запах и в нашем пресыщенном двадцать первом веке.
Двадцатые годы прошлого столетия. НЭП
В магазины страны поступают в продажу первые духи советского производства. Выпускают их старинные фабрики, национализированные правительством рабочих и крестьян. Так, за вывеской “Парфюмерная фабрика No2” скрывалась фабрика Брокара, которая в начале прошлого века получала первые призы на международных выставках.
Парфюмеры эмигрировали. Но не все. Остался, в Советском Союзе и герой этой загадки.
Маэстро считал, что в эти годы настал звёздный час для предворения в жизнь творческих задумок. Вместе со старым сотрудником фабрики, художником предприятия, он придумывает новое название известному запаху. Его привело в восторг новая оригинальная упаковка – красно-золотистая коробочка. Гений считал, что такое оформление выражает не только образ духов, но и художественный авангард, ворвавшийся тогда в мир устоявшегося стиля в упаковке парфюмерной продукции.
Для маэстро, которому уже перевалило за пятьдесят, настало время тихого существования советского служащего.
***
Парфюмерия ещё долгие годы будет считаться мещанским пережитком, а его знаменитое творение из роскошных духов, для избранных, превратится в доступную вещь. Цветочный букет, с искорками мускуса, станет единственной возможностью для советских женщин ощутить потаённую радость, извечное пристрастие россиянок к пряным запахам Востока и свежему дыханию родной природы.
***
На Всероссийской выставке «Пищевая индустрия» в тридцать девятом году, среди полотен была выставлена работа художника Алексея Вольтера «Продукция ТЭЖЭ», где на переднем плане красовалась подарочная коробка с набором духов, пудры и мыла.
Однако создателя неповторимого запаха давно не было в живых. Оклеветали, арестовали и сгноили в ГУЛАГе. Через несколько лет такая же участь постигла и фабричного художника. Их имена больше нигде не упоминались.
***
Великие ароматы, ставшие предметом искусства, живут по законам, неподвластным жизни и смерти человеческой.
Уникальное фото — Тебе читатель в помощь. Надпись на обороте: Шифр: ф. 617 оп. 1 ед. хр. 158 л. 26. 14 января 1937
Количество листов: 1
—————————————————-
* — Хромолитография — способ воспроизведения многоцветных изображений, при котором для каждой краски вручную изготавливается отдельная печатная форма.
Хомо Сапиенс — Челове́к разу́мный — вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов. В начале верхнего палеолита, около 40 тысяч лет назад (Википедия)