Умерли в один день и остались навечно… Памяти А.А.Ахматовой и С.С.Прокофьева.

Нина Христианова 5 марта, 2023 2 комментария Просмотры: 849

Анна Андреевна Ахматова.
Сергей Сергеевич Прокофьев.
Так сложилось,что сегодня день памяти двух великих, в своих областях творчества,художников.
Анна Ахматова,как птица с большими крыльями пролетела над Россией,обнимая своим гениальным талантом современников,даря поэтическое перо людям,связанным напрямую с творчеством.
С юности она признана большим мастером,создавая образцы поэтического письма самой высшей пробы.
В 1916 году в разгар Первой мировой войны сложился яркий альянс молодого композитора Прокофьева и поэта Анны Ахматовой.Цикл романсов-начало пути двух великих имён.
Вспоминая о Прокофьеве в своей автобиографической книге певица Галина Вишневская пишет:”…когда я впервые открыла ноты его вокального цикла на стихи Ахматовой и запела это,во мне всё затрепетало от светлой нежности,девственной чистоты его музыки.”
Лирический цикл романсов”Солнце наполнило комнату”,”Настоящая нежность”,”Сероглазый король”,”Память о солнце”,”Здравствуй!” соединил этих двух личностей не только творчески,но и похожестью судеб.
1948 год.Произведения Прокофьева,композитора,работавшего во всех жанрах,(сочинять он начал с пяти лет),написавшего к тому времени музыкальные шедевры :оперу”Любовь к трём апельсинам”,”кантату”Александр Невский”,муз.сказку”Петя и волк”,симф.картину”Ромео и Джульетта”обвинили в формализме и несоответствии социалистическому реализму.
Многие сочинения были запрещены по личному распоряжению Сталина.

Интересно,что такого услышал Отец всех народов в музыке гениального композитора Прокофьева,если он вряд ли её слушал,а,если слушал,то по-настоящему не услышал и вряд ли понял.

Знаменитый новаторский”прокофьевский”стиль в области гармонии,полифонии,ритмики,оркестровки перепутать невозможно ни с каким другим.

Может быть членам ЦК и лично тов.Сталину нужно было дорасти до музыки Прокофьева?

Как часто судьба ведёт с человеком и в смерти свою непредсказуемую игру.
В день смерти композитора,а именно 5 марта 1953 года,с разницей во времени в один час,умер его мучитель,являющийся непосредственным виновником его травли и повлиявший на скорый конец композитора,Иосиф Сталин(Джугашвили).

Анна Ахматова,подвергшаяся за свою жизнь опале ,не была расстреляна,как её муж Николай Гумилёв,но постановление ЦК гласило:”Не арестовывать,но и не печатать”.

Ей предстояло выдержать духовный расстрел.

В своей книге Галина Вишневская пишет:
“Анна Ахматова,муж которой,поэт Николай Гумилёв,был расстрелян в 1921 году,а теперь арестован её единственный сын-юноша-просто за то,что сын своего отца,в те годы написала свой “Реквием”.Больше двадцати лет держала его в памяти ,не решаясь доверить бумаге.Под ним могли подписаться миллионы советских женщин.

Уводили тебя на рассвете,
За тобой,как на выносе шла.
В тёмной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертгый пот на челе…Не забыть!
Буду я,как стрелецкие жёнки,
Под кремлёвскими башнями выть.

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты-сын и ужас мой.

Много месяцев простояла в очередях около тюрем великая Ахматова в надежде передать кусок хлеба своему единственному сыну.
В 1956 году он ещё был в заключении и освобождён лишь после XX съезда партии,да и то не сразу.”

Находясь в больнице,поэт услышала по радио пение молодой Галины Вишневской и на клочке бумажного листа написала стихотворение,ставшее одой вокальному мастерству певицы.

Стихи Анны Ахматовой, посвящены исполнению Галиной Вишневской “Бразильской бахианы ” Вила Лобоса.

Стихотворение Анны Ахматовой “ГОЛОС”.

Слушая пение.
Женский голос как ветер несется,
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснется –
Все становится сразу иным.
Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит.
И такая могучая сила
Зачарованный голос влечет,
Будто там впереди не могила,
А таинственный лестницы взлет.”

Иной раз думашь,почему страдая,подвергаясь гонениям великие художники творят воистину шедевры,которые остаются на века.Почему система,которая держала многое под запретом,подарила миру столько гениальных талантов и почему свобода,принесшая нам,казалось бы раскрепощение во всём,ничего равного не дала?

Может быть художник действительно должен страдать,иметь большую боль,чтобы творить?

Боль,которая парадоксальным образом приносит плоды вдохновения, которые ложась на белый лист бумаги,излечивают этот мир,делая его немного лучше,чем он есть на самом деле-в них заключена великая немеркнущая душа творца произведения.

05.03.23.

1

Автор публикации

не в сети 8 месяцев
Нина Христианова3 621
День рождения: 16 ФевраляКомментарии: 242Публикации: 153Регистрация: 12-06-2022
1
1
2
3
4
Поделитесь публикацией в соцсетях:

2 комментария

  1. Может Вы и правы что в страданиях рождаются у великих поэтов шедевры.
    Благодарю Вас Нина за познавательную и жизненную историю. Новых Вам вдохновений и благополучия. С теплом и уважением к Вам.

    1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля