Задался Царь вопросом: почему свеча в скорости гаснет, ежели ее, горящую, накрыть сосудом, как куполом?
Стал опыты в лаборатории проводить.
Зажжет свечу, накроет куполом и всматривается в огонек слабеющий, пока тот не прекратится. И так несколько раз. А сам все размышляет над виденным и аналоги вспоминает. Где еще огонь гаснет? Если, например, топливо кончилось, дрова или уголь. Откуда огню быть, ежели гореть нечему? Еще вспомнил Царь, что огонь в печке гаснет, если поддувало закрыть, или в костре, если не помешать его; и наоборот – разгорается, если поддувало распахнуть, чтобы воздух вверх, в трубу тягой тянуло, или в костре, ветром обдуваемом.
Зажжет свечу, накроет куполом и всматривается в огонек слабеющий, пока тот не прекратится. И так несколько раз. А сам все размышляет над виденным и аналоги вспоминает. Где еще огонь гаснет? Если, например, топливо кончилось, дрова или уголь. Откуда огню быть, ежели гореть нечему? Еще вспомнил Царь, что огонь в печке гаснет, если поддувало закрыть, или в костре, если не помешать его; и наоборот – разгорается, если поддувало распахнуть, чтобы воздух вверх, в трубу тягой тянуло, или в костре, ветром обдуваемом.
И осенило Царя.
Горит огонь в двигающемся воздухе, в живом, колеблющемся. И пламя на это движение реагирует, извиваясь. А гаснет, наоборот, в неподвижном окружении. Когда воздух мертво стоит, ни вверх, теплый, не стремится, ни понизу, холодный, не стелется.
И понял Царь, почему свеча под сосудом гаснет.
Горит огонь в двигающемся воздухе, в живом, колеблющемся. И пламя на это движение реагирует, извиваясь. А гаснет, наоборот, в неподвижном окружении. Когда воздух мертво стоит, ни вверх, теплый, не стремится, ни понизу, холодный, не стелется.
И понял Царь, почему свеча под сосудом гаснет.
От воздуха неподвижного!