музыкальная сказка для детей 12+
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
С о л о в е й, молодой певец, племянник хозяина фермы.
Ч а й к а, помощница по хозяйству, сирота.
Ж у р а в л ь, старый учитель танцев, француз.
П а в а, райская птица, певица из труппы бродячих артистов.
И н д ю к, хозяин фермы «Птичий рай».
П о п у г а й, хозяин труппы бродячих артистов.
1-й П е т у ш о к, юный житель фермы «Птичий рай».
2-й П е т у ш о к, юный житель фермы «Птичий рай».
К у р и ц а, экономка «Птичьего рая».
1-я С и н и ч к а, певица из труппы.
2-я С и н и ч к а, певица из труппы.
С о р о к а, местная сплетница.
Ч ё р н а я В о р о н а, колдунья.
В е т е р, бродяга и путешественник.
К о р ш у н, предводитель разбойников.
Р а з б о й н и ч и х а, старая сова.
Г о л о с, голос Сокола за кулисами.
Танцоры: воробьи, акробаты, пчёлки, болотные духи, разбойники (коршуны).
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Ферма «Птичий рай»
Явление 1
Двор фермы «Птичий рай»: на заднем плане с одной стороны стена сарая (кулисы домашней стороны), с другой – окаймлённый кустиками травы ручей, рядом пень (кулисы лесной стороны).
Звучит трек №1(шум птичьего двора). Выходит Ч а й к а, в руках ведро, она пританцовывает, без слов напевая мелодию вальса, подходит к ручью и зачерпывает ведром воду, потом садится на пень.
Ч а й к а. Ах, как хорошо сидеть у ручья! (Водит одной рукой по воде.) Вода такая чистая и прохладная, так искрится на солнце. (Мечтательно.) А в море она, должно быть, отражает всё небо, солнце и облака. Как бы мне хотелось хоть одним глазком взглянуть на море. Я помню, мама мне говорила, что оно очень большое, что куда ни посмотришь, везде вода. Лететь можно куда захочешь, нет никаких преград. А на воде качаются большие корабли.
Звучит трек №2. Ч а й к а поёт и танцует. Ближе к концу музыки выходит С о л о в е й, вертит в руках цветочек и медленно идёт вдоль сарая, останавливается и слушает.
С о л о в е й. Чайка, а ты, оказывается, ещё и поёшь?
Ч а й к а испуганно оборачивается и смущённо опускает голову.
Ч а й к а. Соловей, как ты напугал меня. Разве я пою. Певец у нас ты. Я просто замечталась, вспомнила маму, как она рассказывала мне о море.
С о л о в е й. Что ты так об этом море мечтаешь? Ну, море и море. Одна вода, посмотреть не на что. Ещё говорят, что там всегда дует сильный ветер.
Ч а й к а (с восторгом). Ах, Соловушка! Ведь это так прекрасно, когда втер подхватывает тебя ввысь и ты паришь, а вокруг только бесконечное голубое небо. Знаешь, я иногда закрою глаза и танцую (плавно водит руками), представляя, что взмыла над облаками и лечу навстречу солнцу. Я слышу мелодию ветра. Он поёт мне свою песню о море, и мы танцуем, то опускаясь к самой земле, то опять взлетая ввысь.
С о л о в е й (вертит в руках цветочек). Как красиво ты говоришь. Теперь ясно, почему никто не может понять твои танцы. Ты не танцуешь, а летаешь над морем. А песни любишь, наверно, только ветра?
Ч а й к ак. Что ты, Соловушка! Я готова часами слушать твои песни. Они так бередят душу, от них мне хочется то смеяться, то плакать. Иногда, когда никто не слышит, я даже подпеваю тебе.
С о л о в е й. По мне, так ничего лучше нашего леса нет. А какие в нём цветы растут!
Шутливо поклонившись, протягивает Ч а й к е цветок.
Ч а й к а (смущённо улыбается). Спасибо! Да, цветы в лесу прекрасны, и птицы поют так чудесно, но только в нём так мало простора, а небо видно только кусочками.
С о л о в е й. Может и так. (Приподнимает руки вверх.) Но лес полон жизни, в нём столько звуков, столько вдохновения и музыки.
Звучит трек №3, С о л о в е й поёт.
С о л о в е й. Вот попробуй, пройдись по лесу после восхода солнца, прислушайся и услышишь музыку утра.
Ч а й к а (весело). Хорошо, я попробую в лесу услышать и жучка, и паучка. А сейчас мне надо бежать. Тётушка Курица опять будет ругаться, что я долго за водой ходила. (Подхватив ведро, торопливо идёт к сараю, у кулисы оборачивается.) О своём эксперименте я тебе расскажу завтра! (Уходит.)
С о л о в е й (улыбается). Смешная она.
Уходит в кулисы у ручья.
Явление 2
Появляется Ж у р а в л ь, в руках табурет. Он ставит его у стены сарая, садится.
Ж у р а в л ь. Посижу немного, отдохну. Совсем загоняли меня эти цыплята. Всё им что-нибудь новенькое подавай, учи модным танцам. (Подставляет лицо солнцу.) Какое сегодня солнышко ласковое, так и гладит лучиками по лицу.
Из кулисы выглядывает Ч а й к а, вертит головой, потом идёт к Ж у р а в л ю. В руках у неё тарелка, накрытая салфеткой.
Ч а й к а. Вы, месье Журавль, как всегда нежитесь на солнышке. А я вам пирожков принесла.
Ж у р а в л ь. О, мерси, мерси, моя стрекоза. (Берёт тарелку, приподнимает салфетку и нюхает.) Какой аромат! Неужели сама испекла?
Ч а й к а (отмахивается рукой). Что вы, мне тётушка Курица такое ответственное дело не поручает. Пирожки она всегда сама печёт, никому не доверяет. (Пауза.) Месье Журавль! Всё хочу спросить, а почему вы меня стрекозой называете?
Ж у р а в л ь (ставит тарелку на колени). А что, совсем не помнишь? Ты, когда маленькой была, любила за стрекозами наблюдать. Очень тебе нравилось, как они зависают над водой. Всё пыталась, как они летать. Плакала, когда падала. Выспрашивала у меня, почему птицы не могут летать, как стрекозы, зависать на одном месте.
Ч а й к а (смеётся). Вспомнила! Я тогда всё удивлялась: как же так? Ведь у меня тоже есть крылья, даже в несколько раз больше, чем у стрекозы.
Ж у р а в л ь. А я тебе тогда сказал, что могу научить парить, не пользуясь крыльями. В танце тоже можно и лететь и парить, надо только включить воображение.
Ч а й к а. О, помню, как мне в начале было трудно двигать только ногами, не махая крыльями. Сколько слёз было пролито.
Ч а й к а смеясь и напевая пам-па-пам делает балетные па. Ж у р а в л ь, поставив тарелку на табурет, быстро подходит к ней и тоже делает балетные движения, поддерживая её. Они смеются.
Ж у р а в л ь. Ты была прилежная ученица и стала настоящей танцовщицей. Твоя мама была бы довольна тем, какой ты стала.
Ч а й к а. Это всё благодаря вашим стараниям! Вы часами не отходили от меня, пока у меня не получалось всё правильно.
Ж у р а в л ь (деловито). Ну, ладно, посидели, поболтали, нужно идти делом заниматься.
Ж у р а в л ь галантно подставляет руку, Ч а й к а с шутливой галантностью берёт его под руку и они идут к сараю.
Ч а й к а. Сегодня у ручья я беседовала с Соловьём. Он рассказывал мне о музыке леса, о том, что во всём можно услышать свою мелодию. (Уходят.)
Звучит трек №4. Из кулисы у ручья выглядывает один воробей (свист в музыке), прячется, затем выглядывают два воробья, поворачивают головой из стороны в сторону (свист), выбегают на сцену, шныряют по углам. Находят тарелку (свист), машут руками, выбегают остальные воробьи, танцуют. В конце танца появляется К у р и ц а, машет руками, прогоняя воробьёв.
К у р и ц а. А ну кыш, кыш отсюда, воришки.
Воробьи, взяв тарелку, убегают за кулисы у ручья. С этой же стороны, оглядываясь, выходит С о р о к а .
С о р о к а (быстро и отрывисто). Тётушка Курица! Здравствуйте! Что это у вас воробьи разлетались стаями? Праздник какой готовите?
К у р и ц а (сердито). Да эти воробьишки только и ждут, когда двор опустеет. Тут же налетят, все углы обшарят, всё, что плохо лежит, унесут. А ты, Сорока, к нам или мимо летишь?
С о р о к а (всплеснув руками). Ой! Что слышала, что слышала! В лесу говорят, что по нашим окрестностям колесит труппа бродячих артистов: фокусники, акробаты, певцы. Поют, танцуют. Ещё рассказывают, есть у них диво дивное – райская птица невиданной красы. Песни чудные поёт.
К у р и ц а. Спасибо тебе, Сорока, за такую интересную новость. Обязательно расскажу господину Индюку. Он красивые вещи любит. А ты, если увидишь их, передай им наше приглашение.
С о р о к а. Хорошо, договорились. Ну, ладно, полечу дальше новость сообщать. Только вы меня не забудьте позвать, когда они у вас выступать будут. Уж больно хочется посмотреть на райскую птицу.
С о р о к а уходит в кулисы у ручья. К у р и ц а уходит в сторону сарая.
Явление 3
Звучит трек №5. Со стороны ручья выходят бродячие артисты: акробаты крутят по сцене колесо, жонглируют; П а в а посылает воздушные поцелуи; 1-я и 2-я С и н и ч к и, взявшись за руки, машут зрителям. В конце процессии, слегка отстав, идёт П о п у г а й и тоже машет зрителям рукой. Ему навстречу выходит И н д ю к.
И н д ю к. Здравствуйте! Здравствуйте! Милости прошу на нашу ферму. Давненько у нас не было подобных гостей. (Трясёт руку попугая обеими руками.) Очень, очень рады вашему приезду.
П о п у г а й (слегка отклонившись назад, рассматривает И н д ю к а). Индюша, неужели это ты? Не узнаёшь меня?
И н д ю к. Ба! Попугай! Вот неожиданная встреча! Это сколько же мы не виделись?
П о п у г а й. Да почти лет 20. Ну, ты и раздобрел, брат, еле узнал тебя.
И н д ю к. Мне по должности солидность полагается: как ни как, хозяин фермы. Это ты, попрыгун, всё по свету колесишь. Как был непоседа, да пересмешник, так, гляжу, им и остался.
П о п у г а й. Ну, что есть, то есть. Если бы меня тогда не увезли в город, то, возможно, и я бы стал солидной птицей. Но уж больно скучно сидеть всё время на одном месте. Мне по душе простор полей и дорог.
И н д ю к. Гляжу, ты и компанию себе под стать подобрал. Вы как настроены, сегодня своё представление будете давать?
П о п у г а й. Да, завтра нас ещё на две фермы приглашали.
И н д ю к (кладёт руку на плечо П о п у г а ю). Слушай, Попугай, перенеси ты эти концерты, погости у меня немного, отдохни. (Хлопает рукой по плечу.) Вспомним молодость!
Медленно дут к сараю.
П о п у г а й (задумчиво). А что, может быть, действительно на пару дней у тебя остановиться?
И н д ю к. Ну, вот и договорились! Пойдём, покажу где вам можно расположиться.
Они уходят. С этой же стороны выходит П а в а (грациозно и медленно), рядом с ней, заложив руки за спину, чинно идёт 2-й П е т у ш о к, 1-й П е т у ш о к рядом.
2-й П е т у ш о к. И давно вы по миру колесите?
П а в а. Всю жизнь. Ведь я родилась в театре. Правда, мои родители жили в далёком тропическом лесу, но в раннем детстве их привезли в наши края. А потом они попали к бродячим артистам.
1-й П е т у ш о к (забегает вперёд и, заложив руки за спину, шагает ногами назад). Пава, а вы на представлении, что будете делать, петь или танцевать?
П а в а. Я певица, но при необходимости, могу и танцевать. (Кокетливо) А вам что больше нравится, песня или танец?
1-й и 2-й П е т у ш к и (хором). Конечно песня! Мы же Петушки. Мы петь любим!
Они останавливаются. Навстречу выходит С о л о в е й.
2-й П е т у ш о к. Привет, Соловей! Ты где пропадаешь? (Возбуждённо размахивает руками.) У нас здесь такие дела творятся! Приехали артисты! Завтра концерт давать будут.
1-й П е т у ш о к (хвастливо). Мы уже с их звездой театра познакомились. (Показывает рукой на Паву.) Это Пава. Она певица.
П а в а (жеманно протягивая руку). Очень приятно, Пава.
2-й П е т у ш о к (с гордостью показывает рукой на С о л о в ь я). А это Соловей. Он тоже певец. Лучше его у нас никто не поёт.
П а в а берёт С о л о в ь я под руку, они медленно идут к ручью. 1-й и 2-й П е т у ш к и разочарованно идут за ними.
П а в а. И о чём же поют, здешние соловьи?
С о л о в е й. Обо всём: о жизни, о любви, о дружбе. Всё зависит от настроения. От того, с кем встретился в этот день, с кем поговорил.
П а в а. О, мы свами, родственные души! Я тоже люблю петь по настроению. Обожаю джаз.
Звучит трек №6. П а в а поёт. С о л о в е й садится на пенёк и зачарованно слушает, затем начинает слегка взмахивать рукой в такт музыки, шевелит губами. П е т у ш к и располагаются рядом на земле, заворожённо слушают, иногда смотрят друг на друга, показывая большой палец, по окончанию песни они встают и, хлопая, кричат «Браво!».
С о л о в е й (встаёт). Как необычно вы поёте. Я впервые слышу такое пение.
1-й П е т у ш о к (с жаром). Вы обязательно должны научит нас так петь!
П а в а (рассмеявшись). Увы, джаз так просто не выучишь. Джаз надо чувствовать, петь душой. Я этому много лет училась.
2-й П е т у ш о к. Соловей, попробуй ты, у тебя должно получиться.
С о л о в е й (неуверенно). Ну-у, не знаю. Уж больно непривычно. (Пауза.) Хотя попробовать можно. Мне очень понравилось!
П а в а. Приходите завтра ко мне. Поговорим о джазе. Я покажу вам ноты, а может и спою что-нибудь.
В кулисах у сарая показались две С и н и ч к и.
1-я С и н и ч к а. Пава, ты куда ушла?
2-я С и н и ч к а. Тебя Попугай везде ищет. Пойдём скорей к нему.
П а в а (кокетливо). Ну всё, мальчики, мне нужно бежать. До завтра! (Идёт к сараю, недовольно говоря.) Синички, что вы как маленькие! Могли бы что-нибудь придумать. Сегодня же спектакля нет – я свободна.
П а в а уходит, петушки смотрят ей в след. С о л о в е й стоит в задумчивости, сложив руки на груди. Одной рукой слегка взмахивает, мысленно проигрывая мелодию.
2-й П е т у ш о к (с восхищением). Да-а, такой красоты у нас не увидишь.
1-й П е т у ш о к. Не говори. Все наши птички какие-то блёклые и поют просто.
С о л о в е й (спохватившись). Ой! Ребята, а вы Чайку не видели?
1-й П е т у ш о к. Да она сегодня мамаше Курице целый день на кухне помогает.
2-й П е т у ш о к (шутливо толкая его локтем). А ты, гляжу, и дня без неё прожить не можешь. Что, влюбился?
С о л о в е й (недовольно). Вот ещё! Я песню новую сочинил. Хотел ей показать. (Нерешительно.) Может Паве спеть? Она в песнях разбирается. Пойдёмте и вы, Петушки, тоже послушаете.
Они уходят. На сцене темнеет.
Явление 4
На сцене светлеет, звучит трек №1. Медленно выходят П а в а и 1-я и 2-я С и н и ч к и.
П а в а кружится, расставив в сторону руки.
П а в а. Ах! Какая красота! Давно я так сладко не спала. А какой здесь воздух!
1-я С и н и ч к а (кокетливо). Да и птички местные ничего.
2-я С и н и ч к а. Тебе, гляжу, Пава, местный певун приглянулся?
П а в а (ставит руки на бедра). А что? Весьма интересный кадр. Да и поёт тоже ничего. (Щёлкает пальцем.) Эх! Ему бы костюмчик по ярче, да песням модным обучить. И будет вполне соответствовать.
1-я С и н и ч к а. Может его с собой сманить, если ты говоришь, что он поёт хорошо?
П а в а. Ну нет, мне конкуренция не нужна. Звезда должна быть одна. И я хочу, чтобы это была я.
2-я С и н и ч к а. Мне говорили, что здесь в лесу есть чудесный ручей. (Показывая рукой на ручей.) А вот и он! Пойдёмте, прогуляемся по лесу вдоль ручья.
Они уходят. Выходят И н д ю к и П о п у г а й. И н д ю к идёт, степенно заложив руки за спину.
И н д ю к. Как вам наши места?
П о п у г а й (взмахнув рукой). Красота! Птички щебечут, кузнечики стрекочут! Но надо в путь собираться. Я не привык концерты отменять.
И н д ю к (потирает рукой подбородок). Слушай, Попугай… давай сделаем небольшой обмен: ты оставляешь у меня Паву, а я отдаю тебе Чайку. Уж больно мне понравилась твоя Пава. А Чайка, хоть и невзрачная, но танцует хорошо. Месье Журавль, наш учитель танцев, её всем танцевальным премудростям обучил. В хозяйстве от неё нет никакого проку, всё мечтает да танцует. А у вас она, думаю, приживётся.
П о п у г а й (задумчиво). Не знаю… не знаю… на Паву зритель хорошо идёт. (Недовольно.) Но уж слишком она капризна стала в последнее время: видать, зазналась. А что, может её немножко проучить? Пусть один сезон у тебя посидит. Она давно у меня отпуск просит.
И н д ю к (радостно). Вот и хорошо. По рукам!
Они ударяют по рукам и идут к сараю.
П о п у г а й. А помнишь, Индюша, как мы с тобой подшутили над нашим учителем, старым Гусаком?
Уходят.
Явление 5
Звучит трек №7. Выходит грустная Ч а й к а, медленно идёт вдоль сарая, одной рукой дотрагиваясь до стены. На фоне музыки говорит.
Ч а й к а. Прощай мой двор! Прощай «Птичий рай»! Мне было здесь хорошо. Но у судьбы, видимо, на мой счёт другие планы. Я оставляю здесь милых моему сердцу людей, но взамен беру воспоминания. (Прижимает руки к груди.) А их у меня не отнимет никто.
Музыка становится интенсивнее Ч а й к а танцует. В конце танца появляется
Ж у р а в л ь.
Ж у р а в л ь (запыхавшись, приложив руку к груди). Вот ты где, моя стрекоза! А мне сейчас мадам Курица сказала грустную новость о том, что ты уходишь с бродячими артистами.
Ч а й к а (сжимает в ладонях его руку). Мне тоже очень грустно с вами расставаться. Всё получилось так неожиданно.
Ж у р а в л ь. Может, это и к лучшему. Тебе здесь не место. У тебя душа художника, творца. Ты должна блистать на сцене.
Ч а й к а (пожимая плечами). Да я как-то и не мечтала о сцене. Но раз уж так судьба складывается, что ж, попробую на сцене танцевать.
Ж у р а в л ь. Я уверен, у тебя всё получится! Может и море своё увидишь. Бродячие артисты где только не бывают.
Ч а й к а. Месье Журавль, вы не видели Соловья? Я хотела с ним попрощаться, но нигде не найду его.
Ж у р а в л ь. Да он повёл Паву наш лес смотреть. Она от него второй день не отходит, то песни ему свои поёт, то его просит спеть.
Ч а й к а (вздыхает и опускает голову). Жаль, мне очень хотелось его увидеть на прощание. (Задумчиво.) Вот что… передайте Соловью это пёрышко. (Достаёт из-за пояса перо.) Может, когда-нибудь глядя на него, он вспомнит о мечтательнице Чайке, о наших с ним беседах.
В кулисах (у сарая) показалась 1-я С и н и ч к а
.
1-я С и н и ч к а. Чайка! Мы уходим. Поторопись.
Звучит приглушённо трек № 8. Ч а й к а обнимает Ж у р а в л я и быстро идёт к кулисам, потом оборачивается, машет рукой и кричит «Прощайте!», уходит. Ж у р а в л ь устало садится на табурет.
Ж у р а в л ь (украдкой смахивает слезу). Лети, моя стрекоза, может когда-нибудь ещё и свидимся. Артисты любят возвращаться в места, где их хорошо принимали.
Ж у р а в л ь смотрит на перо и нежно разглаживает его на ладони.
Явление 6
Раздаётся смех П а в ы, она выходит со стороны ручья, кокетливо поворачивается на месте, следом выходит С о л о в е й.
С о л о в е й (весело). О, месье Журавль! О чем грустим?
Ж к р а в л ь (вздохнув). Наша Чайка ушла с бродячими артистами.
С о л о в е й (недоумевая). Как ушла с бродячими артистами?
Ж у р а в л ь. Навсегда. Господин Индюк поменял её на Паву.
С о л о в е й (растерянно). А мне она ничего не говорила… И даже не попрощалась…
Ж у р а в л ь (встаёт). Она искала тебя. (Протягивает перо.) Вот, просила передать на память.
Ж у р а в л ь сгорбившись, медленно уходит за кулисы. С о л о в е й, повертев в руках перо, втыкает его в шапочку.
С о л о в е й (поворачивается к П а в е). И ты мне ничего не сказала!
П а в а. Ой, Соловейчик, я сама об этом узнала час назад. Хотела сделать тебе сюрприз. А ты, гляжу, не рад?
С о л о в е й (потерянно). Просто это так неожиданно. Мы с Чайкой были друзьями. Я показывал ей свои новые песни.
П а в а (улыбаясь). Ничего страшного! Сейчас ты будешь петь свои новые песни мне. (Берёт его под руку.) Пойдём, я приготовила для тебя что-то интересное. (Уводит его за кулисы у сарая.)
Выходит К у р и ц а, в руке ведро, идёт к ручью.
К у р и ц а (недовольно бормочет). И чего это господин Индюк придумал Чайку поменять на Паву. (Она тяжело наклоняется и зачерпывает ведром воду.) Чайка хоть и витала постоянно в облаках, но никогда не отказывалась помочь. А у этой цацы Павы постоянно находятся какие-то причины и отговорки. (Уходит.)
Опустив голову, насвистывая (трек №9), медленно выходит С о л о в е й. В руке крутит цветочек, смотрит на него и, вздохнув, садится на пень. Появляются П е т у ш к и.
1-й П е т у ш о к. Вот ты где скрываешься!
2-й П е т у хш о к. А тебя там Пава ищет.
С о л о в е й. Устал я от этой Павы. Грустно мне. И петь совсем не хочется. (Вздыхает.) Как пусто стало без Чайки. Вроде бы ничего не изменилось, а всё по-другому выглядит.
1-й П е т у ш о к (лукаво). Да ты, брат, точно влюбился.
С о л о в е й (задумчиво). Не знаю… Но мне не хватает Чайки. Я всё время вспоминаю, как мы с ней гуляли, как она рассказывала мне о море. Она любила сидеть здесь, у ручья и мечтать.
2-й П е т у ш о к (хлопает С о л о в ь я по плечу). Хватит киснуть! Чайка улетела. Забудь о ней! Пойдём лучше к Паве.
С о л о в е й. Нет, ребята, что-то не хочется. Идите без меня.
2-й П е т у ш о к. Ну, как хочешь. Оставайся здесь. (Обращается к 1-му П е т у ш к у.) Пойдём, Петюня, Пава обещала нам показать свой альбом с рисунками. (Обращается к С о л о в ь ю.) Представляешь, она, оказывается, ещё и рисует!
П е т у ш к и уходят. С о л о в е й какое-то время сидит в раздумье, потом медленно встаёт.
С о л о в е й. Вот что я сделаю: я найду этих бродячих артистов и уговорю Чайку вернуться. А с дядюшкой Индюком мы потом разберёмся. (Расправив плечи, твёрдо.) Решено – иду искать Чайку!
Решительным шагом уходит в кулисы у ручья.
З а н а в е с
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Поиски Чайки
Явление 1
На сцене лесная поляна: на заднем плане большой куст, с одной стороны от куста, ближе к кулисам, полевые цветы; с другой – пень.
Звучит трек №10 . С о л о в е й поёт, во время проигрыша, достаёт из шапочки перо и дальше поёт, глядя на него. После песни вздыхает и втыкает перо в шапочку.
С о л о в е й (растерянно смотрит по сторонам). Где же мне искать этих бродячих актёров? У кого спросить?
По авансцене быстро, чуть наклонившись вперёд, идёт С о р о к а. С о л о в е й машет рукой, привлекая её внимание.
С о л о в е й. Сорока! Сорока! Погоди, не улетай!
С о р о к а (крутит головой, останавливается). О! Соловей!
С о л о в е й. Сорока, не слыхала ли ты где? Куда собирались идти бродячие актёры?
С о р о к а (быстро и отрывисто). Что? Куда пошли бродячие артисты?
С о л о в е й. Да!
С о р о к а. А тебе они зачем? Что-то случилось?
С о л о в е й. Да вот дядюшка Индюк поменял Чайку на Паву, и Чайка теперь с ними колесит. А мне очень нужно с ней поговорить.
С о р о к а (всплеснув руками). Ах ты! Какая новость! А я и не знала. Надо быстрее лететь рассказать.
С о л о в е й (удерживая её за руку). Подожди ты! Так знаешь или нет? Где их можно найти?
С о р о к а. Не знаю. Ничего не слышала про них.
С о р о к а быстро убегает.
С о л о в е й (вздохнул, посмотрел в одну сторону, потом в другую). Пойду дальше. Может ещё кого встречу. (Уходит.)
Выбегают жужжа пчёлки, делают круг по сцене. Звучит трек №11, они танцуют. В конце танца из-за кулис выглядывает С о л о в е й. Пчёлки останавливаются, смотрят на него и жужжат.
С о л о в е й. Пчёлки! Давайте дружить. Не нужен мне ваш мёд.
С о л о в е й выходит к пчёлам, пчёлы перестают жужжать.
С о л о в е й. Пчёлки, вы летаете по всем лугам и полям. Не видели ли где труппу бродячих актёров?
Пчёлки дружно мотают головой из стороны в сторону и тянут «неееееет», потом жужжат и, сделав круг по сцене, убегают.
С о л о в е й (вздохнув). Что ж, пойдём дальше искать.
Пройдя немного, он прижимает ко лбу руку козырьком и смотрит вверх, поворачивается.
С о л о в е й. Никак Сокол появился. (Кричит, глядя вверх.) Привет, братец Сокол! Давно тебя не было в наших краях!
Из-за кулис (как бы издалека) доносится.
Г о л о с. И тебе привет, Соловушка!
С о л о в е й (смотрит вверх). Братец Сокол, ты высоко летаешь, далеко глядишь. Не встречал ли ты где бродячих артистов?
Из-за кулис доносится.
Г о л о с. Утром видел их у одинокой сосны, что рядом с фермой «У трёх озёр». Они там на привал остановились!
С о л о в е й (смотрит вверх и машет рукой). Спасибо тебе большое, Сокол! (Деловито.) Так! Надо поспешить, пока они не ушли куда-нибудь.
С о л о в е й торопливо уходит.
Явление 2
Выходят 1-я и 2-я С и н и ч к и, у 2-й С и н и ч к и в руках корзинка.
1-я С и н и ч к а. Что-то я устала. Давай отдохнём немножко. До фермы ещё долго идти.
1-я С и н и ч к а садится на пенёк.
2-я С и н и ч к а (ставит корзинку и поправляет одежду). Хорошо бы Попугай договорился о концерте. Я бы завтра на нём исполнила свою новую песню.
1-я С и н и ч к а (сидит, вытянув ноги). Без Павы столько работы стало. Но с другой стороны, новые песни можно исполнить. Раньше всё Паве доставалось.
2- С и н и ч к а. А мне жалко, что Павы нет. С ней было весело.
Торопливо выходит С о л о в е й, замечает С и н и ч е к.
С о л о в е й (радостно протягивает руки). Синички! Милые мои синички! Наконец-то я вас нашёл.
1-я С и н и ч к а (вставая). Соловей? Ты как здесь очутился?
С о л о в е й. Я три дня бродил по лесам и полям, искал вас.
2-я С и н и ч к а. А зачем ты нас искал?
С о л о в е й. Мне нужно поговорить с Чайкой. (Нетерпеливо трясёт за руку 2-ю С и н и ч к у.) Где она? Пойдёмте скорее к ней.
2-я С и н и ч к а (прижимает руки к груди). Ой, Соловушка! У нас вчера случилось такое несчастье!
1-я С и н и ч к а (эмоционально жестикулируя). Налетел разбойник Коршун! Мы то, наученные уже горьким опытом, быстро разбежались, попрятались. А Чаечка, бедная наша птичка, так и осталась стоять на дороге, обомлевшая от страха.
2-я С и н и ч к а (виновато). Ты уж прости нас, Соловушка, не уберегли мы Чайку. (Вздыхает.)Унёс её Коршун с собой.
С о л о в е й (с отчаянием). Как же так! Где мне её теперь искать?
С о л о в е й садится на пень, горестно обхватив голову руками.
1-я С и н и ч к а (в раздумье). Чем же тебе помочь? Бедный Соловушка.
2-я С и н и ч к а. Может быть попробовать найти Чёрную Ворону? Как-то старая канарейка рассказывала, что в наших лесах обитает Чёрная Ворона. Так вот, эта Ворона может видеть то, что мы видеть не можем. И вообще, она колдунья.
1-я С и н и ч к а. Точно!
С о л о в е й (упавшим голосом). И где мне искать эту колдунью?
2-я С и н и ч к а. Ещё канарейка говорила, что живёт та Ворона вроде как у большого камня на болоте. И что она чует, когда к ней идут с просьбой. Сама ведёт к себе. Главное на болото придти.
С о л о в е й (поднимаясь с пня). Для меня сейчас главное – найти Чайку! (Решительно.) И если для этого надо идти к ведьме – я пойду к ведьме! Спасибо вам, синички, за помощь!
С о л о в е й, посмотрев в одну сторону, потом в другую, порывисто уходит . С и н и ч к и вслед ему машут руками.
1-я С и н и ч к (кричит). Удачи тебе, Соловей!
2-я С и н и ч к а (берёт корзинку). Пойдём и мы. Попугай нас уже, должно быть, заждался. Да и к завтрашнему представлению надо готовиться.
Идут в противоположную сторону.
1-я С и н и ч к а. А ты какую завтра будешь петь песню?
2-я С и н и ч к а. Ещё не решила.
Уходят.
Явление 3
На сцене темнеет. Звучит трек №12. Крадучись выходят несколько болотных духов (в это время незаметно убирают декорацию полевых цветов), начинают танцевать. Свет постепенно становится ярче. Перед звуком смеха (в музыке) медленно выходит С о л о в е й. Он не видит духов, а они с любопытством за ним наблюдают.
С о л о в е й (после звука смеха поворачивается вокруг). Кто здесь?(Смотрит в верх и крутит головой.) Где ты? (Пауза.) Покажись!
С о л о в е й проходит ещё немного по сцене и опять поворачивается вокруг, смотрит вверх. Один дух стоит у него за спиной и синхронно повторяет движения, два других, сбоку, нагнувшись и повернув голову вверх, заглядывают на С о л о в ь я, потом оббегают его сзади, меняясь местами.
С о л о в е й (глядя вверх). Мне нужна Чёрная Ворона! Я пришёл к ней с вопросом! Мне говорили, что она всё видит и всё знает.
На переднем плане болотные духи кружатся вокруг С о л о в ь я, делая руками волны. Во время резкого звука музыки на заднем плане болотные духи раздвигают куст. Там, перед изображением большого камня, из которого вытекает ручей, стоит, сложив руки на груди,
Ч ё р н а я В о р о н а. Затем она, медленно выходит. Музыка заканчивается, болотные духи садятся на пол.
Ч ё р н а я В о р о н а (грозно). Кто опять нарушил мой покой?
С о л о в е й (резко оборачивается). Я, Соловей! Я пришёл к тебе за помощью.
Ч ё р н а я В о р о н а (смеётся). Хе-хе, за помощью… (Резко раскидывает руки.) Чёрная Ворона не помогает. Она делает одолжение. В обмен на что-то.
С о л о в е й (взмахивает перед собой согнутыми в локтях руками). Пусть так! Мне очень надо знать, где сейчас находится разбойник Коршун. Помоги мне его найти.
Ч ё р н а я В о р о н а (насмешливо). Он опять что-то украл?
С о л о в е й. Он похитил танцовщицу Чайку из труппы бродячих артистов. (Со страстью) Я люблю её и хочу вернуть домой!
Ч ё р н а я В о р о н а (сложив руки на груди, прохаживается туда-сюда). Хе-хе, любишь… Любовь будет стоить дороже.
С о л о в е й (сжав кулаки). Я на всё согласен, только помоги мне.
Ч ё р н а я В о р о н а (многозначительно). Ну что ж… Договорились!(Взмахивает рукой, обращаясь к болотным духам.) Принести мне Большую чашу! (Обращаясь к С о л о в ь ю, добродушно) А ты присядь, не стой над душой.
Звучит трек №13. С о л о в е й садится на пень, болотные духи выносят чашу и постамент в виде камня. Ворона танцует. Болотные духи подносят чашу к камню, из которого вытекает ручей, потом ставят чашу на постамент. Ворона поёт перед чашей, делая пассы руками, болотные духи танцуют на заднем плане.
Ч ё р н а я В о р о н а – Из-под камня серого струйка пробивается.
С глубины глубокой водичка поднимается.
И шумит, и крутится. Речкой разливается.
Всё, что было – не было, в водах отражается.
Доброе и злобное, милое и страшное.
Покажи мне чаша Коршуна ужасного,
Покажи, водичка мне! Где он сейчас находится?
Чем он занимается? Пусть в чаше отражается!
Показывай… Показывай…..
Ч ё р н а я В о р о н а (берёт чашу и всматривается в неё). Повезло тебе, Соловей. Коршун не успел ещё улететь далеко. Отмечает с друзьями удачную добычу. Ищи его у старого дуба, что стоит на краю обрыва. Там твоя Чайка!
Ч ё р н а я В о р о н а, не глядя, протягивает руку с чашей в сторону. Болотные духи берут чашу и постамент, убегают. С о л о в е й порывисто встаёт.
С о л о в е й (прижимая руку к груди). Спасибо тебе, Ворона!
Разворачивается, чтобы уйти.
Ч ё р н а я В о р о н а. Хе-хе. Ишь ты, какой прыткий. А договор? Я тебе свою цену ещё не назвала. Да и без моего желания ты отсюда не выйдешь. (Хитро грозит пальцем.) Это придти ко мне легко, а выйти не так-то просто. (Властно.) Так вот, слушай меня: что тебе дороже – попрыгунья Чайка или же твои песни?
С о л о в е й (страстно). Без Чайки мне жизнь не в радость. И петь совсем не хочется.
Ч ё р н а я В о р о н а (слегка на распев). Ну что ж… Раз петь не хочется, то отныне твой чудесный голос принадлежит мне. (Звучит удар в гонг, трек №14.)
С о л о в е й ахает и хватается рукой за горло, отступает назад, потом медленно опускает голову. Но затем решительно вскидывает её.
С о л о в е й. Пусть так! Зато Чайка будет на свободе!
С о л о в е й делает несколько шагов, но потом останавливается и оборачивается.
С о л о в е й. Но ты же мне не сказала как найти этот дуб!
Ч ё р н а я В о р о н а (сложила руки на груди и величественно смотрит). Это ты всё торопишься. Бежишь, недослушав меня. Путь тебе укажет сама Чайка! Возьми пёрышко то в руку.
С о л о в е й достаёт из шапочки перо и, вытянув вперёд руку с пером, уходит.
Звучит трек №15. Ч ё р н а я В о р о н а величественно идёт к большому камню, резко оборачивается перед ним. Стоит, сложив руки на груди и опустив голову. Болотные духи сдвигают части большого куста. На сцене темнеет, духи убегают. Из кулис быстро выставляют макет дуба (пень остаётся у противоположных кулис).
Явление 4
На сцене светлеет. Выходит С о л о в е й (из кулис у пня), держа на ладони перо.
С о л о в е й. Так! Похоже я пришёл. Впереди дуб и обрыв. (Смотрит на перо.) Ну вот, Чайка, я тебя почти нашёл. (Втыкает перо в шапочку.) Осталось придумать, как выручать буду. Здесь спешить нельзя, надо посидеть, подумать.
Садится на пень, опускает голову и упирает руки в колени.
Звучит трек № 16. Выходит лёгкой, плавной походкой В е т е р. Слегка пританцовывая и делая обороты вокруг себя. Увидев С о л о в ь я замирает, медленно опускает руки.
В е т е р (удивлённо). Ух ты, Соловей! Тебя то как сюда занесло?
С о л о в е й. Привет Ветер! Я ищу разбойника Коршуна, он украл Чайку. Черная Ворона сказала, что Коршун обитает у старого дуба над обрывом.
В е т е р продолжает порывисто и плавно ходить по сцене.
В е т е р. Так и есть (кивает в сторону дуба). Вон он, этот дуб. Так ты говоришь у него Чайка в плену? Мы с Чайкой большие приятели. Она любила танцевать под мой свист. А меня Коршун на какой-то свой праздник позвал. Я ему недавно оказал небольшую услугу, когда он от погони уходил. (Останавливается.) Так вот о каком сюрпризе он мне говорил!
С о л о в е й (встаёт). Надо как-то её освобождать. (Вздыхает.) Но боюсь, что одному мне не справиться с целой бандой.
В е т е р. Да, Коршуна тебе не одолеть. (В задумчивости медленно делает 2-3шага, поворачивается, идёт назад.) Здесь нужно хитростью действовать. (Останавливается.) Вот что! Когда они появятся, я их отвлеку. А ты уж не зевай, хватай Чайку и быстрее улетайте.
С о л о в е й (берёт его за руку и благодарно трясёт её). Спасибо, дружище, что решил мне помочь! Я обязательно расскажу про тебя Чайке.
В е т е р. Давай, лети-ка ты к обрыву, спрячься там и лови удобный момент. Коршун со своей стаей скоро должен появиться.
С о л о в е й. Хорошо.
С о л о в е й убегает за кулисы у дуба, В е т е р, уходит за кулисы у пня.
Явление 5
Выходит старая Р а з б о й н и ц а, в одной руке держит верёвку, другой рукой тянет за собой Ч а й к у.
Р а з б о й н и ц а. Сбежать решила, чёртова птичка! (Обматывает верёвку вокруг дуба и Ч а й к и) От Коршуна ещё никто не уходил!
За кулисами слышится смех, появляется К о р ш у н с бандой.
К о р ш у н (толкая локтем бандита рядом). Славная у нас сегодня добыча. Давно мне так не везло. (Поворачивается к бандитам и разводит руки в стороны.) Хорошо повеселимся, братцы! (Воодушевлённо.) Да здравствует наш Союз летучих бродяг!
Бандиты восторженно потрясают поднятыми кулаками кричат «Ура!».
Звучит трек № 17. К о р ш у н и бандиты поют и танцуют. После бандиты рассаживаются у куста.
К о р ш у н (поворачиваясь к Чайке). А почему моя птичка привязана?
Р а з б о й н и ц а (возмущённо). Она удрать хотела. Я её еле поймала.
К о р ш у н (обращаясь к Чайке). Ну зачем же сразу убегать. Не бойся, я тебя не съем. Посидишь у меня немного пока твой Попугай не раскошелится. Вот друзьям моим споёшь. Или что ты там делала у Попугая? Я сегодня добрый. У меня праздник. (Обращается к Р а з б о й н и ц е.) Отвяжи её! (Строго.)Только смотри в оба, чтобы опять не улетела.
Р а з б о й н и ц а отвязывает Чайку. Они садятся рядом с дубом. Выходит В е т е р.
В е т е р (машет рукой). Приветствую вас, бродяги!
К о р ш у н (раскинув руки в стороны, идёт к В е т р у). Ветер! Как я рад, что ты залетел к нам!
В е т е р. У тебя, гляжу, вся банда в сборе. Большое веселье намечается?
К о р ш у н (обняв одной рукой Ветра за плечи). Взял сегодня большой куш. Такая удача! Надо отметить, порадовать друзей. У меня и для тебя сюрприз есть. Гляди, какая птичка.
Подходит к Ч а й к е и берёт её за руку, она встаёт, узнаёт В е т р а и пытается что-то казать. В е т е р, за спиной у К о р ш у н а, качает головой и прикладывает палец к губам.
В е т е р (равнодушно). Да я, кажется, знаю её. Она вроде на ферме «Птичий рай» жила.
К о р ш у н. Не, эту я у бродячих артистов умыкнул.
К о р ш у н отпускает Ч а й к у, она садится и внимательно смотрит на В е т р а.
В е т е р. Что ты собираешься с ней делать?
К о р ш у н (хитро прищурил один глаз, махнул перед лицом указательным пальцем)). Думаю, за неё можно получить выкуп у Попугая. А пока пусть веселит гостей на моём празднике. (Поворачивается к В е т р у.) Ну а ты где летал? Что видел?
В е т е р (крутнулся на одной ноге) О, где я только не летал! (Раскачивается и взмахивает руками.) Недавно был на большом празднике, услышал там чудесную песенку. Тебе должна понравиться. Сейчас насвищу.
Звучит трек №18. В е т е р танцует и руками делает знаки бандитам подняться и присоединиться. Они танцую и подпевают В е т р у. Р а з б о й н и ц а стоит спиной к Ч а й к е и пританцовывает. На цыпочках, пригнувшись выходит С о л о в е й и, прижав палец к губам, берёт Ч а й к у за руку. Они быстро убегают за кулисы. После танца бандиты садятся у куста, В е т е р и К о р ш у н стоят,
.
Р а з б о й н и ц а (поворачивается, хлопает себя руками по бёдрам, кричит). Опять сбежала, чёртова птичка!
К о р ш у н (удивлённо). Ишь ты, какая шустрая! (Грозно.) С Коршуном такие шутки не пройдут! (Вытягивает вперёд руку с указательным пальцем.)А ну догнать её!
Р а з б о й н и ц а решительно идёт к кулисам, но В е т е р хватает её за руку.
В е т е р. Коршун, погоди! Ну убежала и ладно. Не порти праздник. Да ты бы всё равно за неё ничего не получил. Какие деньги у бродячих артистов? Тем более, что они уже давно укатили из наших мест.
К о р ш у н (снисходительно махнул рукой). Ладно, пусть летит, раз ты просишь. Я сегодня добрый. Да и должен я тебе. Так что будем считать, что мы квиты. (Шутливо грозит пальцем.) Но тогда ты будешь веселить нас весь вечер.
В е т е р взмахивает рукой, прокручивается на одной ноге.
В е т е р (улыбается). Согласен, веселье – лучшее из занятий! (Кладёт руку на плечо К о р ш у н а.) Пойдём к твоим дружкам. Я сейчас вам такой анекдот расскажу!
Они идут к остальным разбойникам.
З а н а в е с.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Ферма «Птичий рай»
Явление 1
Двор фермы «Птичий рай»: на заднем плане с одной стороны стена сарая, с другой – окаймлённый кустиками травы ручей, рядом пень.
Стремительно выходит радостная Ч а й к а, раскинув руки, кружит по сцене.
Ч а й к а. Наконец-то мы дома! Как я соскучилась по нашему двору!
Появляется С о л о в е й.
С о л о в е й. Погоди так радоваться. Нужно дядюшку Индюка подготовить. (Озабоченно.) А то он крутого нрава птица может и не принять назад.
Из-за кулис доносится голос К у р и ц ы, затем она выходит.
К у р и ц а (сердито). Что там за шум! (Всплеснув руками.) Батюшки! Никак Соловей вернулся! Да, гляжу не один, а с Чайкой!
К у р и ц а подходит к Ч а й к е, обнимает её.
К у р и ц а. Ну, здравствуй, моя горемыка! (Оглядывает её) Исхудала, побледнела.
С о л о в е й (озабоченно). Тётушка Курица! Господин Индюк у себя? Его бы подготовить надо к возвращению Чайки, чтобы не сердился сильно.
К у р и ц а (весело). А что его подготавливать? Он и так рад будет. Пава то ведь от нас сбежала! Недельку повеселилась, песенки попела и распрощалась. Не могу, – говорит, – на одном месте сидеть. Скучно мне у вас. (Взмахивает рукой.) А уж помощница то из неё вообще никакая была. Так что Чаечку мы с удовольствием назад примем. Ну ладно, пойдёмте. Вы, должно быть, очень устали.
Они уходят. На сцене темнеет.
Явление 2
На сцене светлеет. Звучит трек №1. Выходит Ч а й к а с ведром и идёт к ручью, останавливается, смотрит по сторонам.
Ч а й к а. Вроде ничего во дворе не изменилось, а стало всё как-то по-другому. Пусто. (Вздыхает.) И Соловушка совсем песен не поёт.
Подходит к ручью, садится на пень, наклоняется и водит рукой по воде.
Ч а й к а (с грустью). Может ты, ручеёк, знаешь. Что случилось с Соловушкой? Почему он перестал свои песни петь? (Пауза.) Что мне делать? У кого помощи просить?
На сцене темнеет, звучит трек №19. Появляются болотные духи (светлеет), они танцуют, затем выходит Ч ё р н а я В о р о н а и тоже танцует. В конце танца болотные духи, сделав круг, уходят за кулисы у ручья.
Ч ё р н а я В о р о н а. Что, милая, пригорюнилась? Не весело тебе с Соловьём? Хе-хе! А он так старался, даже голос свой не пожалел ради тебя. Вот решила посмотреть на вас. Как вы живёте.
Ч а й к а (встаёт). Что значит голос ради меня не пожалел?
Ч ё р н а я В о р о н а. Так он свой чудесный голос отдал мне. Услугу я ему одну оказала. Подсказала, где тебя найти. Вот за это он и отдал его. Говорит, петь без Чайки не хочу.
Ч а й к а. Так вот почему он такой грустный ходит и не поёт.
Ч а й к а подходит к Ч ё р н о й В о р о н е.
Ч а й к а (умоляюще). Верни ему голос! Он должен петь! Лес без песен Соловья пуст!
Ч ё р н а я В о р о н а (снисходительно). Хе-хе, верни…(Подняв палец вверх, значительно.) Колдовство не отменяется! Колдовство можно только поменять на другое колдовство.
Ч а й к а (страстно, сложив руки в мольбе). Возьми мой голос! Возьми его хоть весь без остатка, но верни Соловью его способность петь! Он умрёт без песен.
Ч ё р н а я В о р о н а (с лукавством). Твой голос, говоришь, взять? (Со значительностью.) Ну что ж, ты сама предложила. Так знай, что отныне ты не будешь петь, а сможешь только кричать, да и то только одну букву. (Пауза.) Букву «А».
Ч ё р н а я В о р о н а взмахивает руками и 2 раза изображает крик чаек – резкое, скрипучее и протяжное А.
Ч а й к а (в отчаянии). Пусть так, я согласна! Только верни голос Соловью!
Ч ё р н а я В о р о н а. Будь по-твоему! Договорились!
Звучит трек №20, Ч ё р н а я В о р о н а поднимает руки вверх и медленно опускает в стороны.
Ч ё р н а я В о р о н а (слегка наклоняясь к Ч а й к е, заговорщически). По правде сказать, я тоже иногда слушала песни Соловья. Но колдуньям их нельзя много слушать. Размягчаются, слабеют…
Звучит трек №21
.
Ч ё р н а я В о р о н а. Ладно, пора мне. Есть и другие заботы.
Ч ё р н а я В о р о н а, плавно взмахивая руками, делает 1-2 круга по сцене, уходит.
Ч а й к а стоит в центре, прижав руки к груди. Выходит Соловей.
С о л о в е й (тревожно). Чайка, что случилось? Почему ты такая испуганная?
Ч а й к а (улыбаясь и обнимая его). Всё хорошо, Соловей! Теперь ты опять можешь петь!
С о л о в е й (взял её за руки). Кто здесь был? Что произошло?
Ч а й к а. Неожиданно появилась колдунья Чёрная Ворона. И я узнала, что ты отдал свой голос, чтобы найти меня. Но я уговорила её обменять твой голос на мой. (Радостно.) Сейчас ты можешь петь как раньше!
С о л о в е й (растерянно). А как же ты?
Ч а й к а. Я пела только для себя. А твои песни слушает весь лес.
Ч а й к а, взмахивая руками, радостно кружится по сцене.
Ч а й к а. Не забывай, что я танцовщица! Мне не нужен голос. (Громко.) Мир должен слышать Соловья!
Ч а й к а подходит к С о л о в ь ю, обнимает его за плечи и они кружатся.
Ч а й к а. Мы будем путешествовать! Ты будешь петь, а я танцевать! И мы обязательно увидим море!
Звучит финальный трек №22 они поют.
З а н а в е с
Странно, мне казалось, что я писала комментарий. Ну да ладно, напишу ещё раз.
Я в восторге, это так интересно, вот если бы это поставить в детском театре, с куклами, например, мне кажется было бы здорово!
Благодарю вас!
Светлана, ещё раз спасибо! Для меня очень важно, что такой опытный автор так хорошо оценил мои труды. Я не очень разобралась в устройстве сайта, поэтому в ответ на предложение о дружбе написала Вам в комментах на вашей стене:).
На сайте ничего сложного нет, хотя первые дни я тоже разбиралась. Статус дружбы это не важно. Я вас в любом случае просматриваю, всех выпускающих публикации смотрю. И я тоже начинающий автор, вы дали мне высокую оценку, благодарю)))