Шаляпин-явление в нашей культуре,личность в истории,которая индивидуальна и узнаваема для каждого русского сердца.
Фёдор Иванович Шаляпин-душа русского народа.
Русская душа может высоко взлететь над миром и также низко пасть.Она будет целенаправленно подвергать себя риску и в этом ей равных нет.
В судьбе великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина переплелись взлёты и падения,в ней есть всё,как и в судьбе русского народа,сыном которого,он является.
Шаляпин,как ярчайший представитель своего времени,вышедший родом из глубокой народной среды,впитал её с молоком матери и стал великим её певцом,творцом,отразившим в своём искусстве наиболее полно народную жизнь и время,в которое он жил.
Его пытливый ум,наблюдая в детстве за рождественским балаганом,получал первые уроки актёрского мастерства от известного на Волге ярморочного куплетиста и клоуна Яшки Мамонова,ставшего его кумиром.
Приходя каждый день к балагану в мороз,он дрожа от холода,дивился на Яшкины дурачества.Не тогда ли мелькнула у него мысль-соединить свою жизнь с театром?
До роли Бориса Годунова ещё очень далеко,но зёрна посажены самой народной жизнью.
Шаляпин-это глубокая мысль построения образа,роли.
Мысль,одухотворённая его природой,идущей из самых народных низов, возносящаяся под русскую народную песню и колокольный распев.
Русскую песню он услышит в церковном хоре.
Россия, по своей сути-страна религиозная,несущая в каждом рассвете-благовест.
Церковная музыка,по представлению Шаляпина-сущность русской души.
Исполнял ли он “Дубинушку”,”Очи чёрные” или арию Бориса из оперы”Борис Годунов”,он открывает глубинные пласты народной жизни,обращаясь к собственной душе.
Такие артисты,как Ф.И.Шаляпин не могут состояться без своей русской культуры,без своей родной земли.
Он почувствовал, в те революционные, роковые для многих, годы,свою ненужность,как певец оперного жанра,”искусства для буржуев”.
Когда у него стали снимать со счетов, заработанные на концертах и спектаклях,деньги;когда стали приходить в дом с обысками и конфисковывать драгоценности,вещи,картины,
антиквариат,машину.
Когда коллекционные декорации и костюмы Мариинского театра,где он служил решили отдать нуждающимся.
Когда его изгнали из Мариинского театра.
Когда стало нечего есть его семье,его детям.
Болезнь,которая приковала его к постели красноречивей всего показала,что он никому не нужен.
Никто не приехал и не поинтересовалася,что с ним.
Но самое главное-это моральный прессинг,подозрительность,клевета и наветы в газетах.
Он находится в те годы под двойным обстрелом красной и зарубежной прессы.
Красные его считают белым,а за рубежом говорили,что Шаляпин продался революции.
Кровавое Воскресенье внесло в его жизнь ярко выраженный красный вектор,но по мере прихода следующих революций,он видит перед собой страшные,для него,изменения в России.
Несмотря,на присвоение ему звания Народного артиста,он решает уехать из молодой страны советов,не приняв те перемены,которые,как ему тогда казалось,несовместимы с понятиями о той старой,русской жизни,которую он знал.
Уехать- преступная для него,мысль,но видя бедственное положение своей семьи,принимает это непростое решение.
Он уехал из России.Уехал истинно русский человек,мышление,которого было русским.Считающий себя космополитом,но на самом деле,проявляющий себя только,как русский человек.В этом его человеческая трагедий,да и трагедия всей эмиграции той волны.
Эмиграция-тема достаточно щепетильная и выросших на другой культуре, артистов,принимают за границей из уважения к таланту,несущему ценности этой культуры.
По сути,все русские в эмиграции так и остаются русскими,как бы они не пытались ассимилироваться,их там принимают исключительно,как русских музыкантов,певцов,артистов.
Россия с её духовным предназначением всегда будет будоражить заграничную публику.
Как будоражила её судьба Фёдора Ивановича Шаляпина,связанного с Россией самим своим творчеством и снискавшим этим творчеством успех на Западе.
Всю свою жизнь,он-работяга,до седьмого пота.
Работа,работа,работа без упования на мимолётное вдохновение и успех.
Какими бы громкими эпитетами,молва не наградила певца-“великий,несравненный”,всё будет мало.
Шаляпин-эталон оперного пения,взращённый на нашей земле,рождённый ею и несущий в своём искусстве истинно русские черты.Черты народа,выходцем которого он являлся,цепким взглядом, вобравшим с молодости всё,что в этом народе есть.
Он интуитивно рвался туда,где свет-к опере,творчеству,искусству,в котором в то время работали такие столпы,как Римский-Корсаков,Серов,Рахманинов,Кюи,Стасов,Репин,Левитан,Поленов,Коровин,Врубель,Толстой,Горький,Чехов,
Дальский…
Когда мы слышим его записи,сделанные во Франции,в эмиграции,до нас доносится через столетие голос его русской души.
Фёдор Иванович был голосом русского народа.
Шаляпин пел,как чувствовал.Жил,как пел и пел,как жил.
Его золотая глотка вместила в себя все просторы нашей Матушки-России.
Услышав это пение,вы его не забудете никогда.
Так поёт душа русского народа,с его сомнениями и страстями,с его религиозностью и неприкаянной удалью.
В обертонах его голоса столько родных,искренних,правдивых интонаций.
Голос Шаляпина открывает всю сущность его гения,всю его удивительную,полную противоречий и сомнений,жизнь.
Он идёт из самого нутра русской жизни.
Невозможно ничего скрыть,голос выдаст всё.
Да,Фёдор Иванович и не скрывает,а наоборот,вытаскивает из глубин своей богатой души нужные для образа звуки,оттенки,вибрации,все свои чувства.
Вы будете слушать,не шелохнувшись,в оцепенении от обрушившейся на вас громады,мощи темперамента гениального артиста.
Нет и не было равных ,на российских просторах певцов ,так полно раскрывших музыкальный образ,как Фёдор Шаляпин.
Он поёт”Очи чёрные”- всю душу выворачивает наизнанку,кажется,он её своим пением выскребает до самого донышка так,что ничего не остаётся,полностью расстрачивая себя.
“Не встречал бы вас,
Не страдал бы так,
Я бы прожил жизнь,улыбаючись,
Вы сгубили меня,очи чёрные,
Унесли навек моё счастие”.
Невозможно без содрогания слушать это его-“сгубили”.В нём-вся горечь от потерянной напрочь жизни.Так петь мог только тот,кто на себе испытал все изломы судьбы.Забыть невозможно и повторить нельзя,потому,что Шаляпин один такой-неповторимый.
Личная жизнь,как в этом роковом романсе.
Два брака и в обоих-дети,но вправе ли кто-то его осуждать?Он сам себя судил очень строго и никто не знает,как мучилась его душа.
“Уймитесь,сомнения,страсти…”
С”Элегией”приходит раскаяние,потому,что душа болит и чем дальше,тем больше.
Душа болит от понимания скорой разлуки с Россией.
Он всегда был с нею,даже там-в эмиграции,но Родина осталась далеко-далеко,не увидишь и не докричишься.
С Россией осталось его великое сердце.
“Эх,дубинушка,ухнем!..”
Велика наша Русь-Матушка,дремуча и непролазна,как и вся наша великая русская музыка,которая берёт за душу своей простотой,крепостью,мощью и непонятной грустью.
“Не верю,не верю…”
Он уехал и был по-своему прав.
Там давний друг молодости Серёжа Рахманинов,с которым познакомились ещё в мамонтовской опере,с которым расстегаи ели и говорили о московской жизни так непринуждённо.
С ним Шаляпин посетит Льва Толстого,который заплачет,когда молодой композитор Сергей Рахманинов будет аккомпанировать молодому певцу Фёдору Шаляпину”Старого капрала” Даргомыжского.
А потом ехали к Яру,к цыганам.
Эх,молодость и московская жизнь.
Рахманинов давно за границей и ждёт Шаляпина.
Он сядет,как в молодости за рояль и Шаляпин споёт свою”Дубинушку”.
Потом Рахманинов встанет и хлопая в ладоши скажет:”Уважил,Федя,надолго теперь хватит.”
Пел до упаду ,чтобы забыться.
Иначе,действительно, можно упасть и увидеть сквозь слёзы Россию.
Россию,которую потерять невозможно,она в сердце осталась навсегда и в горле комком стоит и петь не даёт до надрыва.
Друг Горький зовёт обратно в Советский Союз,но не принимает Фёдор Иванович предложение,проведя этим большую трещину в старой дружбе,а по сути-разрыв.
“Не бегайте вы вокруг меня, импрессарио Сол Юрок,не выворачивайте мне душу.Я сегодня петь не стану.У меня душа без России не поёт.”
Шаляпин-это стихия,народная буря,душа,вырывающаяся из-под гнёта предрассудков,любовь,которая не поддаётся описанию и контролю.
Шаляпин-наша русская ментальность.
Он был наш,куда бы он ни уехал,на каком языке ни пел-он везде нёс свою русскую душу.Она радовалась и горевала в нём и в какой бы стране он ни жил,он-наш,русский,великий певец Фёдор Иванович Шаляпин.
Душа русского народа.
Нина Христианова.
Спасибо за прекрасную статью. Я тоже очень люблю Шаляпина – такая мощь и сила в его голосе, просто мурашки по коже.
Да,согласна с Вами,Надежда,Шаляпин-это наше всё,в его голосе заключена вся мощь русского народа!