Я знаю, откуда берутся дети. Знаю, где живет нофелет. Знаю еще, наверное, с сотню иных банальных истин, и мог бы узнать больше, проживи я не 80 лет, а, скажем лет 800 или, хотя бы 600, как ветхие патриархи. Жизнь, когда она глядит с высоты прожитого, кажется этакой вытянутой во времени прямой, которую мы сами и выстраиваем в своей голове, когда помним ее или, когда нам о ней в детстве рассказывают предки. Записанная на бумагу жизнь становится отпечатком истории, как бы заверенной чьей-то ведающей рукой, готовой стать официальным свидетельством судьбы человека, вокруг которой поневоле переплетаются судьбы множества иных судеб, с одной стороны, совершенно разных, но с другой, отдаленной, таких же, как ты, людей, ничем, в сущности, не отличающихся от тебя. Но ведь мироздание не судит по одной отдельной личности, но смотрит на все человечество в целом, смотрит, как и куда оно продвинулось и был ли вообще смысл позволят ему, человечеству, существовать в том уголке вселенной, где оно зародилось и просуществовало свои ничтожные 0,002 процента времени, если считать от возраста жизни Вселенной.
Выходит, что судьба человечества — это совокупность судеб множества отдельно взятых людей, сумевших не только продлить свое физическое существование, оставляя за собой очередное потомство, но и каким-то образом передавших своему потомству собственный накопленный опыт, который в совокупности и можно называть наследием культуры. Всё, что мы имеем сейчас с вами, это и есть то, что было в прошлом, о чем мы или помним, или забыли, или вообще никогда не знали, но что так или иначе сидит в нас, не спрашивая у нас разрешения.
С одной стороны, это история, ведь всё является историей для человека. Когда мы о чем-то говорим, мы говорим об истории, о том, что уже было. Отсюда появляется и заявляет о себе культура, как отрезок образа жизни, мысли и поведения человека. И уже не кажется удивительным, что оба этих понятия в языках связаны общим корнем, имеющим значение и протяженности, и одновременно прокладывания или протаривания пути. История и культура, как две сестры, неразлучно следующие друг за дружкой в единой связке, дарующие человеку разумному то, что мы в разные века понимали под развитием, цивилизацией, какие бы катаклизмы и потери не сопровождали людей в прошлом.
Написать подлинную историю невозможно. Можно попытаться вспомнить вчерашнее событие, короткое, мимолетное, но белее-менее понятное. Но чем дальше вглубь, тем меньше точных деталей хранится в памяти. И тогда всё, что остается нам, потомкам, жаждущим зафиксировать прошлое на бумаге, это положиться на память других или, в случае непоправимых пробелов и несуразиц, воспользоваться собственным культурным кодом, собственным пониманием истории жизни, переложенной на жизнь предков, которые, как мы думаем, ничем особенным от нас и не отличались.
Но ведь время – это мир событий, мир изменений, разве не так? Вот идет караван по пустыне, за ним и время идет, отмеряя каждому свою долю. Нет времени – нет событий, нет жизни, вообще ничего нет. Вот и выходит, что наши история с культурой пополнились еще и родным братом, то есть, временем, с которым они вместе и маются по планете, мечтая, может, и по всей Вселенной, если чо. А почему бы нет? Русский мужик умеет помечтать.
У нас на севере-то ведь тоже караваны бывают. Только совсем они без верблюдов и навьюченных тюков. Хотя, кто знает, может быть именно они, верблюды и ходили по полосе среднего Урала, и далее за него в сторону нынешней Западной Сибири в лице богатый бухарских купцов и простых, еще не разжиревших, мелких торговцев.
А ведь так оно и было, бухарские-то купцы и правда ходили по северу, над самым Омском, даруя местных, редко когда срывающихся со своих становищ и деревень насельников, диковинами разными, которых и свет-та не видывал.
Прабабка сказывала, ждали энтих богачей девки наши местные, это еще до большевиков, значит, было, и малые и большенькие, которы и замуж чуть что готовы, и просто подарку обрадоваться. С возрастом ведь внимание требуется, а свои, местные, не разумеют, пока сама не задерешь, не напросишься. А те, что уже давно купцуют и разжились, значит, те и невесту себе взять не против. Хотя дома, в ханстве своем, и жена в собственности имеется, и даже дети мал мала меньше, по двору да махалле голышом, черти чумазые, и сопливые завсегда, хоть из брандспойта поливай. Бусурмане, одним словом. Ничего святого.
А все-таки завидно, и даже злость берет. Почему у них можно, а у нас не можно? В книге ихней записано – бери столько жен, сколько можешь понести. Вот и несут на своем горбу сколько могут. А чо, люди не бедные, халат золотом расшит, деньжата бугром торчат, и сила мужицкая есть, рассказывали, на всех своих жен с лихвой хватает. А мы стоим и смотрим, как наших самых червлёных раскрасавиц чужаки разбирают, а то и в свою Бухару увозят, ищи-свищи потом свою желанную. А ты тут мне про детей чего-то. Обидно, брат.
От души написали. Очень понравилось.
Спасибо.
На здоровье, Александр, лишь бы были силы писать дальше, история-то длинная, детальная.
Биогенетический закон в действии: онтогенез есть повторение филогенеза)))
Для меня это сложно-ть, не разбираюся.
Я ведь старый, из 19 века типа, мы, когда Ленин-то родилсь, с Вятки в Сибирь ту и пошли, обозами, со всем семейством и скарбом. Человек 40 было или того больше.
Царь денег дал, удел под Тарой, мне тогда, кажись, годка 4 было или того меньше, за повозками плелся, а когда и лошадьми правил по доброте отца прадеда моего, уздой дергал окаянных, вот как было-тоть!
И чё? Биогенетический закон так-то был сформулирован Чарльзом Дарвином в 1859 году))) Ни Ленин тогда не родился, ни Сталин, ни Козьма Прутков)))
Дак и я о том же, дарвинов та к нам не завозили в деревню, но, хово́рют, умный был чертяга.
Экие измышления Вы тут завернули!)) Слог местами довольно интересный выходит. А когда и поспорить, и поразмышлять тянет. Ведь вона как получается: современники-то ужо про первичность Сознания вовсю говорят, да в научные книга записывают. А по-Вашему выходит, что всё же материя первична: культура в истории, история во времени.
А вообще…! – очень интересные изыски! Спасибо, Адриан!))
Юлия, рядом ответ на ваш коммент.
Ни о каком философском сознании тогда предки на знали.
Было понятие типа ведать, чуять, вот они и ведали то, что их окружало.
Не до философий было, когда в любой день лесной шатун мог забрать в берлогу твоего наиболее незащищенного близкого, а неумелое управление печью в избе – сжечь в миг все семейство. Бесконечные заботы не позволяли заниматься пустяками.
Отсюда и странная (на первый взгляд) сексуальная жизнь предков.
Еще живая, от природы, хотя уже и не без налета цивилизации, так сказать.
Об этом надо будет как-нибудь рассказать.
В четвертом абзаце, где “вспомнить вчерашнее событие” опечатка – “бЕлее-менее понятнее” Ооо 🤔
А так оригинально написано )) ощущение, как будто и впрямь старичок на лавочке за жизнь бает, воспоминания перебирает и делится ими с нонешним поколением
А, что, так оно и есть… Спасибо, Андриан!))) Мне очень понрвилось. С теплом, Сергей.)))