***
Среди множества слуг есть у Царя двое приближенных: советник царский и советчик при дворе.
По первости и статусу советник ближе советчика. Слова же обоих, Царю предложенные, разнятся до противоборства друг другу. Посему не всегда Царь верное слово находит и действует сообразно. Хотя нынче Царь опытом жизненным научен и лучше, чем ранее, ищет.
Скажет, к примеру, советник утром ранним: вставать пора, Царь, дела вершить дневные, пока голова свежая. А советчик тут же присоветует: зачем торопиться, понежься, Царь, еще на перинке мягкой, простынке шелковой, дела не уйдут, день длинный. Да и не переделаешь всех дел-то! Лежит, бывало, Царь на подушках и не знает: как быть, кого слушать?
Или по управлению Царством советник предлагает: год голодный, неурожайный, надобно хлеб из царских закромов народу раздать, чтобы не оголодал! А советчик наперекор совет нашептывает: перебьется народ, сам справится, лучше хлеб и зерно у себя держать – надежнее и вернее, мало ли какой следующий год будет, вдруг за неурожаем еще и засуха. Опять Царь думает: кого слушать? Кто верен в слове?
Или по жизни, бывало, говорит советник, объясняет Царю: жизнь дана для становления, а не для упадка, для созидания, а не для разрушения. Жизнью жизнь творится и продолжается! А советчик тут же возразит: где жизнь, когда все умирает? Плоть разрушается и сгнивает в прах! Жизнь дана один раз – для удовольствия жизнью, посему жить надо играючи и всякую возможность для удовольствий использовать! Решает Царь: кто из приближенных прав? Больше к советнику склоняется, но и советчика не унижает.
А советчик не сдается и цель свою имеет – больший контроль над Царем взять и влияние свое над Царством расширить. И все новые идеи Царю подбрасывает: то присоветует налог с народа увеличить, то время рабочее удлинить, чтобы доход царский возрастал, то дворец царский расширить. И льстит Царю, превозносит его до небес и амбиции разные внушает. И еще хочет, чтобы не слушал Царь первого советника.
Принимал Царь советчика до поры до времени, да случай помог разобраться, что к чему. Заспорили как-то советник с советчиком о Царе, не зная, что Царь их слышит:
– Царь – это Царь! – говорит советник.
– Царь – это прицарственник, но не Царь, – советчик спорит.
Уловил Царь, что советчик его царское имя умаляет и не Царя в нем видит, а временно исполняющего царские обязанности, сам, наверное, в цари метит, и отставил его от власти и влияния. Сначала над собой, а затем и над Царством в целом. Но по доброте своей при себе держит и даже поспорить с советником разрешает.
Скажет, к примеру, советник утром ранним: вставать пора, Царь, дела вершить дневные, пока голова свежая. А советчик тут же присоветует: зачем торопиться, понежься, Царь, еще на перинке мягкой, простынке шелковой, дела не уйдут, день длинный. Да и не переделаешь всех дел-то! Лежит, бывало, Царь на подушках и не знает: как быть, кого слушать?
Или по управлению Царством советник предлагает: год голодный, неурожайный, надобно хлеб из царских закромов народу раздать, чтобы не оголодал! А советчик наперекор совет нашептывает: перебьется народ, сам справится, лучше хлеб и зерно у себя держать – надежнее и вернее, мало ли какой следующий год будет, вдруг за неурожаем еще и засуха. Опять Царь думает: кого слушать? Кто верен в слове?
Или по жизни, бывало, говорит советник, объясняет Царю: жизнь дана для становления, а не для упадка, для созидания, а не для разрушения. Жизнью жизнь творится и продолжается! А советчик тут же возразит: где жизнь, когда все умирает? Плоть разрушается и сгнивает в прах! Жизнь дана один раз – для удовольствия жизнью, посему жить надо играючи и всякую возможность для удовольствий использовать! Решает Царь: кто из приближенных прав? Больше к советнику склоняется, но и советчика не унижает.
А советчик не сдается и цель свою имеет – больший контроль над Царем взять и влияние свое над Царством расширить. И все новые идеи Царю подбрасывает: то присоветует налог с народа увеличить, то время рабочее удлинить, чтобы доход царский возрастал, то дворец царский расширить. И льстит Царю, превозносит его до небес и амбиции разные внушает. И еще хочет, чтобы не слушал Царь первого советника.
Принимал Царь советчика до поры до времени, да случай помог разобраться, что к чему. Заспорили как-то советник с советчиком о Царе, не зная, что Царь их слышит:
– Царь – это Царь! – говорит советник.
– Царь – это прицарственник, но не Царь, – советчик спорит.
Уловил Царь, что советчик его царское имя умаляет и не Царя в нем видит, а временно исполняющего царские обязанности, сам, наверное, в цари метит, и отставил его от власти и влияния. Сначала над собой, а затем и над Царством в целом. Но по доброте своей при себе держит и даже поспорить с советником разрешает.
Царь следит за обоими и свое собственное решение по вопросу спора вырабатывает.