Одинокий человек. Образ одинокого человека, с давних пор созданный в сознании людей множеством жалобщиков на своё одиночество, подхваченный и массово растиражированный деятелями искусства и художественного слова, стандартно представляется в виде пожилого человека, жестоко побитого жизнью, неряшливо одетого, коротающего унылые, безрадостные, медленно тянущиеся часы своей никчёмной жизни в кресле у телевизора с рюмкой крепкого напитка в руке при безмерной жалости к себе, позабытому-позаброшенному всем белым светом.
Да и вообще – кто только в наше время не говорит об одиночестве?! Состояние одиночества человека превратилось в весьма болезненный бич современной цивилизации. Одинокие люди непомерно множатся повсеместно в цивилизованном мире. Статистические данные сухо свидетельствуют о неостановимом день ото дня усилении данной тенденции. Но и это ещё не всё: мало того, что одинокие люди значительно увеличиваются в своём числе, так помимо этого на этот общественный процесс произошла накладка и возрастного фактора. По этой причине одиночество превратилось из простой однозначности существования человека при изолированном от других людей положении в многоплановое явление объективной реальности, сутью которого стал уже сложившийся в своих базовых принципах образ жизни множества людей, представляющих различные народы, множество профессиональных категорий населения, все возрастные группы от мала до велика, носителей широкой палитры мировоззренческих взглядов и убеждений.
Рассматривать и изучать проблему человеческого одиночества можно бесконечно долго ввиду того, что сколько людей – столько и судеб. Наиболее же рельефно цветастая разноплановость чувства одиночества проявляется в возрастном контексте.
Так, одиночество в юношеском возрасте – это отсутствие друзей, возрастные проблемы с телесным развитием, сложности в личной жизни, потеря взаимопонимания с родственниками, ощущение своей исключительной уникальности, самооценка себя в качестве великой личности при уверенности в неспособности окружающих понимать всё громадьё его миссии в общественном аспекте.
В зрелом возрасте под одиночеством понимается семейный разлад, общее притупление чувственности, пробуксовывающая карьера, финансовые неурядицы, отдаление и потеря друзей, осознание невыполнимости своих юношеских планов и мечтаний, предательство близких людей, бесконечные конфликты с родственниками, разложение собственной личности, отсутствие перспектив в жизни, утрата социальных гарантий на будущее, беспокойство за детей, обречённых на слепое блуждание в тумане бесчеловечной повседневности без каких-либо надежд на выход из этого густого и вязкого тумана.
Ну а в пожилом возрасте одиночество являет собой полное выпадение человека из потока жизни, когда его никто по настоящему не воспринимает за адекватное, в полной мере разумное существо, когда его уже не замечают ни на улице, ни дома, ни в общественных местах – он ещё жив-здоров, но для всего мира его уже нет, когда более молодые знакомые при встрече удивляются, что он ещё не умер, когда с ним никто не общается на серьёзном уровне, когда он не может переносить пустую говорильню своих постаревших современников, когда для него животные и природа в целом становятся ближе людей, которым он лично абсолютно не интересен со всеми своими знаниями и богатым жизненным опытом, когда явно или скрытно все поголовно стараются побыстрее избавиться от него, чтобы освободилось занимаемое им жизненное пространство и прекратились терзания угрызений совести за ненадлежащее отношение к нему.
Таким образом, одиночество имеет все шансы стать убийцей человека, у которого это чувство капитально, надёжно и надолго поселилось внутри его существа. И это не пустая угроза существованию человека, попавшемуся на крючок одиночества – уже проведены серьёзные научные исследования, подтверждающие существенное сокращение человеческой жизни при таком психическом фоне. Преодоление же чувства одиночества волевым человеком становится для него своеобразным эликсиром долголетия и отменного здоровья.
При всём различии взглядов людей на проблему одиночества существует едва ли не единственный рецепт обретения живительного дружелюбия с ним, будь то в юношеском, зрелом или пожилом возрасте. Этим рецептом человеку, угодившему в капкан одиночества, предлагается не сражаться с его проявлениями, ибо в таком сражении победы добиться невозможно в силу объективных причин, а сделать это чувство своим союзником по жизни. Для этого нужно как можно раньше на своём жизненном пути избавиться от иллюзии о якобы имеющемся у человеческой особи прирождённом праве быть всем нужным всего лишь по факту своего проявления в мире людей, то есть фантазийно обладать абсолютной привилегией быть боготворимым, незаменимым, любимым, почитаемым, уважаемым, избранным, уникальным и т.д. как для некоего отдельного человека, так и для какого-нибудь сообщества в целом.
Избавившись от иллюзорности прирождённого права фактически быть некоронованным королём, человек обретает возможность выстраивать свою жизнь на нравственно здоровой основе, то есть он перестаёт требовать от всего своего окружения признания за ним призрачной исключительности и исполнения окружающими неких обязанностей по обеспечению его первородства, а сосредоточит все свои усилия на созидательной деятельности во благо всех и всего. По реальным результатам совершённого им труда люди, которым значимо помогли его жизненные достижения, естественно будут проявлять к нему человеческие чувства и эмоции. То есть, к примеру, то же самое чувство уважения человек сможет обрести у людей, совершая благие дела для них, а не обидой и негодованием на человеческое сообщество, представители которого отказывают ему в уважении по причине только-то прецедента его физического нахождения среди них.
Обретая такой образ жизни, человек даже в физически одиноком существовании будет ощущать блаженство, поскольку никто не станет мешать ему созидать множество полезных деяний ради счастливой жизни исконно природных людей, что позволит ему ненамеренно заслужить у них славу и почёт. И тогда говорить о патологическом одиночестве станет уже неуместно, потому что люди всегда и везде будут тянуться к нему, проявляя при этом самые искренние доброжелательные чувства.
Так что в вопросе одинокой жизни человека каждый делает свой собственный выбор – либо безудержно жалеть самого себя за то, что другие не почитают его надуманную значимость, которой в реале не существует и в помине, либо от богатств своей души нести добро людям, которые в таком случае не позволят ему истязать себя беспризорным чувством одиночества.
15.08.2020 – 18.08.2020
Сергей БОРОДИН