Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”
(А. С. Пушкин, “Пророк”)
Речь пойдёт о Гавриилиаде, многими ошибочно называемой Гаврилиадой.
«Гавриилиада» написана 22-летним Пушкиным в апреле 1821 года в Кишинёве.
Стиль поэмы — типичный ранний пушкинский, и многие стихи «Гавриилиады» близки к другим его стихотворениям.
Как произведение совершенно непозволительное по цензурным условиям того времени, некоторое время оно было известно только в узком кругу друзей Пушкина, но уже начиная с лета 1822 года стало расходиться в списках. Вяземский, посылая 10 декабря 1822 года А. И. Тургеневу значительный отрывок из «Гавриилиады», написал: «Пушкин прислал мне одну свою прекрасную шалость».
В 1828 году по доносу дворовых отставного штабс-капитана Митькова, имевшего у себя список «Гавриилиады», митрополит Серафим (Глаголевский) довел до сведения правительства о существовании поэмы. После этого началось дело по распоряжению Николая I.
По делу о «Гавриилиаде» Пушкина вызвали и допрашивали во Временной верховной комиссии, действовавшей как исполнительный орган на период отсутствия Николая, который был в это время на войне с Турцией. К возникшей угрозе Пушкин относился вполне серьёзно, судя по письмам и стихотворениям, ощущал перспективу ссылки или даже смертной казни:
(«Снова тучи надо мною собралися в тишине…»
(Предчувствие)
«Вы ль вздохнёте обо мне, если буду я повешен?»
(Ек. Н. Ушаковой)
Замысел “Гавриилиады” сводится к тому, что к зачатию Христа имели отношения дьявольские силы (Змей-искусситель), эгрегориально-церковные (Архангел Гавриил) и Бог.
«Усталая Мария
Подумала: «Вот шалости какие!
Один, два, три! — как это им не лень?
Могу сказать, перенесла тревогу:
Досталась я в один и тот же день
Лукавому, архангелу и богу».
Тем самым А.С. Пушкин явно указывает на то, что Имя Христа задействовано одновременно в трёх сценариях. Во-первых он был Праведником, получившим откровения Свыше, во-вторых он используется на эгрегориальном уровне церковными иерархиями параsитирующими на пастве и, наконец, сатанинскими силами гуманоидов «общечеловеков», на протяжении многих веков насилующими человечество и проливающими реки крови с крестами на груди и Христовым именем на устах. В “Гавриилиаде” понимание этих процессов А.С. Пушкин демонстрирует открыто, словами, вложенными в уста Змия:
«С рассказом Моисея
Не соглашу рассказа моего:
Он вымыслом хотел пленить еврея,
Он важно лгал, – и слушали его.
Бог наградил в нём слог и ум покорный,
Стал Моисей известный господин,
Но я, поверь, – историк не придворный,
Не нужен мне Пророка важный чин!»
Как это не странно будет Вам слышать, но Пушкинская Гавриилиада перекликается с Ветхим наветом, вот что повествует в беседе с Марией Змий:
«Попы вас обманули,
И Еву я не погубил, а спас!»
«Спас! от кого?»
«От бога»
«Враг опасный!»
«Он был влюблён…»
«Послушай, берегись!»
«Он к ней пылал —»
«Молчи!»
«— любовью страстной,
Она была в опасности ужасной».
«Змия, ты лжёшь!»
«Ей богу!»
«Не божись».
«Но выслушай…»
А вот мы с Вами и выслушаем, как об этом повествует Ветхий Навет:
Читаем главу 4 книги бытия.
«1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля».
Сама Ева сказала от кого она родила Авеля – от Господа.
От того самого, кто:
«Тиран несправедливый,
Еврейский бог, угрюмый и ревнивый,
Адамову подругу полюбя,
Её хранил для самого себя…»
Да это тот самый бог, что:
«увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время»?
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их».
(Бытие, гл. 6: 5-7)
За что же уничтожил человеков этот «тиран несправедливый… угрюмый и ревнивый»?
А вот за что:
« …сыны Божии (которые) увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал»?
(Бытие, гл. 6:2)
На допросе Пушкин отрёкся от авторства (приписав его покойному к тому времени Д. П. Горчакову и сказав, что якобы был знаком с текстом ещё в Лицее, в 1817 году).
Впоследствии сюжет с писателем, отказывающимся от авторства «преступной поэмы», был использован Пушкиным в мистификации «Последний из свойственников Иоанны д’Арк», написанной в январе 1837 г. незадолго до дуэли с Дантесом (таким образом, она оказалась последним его произведением). В этом тексте Вольтер отрекается от авторства «Орлеанской девственницы», испугавшись дуэли с потомком брата Жанны д’Арк.
В настоящее время «Гавриилиада» хорошо известна читателям Пушкина, так как она входит во все полные собрания его сочинений, неоднократно перепечатывалась в сборниках разного характера и назначения, выпускалась отдельными изданиями.