Высокопарный человек при ближайшем рассмотрении во всех случаях без исключения старается за своим манерным поведением или под напыщенной броскостью своих слов скрыть собственную личностную недоразвитость, в самом распространённом случае перерастающую в тупое затхлое мещанство, а зачастую – и в откровенно порочный образ существования. Когда взрослый человек выказывает высокопарность при первом же удобном случае, хотя уже должен был бы понимать, что таким образом он выставляет напоказ собственную недоразвитость, можно не сомневаться в том, что этому взрослому недорослю впору ставить диагноз «клинический случай». И совсем другое дело, когда высокопарно ведут себя молодые люди: при том, что сегодня наблюдается весьма раннее половое созревание молодёжи, встретить личностно созревшего молодого человека практически невозможно, так как ныне многим и к пятидесятилетнему возрасту не удаётся изжить свой инфантилизм и личностную несостоятельность.
Молодёжи всегда была свойственна высокопарность буквально во всём, чем бы не занимались молодые люди и где бы они не находились. Молодые, избегая проявлять высокопарность в отношениях со сверстниками ввиду того, что для них никогда не был безразличен производимый ими эффект в молодёжных компаниях, с середины ХХ века стали откровенно игнорировать мнение о себе со стороны старших, к которым они всё чаще начали относиться с высокопарным превосходством, демонстрируя свою, как им кажется, прогрессивность по сравнению с погрязшим в дремучем невежестве прошедшей эпохи поколением своих отцов и дедов. Правда, в прежние времена, когда в обществе без всякого притворства было принято уважать старших, молодые не позволяли себе высокопарить в присутствии старших, ибо тогда и стар, и млад хорошо понимали, что личность человека созревает только благодаря приобретению богатого жизненного опыта со всеми его положительными и отрицательными сторонами. Поэтому, не обладая серьёзным жизненным опытом, молодые сознавали свою личностную незрелость, а потому не выставляли себя на посмешище в присутствии старших.
Ныне в обществе правят бал совсем другие нравы. В частности старших не просто перестали уважать и почитать – их отовсюду изгоняют как шелудивых псов, при этом сопровождая процедуры повсеместных гонений на пожилых людей всяческими издёвками, надругательствами, уничижением, устроением этим изгоям невыносимых условий жизни. В сложившихся обстоятельствах для молодёжи стало вполне естественно и привычно проявлять по отношению к старшим непомерную высокопарность, хвастливо теша свою амбициозность самолюбованием фикцией собственной взрослости, под которой они понимают безнаказанность, умствование, претенциозность, самонадеянность и тому подобные огрехи сознания неоперившихся юнцов, открыто претендующих на места старших в современном социуме. Подобная высокопарность молодых демонстрирует их откровенную наигранность в поведении и словах, нежелание или неспособность перенимать жизненный опыт старших, отсутствие хоть какого-то представления о принципиальных вопросах жизни, которые они не знают и знать не хотят, ибо твёрдо убеждены, что всё прежнее житьё-бытьё они с лихостью низвергнут, а на освободившемся месте возведут нечто своё, новое и непознаваемое для старших. И потому для нынешней молоди фактически священным является императив – «Не смотреть далеко в будущее, жить настоящим и не думать о плохом», то есть для них существенен только текущий момент настоящего, будущее ограничено всего текущим днём, а прошлого вообще не существует.
Как ни странно, но, глядя на все эти молодёжные грёзы наяву, совершенно не хочется, как это обычно происходило в ещё недалёком прошлом, одёргивать молодых людей, высмеивать и упрекать в чём-то, учить жизни, воспитывать и уж тем более ругать за безалаберность по жизни. Всматриваешься в их моложавые лица, которые неподкупные Боги судьбы ещё не успели избороздить сеткой морщин, должных со временем появиться на этих милых румяных личиках вследствие перенесённых ими жизненных невзгод, и отгоняешь от себя мысли о предстоящих суровых испытаниях, которые избежать никто из них не сможет, как бы он этого не желал и что бы для этого не предпринимал. Вся же молодёжная безудержная болтология ни о чём и полудетские забавы молодых не только не возмущают, но вызывают безмерную печаль и чисто человеческую жалость к современной молоди, которая в своём большинстве даже отдалённо не представляет себе смысла того кардинального переворота их жизней, который вскорости ожидает каждого из них.
Кто понял суть происходящего переустройства мира, тот знает, что линии судеб молодых уже достигли пределов их существования в соответствии с имевшимися у них представлениями о текущей жизни, ещё 10-15 лет назад бывшими непоколебимо достоверными для общества людей, то есть нынче они оказались у границ вотчины, в которой жизнедеятельность проистекает в соответствии с нормами прежней реальности в том виде, как её осуществляют, к примеру, их родители и как это выглядит в красивых завлекательных кинофильмах, снятых всего лишь несколько лет назад. Для оказавшихся в приграничье молодых уже распахнуты настежь двери в новую запредельную жизнь, и многие из них уже сделали первый шаг в эту неизведанность нового мира жизни, при этом тревожно оглядываясь назад, где в картинке дверного проёма за ещё не закрытыми за ними поскрипывающими дверьми безвозвратно для них осталось время их детства и юности, а также застыли в неподвижности опечаленные старшие, которым заказано переступать порог в жизнь нового мира запределья. И теперь молодым хочешь-не хочешь надо рассчитывать только на свои силы, ибо никто и ничто из покинутой ими жизнесферы больше ничем не сможет им помочь.
В запределье же царит полнейшая неопределённость в отношении их дальнейших судеб по путям по новой жизни. Знаний, куда поведут эти пути и как по ним идти, не дано никому из них. Помочь в этом вопросе может только интуиция каждого из них, которой им ещё надо будет научиться безоговорочно доверять, поскольку в прежней жизни большинство даже не догадывалось о её существовании. На самом деле здравомыслящие люди нисколько не сомневаются, что тем, кто оказался в запределье, предстоит не фривольное фланирование по путям новой жизни в веселье, довольстве и комфорте, а предельно напряжённый процесс личного выживания в условиях совершенно незнакомых правил жизнедеятельности. Наряду с сильной интуицией успех выживания будет напрямую зависеть от степени личностного развития молодых, от состояния адаптивных способностей их организмов, а также от имеющегося у них уровня интеллекта.
Понятно, что хлюпики из их рядов при отсутствии привычной им плотной родительской опеки начнут биться в истерике, громко стенать и вопить. Однако это им не поможет, ибо правила жизни там другие – жёсткие и бескомпромиссные. Такие недоразвитые личности каким-либо образом быстро исчезнут в новой среде обитания: как говорится, нечего было ушами хлопать, когда нужно было усиленно готовиться к переходу в запределье, о котором множество продвинутых людей не уставало предупреждать всех и каждого вплоть до наступления нынешних сроков реального свершения этого события.
Ну и конечно хочется пожелать молодым мужества во время того знакового момента, когда их в целом предсказуемая и стабильная жизнь резко изменится и им придётся в поте лица здорово потрудиться, дабы их жизни продолжились в новых условиях полнейшей неопределённости, пожелать им силы духа во славу сумевшего сохраниться в составе их лиц земного вида биологического человечества.
20.11.2021 – 22.11.2021
Сергей БОРОДИН