– Отойдите, отойдите! Не загораживайте ей солнце! Солнце!
Все испуганно отступили на шаг назад, и тень ушла с сильно напудренного, безмятежного лица покойницы, а плакальщица продолжила визгливо и истерично вопить, раскачиваясь то из стороны в сторону, то вперёд-назад, периодически деловито поправляя чёрную шёлковую косынку, которая всё норовила сползти с модной стрижки.
Я стою чуть поодаль, около пестреющих осенними цветами клумб, и наблюдаю всю эту картину со стороны. Мне – семнадцать лет, и на похоронах я была уже не раз, ибо мои родители никогда не ограждали меня от подобных вещей, но такой спектакль, признаться, я вижу впервые. Впервые – в реальной жизни, потому что в кино, кажется, нечто подобное было: специально нанятые за плату женщины, которые оплакивают умерших, создавая нужную атмосферу на церемонии прощания. Наша же талантливая актриса досталась нам бесплатно в лице приехавшей на похороны племянницы покойной. Раньше мы её, правда, никогда не видели… Хотя тётя Шура, – наша весёлая, гостеприимная и хлебосольная тётя Шура, которая сейчас лежит, вся в кружевах и пудре, и словно спит под ласковым осенним солнышком, заливающим двор, – как-то упоминала, что у неё есть родственница где-то в деревне. Ну, вот она, наконец, и приехала.
Тётя Шура – вторая жена маминого дяди Петра (первая умерла, когда я только родилась), и прожили они хорошо и дружно много лет. Оба по профессии повара, которые постоянно состязались друг с другом в создании кулинарных шедевров, и то и дело любовно подшучивали друг над другом, веселя гостей, уплетающих за обе щёки их вкусности… И вот неделю назад дядя позвонил нам, и упавшим, еле слышным голосом сказал лишь два слова: «Шура умерла». С утра она встала, как всегда, рано, привычно заплела в косу и уложила короной на голове свои густые медно-рыжие волосы, нажарила яблочных оладушек к завтраку, а потом вернулась в комнату, села на диван, положив руку на грудь, и просто повалилась всем своим большим пышным телом набок.
«Хорошо, хоть не мучилась» – сказала моя мама, которую пугала не сама смерть, как таковая, а предшествующие ей страдания. Умереть легко, без мучений, «раз – и всё!» по мнению мамы, было вершиной божьего благословения. Папа о смерти вообще предпочитал никогда не говорить, и всех мероприятий, связанных с нею, старался, по возможности, избегать, хотя возможности такой ему не давали, неизменно привлекая ко всем сопутствующим моменту хлопотам.
Сейчас мама стоит около гроба, осторожно поправляя цветы в ногах тёти Шуры, а папа отошёл в другой конец двора и курит одну за другой свои крепкие папиросы, стараясь сделать вид, что он вообще не с нами. Наш овдовевший, осиротевший дядя Петя сидит на низенькой скамеечке около своей жены, застыв, как изваяние, опустив плечи, бледный, осунувшийся, с совершенно сухими глазами, и кажется, будто он сам уже не здесь, будто жизнь покинула его. Мне только семнадцать, но я уже знаю – из книг и фильмов опять же – что от сильного горя человек не может плакать, и что вот это – когда нет слёз – страшнее всего. А ещё, я начинаю понимать, что смерть приходит к каждому из нас не однажды, – потому что умираем мы каждый раз, когда уходит навсегда близкий и любимый человек. Да, я уже понимаю это умом, но прожить, прочувствовать подобное самой мне ещё предстоит.
На кладбище стоит лёгкая, прозрачная тишина… Рыжие листья, кружась в медленном танце, летят со старых деревьев, которые возвышаются торжественно и безмолвно над рядами гранитных памятников. Не знаю, почему, но это место никогда не казалось мне каким-то мрачным или пугающим. Здесь просто невероятно спокойно. Все повседневные тревоги, заботы и хлопоты, всё, о чем мы переживаем, из-за чего ссоримся, ругаемся, плачем, рвём и мечем, всё, что кажется таким трудным и невыносимым в жизни, – здесь мгновенно теряет свою значимость, тускнеет и сжимается до микроскопических размеров на фоне Вечности. Комья красноватой влажной земли с глухим стуком падают на обитую малиново-красным плюшем крышку гроба, и вспоминается вдруг, как я впервые осознала, что тоже умру.
Мне было, наверное, лет семь или восемь, и совсем недавно умерла моя прабабушка Люся, умерла просто от старости, прожив долгую-долгую и очень нелегкую жизнь: прилегла на свою кровать после завтрака, положив обе ладошки под щеку, и уснула навсегда. «Тот, кто трудно жил, легко умирает» – ещё одна сентенция моей мамы по поводу смерти, которую я услышала тогда от неё впервые. Так вот, однажды вечером, прочитав по обыкновению несколько страниц из книги, я уютно устроилась под тёплым верблюжьим одеялом, готовая уже уснуть… И тут, непонятно откуда, мысль, простая, ясная и жуткая вспыхнула, как молния, в моем детском мозгу: «А я ведь тоже когда-то умру! Сейчас я есть, а однажды меня больше не будет. Всё вокруг, весь мир – будет, а меня в нём – не будет!» И от этой мысли мне вдруг стало …не страшно, нет, а как-то невероятно, невыносимо пусто и одиноко. Всё в груди сжалось, до боли, и я расплакалась. Я лежала, свернувшись клубочком под своим любимым одеялом, которое чуть-чуть кололось сквозь пододеяльник, и слезы катились и катились по щекам. Мама, которая зашла в комнату, чтоб поцеловать меня на ночь, увидела это и страшно удивилась.
– А ты чего это ревёшь? Что случилось?
– Мама… я …подумала… я ведь тоже… умру! – проговорила я сквозь слезы, и эта новая моя мысль, произнесенная теперь вслух, подействовала на меня ещё сильнее, и я разрыдалась в голос.
– О, господи… Катюш… – мама присела ко мне на кровать, наклонилась и обняла меня за плечи.
Помолчала немного. Потом сказала тихо:
– Да, мы все умрём. Все умирают, и я умру, и ты. Но это будет ещё очень-очень нескоро.
Вот это «очень-очень нескоро», мамин спокойный голос и тепло её ладоней подействовали успокаивающе, и как это ни странно, когда позже я снова возвращалась к этой мысли, она уже не действовала на меня так, как в самый первый раз.
Учёные утверждают, что человек – единственное живое существо, которое осознаёт свою смертность, и на самом деле удивительно, как у него получается жить и наслаждаться жизнью, мечтать, ставить какие-то цели и достигать их, если он всегда знает, что однажды его просто не станет на свете. Наш мозг устроен так мудро, что он не позволяет мысли о смерти постоянно быть на поверхности сознания. Мы способны думать о своей конечности ровно столько, сколько способны представлять бесконечность Вселенной,– через пару минут начинает казаться, что шарики заходят за ролики, и мы оставляем этот мыслительный эксперимент, со вздохом облегчения переключаясь на привычные повседневные дела и мелкие хлопоты.
Именно такие мелкие хлопоты отвлекают нас от тягостных мыслей и в те печальные дни, когда мы провожаем навсегда наших близких. …Дядя Петя, повязав длинный льняной фартук, раскрасневшись от жара плиты и духовки, колдовал на кухне над поминальным ужином, сердясь на тёти Шурину племянницу, которая торопила его с подачей блюд на стол. Он решил не устраивать поминки в кафе, настояв на том, что всё сделает сам, «всё, как Шура любила», но чтобы всё было свежее и горячее, готовил уже после возвращения с кладбища. Племянница же, которую, кстати, звали Оксана, злилась, что у «этих городских всё не как у людей». Впрочем, злиться ей пришлось недолго, потому что дядя Петя, бывший судовой кок, умел готовить очень быстро, и вскоре, размякнув от сытной, вкусной еды и водки, Оксана уже благодушно смеялась над шутками-прибаутками своего мужа, взявшегося развеять общее траурное настроение. За поминальным столом говорили, как водится, о покойной, вспоминали, какая она была, а ещё касались – осторожно, словно с опаской, понижая голос до полушёпота, – темы смерти…
Тут Оксанин супруг рассказал украинскую то ли притчу, то ли сказку о Плотнике и Смерти. Жил де однажды плотник Микола, и была у него красавица-жинка и семеро ребятишек мал-мала-меньше, да вот пришла в их деревню страшная болезнь, и скоро Микола всю свою любимую семью и схоронил, и для жинки своей, и для всех ребятишек сам гробы мастерил. Остался он один-одинешенек, и свету белого не взвидел. И решил: пойти поутру на пруд да и утопиться. Но в ту ночь явилась к нему во сне сама Смерть: высокая тощая старуха, вся в белом, да с острой косой в костлявых руках. Пришла и говорит: «Что это ты, Микола, вздумал?… Рано тебе ещё этот мир покидать, не пришел твой срок». А Микола ей отвечает: «Да зачем мне теперь жить-то, без любимой жинки и детишек! Всех ты у меня отобрала, забирай и меня!». Тут Смерть и молвит: «Подожди, Микола, ты в этой жизни ещё пригодишься. Будет тебе от меня такой вот дар: сможешь ты бачити, кому уж пришел срок умирать, а кто ещё поживет на земле, и будут люди тебя за это уважать и благодарить, и станешь ты богат и важен». «А как же я смогу это бачити?» – спрашивает Микола. «А вот как. Как заболеет кто и будет лежать при смерти, а тебя позовут для гроба мерку снимать, ты встань в дверях и смотри: Я войду, и если у больного в ногах сяду, значит, выздоровеет он, а коли сяду в изголовье – умрёт». На следующий же день пришли к Миколе-плотнику и просят его мерку для гроба снять: лежит, мол, купец при смерти, уже пора. Микола пошёл и, как Смерть ему велела, встал в дверях и смотрит: входит старуха в белом с косой в руках и садится у купца в ногах. Микола и говорит родственникам: «Рано ещё мерку снимать, выздоровеет больной, и поживет ещё на свете». Так оно и случилось. И вправду скоро стал Микола уважаемым и богатым человеком и в своем селе, и в соседних, и даже до города его слава дошла. Зажил он богато, снова женился и детишек нарожал. А как состарился, да понял, что скоро и ему умирать, решил он Смерть перехитрить: смастерил вертушку и приладил к днищу своей кровати. Вот приходит к Миколе-плотнику старуха в белом, с косой в руках, и садится в изголовье, а он – раз! – повернул кровать на вертушке, и Смерть в ногах у него оказалась. Ушла. Приходит снова, садится в изголовье, а Микола опять вертушку свою крутанул, и получилось, что Смерть в ногах сидит. В третий раз приходит Смерть, вздыхает тяжко и говорит: «Эх, Микола, Микола… круты-не верты, а треба идты!»
Оксана, сощурив и без того узкие свои, заплывшие жирком глазки, громко хохочет, и большая грудь её колышется под чёрной трикотажной кофтой. Мы все тоже смеёмся, больше даже не над самой концовкой сказки, а над вот этой фразой, произнесенной на хохлацкий манер. Один дядя Петя сидит тихо и задумчиво, словно и не слышит, что происходит вокруг. Как Микола-плотник, остался он один-одинёшенек на всём белом свете: детей у него нет – так сложилось, Бог не дал ни в первом браке, ни во втором, а две покинувшие его жены смотрят на него теперь только с фотографий, что стоят за стеклом в серванте… Мама подходит к дяде, обнимает его сзади за плечи, прижимается щекой к его поникшей седой голове.
– Бедная, бедная Сашенька…. – тихо говорит дядя Петя (он один из всех называл тётю Шуру именно так – «Сашенька»), и скупая мужская слеза медленно ползёт по его бледному осунувшемуся лицу.
– Ничего, ничего, дядя… всё хорошо, и знаешь, почему? Шура уже дома, а вот мы все – пока ещё здесь, в командировке… но мы тоже когда-то вернёмся домой.
Дядя кивает со вздохом:
– Да, Танечка… скорее бы и мне туда, домой, к ним…
Оксана слушает их диалог с нескрываемым насмешливым недоумением на лице, но через секунду ей становится уже неинтересно, и её острый, хищный взгляд, не затуманенный даже изрядным количеством выпитого спиртного, быстро обшаривает всю комнату, не пропуская ни одного уголка.
Дядя Петя с трудом поднимается со своего стула, беспомощно смотрит на груды грязных тарелок…
– Посуду надо собрать, да пойти помыть…
Я тут же срываюсь с места:
– Отдыхайте, дядь Петя, я сама.
Не очень люблю хозяйничать на чужой кухне, но сидеть здесь, рядом с этой Оксаной, которая вызывает во мне всё большую неприязнь, желания и вовсе нет. Мытье посуды – процесс медитативный… Пышная мыльная пена, бегущая из крана горячая вода, звяканье фарфора – всё это создаёт отличный фон для размышлений, иногда – воспоминаний. И вот сейчас, на дяди Петиной кухне, тщательно намыливая с обеих сторон каждую тарелку, я вспоминаю один странный, любопытный случай, связанный со смертью.
Однажды осенью, в воскресенье, мы с мамой ехали на автобусе за город, погулять на природе, и среди других пассажиров увидели давнюю мамину знакомую, Дину: когда-то они вместе работали в поликлинике и вместе даже ходили в любительский танцевальный клуб, правда, тесно не общались. Ну увидели и увидели,… да только дело в том, что не так давно от общих знакомых мама узнала, что Дина умерла. Болела, онкология у неё была, «сгорела, как свечка». И вот теперь эта женщина, которой уже нет, едет с нами в одном автобусе. Возможно, мама могла и обознаться, но я тоже эту Дину много раз видела, и обе мы уж никак ошибиться не могли, тем более, что внешность у этой особы была неординарная: высокая, статная блондинка, одетая всегда по последней моде и в тоже время в своем уникальном стиле, с умелым и ярким макияжем на красивом, с аристократическими чертами, лице…. Дина вышла с нами на одной остановке, в пригороде. Прошла несколько шагов по тропинке, ведущей от трассы к перелеску, остановилась и, повернувшись к нам, но глядя будто бы сквозь, будто и не видя, сказала с улыбкой: «Хм, а здесь теплее, чем там…». Потом поправила на голове свою мягкую шляпку, быстро пошла вперёд и скрылась за горящими малиновым огнём клёнами. Мы с мамой переглянулись, поспешили за ней, но её и след простыл… И больше никогда мы её не встречали. Может быть, и такое бывает… Может быть, кому-то разрешают вернуться сюда ненадолго, доделать какие-то дела?…
Погруженная в свои мысли, я не заметила, как на кухне появилась Оксана, и от её громкого, резкого, с нотами бензопилы голоса, вздрогнула всем телом и чуть не выронила из рук тарелку.
– Чего ты возишься так долго?! – снова насмешливый, недоуменный, и уже раздраженный взгляд. – Господи, да что ты там намываешь, ты так до утра тут копаться будешь, дай сюда! Отойди!
Она всем своим мощным корпусом оттеснила меня от раковины и быстрыми, ловкими, умелыми движениями стала просто ополаскивать грязные тарелки под струёй воды, без всякого мыла, и с грохотом водружать их на сушилку. Я с ужасом и подступающей к горлу тошнотой смотрела на то, как капли воды, не скатываясь, дрожат на мутной от застывшего жира поверхности фарфора. Выходя из кухни и вешая дяди Петин фартук на крючок за дверью, я успела заметить, как Оксана, уже управившись с оставшейся посудой и двигаясь невероятно проворно для её веса и комплекции, проверяла содержимое всех кухонных шкафчиков и полок…
Мы пришли навестить дядю Петю на следующий день. Он не просил, да и никогда не попросил бы, но оставить его сейчас наедине со своим горем было бы жестоко. Услыхав звонок в дверь, дядя долго шаркал к прихожей и долго возился с замком, все его движения, всегда такие энергичные, немного резкие даже, теперь были словно в замедленной съемке. Мы вошли в квартиру и обомлели, а у меня так аж дыханье замерло: пустота. Словно здесь ночью побывали грабители, и, слава Богу, пощадив хозяина дома, вынесли всё! Ни ковров, ни телевизора, ни сервизов и хрусталя в серванте, ни напольной вазы, ничего, …даже люстры не было. «Как Мамай прошёлся» – сейчас я увидела живую иллюстрацию этого хрестоматийного выражения…
Мама обессилено опустилась на краешек дивана, на котором не было привычного малиново-красного плюшевого покрывала, и ещё раз медленно обвела взглядом комнату.
– Дядь Петь…что это? – еле слышно выдохнула она.
Дядя присел рядом с ней, равнодушно глядя на свой опустевший кров.
– Оксана забрала все вещи, что мы с Сашенькой вместе покупали… Да и Бог с ними, зачем они мне… Конечно, они о Сашеньке напоминали бы, но… Мне только магнитофона жаль, просил оставить его, музыку слушать…но она забрала… Магнитофон японский, – сказала: «Старшему сыну подарю».
– Они что, грузовик подгоняли, чтоб всё вывезти?… Мародёры… – бормочет мама себе под нос, а я подхожу к пустому серванту, где на полочке стоят лишь две фотографии в строгих рамках: две женщины, чем-то немного похожие друг на друга, две дядины верные подруги жизни, которые ждут теперь его в другом мире…
– Пойдем, дядь Петя, на кухню, чаю попьем вместе, мы пирожков принесли!
На кухне следы саранчи не так заметны, но это пока закрыты дверцы шкафчиков…Я достаю с полки три разнокалиберные кружки (ибо повседневного тети Шуриного чайного сервиза под гжель тоже больше нет) и разливаю чай из чудом уцелевшего после ограбления большого фарфорового чайника с красиво изогнутым носиком. Тонкие струйки пара над кружками, сладкий аромат пирожков сразу создают тёплое, уютное настроение, и даже дядя Петя немного оживает, и голос его звучит чуть бодрее:
– Сашенька нечасто сладкие пирожки пекла, она всё больше с капустой или с мясом… Эх, Сашенька, что же ты…
– Ничего, дядя Петя, ничего…Самое главное, что она не мучилась… Кто трудно жил, тот легко умирает, – упрямо, как заклинание, повторяет мама. Потом добавляет тихо: – Все мы там будем…
– Это да. Крути не верти…
За окном, занавешенным лёгким тюлем, сгущаются сумерки, но ещё видно, как старый раскидистый клён роняет свои малиново-красные, так похожие на звезды, листья… Осень это ведь тоже смерть. Повторяющаяся каждый год торжественная церемония конца жизни…Но мы-то знаем, что жизнь на самом деле, крути – не верти, бесконечна
Рассказ конечно грустный, но прекрасно написан, читается легко, будто плывешь по течению полноводной реки, залитой солнечным светом. Чувствуется рука мастера! Кстати, жизнь она разная, не только праздник! Может в этом ее прелесть, ведь всё познается в сравнении и чувствуется ярче из-за противоположностей. Как бы мы ощущали жизнь без ее контрастов? Вероятно как скуку. Спасибо, получил огромное удовольствие, читая ваш замечательный рассказ. И грусть здесь “крути – не верти” светлая.
Вы меня, конечно, захвалили… До мастера мне ещё далеко, вот, пробую) Спасибо за чтение и за такой развернутый, эмоциональный отзыв!
Спасибо огромное,прочитала с удовольствием,такая жизненная философия…по отношению к нашему уходу.И про осень согласна).
Спасибо, Огненная) Спасибо, что читаете))
Легко читается и душу бередит…только после смерти мамы кладбище не кажется страшным местом…а свой детский страх неизбежности конца…мне тогда показалось, что д.б. спасение…я придумала себе, что можно превратиться в слово, которое все будут произносить каждый день и немного успокоилась…
Венера, вот это здорово Вы придумали! Превратиться в Слово) а по сути, мы именно это сейчас с Вами и делаем, постепенно превращаемся в Слово.
Спасибо за отзыв!
Всё в Вашем рассказе есть – и жизнь, и смерть, и реальность, и мистика, и добрые люди, и не очень, и печальное, и смешное…
И умение написать о грустном и тревожащем без надрыва, не растревожить, а успокоить…
Восхищение и благодарность вызывают Ваши рассказы…
Вдохновения!
С теплом и уважением,
Светлана, на самом деле, умение читать – внимательно и вдумчиво, подмечая все детали и улавливая настроение автора, – это редкий дар! И Вы именно так читаете) Благодарю Вас от всего сердца❤️
Смерть неизбежна на нашем пути… Спасибо за рассказ.
Надежда, Вам спасибо за чтение и отзыв! ❤️
Я в восхищении …Ваш рассказ сама жизнь, а в ней есть всё : печаль и радость , люди с разными характерами и взглядами …
Очень понравился , очень…
Благодарю от всего сердца, Ольга !
Так странно, мне казалось, что никто не захочет читать рассказ о смерти… Публиковала на свой риск… Но жизнь так непредсказуема)
Идея, спасибо Вам, за чтение, за отклик, за Вашу поддержку! ❤️
Ольга, Вы прекрасно пишите , читать Вас легко … Тем более, когда о жизни , а в ней есть всё ….
Это Вам спасибо за Ваш искренний , талантливо написанный рассказ !!
Просто делюсь тем, что волнует, что важно) как и все мы здесь))
Вы мне подарили гору эмоций. Тоже вспомнила детские страхи. Причем, своей смерти я не боялась, но с ужасом думала, что умрут родители.
Потом пошла серия личных разрозненных флешбэков.
Просто браво! Легкий слог, философия между строк, что еще надо искушенному (или не очень) читателю?..
Tony, благодарю от всего сердца! ❤️Очень приятно слышать такие слова от Вас)
Фраза “А я ведь тоже когда-то умру! ” отрезвляет от повседневной суматохи очень резко, так неожиданно.Мощный рассказ. Описание героев, как всегда, хватает нескольких предложений, деталей,чтобы понять кто есть кто. Блестяще.
Спасибо большое за чтение и отзыв! ❤️