Когда я вернусь. Ко дню памяти Александра Галича.

Александр Костерев 18 декабря, 2021 4 комментария Просмотры: 451

Русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен Александр Галич ушел из жизни в Париже 15 декабря 1977 года.

Мы помним, из курса математики, что интеграл — упрощённо аналог суммы для бесконечного числа бесконечно малых слагаемых. Новосибирский Академгородок с его знаменитым клубом «Под интегралом» — складывался как сумма бесконечного числа человеческих судеб, исторических событий, мировоззренческих взглядов и их противоречий.

Новосибирский Академгородок, учитывая его историческое прошлое, огромный научный и культурный потенциал жил не только наукой. Примечательным местом притяжения молодежи стал клуб «Под интегралом» — советский дискуссионный клуб, организованный в Новосибирском Академгородке в начале 1960-х годов и являвшийся одним из символов «хрущёвской оттепели». Клуб «Под интегралом» (президент Анатолий Бурштейн, первый и последний директор Дина Исаевна Бурковская) объединял в себе отдельные клубы по интересам (в 1967 году в его составе были дискуссионный и социологический клубы, а также два литературных, песни, танцоров, путешественников). Устанавливались контакты с клубами из других городов, экспедиционное судно с агитбригадой «Интеграла» на борту курсировало по Оби под собственным флагом. В клубе проходили встречи с интересными личностями своего времени: американский математик Альфред Тарский, член палаты общин Эмрис Хьюз, дочь писателя А. И. Куприна — Ксения Куприна, Аркадий Стругацкий, — лишь немногие герои этих памятных встреч.

Пост-атташе Клуба сочинял феерические репортажи об Академгородке. С предложением сотрудничать к Клубу Гусиного пера, собиравшемуся «Под Интегралом», обращались маститые издания — «Литературная газета» и журнал «Знание-сила».

Становление клуба пришлось на времена не только «хрущёвской оттепели», но и Пражской весны 1968 года, которая, как известно, положила трагический конец реформам и тенденциям либерализации не только в Чехословакии, но и других стран социалистического лагеря, включая СССР. Лидер Чехословакии — Александр Дубчек — почувствовал политическую конъюнктуру и решился на активный процесс реформирования всех структур государства и партии. Проект Дубчека относительно децентрализации экономики получил название «социализм с человеческим лицом». Население СССР смотрело на события в Праге со смешанным удивлением и восторгом, а советские партийные лидеры, воспользовавшись тем, что Чехословакия быстро становится на самостоятельные позиции, ввели танки в эту страну и немедленно поставили крест на всех реформах в СССР, мотивируя тем, что подобные реформы могут привести к такой же катастрофе — возмущению советского народа против тоталитарной системы.

Клуб «Под интегралом», по целому ряду происходящих в нем культурных событий, стали называть либо «очагом гласности», либо «гнездом разврата» в зависимости от политических предпочтений комментирующих. В середине 1960-х годов здесь состоялся первый конкурс красоты на звание «Мисс Интеграл». В Советском союзе такие мероприятия в те годы не проводили, считая их в некотором роде неприличными. Было странным давать оценки девушкам по их внешности. Так, в конкурсе 1968 года приняла участие 16-летняя Ирина Алфёрова в будущем знаменитая актриса кино.

В марте 1968 года, в течение шести дней, (с 7 по 12 марта) в Академгородке прошёл первый фестиваль авторской песни, проведённый клубом «Под интегралом» по инициативе А. Бурштейна, Г. П. Безносова, В. Ф. Меньщикова, Г. С. Яблонского, которые приняли для себя решение идти «на грозу».

Организатором проведения фестиваля выступила, созданная в мае 1967 года, Федерация клубов песни Москвы, Ленинграда и Новосибирска (президент Федерации – С. Чесноков). Всего в фестивале приняли участие 22 автора-исполнителя из 12 городов Советского Союза. Незадолго до открытия фестиваля Московский и Ленинградский клубы от участия в фестивале отказались. На фестивале состоялся единственный публичный концерт в СССР Александра Галича, исполнившего в том числе песню «Памяти Пастернака». Об этом, знаковом для своего времени событии, ныне напоминает мемориальная доска, установленная на здании по адресу проспект Лаврентьева, 16: «В этом здании в клубе-кафе «Под интегралом» в марте 1968 года выступал российский бард, поэт и драматург Галич Александр Аркадьевич».

Участие самобытных авторов-исполнителей, в частности, А. Галича, А. Дольского, Ю. Кукина, А. Круппа, В. Бережкова, Л.Зонова, свободная творческая атмосфера, активные дискуссии круглого стола, привлекли многочисленных зрителей (на всех концертах фестиваля был аншлаг) и вызвали большой общественный резонанс как в стране, так и в мире. В то же время фестиваль вызвал недовольство партийных чиновников.

Свободные мысли и призывы А.Галича были негласным табу в социалистическом обществе. Существовал запрет на его выступления, однако руководство клуба предоставило Галичу возможность выступить в Доме учёных. Знаменитое выступление 1968 года привлекло представителей СМИ, зарубежных гостей. Записи на магнитофоне быстро распространились из рук в руки по всему СССР. Выступление Галича попало под пристальный взгляд идеологических инстанций, что имело как для исполнителя, так и для клуба весьма печальные последствия. В результате фестиваль 1968 года был последним, после чего клуб «Под интегралом» закрылся. А Галич, вынужден был вскоре покинуть СССР.

При изучении архивных материалов Сибирского отделения РАН (СО РАН) тех лет я обратил внимание на публикации газет «Вечерний Новосибирск», «Советская Россия» и «За науку в Сибири» за 1968 год.

Первым выстрелил по диссидентам 18 апреля «Вечерний Новосибирск» статьей Н. Пейсака «Песня — это оружие», призвавшей секретариат правления СП МО РСФСР принять строгие меры в отношении А. Галича за исполнение идейно-порочных песен.  Продолжили канонаду тот же «Вечерний Новосибирск» статьей «Нужны четкие идейные позиции» от 17 мая 1968 года и «Советская Россия» статей «Логика падения» от 28 мая 1968 года. «Советской России» снова вторил «Вечерний Новосибирск» статьей «Слово и его хозяин» от 4 июня 1968 года. На этом истеричном фоне газета Академгородка «За науку в Сибири» хранила корректное молчание, — возможно единственно правильное и достойное уважения, учитывая политические реалии и давление, оказываемое на редакторов, в то непростое время.

Активная компания против А.Галича начала набирать обороты.

Учёный и писатель Михаил Качан, называвший Академгородок «Свободной Республикой СОАН», полагал, что у клуба к 1968 году возникли и экономические проблемы. Это, возможно, и стало одной из причин закрытия кафе «Под интегралом», концерт же Галича был удобным поводом. Работа клуба строилась на принципах волонтерского движения, что рано или поздно могло привести к её приостановке, а после выступления «запрещённого» барда, клубу перестало поступать и без того небольшое финансирование по профсоюзной линии. Недолгая по продолжительности, но легкая и самобытная по содержанию, жизнь клуба сохранилась в памяти многих новосибирцев, как романтичная сказка городка учёных.

В здании клуба после его закрытия в дневное время работала столовая, а по вечерам — кафе ОРСа Сибакадемстроя, где выступал на регулярной основе джазовый ансамбль «Фаэтон» (под руководством  Валерия Идельсона), проходили многочисленные джазовые концерты и джем-сейшены, однако многие жители  Академгородка продолжали по старинке называть первый и второй этажи здания «числитель» и «знаменатель». В 1990-х годах здание было приобретено банком.

Клуб «Под интегралом» спустя 40 лет после закрытия вновь открылся по новому адресу: улица Терешковой, дом 12а. 7 марта 2008 года состоялось торжественное «новоселье» возрождённого клуба «Под интегралом» и открытие фестиваля авторской песни «Снова «Под интегралом» — 40 лет спустя». Фестиваль начался с возложения цветов к мемориальной доске А. А. Галича. Для участия в форуме в Новосибирск приехали дочь барда Алена Галич-Архангельская и некоторые из участников легендарного фестиваля 1968 года. На нескольких площадках города в течение четырёх дней фестиваля состоялись концерты известных российских бардов, а концерт-открытие по традиции прошёл в Доме учёных Академгородка. В фестивале приняли участие легенды авторской песни: А. Городницкий, Ю. Кукин, В. Вихорев, Ю. Ким, В. Бережков, В. Егоров, а также молодые талантливые продолжатели их традиций. Также состоялся Круглый стол «Авторская песня — ретроперспектива», гости и участники фестиваля выбрали «Мисс Интеграл 2008», а команда КВН «Интеграл» сыграла дружескую игру со сборной командой бардов России «Атланты».

А мудрое время расставило всё по своим местам, продемонстрировав, что умная, пусть и едкая песня, призывающая слушателя думать, науке — не помеха.

 

4

Автор публикации

не в сети 1 год
Александр Костерев1 742
Комментарии: 143Публикации: 138Регистрация: 10-10-2021
1
1
1
2
Поделитесь публикацией в соцсетях:

4 комментария

  1. Спасибо, что напомнили, Александр, об этом уникальном для того времени событии! Слаба оказалась система, которой приходилось сражаться с народом в лице бардов и поэтов. Пока эту систему охраняли нанятые госслужащие (органы), она еще существовала. Но как только такие узы ослабли, никто из народа не стал ее защищать. Всё держалось, увы, на контроле и силовых структурах. Это прискорбно, ведь мы до сих пор вспоминаем многие добрые моменты жизни при СССР, которых теперь уже никогда не будет.

    2
  2. Андриан, спасибо за отклик… На заре моего увлечения поэзией стихи и песни Галича казались мне простоватыми, но позднее открылось, что это скорее всего такая форма социальной мимикрии, и я без колебаний внес его в свой внутренний пантеон поэтических богов…

    2
  3. Конечно, Галич не мог писать откровенно, будучи в Союзе.
    Но наш слух был заточен на подтекст и аллюзии, которые мы готовы были ловить нюхом из любой подворотни, и за которыми так “успешно” гонялись доблестные стражники! Вспомните один только Самиздат, тексты которых переписывались от руки за одну счастливую ночь! Эх, сейчас уже все не то, пропало то самое оживляющее чувство осторожности, опасности, риска, жертвенности. Книжные магазины завалены “самиздатом”!

    1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля