Издревле земля Войска Донского привлекала своим богатством и неописуемыми красотами путешественников и кочевников, иноземных захватчиков и народ непокорный. До наших дней берега Тихого Дона хранят сотни легенд и казачьих баек не только о героях своих, но и об удивительных уголках природы.
Еще у древнегреческих философов Геродота и Птолемея встречались различные трактовки легенд и мифов о воинственных женщинах – амазонках. Со временем эти мифы приобретали новые трактовки и постепенно превращались в народные легенды. Каждая из них – неповторимый образец народного творчества о происхождении древних названий рек и гор, уникальных природных уголках донского края.
…В давние времена в верховьях Амазонии у одного вождя кочевого племени родились две дочери – близнецы. Одарила их богиня любви Афродита неописуемой красотой, но предостерегла их, чтобы они никогда не завидовали друг другу. Так и росли две сестры красавицами на радость не только родителям, но и всему племени кочевому.
Незаметно выросли сестры и превратились в настоящие жемчужины красоты земной. Помнили они завет Афродиты, да и чему было завидовать, когда были они похожи друг на друга, как две капли росы утренней.
Прослышали они однажды, что у царицы амазонок Лисиппы есть любимый сын – красавец Танаис. Кто только не пытался поразить красотой своей гордого юношу – ни у кого ничего не получалось.
– Неужто он устоит перед нашей красотой? – задумались сестры и решили попытать личное счастье. Но как это сделать? В каком виде явиться перед юным царевичем? Вот что не давало покоя близнецам – красавицам.
Решила одна из них втайне от другой заказать у греческого мастера самую красивую диадему на голову, да такой, которого еще и в мире не существовало. Приказала она своим служанкам отыскать такого мастера, который смог бы ей в тайне изготовить уникальную диадему царскую, подобной которой еще не было на свете.
Отыскали служанки в далеких краях мастера – ювелира. Отправилась в тайком девушка к старцу и заказала у него самое дорогое украшение на девичью голову.
А тем временем, по иронии судьбы, вторая сестра тоже узнала об уникальном мастере, который изготавливает самые лучшие венки из золота. Ничего не подозревая, заказала и она у того же мастера венок особенный, да чтобы был он украшен самыми дорогими каменьями и золотом булатным.
Вот наступил срок получать заказанные головные уборы. Вновь в тайне каждая из сестер пришла к мастеру и получила дорогой заказ. Но бог войны Арес, которому покланялся Танаис, решил подшутить над юными девами – вложил он в уста ювелира только один замысел, вот и получились у мастера две совершенно одинаковые диадемы, украшенные дорогими камнями и диковинными украшениями. Боялся Арес, что полюбит Танаис сестер – красавиц и перестанет ему поклонятся, вот и задумал такую каверзную и злую шутку.
Почти в одно время пришли к мастеру сестры, и каждой он в отдельности отдал свой заказ, завернутый в дорогой платок, наказав развернуть сверток только перед царевичем савроматским. Пообещали девушки выполнить желание мастера.
Наступил желанный день и родители благословили дочерей в дальнюю дорогу. В окружении своих служанок и воинов – охранников отправились сестры в земли амазонок к царице Лисиппе и ее сыну Танаису.
Медленно движется небольшой караван по берегу Амазонии, тихо журчат вода речная у копыт лошадей кочевников. Слово за слово, да и проговорились сестры друг другу, что везет каждая сюрприз особенный красоты неописуемой, чтобы сразить своей внешностью непокорного Танаиса.
Девичье любопытство взяло верх, не сдержали они слово, данное мастеру – ювелиру, а уж про запрет Афродиты вовсе забыли. Развернули они аккуратно платки дорогие и остолбенели…- у каждой на ладонях лежала красивая диадема, точная копия одна другой. Мгновенно одели они на головы дорогие диадемы, взглянули друг на друга и… окаменели! Девичья зависть, неосторожность и легкомыслие привели их к печальному концу: забыли сестры о запрете Афродиты, сбылась злая задумка бога войны Ареса, так и не успели предстать перед лучезарными очами Танаиса сестры – близнецы.
Вот с тех пор и стоят две каменные глыбы у самого берега реки, широко открыв свои окаменевшие глаза, и смотрят с завистью и ужасом друг на друга. Прошли годы, ушли под земли каменные изваяния и остались на берегу Амазонии, позже названной в честь сына савроматской царицы Танаисом, только виднеются на двух вершинах – головах сестер – близняшек два одинаковых каменно-песчанных хребта – причудливые окаменевшие диадемами мастера – ювелира…
Гораздо позже узнали жители донского края, что древние греки именовали Танаисом не Дон-батюшку, а один из его притоков, именуемый ныне Северским Донцом. Много воды утекло с тех пор, забылись подробности древнегреческих мифов, десятки историков и писателей по своему изложили в своих бессмертных рукописях легенды о двух сестрах, но и по ныне стоят в восьми километрах от города Белая Калитва у самого берега в одной из излучин Северского Донца недалеко от хутора Какичева удивительные два холма, как две капли воды похожие друг на друга. А венчают эти два высоких холма не то окаменевшие диадемы, не то драконьи хребты, не то загадочные, бог весть откуда появившиеся, каменно – песчаные выступы. На самом деле, как утверждают ученые, миллионы лет назад бурные тектонические процессы так вздыбили здесь земную кору, что пласты горных пород из известняка и песчаника вырвались на волю, и с тех пор залегают под углом тридцать – сорок градусов к горизонту на вершине гор. Их обнажения, свободные от осадочных пород, напоминают гребни или хребты древних динозавров, а если смотреть вблизи, то и вообще кажется, что глыбы эти какой-то великан уложил их аккуратно в одном направлении в память о ком-то загадочном и таинственном. Вот от этой удивительной шутки природы и пошли гулять по Дону самые разные версии происхождения двух одинаковых гор.
Давно уже историки – краеведы дали этим двум холмам свое название. Одни именуют их Грядными горами, по наличию на вершине обеих совершенно одинаковых песчаных гряд, другие – Гребенными. Но и тут исследователи донской старины расходятся во мнении, истолковывая старинные легенды и казачьи сказы о горах – близнецах. Одни утверждают, что в далеком прошлом жил в этом краю казак зажиточный и было у него две дочери красавицы. Полюбили девушки простых парней не из рода знатного, а из простого рода – племени. Не за богатство полюбили, а за дела их сердечные и помыслы благородные. Но не мог смериться отец таким выбором дочерей своих, и запретил им выходить замуж за бедняков обыкновенных, которые и приданного за душой никакого не имели. Сколько не просили отца сестры, не уступил отец грозный. Вот и решили они погубить себя, но не достаться знатным и богатым женихам, но не милым сердцу девичьему. Зачесали косы темноволосые, вдели в них гребни обыкновенные, чтобы подчеркнуть этим, что не важны им богатства невиданные, а нет не свете милее хоть и бедных, но зато любимых молодых юношей. Вот так, с гребнями в косах, и вступили они в воды Северского донца. Сохранили воды реки знатной память о двух сестрах, вынесли их тела на берег песчаный, да и превратили в две каменные горы с одинаковыми гребнями на вершинах из песчаника окаменевшего.
Другие утверждают, что старинный сказ гласит о двух сестрах – близнецах знатного казака Гребенникова. Именно эта легенда и стала на Дону самой известной и популярной, согласно которой не смирились сестры – близнецы с волей отцовской выйти замуж за богатых женихов, а по любви решили, за простых, но милых сердцу девичьему парней. Да не суждено было тому случиться. Много слез пролили сестры. Не по душе и это отцу стало. «Так и всю красу свою слезами вымоют. Надобно из за богатых замуж выдать. Разнеслась весть о девицах – красавицах по всей округе. Потянулись к казаку Гребенникову богатые и алчные женихи. Один богаче другого, да ни один из них ни умом, ни сердцем для жизни семейной не гожи, а уж сестрам – красавицам и в подметки не годятся. Бросились батюшке в ноги красавицы, как повествует старинный сказ, и начали умолять его:
– Где же твое слово отцовское? Не ты ли нам клялся, что все отдашь, чтобы мы счастливыми были?
Усмехнулся отец грозный:
– Полно – то слезы зря лить, надрываться. Не дождетесь вы своих возлюбленных, даже если горы наши сизыми станут!
Вот уж и день свадьбы назначен, и гости на брачный пир собираются. «Не бывать злому замыслу отца нашего», – решили девушки, и ускользнули тайком из дома ненавистного. Кинулся отец звать к столу свадебному невест – красавиц, ан нет дочек! Осерчал Гребенников, оседлал коня быстрого и помчался вдогонку за дочерями. Хлещет коня плеткой нещадно и приговаривает: «Все равно по моему будет». Птицей несется вороной через овраги и буераки. У самого Донца нагнал родитель ослушниц непокорных. Намотал на руку косы беглянок, да пустил коня в галоп.
Тут вздыбился от гнева Северский Донец, ревет, белую пену на берег роняет. Чудится Гребенникову, будто из самых глубин речных голос неведомый раздается:
– Век не видывала земля донская такой жестокости отцовской. На всю жизнь запомнишь немилость свою, казак поганый.
Испугался конь вороной, встал на дыбы, да и сбросил всадника. Вмиг почернело небо ясное, невесть откуда тучи черные появились, разорвали темень молнии ветвистые, грянули громы небесные и посыпались на казака камни сизые.
Очнулся батюшка на горе высокой – рукой за гребень каменный держится. Смотрит, а рядом другая такая же гора высится.
– Что это было? Что со мной приключилось? – в страхе и удивлении бормочет отец неразумный. Нет больше дочерей красавиц – окаменели. Встали каменистыми кручами против воли отцовской. Понял тут казак Гребенников, какую беду сотворил своей жадностью. Стал он в отчаянии головой биться в каменную грудь горной гряды, плачет, кричит, прощенья просит. Молчат Две Сестры. На века замолчали.
А их возлюбленным тем временем удача выпала. Когда раскололось небо от гнева – открылась им Караул-гора странная. Не так и высокая, но дорогими камнями усыпанная. Клады древние сами в руки просятся. Собрали в свои котомки братья богатства горные и бросились радостные к своим невестам желанным. Переправились через Донец, но путь преградили невесть откуда взявшиеся горы с хребтами загадочными. Не пускают братьев, крутыми выступами дорогу перекрывают. Стали женихи карабкаться по скалам, да котомки свои с сокровищами и обронили. Посыпались драгоценности по крутому утесу – не найти, не собрать.
– Знать не судьба нам в жены богатых невест взять, да и без них и любви настоящей жизни нам не будет.
От отчаяния бросились юноши с крутого хребта в воды Северского Донца. Но сила чистой любви девичьей подняла их в воздух и превратила юношей в орлов степных и зорких. С тех пор кружат орлы над горами, которые в народе Двумя Сестрами стали величать, ищут своих любимых и не пускают никого к потерянному своему кладу. Сколько не пыталось смельчаков клад тот найти, да вернуть братьям – орлам, чтобы смогли они вернуть своих невест ненаглядных, так ни у кого ничего и не получилось. Говорят, и в наши дни над Двумя Сестрами самые невероятные явления происходят: то по ночам огни появляются, то странные знаки на небе высвечиваются.
А местным жителям совсем неважно, какая из этих легенд и донских сказаний вернее. Уже десятки лет они именуют эти красивейшие две горы вблизи Белой Калитвы не иначе, как «Две Сестры». Сотни туристов со всего Тихого Дона и Руси – матушки, посещая земли Тихого Дона, находят время, чтобы обязательно побывать у подножия этих уникальных двух гор – близнецов. Всего в восьми километрах от города на берегу Северского Донца два огромных известняковых пласта толщиной до десяти метров уютно расположились на склонах пологих холмов под углом почти в 45°. Ни с чем несравнимое явление природы, красота неописуемая. А если вам еще доведется подняться на вершину любого из холмов, то перед вами откроется красивейшая картина донского края.
И недаром говорят: «Кто один раз увидел Двух Сестер, тот обязательно захочет увидеть их еще раз». А как иначе, ведь все загадки Двух Сестер не разгаданы и до сих пор. Может быть, именно вам, дорогие читатели, и удастся найти истину, изучив все самые невероятные истории, байки, легенды и сказания, связанные с этим уникальным уголком природы донского края.
***