Бытует довольно-таки распространенное мнение, что история человечества представляет собой, в основном, историю войн. Успехи полководцев, жизнь героев захватывают сердца тянущихся к силе личности, признанию, славе. Так было во все времена. Наше – не исключение.
Желание доминировать, побеждать осуществляло ресурсную поддержку науки, статусно усиливало ее, финансировало, развивало. Многие результаты научных исследований рождены борьбой, помогали победить.
Мозг – верный помощник врожденному устремлению доминировать. Мы все, по большому счету, воины, ежедневно сражающиеся с теми или иными трудностями, проблемами. Пытающиеся разными способами усилиться.
Победа – алтарь, на который возлагаются жизни тех, кто ее хочет получить. Он жесток, коварен, капризен. Может взять жизнь полностью, частично, разрушить, изменить ее до неузнаваемости. Сила желания обостряет у алтаря жажду крови.
Не бывает победы без потерь.
Для одержания победы недостаточно гневных речей на сходках, пописывания едких статей, хождения в любом количестве по улицам городов с ленточками, шариками, цветами, креативными плакатиками. Победа падка на верность идеям, способность и умение их навязывать, отстаивать, защищать.
Не бывает победы без преданности идеям.
Боль и страх отменяют идеи там, где они не познали глубину, а остались на поверхности. Грош цена силе идей в их физическом носителе, готовом незамедлительно от них отказаться при наличии болевых ощущений.
Испуганная поверхностность готова оговаривать до недавнего своих единомышленников, менять свое отношение к ним, ободряюще-уважительно отзываться об источнике физической боли. Все что угодно, только чтобы ее не было.
Несчастный кусочек материальности, поддерживая демократию в демократических условиях и в недемократических готовый с ними проститься, вызывает смешанные чувства.
С точки зрения примата ценности человека над всем остальным, такой кульбит вполне оправдан. Если человеческой жизни что-то угрожает, можно попробовать договориться, уступить, подчиниться, согласиться с соображениями вражеской стороны. Жизнь достойна сохранения любой ценой.
Рационально. Гуманно. Современно.
Вместе с тем, вполне возможно, что у подобного рода фанатичной заботы о жизни есть некий потаенный изъян. И имя ему – слабость, выражающаяся в неспособности одержать верх над ненавистным врагом. Слабость, надежно прикрытая ценностями, с изрядной долей лукавства возвышенно ими защищаемая.
Не борясь, не жертвуя своей жизнью не победить.
У сторонников человеческой жизни, как высшей ценности в социуме, сложились достаточно сложные отношения с героизмом. Его взрывающей, уничтожающей старый порядок, проливающей кровь, применяющей насилие сущностью. Мир неустанной погони за качеством жизни, ее сбережение ежится от потуг алтаря победы. С одной стороны, он часть жизни. С другой стороны, не очень-то лоялен к ней.
Пустующий алтарь является предвестником поражения. Не испытывающие острого желания с болью и кровью не по-детски защищать от врагов свои ценности, добиваться их торжества, обречены на унылое ожидание ослабления противостоящей им ненавистной силы, ее физического старения и ухода в мир нежити, усиления конфликтности в совокупности правящих группировок.
Неспособность передать на качественном уровне обществу свои убеждения, ценности, сформировать сопротивление проводимой политике рождают бесконечные разговоры о приближающемся благе в виде саморазрушения правящего порядка силами его управленцев, подпевал, охранителей. Разочарованность в человеческом материале и бессилие активно подпитывают теорию, согласно которой народ сам по себе ничего не может. Все изменения происходят от разложения идей, нравов, управленческих решений обитателей верхних этажей социальной иерархии.
Возведенное в опасную степень жизнелюбие позволяет естественным образом обосновывать, объяснять и поддерживать пассивную поведенческую позицию. Правда, встает один единственный вопрос. Кто и каким образом будет защищать гуманистические ценности от тех, кто готов возложить свои жизни на алтарь победы ради их уничтожения?
Способны ли преклоняющиеся перед жизнью, служащие ей эффективно выковывать оружие и жертвовать бесценными человеческими личностями для своей защиты и победы, покажет время. Враги-то не дремлют. Они жаждут крови и готовы ее пролить.
Что им могут противопоставить боящиеся ее?
Не стоит забывать, что сегодняшнее время, торжество буржуазной демократии на архипелаге золотого миллиарда рождено большой кровью. Оно вышло из одежд сильнейших мировых потрясений политического, социального, экономического характера. Нынешние либеральные посиделки стали результатом очень активной работы алтаря, поглотившего весьма солидное количество миллионов человеческих жизней.
Историю не надо забывать, но не надо ее и пересматривать из сегодняшнего дня.
Деяния царей и полководцев прошлого, разрушающие города и страны, сжигающие и убивающие, насилующие и грабящие, с точки зрения либеральных взглядов, достойны всяческого осуждения, ибо являются преступлением перед человечностью. По Дариям, Александру Македонскому, Чингисхану и иным плачет международный исторический трибунал. Почти вся наша история – приговор.
Отвергая неискоренимую агрессивную сущность личности, ее существенную податливость врожденным, животным импульсам, не стоит заниматься огульным осуждением сотворенных обитателями различных условий выживания порядков. Осуждение пройденного, огульное навешивание всевозможнейших ярлыков уводит от разговора о человеке как управляемом здесь и сейчас средоточии как темных, так и светлых помыслов. Их соотношение в каждом из нас ежеминутно рождает настоящее и будущее.
Призывы к покаянию, попытки найти виновных сегодняшних бед в неоднократно переписанной, дошедшей нередко в художественной форме до нашей реальности истории, научиться чему-то у нее, вряд ли в состоянии существенно изменить упомянутое соотношение в нужную сторону.
Нужна сила мыслей, желаний, идей, ценностей сейчас.
Бойтесь бессилия.