Бог и художник

Косточаков Г.В. 13 августа, 2022 2 комментария Просмотры: 437

Надоело Богу-Кудаю быть невидимым для людей. Он призвал к себе художника, чтоб тот нарисовал его портрет.
Художник прибыл к Кудаю, вошел в его золотой дворец на золотой горе, но хозяина нигде не видать.
Некоторое время он терпеливо сидел, потом стал раскладывать перед собой краски, бересту, чтоб на ней писать, кисти.
Наконец не выдержал, стал ходить по дворцу и искать хозяина.
Кудай скоро сам появился перед ним, вернее, образа видно не было, но нашелся и пришел его голос. А вместе с ним пришло ощущение чего-то весомого и громадного, словно скала нависла над тобой.
Кудай говорит художнику:
– Я хочу, чтоб люди знали меня в лицо, поэтому ты нарисуешь мой портрет.
– Как же я нарисую ваш портрет, если вы незримы? – ответил художник
– Нарисуй по моему голосу.
– Ваш голос похож на человеческий, стало быть, вы похожи на человека, не правда ли?
– Твоя правда, я похож на человека. Рисуй меня как человека.
– Люди бывают разные, а ваш голос мне дает представление о крепком старике с бородой цвета остывающего пепла.
– Хорошо, пусть я буду старик. Рисуй же скорей.
– Но глаза, какие у вас глаза? Без глаз нет портрета.
– Глаза у меня самые острые, как у орла. Ведь я вижу всё, даже то, что людям не видно.
– Хорошо, – сказал художник, – глаза у вас будут узкие, как у орла. Но ведь глаза на портрете еще выражают и душу. Какая у вас душа?
– Душа у меня, конечно, добрая. Нарисуй мою душу доброй, как это принято у людей по отношению ко мне.
– Ладно, я добавлю в глаза сопереживание и страдание. Но у меня противоречие: сопереживающий и страдающий взгляд обычно подслеповат, потому что он не видит ничего, кроме предмета своего сопереживания и страдания. – художник замолчал, думая, как преодолеть названное противоречие красками. У него в голове обозначались образные цепочки: узкие глаза – острый взгляд – недобрая чернота; широкие глаза – рассеянный взгляд – добрая светлость; если добавить в узкость взгляда светлость глаз, хотя бы серость взгляда, получится соединение зоркости и доброты. И вообще, узкость и ширина взгляда, чернота или светлость глаз тут не важны, а главное – душа, но, черт возьми (простите Кудай), для образа они первичны, ведь образ – вещь зрительная. А вслух художник сказал следующее:
– Добрые люди – это во многом слепые люди, они видят не глазами, а сердцем, точнее – мало что видят вокруг, а что видят, то видят размыто. Главное для них – эмоции, которые их захлестывают от одной только, скажем, детали: увидели деталь и плачут-смеются. Деталь, а всю картину не видят, и не могут видеть сразу. – художник понял, что так и не решил, какие глаза должны быть у Кудая. Однако продолжал свои рассуждения:
– Только недобрые люди все видят точно и подробно. Значит, глаза у вас слепые, то есть добрые? Или – острые, всевидящие, то есть недобрые?
– Рисуй меня добрым, но всевидящим. – голос Кудая был уже с нотками нетерпения. – Это у вас, людей, эти вещи не соединяются, а у меня они в единстве. Я всё вижу, но на многое не обращаю пока внимание. Я добрый, но моё добро – не самотёк, а изменение человека через самопонимание.
– Всё, портрет ваш готов, – вскоре произнёс художник. – Не желаете ли взглянуть?
Кудай взглянул, некоторое время молчал, потом произнес:
– Ты же, кажется, пришел рисовать меня, а у тебя получился автопортрет. Почему?
– Потому что вы – это и есть я. Кроме меня в этом дворце никого нет. Я разговаривал с вами, а на самом деле разговаривал с самим собой. Я рисовал вас, а на деле рисовал себя самого. Так часто бывает у художников: мы рисуем другого, а получаемся мы сами. И не просто сами, мы рисуем лучшее в нас самих. Ведь никто не видит себя плохим, не так ли? А вы себя каким видите?
– Я, как и вы, люди: я себя только ощущаю, а то, что вижу в зеркале – в это вовсе не верю, это не я. Поэтому ты, конечно, создал мой портрет, потому что передал своё ощущение меня. Спасибо, теперь знайте: я – это ты, лучшее в тебе, я – это каждый из людей, лучшее каждого из вас.
Художник, уходя из дворца, прошептал про себя:
– Зачем ходил куда-то? Зачем искал кого-то? Мог бы нарисовать на месте, в зеркало всмотрись, Кудай всегда – в твоих глазах, и – за тобой.

3

Автор публикации

не в сети 1 месяц
Косточаков Г.В.206
65 летДень рождения: 07 Апреля 1959Комментарии: 0Публикации: 56Регистрация: 07-08-2022
1
3
2
Поделитесь публикацией в соцсетях:

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля