Баба Нюра

Марина Смирнова 13 декабря, 2022 11 комментариев Просмотры: 831

Левая рука бабы Нюры затекла, придерживая все время норовившие сползти с носа очки. ” Ой, Лизка проклятая! Не коза, а чисто дьявол!” Коза действительно была с норовом и характером матерого быка-производителя. ” Сама виновата, не надо было слева к ней пристраиваться, ведь знаю – не любит она слева доиться. Мало ли что слева сподручнее. Козу тоже уважать надобно…”

Проклятущая Лизка нанесла урон бабкиным очкам совсем недавно – пару недель назад. Теперь, лишившись левой дужки, и без того разболтанные донельзя очки, совсем перестали слушаться. К тому же, тонкая трещина, полученная в том же бою, делила мир надвое. И бабка каждый раз примерялась, пристраивалась, в какое же стеклышко ей лучше смотреть. Впрочем, задача решалась просто. Верхняя часть использовалась для разговоров с Богом, нижняя, – для общения с Миром.

Бабкин мир уже давно ограничивался печкой и кругом света от висящей на крюку керосиновой лампы. Сюда попадал край рассохшегося стола и угол железной кровати с уже давно отлетевшими шариками, венчавшими в лучшие времена обе спинки. Что происходило за этой границей, бабку не занимало. Сил оставалось немного. Их хватало на то, чтобы аккуратно составить посуду на освещенной части стола, смахнуть крошки на давно неметёный пол, затопить печь. Ну и Лизка, конечно. А ведь это надо протоптать тропинку к загону… А зима нынче снежная… Вьюжная…

Оборвав бесполезные размышления, бабка вернулась к прерванному занятию. Расправила рукой лежащее перед ней письмо, и опять углубилась в чтение. “Дорогая мама! Надеемся, Вы здоровы, и мы тоже ничего поживаем. Ниночка все время на велосипеде катается – научилась. Вас благодарит.” Дальше сын писал о том, как съездили всей семьей на юг, отдохнуть. Как Ниночка – любимая внучка, плавать училась. А вот и самое главное: “Доберемся до Вас следующим летом. Обязательно” Это было самое сладкое место. Дальше уже можно было не читать… Бабка позволила очкам немного сползти и промокнула слезинку, упавшую на левую щеку. “Ниночка, внученька рОдная! Уже на велосипеде катается! Вот хорошо, что я бабка экономная. На велосипед Ниночке хватило. Да и что мне надо-то. Молока – Лизка дает. Консервов сын еще в прошлом году, когда с внученькой приезжали, навез. Лепешек и сама напеку. Картохи вон…, еще осталось. Дотяну…”

Бабка встала, покряхтывая и растирая рукой поясницу. Листок, лежащий на столе, был уже изрядно потерт на сгибах. Письмо с оказией привезла Марья, когда по осени в больницу попала. Хорошо, осень сухая стояла, – а то б не довезли. Да и как к ним проехать? Дорога уже совсем заросла. Не зная – не найдешь. Деревенька, где жила баба Нюра, и деревней-то назвать было нельзя – три избы всего жилых и осталось. Название чуднОе “Версты”. Сколько верст? Куда, откуда? Бог его знает. Да и живут здесь одни старухи. Все три ровесницы, все три вдовы. У Марии, да Тимофеевны мужей еще в войну поубивало, а бабке повезло. Сказочно повезло. Вернулся ее драгоценный с войны. Еще и детей с ней наделал. Правда, может и не только с ней… Откуда у Машки дочка родилась, так бабка и не допыталась. Давно это было, да и деревня тогда еще живой была – народу много больше жило. Может, и не ее Коля постарался… “

“Ох-ти, ох-ти… Грехи наши тяжкие…” Добравшись наконец-то до угла, бабка привычным движением натягивает рукав кофты на ладонь и протирает иконы. Для этого ей надо ухватиться за ставню и приподняться на носках. Еще та работа!…Кофта старая, сильно растянутая, а вместо кармана зияет дырка. Тоже Лизкины проделки. Не заметила, как рог зацепился за карман – так с карманом Лизка и ушла. Из под закопченного стекла на бабку сурово смотрят глаза Николая Угодника. Пошептавшись с образами, и, как всегда, попросив за внучку, бабка еще раз натягивает рукав и прочищает круглые окошки на иконах, как проталины на замерзших стеклах. Перекрестившись для порядку напоследок, бабка ложится. После разговора с Богом на душе стало еще светлее и легче.

“Вот и все. Слава Богу! Еще один день прожит. Все к лету ближе. Дождусь… Непременно…”

Снег идет непрерывно, и валит уже так долго, что кажется, и дом скоро погребет под собой полностью. Выглядывают из-под тяжелого снежного одеяла пара крыш, да покосившихся печных труб. Светятся окошки… Вот одно погасло… Второе… Вскоре только снег хозяйничает над всей округой, заметая последние признаки тропинок. …

К утру снег утих. Но дымка так и не появилось из трубы над избой бабы Нюры, и дверь так и не открылась, не просипела привычно нижнее “до”…

Серия публикаций:: Из ящика стола...
9

Автор публикации

не в сети 4 часа
Марина Смирнова8 965
Комментарии: 650Публикации: 33Регистрация: 05-12-2022
1
2
2
18
20
Поделитесь публикацией в соцсетях:

11 комментариев

  1. Какой же восхитительный у Вас стиль, Марина! Настолько погружаете в атмосферу, настолько образно описываете всё происходящее, я зачиталась! Спасибо за минуты удовольствия. Отдельно хочу сказать о сути рассказа. В несколько абзацев удалось вместить практически целую человеческую судьбу. Спасибо!!! Жду новых произведений из ящика Вашего стола!

    2
  2. Марина, рассказ несомненно душевный и мне понравился его замысел.
    С Вашего разрешения несколько моментов по его технологии. Общая линия понятка: две героини – бабка и коза Лизка.
    Лизка непокорная и вредная – это Вы хорошо доказали. А вот с бабулькой несколько сумбурно получилось. Основная средняя и главная часть рассказа: собраны в кучу очень важные сведения: и письмо сына (к чему тут оно и недописано – а момент важный, война и мужчины – тоже к чему, и характеристика деревеньки не у места).
    Много нюансов, прописанных одной строкой и не объединённых с общим сюжетом.
    Думаю, было бы достаточно взаимодействия бабки и Лизки и характеристики деревеньки…А всё остальное в следующий раз…Ну, как-то так мне показалось. Но Вам видней. С уважением.

    0
    1. Валентина, спасибо за развернуты комментарий. Этот рассказ был первым опытом в прозе. Написан давно.И я его скорее записывала, чем придумывала.
      Но все же я хотела бы объяснить, почему рассказ получился именно таким. Основная идея, это возникающий вопрос – почему старики в нашей стране, пережившие войну, восстановление страны, прошедшие множество труднейших испытаний брошены в одиночестве в умирающих деревнях. Отсюда и описание подобной полузаброшенной, старой деревушки. Описание деревни поддерживает и описание доживающих свой век трех бабушек. Рассказ же о муже существует здесь для снятия классического затасканного образа уютных бабушек в цветных платочках. Нет, когда-то эти бабушки были женщинами. Обычными живыми женщинами, а не лубочными картинками. Ну и упоминание о муже бабы Нюры, как о фронтовике, дает указание на примерный возраст героини.
      А вот письмо сына, много раз перечитанное и поэтому потертое на сгибах – центральная, ключевая точка рассказа. Пожилая женщина живет надеждой на встречу с сыном. Поэтому и читает только самое главное для нее в этом письме – обещание встречи. Держится этой надеждой, подпитывая свою веру в приезд близких верой в Бога. Господь не обидит, молитва поможет. С верой в Господа доживу до лета, до встречи.
      Это если очень коротко…

      3
      1. Вот у нас уже и сужается проблема главной линии рассказа…Значит, главное лицо – бабушка и письмо…это и должно 2/3 рассказа…а описание деревни, как фон коза тоже….
        У Вас всё хорошо, только надо развести по местам и по значимости…а также на каждое действо столько строчек, сколько оно важно в рассказе…Поняли я о чём?

        0
        1. Валентина, спасибо за подробный разбор этого рассказа. Любому автору необходим взгляд со стороны!
          Честно говоря, по поводу арифметики строк я не совсем поняла. Боюсь я не в силах говорить о художественном творчестве, основываясь только на рациональном начале. Вспомним Пушкинскую трагедию “Моцарт и Сальери” – там как раз Сальери пытался “поверить алгеброй гармонию”))
          Для меня любой текст это музыкальное произведение. Поэзия особенно, но и небольшие прозаические работы также. Помимо смысла я всегда ощупываю, слушаю, проверяю фразы на гармонию и произведение в целом на законченность не только стиля, но и общего смыслового образа, а также звука. Вот такая особенность. Я даже писать начинаю с музыкальной фразы.
          Возможно у Вас есть специальное творческое литературоведческое образование? Было бы интересно услышать что говорит современная наука о Писательском Мастерстве.

          3
  3. Мариночка, литературное образование у меня, действительно, есть.
    А вот творческое – то есть талант творить, здесь есть у каждого в разной степени.
    У Вас есть талант писать прозаические произведения, в смысле, творческого воображения.
    Единственное, что надо изучить, а это вполне возможно, технологию написания прозаических произведений.
    Это, как блюдо – салат, суп….и т.д. Название есть, сюжет есть, осталось соответсвенно ингридиенты по-порядку расположить.
    Например, в суп мы же картофель вперёд мяса не закладываем…простите, это примитивно для понимания, что порядок подачи и соблюдение конструкции любого произведения очень важно. Ну, хотя бы на уровне выпускника школы…Скелет, одним словом, на который Вы будете одевать своё творческое воображение. Удачи.

    0
  4. Спасибо за ответ и пояснения, Валентина! Ну наконец-то мне, как новичку в творчестве, причем новичку не подкованному специальными знаниями, стали видны проблемы. Я же не умею готовить суп! Вот ни капельки не шучу – супы не ем, отказывалась с детства!
    Я постараюсь изучить изложенные Вами советы и доложить позднее.
    Боюсь, что своими вопросами я отрываю Вас от Вашего творчества. А это не хорошо с моей стороны. Но я очень признательна за Ваши уроки. Это очень важно))))

    1
  5. Марина, спасибо за то, что “случайно” зашли на мою страницу и оставили даже не комментарий, а мини-рецензию. Мои рассказы или в прошлом, или в будущем, но точно не в настоящем, в настоящем они меня предают. Из редакции получил такой отзыв от главреда, что в пору вешаться, может, как-нибудь решусь обнародовать его на Литре, пока не знаю. Вам еще раз Огромное Спасибо за комментарий!

    1
    1. Совершенно уверена, что надо, даже необходимо опубликовать отзыв главреда и Ваш рассказ. Людям толковым это покажет не только, чего стоит ожидать при попытках “забросить” свой материал в журнал, но и возможность примерить эту информацию к себе и к своим писаниям.
      Ну это если мы о людях, имеющих дар не только писать, но и слушать.
      А остальным… Остальных это не потревожит, ибо пройдут мимо.
      А Вас я очень понимаю, соощущаю и всем сердцем поддерживаю. Но еще скромно предполагаю, что это не единственное издание, куда можно послать свою работу. Кроме этого фантазия подсказывает, что редактор, написавший столь встревожившую Вас рецензию , мог быть после: скандала с женой, любовницей, разговора с ГИБДДшником, штрафа за стоянку, и просто с бодуна.
      Пишите! Это лучшее лекарство . Всегда было и всегда будет))))

      2
      1. Марина, я уже через все это прошел, я имею ввиду рассылку рассказов по издательствам, мне ответили дважды, в первый раз мне объяснили, что издательства “не берут рассказы, потому что их никто не читает, а, следовательно, и не покупает”, а второй раз – странная рецензия глав.реда, бог ему судья. Но отчего-то я потихоньку пишу мои истории, вот месяц назад закономерно случайно переговорил с бывшим машинистом метро, записал это, так и получился сюжет “Кровь Командора”. Воробей не может не летать и не чирикать, так, вероятно, и я )))

        1
        1. Про воробьев – это верно. Это неисправимо. Но может быть это и к лучшему…
          Значит надо найти платформу по душе. Несколько… Сейчас сайтов по творческим интересам немалое количество.
          Жаль, что отсюда сильные авторы уходят… Очень жаль…

          0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля