Жемчужина островного города

Смецкая Галина 13 ноября, 2022 1 комментарий Просмотры: 743

Жемчужина островного города
Знакомьтесь, Морской собор святителя Николая Чудотворца в Крон-штадте. Собор из белого кирпича с порталами, резьбой и витражами на фа-саде выглядит легко и воздушно. Его сияющий на солнце купол с золотыми якорями на серебряном фоне виден на много десятков километров и служит ориентиром для корабельных штурманов, направляющих суда по Кронштадтскому фарватеру.
Морской собор – величественное, грандиозное сооружение, архитектурная доминанта маленького островного города, самый главный морской храм Военно-Морского флота России и самый последний собор Российской империи.
Морской собор место не только для молитвы, но и место памяти всем погибшим российским морякам, начиная от первого Азовского похода Пет-ра Первого в 1695 году до окончания истории Российской империи в 1918 году. Морской собор – собор-музей, филиал Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге.
Судьба Морского собора яркая, героическая, похожая на десятки со-тен тысяч человеческих судеб.
А началась его история в далеком 18 веке с его предшественницы. 13 июля 1722 года Петр Первый собственноручно написал указ о постройке в Морской слободе острова Котлин церкви во имя Богоявления Господня и сам выбрал ей место. Построенную деревянную церковь на 1300 молящих-ся освятили после смерти Петра Великого. Более ста лет прослужила она морякам, постепенно ветшая. 15 октября 1840 года император Николай Первый повелел богослужение в аварийной церкви прекратить, колокола снять, а колокольню разобрать.
С того дня начались у моряков мытарства по разным церквям, храмам и даже манежам, где могли бы они услышать слово Божие. И полетели от них на монаршее имя прошения. Моряки хотели, чтобы был построен более про-сторный каменный храм.
Голос моряков был услышан когда на престол взошел император Нико-лай Второй. Он незамедлительно подписывает очередное прошение и через год создается строительный комитет.
Строительный комитет открывает подписку – фонд пожертвований. Деньги на будущий собор собирают всем миром. Моряки самые главные под-писчики. Они отчисляют в фонт строительства собора четверть процента сво-его годового жалования. Свои личные сбережения жертвуют многие неравно-душные люди, в том числе сам император передает пять тысяч рублей. Но собранных пожертвований оказывается недостаточно, тогда император выделяет деньги из казны.
Параллельно сбору средств идет конкурс проектов. В результате остался проект, прообразом которого явился храм Византийской Софии Константинопольской, архитектора Василия Антоновича Косякова.
Строительство храма началось в 1902 году с намерением окончить его за пять лет. Но Русско-Японская война спровоцировала первую Русскую революцию 1905 года и строительство храма затянулось еще на пять лет. Освящение собора во имя святителя Николая Чудотворца произошло в 1913 году и было приурочено к 300-летию Дома Романовых на престоле.
Но уже через четыре года наступил год двух революций, а следующий 1918 год – год отделения церкви от государства и собор передали в безвозмездное и бессрочное пользование прихожанам.
Но бывает ли что-то бессрочное, вечное? Скорее всего – нет, поэтому через 11 лет в 1929 году, когда в стране вовсю шла борьба с идеологическим врагом – церковью, собор закрывают и превращают его в кинотеатр. Кинотеатру дают имя русского писателя Максима Горького. И, чтобы не было ника-ких сомнений в принадлежности собора к кинотеатру, главную мозаичную икону Спаса Нерукотворного над главным входом в собор закрывают фане-рой и рисуют на ней портрет писателя в черной шляпе.
Внутреннее пространство собора избавляют от стеновой росписи на библейские сюжеты. Но не уничтожают ее, а консервируют, пол застилают досками. Уничтожают иконостас, снимают крест, сбрасывают колокола, хоро-сы отправляют на переплавку. Церковную утварь передают в госхран, а ико-ны – в Русский музей. По-варварски обошлись с именными памятными дос-ками. Их вырвали из стен и пустили на хозяйственные нужды Кронштадта.
Только через десять лет, в 1939 году, Морской собор возвращается в ведение моряков, но не как собор, а как кинотеатр и клуб моряков. В таком статусе он встречает Великую Отечественную Войну.
Во время войны Морской собор самое безопасное место в городе – высотная доминанта не подвергается минометному огню, так как она врагу служит ориентиром. В подвале собора развернули госпиталь и обосновали базу точного времени. В центральной части собора проходят детские утренники, показывают кинохронику и кинофильмы.
Наверху, между куполами, а куполов у Морского собора два, в шести-метровом пространстве, организовали наблюдательно-корректировочный пост, с которого велось наблюдение за всей панорамой финского залива для точной контратаки.
1943 год является переломным в ходе Великой Отечественной Войны в целом, а в частности 18 января советские войска разорвали блокадное кольцо и атаки противника становятся спонтанными. Тогда впервые в собор попадают два снаряда. Первый снаряд пробивает оба купола, разрывается в подкупольном пространстве и храм получает осколочные ранения. Второй снаряд, так же пробив два купола, не разорвавшись, падает на пол у несущей стены храма. Это место отделено алой лентой и находится у северного предела под ря-дом Андреевских флагов.
После войны собор ремонтируют дабы окончательно выветрить дух культового места. На бывшем месте алтаря появляется полноценная театральная сцена с декорациями и суфлерской будкой, а на месте хоров, появляется вместительный балкон. Получается большой концертный и Морской со-бор становится центром культурно-просветительной жизни, духовная же жизнь из него уходит на долгие полвека. Для контроля освещения и уменьшения затрат на отопление, на уровне третьего яруса появляется подвесной потолок. Новый потолок закрыл купол и разрезал пространство собора пополам, варварски разрушив уникальную акустику.
К 100-летию собора приняли решение возвратить святыню к историческому замыслу Василия Косякова.
Сегодня, если зайти в Морской собор, то можно потеряться во внутреннем пространстве и ослепнуть от неземной красоты. И сразу же кружит-ся голова от количества света и ощущения чистоты огромного пространства. И как разбегаются глаза от обитателей морских глубин, что встреча-ются и тут, и там по всему, кажущемуся мозаичным, полу храма. А какие крупные мурашки бегут по спине, когда видишь по его периметру именные памятные доски черного мрамора, где золотыми буквами вписаны имена погибших моряков.
Моряки очень хотели, чтобы их храм как можно больше походил на корабль, поэтому все интерьеры в Морском соборе объединены одной те-мой – корабельной. Давайте рассмотрим соборное пространство более де-тально.
Изначально подкупольное пространство, расписано не было. Под купо-лом, во время освящения собора в 1913 году, был натянут Андреевский стяг. Во время реставрации в 21-м веке комиссия решила расписать купол, взяв фрагменты существующей стенной росписи.
По периметру купола расположены тридцать два панорамных окна. Именно столько румбов на корабельном морском компасе.
Фрески Морского собора выписаны в символике первых христиан, а первые христиане, так как были гонимы во времена распространения христи-анства, вынуждены были прятаться за символами. Поэтому у подножия евангелистов, что изображены на четырех треугольных частях, поддерживающих купол, изображены их символы. Тут же выписан медальон с изображением Святой Софии в виде ангела. По обеим сторонам ангела изображено семь свечей в виде маяков – это семь дней сотворения мира. На северной и южной сторонах собора расположены самые большие в мире витражи-иллюминаторы с библейскими сюжетами, их размер 52 квадратных метра.
В восточной части всех православных соборов располагается алтарь. В Морском соборе он состоит из трех престолов. Центральный престол – во имя Николая Чудотворца, северный престол – во имя Петра и Павла, южный – во имя Иоанна Кронштадтского. В 1913 году южный престол был во имя Иоанна Рыльского, но его переместили в цокольный этаж, где открылся Крестильный храм и где происходит таинство крещения.
От пространства собора алтарь отделяется иконостасом из белого уральского мрамора, обрамленный металлической вязью с вкраплением гор-ного хрусталя. Ведут к алтарю ступени солеи из того же уральского белого мрамора.
Против алтаря, с западной части над центральным входом, расположен большой клирос, там поет церковный хор по великим праздникам.
А еще в глаза бросаются стены гранита бурого цвета без росписи. Это не экономия средств на оформление собора, а, согласно проекта, показаны воды Балтийского моря. Цвет мрамора обусловлен тем, что в непогоду из-за мелководья со дна поднимается песок и ил, и тогда цвет воды становится се-ро-бурым. Мраморные более светлые плиты чередуются с более темными. Погибших моряков хоронили в море и там нет возможности поставить им крест. Эта череда плит крест и символизирует, сохраняя связь между морем, человеком и землей, где на земных могилах кресты стоят.
Все хоросы подвешены на металлических цепях, пропущенные через металлические шары. Шары символизируют планеты. Все вместе по замыслу архитектора – бессмертная вселенная.
Морской собор был построен по последнему слову техники того времени. Паровое отопление, водопровод, телефон и, конечно, собор был электри-фицирован. Поэтому пять тысяч ламп на круглых светильниках хоросах, как свеча за каждую живую душу. Именно столько прихожан может находиться в храме одновременно.
Тысячи прихожан приходят в Морской собор помолиться о детях и родителях, о своих близких. Они рассматривают собор, читают именные памятные доски и к молитвам о своих нуждах присовокупляют молитвы о душах погибших моряков. Это не что иное, как преемственность поколений, сохранение памяти и своей идентичности.
Название города Кронштадт переводится с немецкого, как Коронный город, и Морской собор в его короне несомненно бесценная морская жем-чужина.

1

Автор публикации

не в сети 1 год
Смецкая Галина72
Комментарии: 6Публикации: 2Регистрация: 14-09-2022
6
Поделитесь публикацией в соцсетях:

Один, но какой, комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля