– Ух, какая колокольня большая! Как у нас в Курске! И даже ярусов в ней четыре, как в нашей! Здорово! А когда ее построили? А кто? А…- Лизу переполняли эмоции, и она тараторила без умолку. Они с классом приехали в атомный центр, о котором столько слышали, и сразу же пошли на экскурсию по жемчужине города – знаменитому саровскому монастырю.
– Не так быстро! Все узнаешь, торопыжка! – улыбнулась женщина-экскурсовод, – Саровская колокольня – один из главных символов нашего города. Она даже на гербе есть. В Саровском монастыре было построено три колокольни.
– Одновременно? – ужаснулась Лиза.
– Нет, конечно! – снова улыбнулась экскурсовод Ольга Сергеевна, – первая, деревянная еще при первоначальнике Иоанне, вторая, каменная, стояла посреди двора, почти на том месте, где мы с вами стоим.
– Ой! Это ж неудобно, – не выдержал и вклинился в речь экскурсовода Миша, самый молчаливый ученик в классе.
– Верно, – кивнула головой Ольга Сергеевна, и продолжила, – поэтому, когда монастырь начал расти, ее решили перенести и построить новую. Это и есть нынешняя, которую при хорошей погоде даже в Дивеево видно. Общая высота ее 81 метр. Первый ярус колокольни занимали святые врата – главный вход в монастырь. Они открывались не каждый день, а лишь по праздникам, во время встречи крестного хода и почётных гостей. Над воротами помещалась монастырская библиотека. Во втором ярусе колокольни находилась самая светлая церковь во имя Святителя Николая Мерликийского. Третий и четвёртый ярусы были отведены под колокола. Самый большой из них получил своё название за массу – 1200 пудов. Его называли «тысячником» и занимал он целый ярус, остальные 18 были в четвертом ярусе. Посмотрите – часы на разных сторонах с разными цифрами: арабскими и римскими, раньше они били каждый час, и звучала музыка. Звонарями в обители были слепые монахи.
– А как называется самый большой храм саровского монастыря? Он такой красивый! И огромный! И…
– Лизавета! – строго одернула девочку учительница Надежда Ивановна, – мне тоже интересно все узнать, но перебивать не красиво!
– Я уже все равно собиралась перейти к нему, так что Лиза совсем немного не дождалась.
– Она у нас такая…- осуждающе покачал головой Миша.
– Нетерпеливая! – укорила подругу Катя.
Лиза насупилась и опустила голову. Ей было обидно: всем же побыстрее все узнать хочется, а ругают ее.
– Не ссорьтесь. Пытливый ум – это хорошо, прекрасно, что вам интересна духовная история нашей страны. Вот она, жемчужина саровской обители, собор во имя Успения Божьей матери. Именно в нем, да самой революции хранились мощи одного из самых почитаемых во всем христианском мире святых – батюшки Серафима Саровского. Немало лет собор строили, начали при первоначальнике, отце Иоанне. Тогда храм небольшим был. А оканчивать привелось настоятелю Ефрему. Монастырю тогда один купец сделал богатое пожертвование, монахи думали, что настоятель кельи теплые построит, а он решил иначе: не умещалась уже братия и гости обители в старом соборе. Монахам вначале это не понравилось, они несколько раз ночью колышки, намечающие место строительства, убирали. Но отец Ефрем был человеком твердым и сильным духом, еще бы, он и в застенках по ложному доносу сидел и сослан был в Орскую крепость, однако, вернулся в обитель и сколько для нее добра совершил! В конце концов, и собор потрясающей красоты построил, и монахов не обидел – сделал для них теплые кельи. В середине прошлого века собор взорвали и восстановили совсем недавно, в 2019 году – строительство шло 3 года.
– Красивый! – восхитилась Надежда Ивановна и ученики согласно закивали головами.
– Причем, и снаружи и внутри! – подхватила Ольга Сергеевна и повела ребят дальше по монастырской площади. – А это больничный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
– Больничный? – удивились гости, – а почему он так называется?
– Он, наверное, при больнице был? – догадалась Надежда Ивановна.
– Совершенно верно. Еще при втором строителе (так называли настоятелей монастыря) – Дорофее были построены келии для больных и немощных монахов, а рядом – церковь, которую так и стали называть – больничной. Представляете, Дорофею поставили памятник, который простоял до самого закрытия монастыря! И поставили его на том месте, где в 1714 году на Дорофея напали разбойники и хотели его сжечь на костре. Он тогда чудом спасся!
– Ужас, – выдохнули гости. А Ольга Сергеевна продолжила рассказ:
– Так вот церковь Зосимы и Савватия при Дорофее впервые была построена, а перестроил ее строитель Пахомий – седьмой настоятель обители. Монастырь рос, расширялся, и получилось, что старая церковь не удобно стоит. Пришлось перенести ее к северной стороне и соединить с кельями для больных и престарелых.
– Чтобы им было удобнее в церковь ходить? – уточнил Миша.
– Конечно! – Экскурсовод помолчала и неожиданно обратилась к ребятам с вопросом, – как вы думаете, металлические иконостасы бывают?
– Зачем? Деревянные же легче! – изумилась Катя.
– И красивее! – энергично закивала головой Лиза.
– Насчет легче, вы, наверное, правы, – улыбнулась Ольга Сергеевна, – а вот насчет красоты…Не уверена. При настоятеле Пахомии был сделан красивый железный иконостас для церкви во имя Преподобных Антония и Феодосия и всех Киево-Печерских Чудотворцев.
– Так зачем железный, чтоб не сломался? – деловито осведомился Миша.
– Нет, конечно, – покачала головой экскурсовод, – просто под землей сырость большая.
– Подождите! – Лиза от нетерпения подпрыгивала на месте, – иконостасы же в церквях и храмах находятся!
– Верно! – согласилась Ольга Сергеевна, – А я про церковь и говорю.
– Кажется, я догадалась, – сказала Надежда Ивановна. – Получается, что церковь с железным иконостасом находится под землей?
– Да! Под землей! – подтвердила экскурсовод.
– Под землей?! – не поверили гости.
– Да! Это очень древний храм – ему больше 300 лет! Построили его еще при первоначальнике Иоанне, но под землей большая сырость, поэтому жизнь деревянного иконостаса там недолговечна, а вот железный иконостас и престол из мрамора отлично себя чувствуют! Это пещерный храм с системой подземных галерей. Там все каменное, даже ложе монахов. К тому же там темно, холодно, сыро, удивительно, как они там не просто жили, а служили Богу!
Гости из Курска помолчали, пораженные духовным подвигом монахов и экскурсия двинулась дальше.
– А вот это – храм, с которого начиналась наша обитель, церковь во имя Божьей Матери Живоносного Ея источника. Его еще не освятили и службы пока не идут, он был разрушен и только-только восстановился, вернее, построился заново. К сожалению, не сохранилось ни одного изображения этой церкви, когда она была деревянная, знаем только, как храм выглядел позднее, когда его из камня построили. Возведена церковь была стараниями первоначальника иеросхимонаха Иоанна.
– Вы так часто о нем говорите, а кто это? – не утерпела и перебила любопытная Лиза.
– Основатель Саровской Пустыни. Вначале он семь лет жил в пещере, выкопанной им самим, потом стала братия стекаться в это уединенное место. Монахи то прибывали, а монастыря не было. Чтобы ему начало положить, стали храм всем миром строить, вместе с крестьянами села Кременки, правда, те вначале не хотели помогать, но отец Иоанн их убедил. Построили деревянную церковь, а когда на нее водрузили крест, раздался колокольный звон, хотя колоколов то на ней не было!
– Здорово! – воскликнули одновременно Катя с Лизой, а Миша согласно кивнул.
– Чудеса, – благоговейно восхитилась Надежда Ивановна.
– Точно! – согласилась Ольга Сергеевна. – А потом монастырь начал расти. Отец Иоанн создал устав обители, который лег в основу уставов других монастырей, и много трудился во славу своего детища. Кстати, всего за 220 лет существования монастыря, до его закрытия в 1927 году, здесь было 14 настоятелей. Дольше всего руководил монастырем отец Нифонт – 35 лет! Но, конечно, всему миру обитель известна подвигами Серафима Саровского.
– А ему храм посвящен? Здесь, я имею в виду, – поинтересовалась Катя.
– Да! Вот он! – показала Ольга Сергеевна на храм из красного кирпича.
– А он отличается от остальных, – заметила Надежда Ивановна.
– Это самый «молодой» храм обители, – Ольга Сергеевна подвела к нему гостей и продолжила, – первоначально этот храм, заложенный в конце 19-го века, строился в честь Пресвятой Троицы по проекту архитектора Александра Каминского, который, к сожалению, не успел увидеть его законченным, и строительство велось уже по его чертежам. В 1903 года состоялось освящение первого в России храма в честь Серафима Саровского.
– Вот этого? – Лиза смотрела на храм с уважением.
– Верно! Тогда состоялась канонизация святого. После канонизации батюшки жизнь монастыря резко изменилась. В течение нескольких месяцев ежедневно в монастыре приходилось принимать по 20-30000богомольцев. На праздник Успения и вовсе приходило до 50000 человек!
– Ничего себе! – удивленно переглянулись гости.
– Ну, вот, мы с вами всю монастырскую площадь обошли. Однако, у обители еще два храма были. Сейчас мы выйдем через святые врата и спустимся вниз, к храму Всех святых. Эта церковь у кладбища была построена при игумене Нифонте. Ни при одном из Строителей не было столько построено. В знак признания личных заслуг Нифонта его первым из саровских настоятелей посвятили в сан игумена.
А теперь пройдемся этой длинной дорогой к храму и во имя Иоанна Предтечи. Вначале это был небольшой однопрестольный храм, но затем его разобрали, и началось строительство нового здания. Деньги на него пожертвовал астраханский рыбопромышленник, и знаете почему?
Гости отрицательно покачали головами.
– Он получил в пустыни исцеление! Вот благодаря ему, вы видите такой красивый пятиглавый храм, украшенный лепниной и колоннами.
– В стиле классицизма, – задумчиво протянула Надежда Ивановна.
– Точно!
– Да, – восхищенно протянула Лиза. – Какая же у вас обитель!
– Какая? – улыбнулась Ольга Сергеевна.
– Красивая!
– Да, а еще это важная часть нашего атомно-православного центра, известного всему миру не только своими научными, но и духовными подвигами.