Как по небу, небу синему,
Подле месяца, подле сырного,
Ходит там высоко, где зори
Украшают небо узором,
Всем зверям отец, отец-батюшка,
Топчет он иногда землю матушку.
От его копыт ямы, впадины,
Рассыпаются виноградинами.
Затуманились, как молозивом,
Налились водой, стали озером.
Там где он пройдет там зигзаги,
Стали реками все овраги.
Когда Индрик-зверь (1) разыграется,
Вся Вселенная всколыбается!
Как колыбнется, заколышится,
Из его ноздрей огнём дышится.
Ест и пьет он из морюшка синего,
А его рога собой длинные.
Да длиной они шести пядей,
Хоть и зверь он да всё ж травояден.
Никому обиды не делает,
И про всё под землёй тоже ведает,
От его копыт там пещеры,
Штольни всякие, да и шхеры,
Где пройдёт, остаются проходы,
Наливаются полными водами.
Никому вреда не желает
Хоть и ревом, как громом, вещает.
Ему звери всегда поклоняются
Ведь отцом их он в книге считается,
В книге древней той Голубиной (2),
Где описан весь род их звериный.
В книге той и зарок данный Богом,
Зверя кличут ещё единрогом (3).
Хоть рогов у него может боле,
Он гуляет один в чистом поле.
Или бродит один в чистом небе,
То ли быль, толь красивая небыль.
1. В многочисленных вариантах «Духовного стиха о Голубиной книге» имя этого зверя является в разных формах: Индрик-зверь, Индрок, Индра, Кондрык, Белояндрик, Вындрик, Единорог, Единрог и Единор. Варианты имени могут быть сведены к двум: Индрик и Единорог. Первое название объясняется искажением либо имени енудра, то есть выдры, либо, морского зверя, известного в славянских списках «Физиолога».
2. Голубиная книга — русский духовный стих конца XV — начала XVI века, в форме вопросов и ответов дающий сведения о происхождении мира, людей, сословий и фольклорную космографию.
3. Древние славяне называли единорога Индриком.