Урок 18. Анафора
Мы привыкли речью, сообщать содержание мысли, мыслей.
Когда мы изъясняемся с друзьями или коллегами по работе – мы используем слова (часто не задумываясь о красоте и силе речи) в первую очередь для передачи информации. Поэтому стараемся выражаться точно и кратко.
Поэзия – такое искусство, в котором красота и сила речи на первом месте.
Но в котором — новые слова текста могут не привносить в этот текст нового содержания.
Зачем они тогда нужны?
Чтобы ответить на вопрос рассмотрим такую стилистическую фигуру, как анафора.
АНАФОРА (греч. anaphora– вынесение), по-русски – единоначатие, это скрепление отрезков речи (частей фразы, строк, строф и т.д.) с помощью повтора слогов, морфем, слов, словосочетаний, стоящих в начале этих отрезков.
Борис Пастернак «Определение поэзии»
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.
Всё. что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде — духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная — место глухое.
Семь раз повторенное слово «это» — пример ЛЕКСИЧЕСКОЙ анафоры.
В шести случаях никакого нового содержания анафорическое «это» не добавляет (обозначая всё ту же Поэзию), но зато какую остроту и выразительность придает его повтор тексту стихотворения (как руководящий мотив в музыке), как подчеркивает значимость понятия «Поэзия» для автора (и для нас).
Какие еще анафоры бывают?
ЗВУКОВАЯ – повторение звуков.
Александр Пушкин «Медный всадник» (Часть 1).
…Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Грозой… Гроба – повторяющиеся звуки гро-гро дают ощущения громкого грома, грозной грозы, с гробами (смертью). Народ не случайно «казни ждет», звуковой анафорой автор подготовил читателя к такому финалу.
МОРФЕМНАЯ – повторение морфем (значимых частей слов).
Михаил Лермонтов «Узник»
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня…
СИНТАКСИЧЕСКАЯ – повторение синтаксических фигур.
Александр Пушкин «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Брожу ли… вхожу ль… сижу ль… гляжу ль… — анафора помогает автору показать своего литературного героя, который о «близком часе» помнит в любой (не только в перечисленных) жизненной ситуации.
СТРОФИЧЕСКАЯ – повторение первых слов строф.
Владимир Хохлев «Люблю»
Люблю это небо и даль нараспашку,
люблю эту землю, рассветы над ней.
С утра надеваю льняную рубашку
и мчусь на простор необъятных полей…
Там пчелы жужжат и качаются травы,
Там льётся с небес вдохновляющий свет.
Там царствуют чистые, ясные нравы,
а смерти — ни места, ни времени нет.
Люблю этот лес, где мохнатые ели
и грустные ивы со мной говорят.
Где сердце поёт, где от счастья хмелею,
где ветер, играющий кудрями — брат.
Люблю это водное зеркало глади,
в котором, качаясь, плывут облака,
в котором не раз, удовольствия ради,
озёрной волною играла рука.
Люблю… Люблю… Люблю… — усиление, акцентирование чувства.
Анафорические: Там… Там…Там… Где… Где… в котором… в котором… акцентируют внимание на объектах чувства .
Анафора может присутствовать в начале ПОЛУСТИШИЙ.
Федор Тютчев «Сумерки»
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Всё залей и утиши.
Либо — в тех или иных комбинациях, во ВСЕХ ЧАСТЯХ стихотворения.
Афанасий Фет «Это утро, радость эта…»
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.
В русской поэзии я не знаю более сильного примера использования анафоры для выражения чувства восхищения весной.
Восхитимся и мы.