Путевые заметки о Русских Святынях.
Вступление.
Многие знают, наверное, чем село от деревни отличается. В селе Храм стоит – и из соседних деревень «тянется люд», как русская классика вещает – к молитве тянется.
Ныне память о сёлах в именах районов в разросшейся, «разлившейся», словно море, Столице нашей сохранилось – Преображенское, Бутово, Бибирево, Тропарёво и великое множество других.
А сколько «сёл» в одном современном многоэтажном доме «поместилось»… Только вот храмы далеко не везде…
Да по Милости Божией Святыни постепенно возрождаются – и новые «вырастают».
Итак, обратим взоры к нескольким из них – в самых разных уголках Столицы Православной…
Очерк первый «О Святой Горе и русских сёлах»
Глава первая «Пространство» Святости Афонской»
Какая Великая Милость Божия! Рядом с одной из «сталинских» высоток словно целительный родник на высокой горе пробился. Подворье Самой Горы Святой! Живая связь во времени и пространстве «над Яузой» – так «пространство» сие названо.
Место удивительно тихое, несмотря на безумный ритм города совсем неподалёку. Только здесь пространство совсем иное. В нём ещё Музей Иконы напротив Монастыря. А что же ещё может и должно с Местом святым соседствовать?!
Чувств от пребывания здесь словами земными не выразить – духовная «сосредоточенность», наверное, которая всем естеством человеческим ощущается.
На Афоне женщинам пребывать не положено – Сама Царица Небесная запретила. А сюда, хоть и правила предельно строгие, приходить можно. Снизошедшая на немощи наши, на мир наш падший Милость Самой Царицы Небесной.
Потому вспоминаются сразу Образы Ея Чудотворные, нередко людей на краю пропасти спасающие.
Прежде всего, наверное, от нечестивых иконоборцев спасённая Иверская – с кровью на щеке, по морю стоя плывшая, а после чудесным образом с самого почётного места храма на врата переносившаяся.
Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.
И, конечно, Отрада и Утешения – напоминание о Милости Ея к людям – милости беспредельной. Умолила Матерь Пречистая Сына Своего не наказывать монахов, пусть и по заслугам. Отвела беду от Горы Святой.
Радуйся, Божия Мати, светлая наша Отрадо.
И, конечно, Всецарица, пред которой прежде сего о поражённых раком молитвы совершаются.
Радуйся, Всецарице, недуги наша благодатию исцеляющая.
Да сколько Образов Ея со Святой Горы «спустилось», чтобы людям в немощах помогать…
И как не вспомнить Целителя – Мученика, властью нечестивого императора языческого обезглавленного! Особенно теперь, когда идёт по миру моровое поветрие. И Русский Монастырь на Самой Святой Горе в честь Мученика Святого возведён.
А здесь возведена замечательная часовня.
Стpастотеpпче святый и целебниче Пантелеимоне,/ моли́ Милостиваго Бога,/ да пpегpешений оставление// подаст душам нашим.
А иначе, лечение плоти не поможет…
И вообще эта часть Москвы удивительная! Неподалёку от шумного Садового кольца, от метро Таганская словно «треугольник» Святынь, с другими народами связующий. Зримое воплощение того, что русские, православные мыслители «сверхвременным» назвали.
Два храма Болгарского Подворья – Успенский и Никольский. В Храме Успения Чудотворная Икона Матери Божией Троеручица – здесь Дни Памяти Образа сего – Праздники Престольные. А ещё один – снаружи. Словно говорит «языком» немым Пречистая, что каждому руку помощи протянуть готова.
А в Храме поднимаются к Образу Пречистой и на колени встают…
По молитве пред Троеручицей восстанавливалась не раз целостность – физическая, душевная и духовная. Вспоминается сразу чудо, по молитве Иоанна Дамаскина Пречистой Девой и Матерью любящей сотворённое, – приросла рука, палачом отрубленная…
Радуйся, Помощнице наша, Троеручною иконою Твоею нам помогающая…
А Святитель Николай всем миром христианским почитается. Сколько слов уважения, преклонения, любви нелицемерной сказано о Святом. В каждом храме православном взирает на прихожан Чудотворец с двух, а то и с трёх образов. Скольким, в скорбях пребывающим, являлся Святитель милосердный и справедливый – и отводил беду! И чуть не утонувшей в болоте женщине, и ограбленному разбойниками купцу благочестивому, и невинно осуждённым военноначальникам, и русским людям во время последней войны, чтобы показать, что рельсы заминированы…
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим…
Глава вторая «Путешествие по бывшим сёлам»
А вот один из великого множества зримых воплощений духовной связи Святой Руси с Мучениками первых веков в Бабушкине – на Ярославском шоссе. Он в честь Святых Супругов-Мучеников Адриана и Натали возведён. Наталия, как пишут о ней, святой стала, не пролив ни капли крови – кровь за веру пролил супруг и друзья его. Но разве меньше выстрадала супруга, пережив мученическую кончину Адриана?!
Её поддержка, помощь молитвенная помогла мужчинам до конца муки претерпеть.
А после казни призвал Господь и её – после выполненного ею на земле предназначения.
Пример духовного единства супругов, который должен чему-то нас научить.
Место замечательное – словно источник живой воды рядом с безумным движением города забил. И архитектура удивительная – словно века «пронзает». Здесь тоже особое ощущение «пространства» – в этот небольшой садик, что вокруг храма, словно шум, суета Ярославского шоссе не проникают.
В Храме Супругов-Мучеников тоже очень много Богородичных Образов – и снова приходит особое осознание Милосердия Матери Божией к миру падшему…
Вот любимые, почитаемые всеми Образы Владимирский и Казанский, а вот и созданный много веков назад спасённым Иоанном Дамаскиным Образ Троеручицы, пред которым о восстановлении целостности после увечья молятся – да разве только о восстановлении целостности физической?! Впрочем, мы уже говорили об Образе этом ранее…
Пречистая с небес взирает и на Ученика Преподобного Сергия Савву Сторожевского – словно беседуя с Угодником Божиим.
А рядом с водой, на молебне освящённой, конечно же, тот Образ, в День Памяти которого во всех храмах Малое Освящение воды совершается. Здесь Пречистая с Младенцем на фоне небесной синевы. Живоносный Источник – какое Имя замечательное! Жизнь несущий и от наносной грязи духовной очищающий…
Напоминание о том, что Милость Божия сострадания не утратившим открывается, как открылась Императору Льву. И о том, что можно по слепоте духовной не видеть Святости, что рядом…
(См. также «Уголок Богородицы в Храме Пророка»).
Пресвятая Богородица! Не отыми от нас Покрова Твоего, Милости Твоей. Не дай нам по грехам нашим духовно ослепнуть…
Святые Супруги-Мученики! Не дайте бездуховной цивилизации разрушить Святость брака…
А этот район Столицы на юго-западе, кажется, весь зримую связь с древними Мучениками и Новомучениками воплотил. Храм Параскевы Пятницы в Бутове – у станции метро Бульвар Дмитрия Донского. Икона Великомученицы ещё и ещё раз напоминает, что есть в Вечности большее, чем земное благополучие, спокойствие, достаток. Здесь Образы Святой Параскевы и в пространстве самого Храма, и на стене – словно Мученица на всех приходящих взирает…
А сразу при входе в Храм и Образ Новомучеников, властью антихриста в веке окаянном убиенных.
Напротив остановка, с которой автобус на трагически известный полигон, Русской Голгофой ставший, – ныне к Поклонному Кресту и двум храмам отправляется. А по пути у станции Бутово словно в домах «затерявшаяся» Святыня в честь «старшего» Новомученика – Митрополита Серафима – Воина Христова, смерть от рук «бесноватых» принявшего. Ему уже почти восемьдесят два года было…
Святость, нечеловеческая стойкость духовная, жизни за верность Христу отданные – и юной Девой во времена нечестивых языческих императоров – и сонмом истинно русских людей века окаянного…
Здесь, у Храма Параскевы птицы пели – вечером пели, когда, кажется, везде уже уснули. Пели, словно хвалу Создателю вознося…
Радуйся, Параскево, невесто Христова всехвальная. Укрепи дух наш в скорбях…
Святыни и у станций железнодорожных «вырастать» стали. Или пробиваться, подобно источникам. Может быть, и не совсем рядом со станцией, но из поезда видно – потому следует, наверное, из вагона выйти и к ней отправиться…
Станция «Лесной городок», что по Киевской дороге.
Небольшой, словно видение, Храм в честь того, кого Предтечей называют.
Снова «сверхвременное» соединение имён Иоанна Предтечи, Преподобного Сергия, Преподобного Серафима – этим – самым, наверное, любимым Святым Земли Русской приделы посвящены. И, конечно, не может не быть в пространстве Храма Образов Богородичных, Образов Древних Святых, «русскими» ставших – Николая Мирликийского, Целителя Пантелеймона…
А вот Образы Новомучеников Одинцовских. Ныне почти в каждом храме есть «свои» в окаянном веке за веру жизни отдавшие и в Лике Прославленные. Царственные Великомученики в облачении, подобном облачению Святых Князей Древней Руси – потому что они плоть от плоти своих благочестивых предков.
Образ их – духовная реальность России, как бы ни старались «закричать» неоспоримую истину безбожные «либералы».
Пройдут века – и станут потомки наши почитать Святую Семью Царскую наравне с Князьями-Мучениками Древней Руси. А пока это – кровоточащая рана всей России. И нередко – проявление духовной слепоты, за которую не раз кровью платили…
«Мученики Царские, вымолите нас», – хочется повторить за поэтом Геннадием Семёновичем Пономарёвым слова его песни…
Все Святые! Вразумите народ русский! Слишком «высокая цена» в двадцатом веке за нежелание думать, за нежелание жить по Правде Божией заплачена была. И ныне платится – моровому поветрию…
А Святыня над всем городком возвышается – и среди многоэтажек не затерялась.
Не стоит село без Храма – и район Столицы тоже.
Господи, спасибо, что возрождаются святыни!
Помоги, чтобы возрождались и души наши… и разум…
Очерк второй «Встреча в День Рождества Христова».
Скорбная «присказка».
В Светлый День, когда вспоминают все православные о приходе в мир Спасителя, по делам в Подмосковье отправиться пришлось.
Ныне повсюду вдоль путей, как в старину говорили, «железных», высятся святыни возрожденные, что во времена России Царской лицом сёл были – и не только внешне.
Ведь на них, как на «фундаменте» вечном, весь уклад крестьянский зиждился. А крестьянин значит «христианин» – это ещё великий художник – сын священника В.М.Васнецов всем объяснил…
Слава Господу, возвращаемся на круги своя – и хочется, чтобы не только внешне.
А потому, прежде, чем о Радости Его Прихода в мир, о Святынях возрождённых беседовать, придётся вспомнить и о том, что Радость эту век назад у всего народа русского отнять пытались, святыни разрушая и капища идольские – неоязыческие возводя.
Идя сегодня в храм, вдруг со всею остротой, со всею болью понимаешь, что это право жертвой собственной крови, собственных жизней Новомученики и Исповедники России многострадальной нам даровали.
Почему вдруг о жертвах в Светлый День Рождества?!
Там, в Подмосковье – около станции Сходня, словно Видение Мира Духовного, открывается взору небольшой Храм, в честь Триединого Божества возведённый. Троицкая Святыня, в начале века трагического освящённая, в годы репрессий убиенная – и в конце века «перебесившегося» возрождённая. Святыня, как и многие, о которых мы уже не раз беседовали, того цвета, что пламя с золотом соединяет. Или близкого к изображению серафимов на образах иконописных…
Когда слуги антихриста, над душою русскою глумясь, обители святые разоряли – и становились насельники бездомными, стали прихожанками Храма Троицкого три монахини – Екатерина, Елена и Наталия.
Не могли палачи безбожные, кровавые того «стерпеть» – и сгинули две монахини в лагерях, которыми Землю Русскую тогда «покрыли»; а третья – пулю на полигоне смерти, что близ села Бутово, от бесов болотных в сердце получила. (Цветом болотных бесов палачей на Иконе Новомучеников и Исповедников Российских пишут)…
И призвал Мучениц к Себе Господь!
Пройдёт не один десяток лет – и воссияют жизнь за веру отдавшие над Россией в Сонме Мучениц Сходненских.
Святые Екатерина, Елена и Наталия! Молите Бога об Отечестве нашем – многострадальном, чтобы никогда больше не впадали люди русские в беснование. Чтобы никогда больше не летели на землю кресты с куполов и колокола! Чтобы за веру не забирали тройки палачей, приходя под покровом ночи. Чтобы не объявляли умалишёнными продавшие совесть психиатры. Чтобы не выгоняли с работы, «постановлениями партии и правительства» руководствуясь. Чтобы не была свобода совести лишь на бумаге прописана. Чтобы не становились люди жертвами антихриста, который ныне «маску сменил».
Низкий поклон подвигу вашему – и тысячам Христу до смерти верными оставшимся – да послужит сие вразумлением народу русскому…
О трёх Девах-Мученицах мы в притворе Храма Троицкого читаем. И прежде, чем войти, наверное, ещё раз вспомнить следует, что Рождённый в яслях наши грехи искупить на землю пришёл – своею смертью на Кресте. И не забывать, тот или иной поступок совершая…
А теперь войдём…
Глава первая «В «пространстве» Святости»
Войдём, наконец, с молитвой. Как и во многих местах святых, окружающее «пространство» словно «расширяется», выходя за «рамки мерок земных». Кажется, что места в храме много больше, чем снаружи казалось. А ещё словно небо от молящихся храмовым пространством не отделено. Впрочем, соединение Неба и земли, устремление земного к Небесному и есть сакральный смысл архитектуры храма православного – и, видимо, в Дни Великие ощущается это особенно – по-особому.
Весь воздух напоен торжествующими звуками –
Рождество́ Твое́, Христе́ Боже наш, возсия́ мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе́ кланятися, Солнцу Правды, и Тебе́ ведети с высоты́ Востока. Господи, слава Тебе́.
Напоен и тогда, когда хор не поёт и службы нет. Кажется, звучит ныне Песнопение Рождества во всей природе, во всём мироздании – в Небесах и на земле. И в душе каждого христианина.
Торжествующие звуки в нераздельном единстве с Вертепом, елями украшенном, с мерцающими огоньками гирлянд, с пламенем свечей, выражающих, как сказал знаменитый русский мыслитель, «молитвенное горение к небесам».
Вспоминаются невольно знаменитые строки:
Да! С нами Бог — не там в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь, теперь, — средь суеты случайной
В потоке мутном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.
С нами – со всеми здесь молящимися – и не только, конечно…
Рождество – Начало Всеобщего Спасения – и не могло бы оно свершиться, если бы не добрая воля, не выбор Ея. Здесь, как и в любой святыне православной, великое множество образов Пречистой. Заступница рода христианского, Благая Вратарница и чудесным образом из Храма Влахернского на Русь Святую перенесшаяся.
А вот Скоропослушница, монаха нерадивого вразумившая, не позволившая духовно ослеплённой матери разлучить после развода сына с отцом его за то, что в Церковь ходить стали. (См. также «Святость рядом с Вавилоном» Ч.1).
А неподалёку – образ, в честь которого благочестивая княгиня больницу ею созданную назвала. Какое красивое и мудрое Имя – Утоли Моя Печали. Мы со всеми скорбями своими, от всей немощи своей к Ней о помощи взываем – нередко в последней надежде.
И Матушка Божия не оставляет неразумных чад своих.
Напротив входа образ Ея во весь рост – а на руках Её Младенец словно небеса обнимает. Покровительница тех, кто в неизведанные дали космоса устремляется – оттого и Имя Образа – Благодатное Небо. При взгляде на Образ этот вспоминается, конечно, и великий православный художник В.М.Васнецов – он, долго мучившийся над тем, как написать Образ Её на стене знаменитого Владимирского Собора, решил, наконец, отразить единство Матери Божией, матери-земли, и матери, через которую жизнь человеку Создателем дарована…
Конечно, и здесь не могут не взирать на молящихся с образов иконописных Чудотворец из Радонежа, на битву с погаными Князя благословивший, Старец из Саровской Обители, встречавший всех словами: «Радость моя», и Святая века окаянного, глаз физических лишённая и духовно через десятилетия видевшая. Не может не быть в храме образов Святителя четвёртого века, из Мир Ликийских на Русь пришедшего, в честь которого второй придел освящён, и самого строгого Пророка, живым на небо взятого.
Рядом с Пророком один из последователей Преподобного Сергия – Кирилл, в имени которого Белое Озеро отражено.
У входа Старцы из знаменитой Пустыни. Оказавший влияние духовное на всю русскую литературу, самый известный из четырнадцати Амвросий, а рядом изрекший, что Россия воспрянет и будет богата духом, Нектарий…
А слева у самой стены образ тех трёх Монахинь-Мучениц, с которых мы беседу начали.
Кажется, и сказать – больше нечего – то лишь, что намоленность Пространства Сего «всей кожей» ощущается. И Радость Рождества. Так за тем и в Место Святое приходят…
И всё же кое-что напоследок…
Глава вторая «О трёх Святых Прославленных, любимых»
Свечи здесь не в самом Храме продаются, а в церковной лавочке, что у входа. У входа, где за невысоким забором иная, как сказала одна православная журналистка, реальность бытия начинается. Идёшь от неё к храму, а на пути ещё маленькая часовенка того же цвета, что сам Храм Троицкий – здесь всё в неком единстве, даже внешне. (Отличие часовни от храма человеку православному объяснять незачем).
Возведена часовенка в честь той самой Святой века окаянного, что глаз телесных лишённая через пространство земное и время видела, к которой идут за утешением в Монастырь Покровский – и поток людской не иссякает. Святой, которую милиционер в годы разгула репрессий арестовывать отказался – потому что сказала Блаженная Старица, что в это время жену его скорая увозит. Миновала беда Святую – только снова и снова задаёшься невольно вопросом скорбным: чего же власть такая стоит, что слепую, почти не ходячую Старицу арестовать хотела?! И за что?!
Шёл таран против веры православной – да выстояла Святость Русская под ударами. И Святые века окаянного, века «перебесившегося», с образов на нас взирающие, – живое, зримое тому свидетельство…
Рядом с Блаженной Старицей Образ Святой Покровителя всех, кто добросовестно учится и обучает. Чудотворец Радонежский, двух иноков на поле битвы со слугами антихриста благословивший.
С другой стороны Старец Преподобный, предсказавший, что в двадцатом века «запоют летом Пасху» в день его Прославления. А ещё – Прославление Великомучеников Царственных…
Святая Блаженная Матронушка! Преподобный Отче Сергие! Преподобный Отче Серафиме! Вымолите нас, духовно заблудших! Помогите не попасть в цепкие лапы антихриста! Немало за то выстрадала, крови пролила Святая Русь – Россия многострадальная…
Ну вот и всё, кажется, – пора в Москву возвращаться. Спасибо Господу, спасибо Матери Его Пречистой за встречу со Святыней в Светлый День Рождества Христова!
А потому завершим эту небольшую беседу – небольшую путевую заметку, если угодно, Вечными Словами.
Пресвятая Троица! Спаси нас. Пресвятая Богородица! Не оставь Отечество наше Заступничеством Твоим, не попусти больше власти бесов!
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
Да будет мир в душах наших – и будет воля благая добро творить. До конца Времён…
На сим завершаем.
Очерк третий «Под Покровом Пречистой».
Предисловие-размышление.
Радуйся, Радосте Наша, Покрой нас от всякого зла, Честным Твоим Омофором!
Рождество Пресвятой Богородицы очень скоро после начала Церковного Новолетия – а после День Великий, который лишь на Руси Святой вспоминают – вспоминают почти наравне с Праздниками Двунадесятыми. Покров Пресвятой Богородицы. Память о том Дне Великом в названии и отразилось…
Шоссе с напряжённым, безумным движением, в Волоколамск ведущее, об осени сорок первого прежде всех напоминающее; скорбный стационар, в котором прекрасные доктора трудятся Напротив ещё одна больница – а совсем неподалёку бывшие сёла, от Великого
Дня сего имена свои получившие – Покровское-Стрешнево, Покровское-Глебово. И, конечно, как не быть здесь Святыне Покровской, имена сии давшей. Это не просто Храм цвета неба при восходе солнца – это – целое «пространство» – почти рядом с шоссе – и всё же в иной реальности духовной.
Но об этом позже – потому что должно сначала с молитвой в Храм войти.
Притвор можно назвать Апостольским, можно – Евангельским. С росписи потолка взирают на приходящих Ученики Христовы. А на стене «сюжеты» Главной Книги Христианской – маловерный Апостол, потребовавший от Воскресшего следы от гвоздей на руках показать; напоминание о том, что всякая лепта, от верующего сердца дарованная, богоугодна; возгордившийся фарисей и не смеющий глаза поднять мытарь. И, наконец, Образ, при взгляде на которой вспоминаются знаменитые слова поэта: «Сейте разумное, доброе, вечное». Какая притча замечательная! А Сеятель здесь среди колосящейся пшеницы – значит услышано было Слово Божие – и взросло в душах и умах…
Святыня Православная! Мы уж не раз о храмах наших, об Образах Святых беседовали.
И где же нет Образа Пречистой Казанского или Всех Скорбящих Радость, где же нет Образов Чудотворцев – Радонежского и Саровского, где же нет Целителя-Великомученика?! Не может такого быть …
Глава первая «Оживающая скорбная память»
Но вот Образ Пречистой, которого нет более нигде. В руках Младенца Храм. Как же не спросить о нём тех, кто в Храме служит?!
А держит Младенец-Христос известный всем Храм-Мученик, в начале окаянных тридцатых убитый и через шестьдесят пять лет воскресший – время почти целой жизни человеческой. Храм с уничтожением которого «взорвали», осквернили и память о русских воинах, спасших мир от слуги антихриста – Наполеона. Храм-Мученик и в центре известного Образа Новомучеников и Исповедников Земли Русской обычно пишут.
Вокруг Образа клейма, говорящие и об изгнании супостата с Земли Русской, и о возведении Святыни, и о самом чудовищном преступлении. На одном из клейм палачи в красноармейской форме пули в соотечественников своих безоружных выпускают – во «врагов народа», среди которых герои Первой Мировой. Вот уж, поистине, пришёл супостат, что хуже любого иноземного завоевателя – и имя ему – антихрист.
Как не вспомнить:
Русь наводнили
Чуждые силы.
Честь опозорена,
Храм осквернили.
Знаменитая белогвардейская песня «За Русь Святую», большевиками украденная и «За власть советов» названная… Антихрист созидать не умеет.
Пред этим Образом Пречистой хочется невольно вслед за поэтом А.В.Жигулиным воскликнуть:
Да что ж вы наделали, братцы!
Да как же вы это смогли?!
Только слово «братцы» уста произносить не хотят…
Вспоминается невольно, как несколько лет назад пришлось детям малым объяснять, что Царскую Семью убили, что храмы по всей России разрушали, что верующих людей расстреливали бесы – и безо всяких кавычек. Те, что личину бесовскую надели, а может быть, «маски» людей скинули – и в истинном обличии своём предстали. Неслучайно же бесами назвал революционеров великий Ф.М.Достоевский.
А ещё – самое скорбное, наверное, что не одно поколение людей невольными «соучастниками» делали. Вот клеймо, на котором бес Храм Христа Спасителя в бассейн толкает – думаю, понятно всем. Вспоминается невольно посвящённая трагическим событиям выставка в галерее возрождённой Святыни – в бассейне Храм, словно Китеж, на дно озеро ушедший. Только бассейн не озеро Светлояр…
Нет, конечно же, не могут быть виноватыми через десятилетие после убийства Святыни в мир пришедшие и в бассейне плававшие. А «участниками» «оправдания» «классового» подхода к человеку. «Участниками» «оправдания» убийства людей, истории, Святости «во имя идеи»…
И знают, конечно, многие, что не попустил Господь возведения неоязыческого капища, новой «башни вавилонской», «храма новой веры» с палачом на вершине, хоть уже и станцию метро назвали. Давайте в название вдумаемся – «Дворец Советов» – рассуждать не о чем и незачем.
А бассейн на месте зияющей пустоты, от которого картины в знаменитом Музее портиться стали – некий «акт безысходности». Вот и пришло в одночасье всё в негодность, словно Сам Господь сказал, что пора место чужое – не по праву занятое, освободить. И «свершилось Оно», как было сказано в спектакле Русского Духовного Театра «Глас». Да и вообще – всё, незаконно пространство – пространство не своё – пространство освящённое занявшее, в негодность пришло…
Прошу извинения за столь продолжительный уход в трагическую историю века окаянного – но здесь, в Храме бывшего имения Образ этот один из главных – и клейма о трагедии напоминают. Впрочем, может быть, и не уход – для того и написал художник Образ Сей. При взгляде на Икону Пречистой, чем-то Владимирскую напоминающую, на Божественного Младенца с Храмом-Мучеником в руках словно вся боль «генетическая» оживает – и память.
Снова хочется повторить мысль о Новомучениках – пройдут век или два – и, наверное, будут потомки наши кровь за веру в годы окаянные проливших наравне с Мучениками Древними, с Мучениками времён ордынских почитать.
Но сейчас память эта – кровоточащая рана – и ещё не один год кровоточить будет. Наверное, Этот удивительный Образ Пречистой в храме Покрова о том прежде всего напоминает. Говорит каждому.
Россия – Русь Святая под Покровом Пречистой – а сколько явлено миру Образов Ея, Одной Ей и ведомо. И неверно всё-таки, что называет кто-то Образ «неканоническим». Матерь Божия явила его кистью художника как сотрясающую душу память, как скорбь всего народа русского, православного. Как духовную «прививку» от беспамятства, бессовестности, безразличия. Для того, чтобы никогда больше не случилось попущения…
Глава вторая «И снова о русской Святости»
А мы ещё к нескольким Образам Святым подойдём.
Четверо Угодников Божиих с Образа взирают – трое с именем Столицы нашей соединённые – одна – с именем Столицы Северной.
О Василии Блаженном все – многие по крайней мере знают. Юродивого сам Царь Грозный в палаты свои приглашал. И в это время увидел Святой Василий пожар в Саратове – и вино в окно вылил. А ещё вспоминается, как вор, польстившийся на шубу, Святому царём дарованную, внезапно умер…
Рядом Блаженный Максим, по земле почти за век до Святого Василия ходивший. Образы такие побуждают что-то прочитать, что-то ещё узнать. И вспомнить о том, что если Святой меньше известен миру земному, то не Творцу, конечно.
А вот Святая Московская, до середины века окаянного дожившая. Слепая от рождения, она зрением духовным пространство и время «пронзала». Блаженная Матронушка. Мы о ней не раз беседовали, говоря о Святынях в зданиях вокзалов, о Храме на шоссе с «проклятым» именем, о возрождающейся Святыне в печально известных Бутырках.
(См. также «Святость рядом с Вавилоном», «Лучик Святости в постсоветском мраке» и «Свершилось…»).
Кстати, там – в Бутырках – тоже рядом с ней Святая Столицы Северной, подвиг юродства после смерти мужа принявшая, – во всех скорбях помощница, солдатам русским в Чечне явившаяся и от взрыва их спасшая. Да кто же Блаженную Ксеньюшку не знает?!
А почти рядом Святая Княгиня Анна Кашинская – супруга Святого Князя Михаила Тверского, в Орде убиенного.
Образы этих Святых Князей – Супругов – вместе или врозь – не могут не наводить на мысли об истинно браке христианском, о том, что соединяет Господь для того, чтобы и скорби – даже, наверное, скорби прежде всего – разделять и помогать друг другу в нелёгком пути земном.
Конечно, миру современному понять «менталитет», жизнь, мысли наших далёких предков почти невозможно, но если всё-таки постараться, если всё-таки хотя бы задуматься… Наверное, скорбей и в каждой семье, и во всей России меньше бы стало….
Что ещё в Храме сем сразу же внимание привлекает? На Царских Вратах рядом с Благовещеньем не Четыре Евангелиста, не Отцы Церкви – Создатели Литургии, а Святые Цари-Пророки – Давид и Соломон, из рода которых Сама Пречистая. Эти же Образы на Царских Вратах одного из подмосковных храмов Святителя Николая – кстати, не очень далеко отсюда…
В честь Святителя Мирликийского – ставшего «своим» и для России, и для Италии, один из пределов освящён, а ещё один – в честь Апостолов Первоверховных, из уважения к страданиям которых мы, как сказал один благочестивый плотник, Петров Пост соблюдаем. (См. «Небесное в земном отразившееся» Ч.3 и «О русской душе и отнятой у нас России» Гл.9). Образы их не только в самом Храме – столь почитаемые Апостолы и Святитель взирают на приходящих и с храмовых стен. А надо всеми Образ Покрова Пречистой…
Вспоминается, как во время Рождественского Поста соборовали здесь больных детей. Пошли им, Господи, спасенье. И священникам Храма сего…
В самом начале сказали мы об особом пространстве. Здесь – в парке рядом со Святыней – братья наши меньшие обитают. Даже большой белый гусь…
Вот и всё, наверное. Рядом с шоссе возносится надо всем районом, надо всеми новыми гигантскими домами, надо всем пространством Храм цвета неба при восходе солнца. А главное – возносится молитва.
Пресвятая Богородица! Не отыми Покрова Твоего от нас. От России.
Очерк четвёртый «Святыня, Покровом Пречистой сохранённая».
Глава первая «Во Имя Знамения Пречистой».
Если станция «Рижская» для электрички конечная, то прибывает поезд на сам вокзал. Если же дальше ехать надо, то уходит дорога далеко в сторону – так что и увидишь не сразу. Разветвляющийся подземный переход, в стороне знаменитый рынок – и вот словно иное «пространство», словно все главные пути за «гранью» какой-то остались – и словно идут поезда мимо далёкого полустанка, где между рельсами лютики растут…
Только на станции этой, что словно в стороне от «цивилизации», Образ Матери Божией, которым Сама Пречистая всех входящих, выходящих и проезжающих незримо благословляет. Рядом Родители Ея Святые. Образ Сей Ржевским именуется – оттого и второе название станции. (Кажется, раньше единственным было – да дело не в этом)…
А совсем неподалёку молитвенное пространство Храма, в честь одного из образов Пречистой возведённого, – Храма цвета огня с золотом соединённого. Святыни, что и в годы власти слуг антихриста служения своего не прекращала.
Здесь пред Образом Ея Чудотворным молебны совершаются – пред Образом Знаменским, в честь которого и Храм возведён. Потому всё это место небольшое от Святыни Православной до станции – зримое воплощение «пространства» Пречистой.
Только Удел Ея – вся Русь Святая – а в веке прошедшем о том забыть заставляли – да не вышло по Милости Божией. И здесь это как-то особенно ощутимо. Объяснить невозможно…
У входа Стражи Небесные встречают, а за дверями – в притворе Благая Вратарница Иверская и Святитель, из Мир Ликийских на Русь пришедший.
Тут же – ныне почти в каждом храме есть Образы «своих» Новомучеников – священнослужителей и мирян, от окаянных богоборцев смерть за веру православную принявших. Здесь Образ Священномученика Иоанна и прихожанки – сестры милосердия Аполлинарии. А ещё один образ их в самом Храме.
Новомученики Знаменской Святыни смерть на Бутовской голгофе приняли – отец Иоанн в День Главной Святыни Храма, а Святая Аполлинария накануне Покрова…
А Храм, как мы помним, не закрывался…
Образ Знамения Пресвятой Богородицы – многие, наверное, знают Его. Божественный младенец не рядом с Пречистой Матерью Своею, не щекою к Ней припал – а на груди Ея в круге. Такие образы самые символические, наверное, самую суть отражающие. Она Дева до Рождества, во время и после. И рассуждать о том разуму нашему несовершенному не пристало, не должно, не положено – иначе, это святотатством будет.
Образ Знамения напоминает о чудесном заступничестве Пречистой во время осады Новгорода, когда силы были неравными. Да сколько раз Милость Ея русским воинам явлена была …
А ещё вспоминается невольно, как Образ Ея в лесу, что рядом с Курском, на дереве явлен был – оттого и Курской Коренной именуется. После на месте том была возведена часовня. Это понятно и само собою разумеется – а вот на мысли некоторые наводит. На мысли о корнях христианских, корнях православных – и о том, что корни языческие, небольшие и неглубокие, давно засохли и отвалились. И попытка «возродить» их с «приставкой «нео» не просто безумна и несостоятельна, а реки невинной крови по стране разливают. Думаю, понятно…
Напротив свечного ящика огромный Образ, картину напоминающий. Но именно Образ, о Небе Благодатном напоминающий. Она в полный рост на фоне синего неба и белых облаков, только не держит Младенца на руках – Он на груди Ея, как на Образе Знаменском. Удивительное сочетание мыслей и чувств верующей души.
А сколько Образов Ея, то разуму человеческому неведомо – о том лишь Она Сама знает.
Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби́ Твои́, Богородице Пречистая,
сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему́ даруй и душам
Глава вторая «Неисчерпаемая Милость Ея»
Глава первая «Во Имя Знамения Пречистой».
Если станция «Рижская» для электрички конечная, то прибывает поезд на сам вокзал. Если же дальше ехать надо, то уходит дорога далеко в сторону – так что и увидишь не сразу. Разветвляющийся подземный переход, в стороне знаменитый рынок – и вот словно иное «пространство», словно все главные пути за «гранью» какой-то остались – и словно идут поезда мимо далёкого полустанка, где между рельсами лютики растут…
Только на станции этой, что словно в стороне от «цивилизации», Образ Матери Божией, которым Сама Пречистая всех входящих, выходящих и проезжающих незримо благословляет. Рядом Родители Ея Святые. Образ Сей Ржевским именуется – оттого и второе название станции. (Кажется, раньше единственным было – да дело не в этом)…
А совсем неподалёку молитвенное пространство Храма, в честь одного из образов Пречистой возведённого, – Храма цвета огня с золотом соединённого. Святыни, что и в годы власти слуг антихриста служения своего не прекращала.
Здесь пред Образом Ея Чудотворным молебны совершаются – пред Образом Знаменским, в честь которого и Храм возведён. Потому всё это место небольшое от Святыни Православной до станции – зримое воплощение «пространства» Пречистой.
Только Удел Ея – вся Русь Святая – а в веке прошедшем о том забыть заставляли – да не вышло по Милости Божией. И здесь это как-то особенно ощутимо. Объяснить невозможно…
У входа Стражи Небесные встречают, а за дверями – в притворе Благая Вратарница Иверская и Святитель, из Мир Ликийских на Русь пришедший.
Тут же – ныне почти в каждом храме есть Образы «своих» Новомучеников – священнослужителей и мирян, от окаянных богоборцев смерть за веру православную принявших. Здесь Образ Священномученика Иоанна и прихожанки – сестры милосердия Аполлинарии. А ещё один образ их в самом Храме.
Новомученики Знаменской Святыни смерть на Бутовской голгофе приняли – отец Иоанн в День Главной Святыни Храма, а Святая Аполлинария накануне Покрова…
А Храм, как мы помним, не закрывался…
Образ Знамения Пресвятой Богородицы – многие, наверное, знают Его. Божественный младенец не рядом с Пречистой Матерью Своею, не щекою к Ней припал – а на груди Ея в круге. Такие образы самые символические, наверное, самую суть отражающие. Она Дева до Рождества, во время и после. И рассуждать о том разуму нашему несовершенному не пристало, не должно, не положено – иначе, это святотатством будет.
Образ Знамения напоминает о чудесном заступничестве Пречистой во время осады Новгорода, когда силы были неравными. Да сколько раз Милость Ея русским воинам явлена была …
А ещё вспоминается невольно, как Образ Ея в лесу, что рядом с Курском, на дереве явлен был – оттого и Курской Коренной именуется. После на месте том была возведена часовня. Это понятно и само собою разумеется – а вот на мысли некоторые наводит. На мысли о корнях христианских, корнях православных – и о том, что корни языческие, небольшие и неглубокие, давно засохли и отвалились. И попытка «возродить» их с «приставкой «нео» не просто безумна и несостоятельна, а реки невинной крови по стране разливают. Думаю, понятно…
Напротив свечного ящика огромный Образ, картину напоминающий. Но именно Образ, о Небе Благодатном напоминающий. Она в полный рост на фоне синего неба и белых облаков, только не держит Младенца на руках – Он на груди Ея, как на Образе Знаменском. Удивительное сочетание мыслей и чувств верующей души.
А сколько Образов Ея, то разуму человеческому неведомо – о том лишь Она Сама знает.
Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби́ Твои́, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему́ даруй и душам нашим велию милость.
Глава вторая «Неисчерпаемая Милость Ея»
Храм в честь Пречистой возведён – потому про Образы Ея беседу продолжим.
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго. Так пред Образом Казанским поют – да разве есть храм без иконы, чудом в Казани явленной?! Десятилетней отроковице – а после всему народу… Когда-то Казанскую от Владимирской не отличать позором было. А ныне…
Однако продолжим. Этот Образ, имя от названия села получивший, далеко не везде пребывает. Озерянская Икона Матери Божией. Какое красивое Имя – озеро напоминающее. Да и в самом деле – Образ сей рыболовам покровительствует. Только всё это – «условности» мирские – не лекарство же в самом деле, которое врач при конкретной болезни прописывает. Благодать, Милость Пречистой дарованная в самых разных жизненных ситуациях, в самых разных скорбях.
Рядом с Ней Избранные Святые, молитвы возносящие. Вспоминается невольно: «То, что свершилось на небе, свершилось и на земле; то, что свершилось в вечности, свершилось и во времени… И вот, то, что однажды свершилось на небе и на земле, должно свершится и в тебе». Это – моление Святителя Николая Сербского на озере.
Светлый покой
Опустился с небес
И посетил мою душу!
Светлый покой,
Простираясь окрест,
Воды объемлет и сушу
Снизошёл с небес на созерцающего гладь озера. Наверное, на самого автора – Н.М.Рубцова…
Кто-то однажды сказал, не подумав, что всё можно в интернете посмотреть. Можно, наверное, только что именно и ради чего?! Когда же с редким Образом Пречистой встречаешься, действительно идёшь и смотришь – и ради чего, знаешь…
Какое удивительное, всю глубину душевную сотрясающее Имя – Взыскание погибших. Взыскание погибающих душ – их ещё на самом краю пропасти, наверное, спасти можно. Мы об Образе этом уж как-то беседовали. (См. «Святость рядом с Вавилоном» часть третья и «Свершилось»).
Вспоминается невольно в разыгравшейся метели погибавший и по горячей молитве Пречистой спасённый. И храм Богородичный им по обетованию построенный.
Вспоминается, конечно, и Блаженная Матронушка, односельчане по просьбе её средства на написание Образа сего собравшие, и два брата неблагочестивых, чьи пожертвования Матерь Божия не приняла.
И как не вспомнить скорбный тракт каторжный, после октябрьского переворота «во имя» революционеров название своё получивший?! Там ныне белый Храм с серебряным куполом возвышается, бесов, в бессильной злобе завывающих, разгоняя. Храм в честь Образа Взыскания Погибших. (См. «Свершилось»).
А ещё вспоминается молитва нашего последнего Царя-Мученика:
Но ты, Милосердная Мати,
Детей Своих падших, заблудших
Исторгни из адских объятий,
Взыщи их погибшие души.
И этот Взгляд, в душу проникающий…
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь пошел
Эти некрасовские строки, почти «народными» ставшие, когда-то вся Россия – от крестьянина до генерала – пела. Песня о раскаявшемся разбойнике, в котором «совесть Господь пробудил». Отчего здесь её вспомнили?! Да оттого, что написал её поэт, судя по всему, вдохновленный историей, что на Образе Матери Божией Нечаянная Радость запечатлена. Может быть, Кудеяр – тот грешник, что в раскаянии пред Пречистой и Божественным Младенцем стоит, вдруг осознав, что он и ему подобные снова Христа распинают.
А при взгляде на этот Образ вспоминается духовный концерт В.П.Титова «Всем Скорбящим Радосте…». Она всех скорбящих Утешительница и Помощница. Всех Скорбящих Радость. Образ этот наиболее зримо, наверное, великое милосердие Ея, боль за всех страждущих отражает. Вот – все скорбящие вокруг Неё – больные и немощные. Вспоминается, конечно, пожар, от молнии разгоревшийся, в одном из петербургских храмов, когда копеечки с блюда к Образу прилипли.
И конечно, эти песней ставшие строки Иеромонаха Романа:
Никого еше к Тебе грядущего
Не отвергла, Радосте моя.
Все три этих образа и по отдельности, и на одной иконе храмовой сочетаются, снова и снова являя Великую Милость Ея к нам, грешным, ко всему миру падшему.
О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе́ вопиющих: Аллилуиа.
Глава третья «Святые угодники рядом с Пречистой».
Святыня сия, конечно, в честь Неё – в честь Пречистой возведена, но нельзя не
вспомнить и об Угодниках Божиих, что рядом.
Нет, конечно же, храма такого, в котором не взирали бы на молящихся с образов святых Преподобный Радонежский и Старец Саровский, где не было бы образа Святителя Мирликийского. И здесь в честь него один из приделов возведён.
А второй – в честь того, кто сказал о Слове, что было в Начале. Ему, возносясь на Небеса, «поручил» Спаситель заботы о Матери Своей – и на одном из образов утешает Евангелист Пречистую, как любящий сын мать свою жалеет.
Как и во многих храмах, взирают на нас с любовью Святители Московские, без которых мы бы скорее всего в этот мир не пришли – смыло бы предков наших волною татаро-монгольского ига…
А вот сонм тех, что от рук слуг антихриста в годы окаянные мученическую кончину за веру приняли – а в центре Великомученики Царственные. Напротив – думается, неслучайно – Образ Священномученика Иоанна и прихожанки – сестры милосердия Аполлинарии, о которых мы в самом начале беседовали. И о том, что «свои» Мученики почти в каждом храме ныне с образов иконописных взирают.
Вспоминаются слова замечательной пени Г.С. Пономарёва:
С календаря смотрит мне в душу
Царь Николай взором Христа.
И не только Святой Царь, жертвою своею грехи богоотступничества искупивший…
Стыдно глядеть в Царские очи,
Но оторвать взора нет сил…
Преисполненные жертвенной любви взоры Новомучеников и Исповедников словно в душу каждого обращены – и «звучит» обращённый к каждому немой вопрос – вопрос нелицеприятный – о том, на что способен каждый из нас – за веру…
Глава четвёртая «Через века и пространство земное»
А ещё в этом Месте Святом молебны служатся пред Образом Святого Целителя-Мученика первых веков христианских Трифона. Неподалёку даже улица, имя его носящая. (А ещё дальше – имя Целителя Пантелеймона). Словно «проглядели» те, что новую власть кровавую на неоязыческом фундаменте построить пытались. Да рухнул он в одночасье…
А духовенство Храма Знаменского, как работающие здесь рассказали, служит ещё и в древнем Храме, в честь Целителя Трифона возведённом, что рядом со знаменитой больницей МОНИКИ.
Святые Целители! Взывая к вам о врачевании плоти, взываем мы прежде о врачевании души – о восстановлении целостности, грехом разрушенной – оттого и слово такое «целитель».
И говоря о преисполненном любви жертвенной юноше, нельзя не вспомнить, как спас он от казни неминуемой сокольничего царёва, улетевшего сокола возвратив – оттого и на многих иконах Святой сокола держит.
Святой Целитель Трифон! Все Целители Святые! Исцелите от греха души наши. И разум…
А теперь, завершая беседу, нельзя не вспомнить ещё и об этих мучениках первых веков христианских. Святые Супруги Адриан и Наталия. Образ их напоминает невольно о глубокой, глубинной связи Святой Руси с теми, что смерть за веру от рук нечестивых языческих императоров приняли. И о том, что значит истинно христианский брак, что значит скорби до конца разделять. Мы уже говорили как-то о Наталии, что Святою стала, капли крови не пролив, о том, что поддержка её давала силы мучимому Адриану и единомышленникам его, о том, что после совершения казни их забрал Господь с земли и Вдову.
А Храм, в честь Святых Супругов возведённый, тоже цвета огня с золотом соединённого. Он рядом с шоссе Ярославским… (См. Очерк первый).
И хочется, беседу нашу краткую завершая, вспомнить слова Священного Писания: «СМЕРТЬ! ГДЕ ТВОЕ ЖАЛО?! АД! ГДЕ ТВОЯ ПОБЕДА?!»
Пытались слуги антихриста катками да бульдозерами Святость Руси, души русские сломать, раздавить, разрушить – из кожи вон лезли – да не получилось…
Возвышается недалеко от железной дороги – рядом с шумной эстакадой Святыня, в честь Образа Пречистой, что Знамением величают. Храм цвета огня с золотом соединённого.
И будет стоять до конца времён.
Пресвятая Богородица! Не оставь Милостью Твоею Россию! Не отыми от нас Покрова Твоего Святого…
Очерк пятый «Храм цвета зари».
Глава первая. «Лазурное око Небес».
Золотая осень в столице задержалась, «замешкалась». Да и не только в столице, наверное. Вот уж и ноябрь к середине приближается, а увядающее золото ещё со многих деревьев не облетело. И синее око неба, какое обычно в начале осени бывает, смотрит пристально и на остатки увядающего золота, и на этот удивительный район Москвы, где храмовые и исторические названия улиц с «новоявленными», богоборческими «перемешаны». (Долго нам ещё в «реальности» сей пребывать – только не о том сейчас повествование). Смотрит око лазурное на этот район Покровского Благочиния, на Покровский тракт, что к спасённому подвигом архитектора Храму неземной красоты ведёт. Смотрит на великое множество возвышающихся здесь святынь – и чудом от рук бесноватых палачей в окаянные годы спасённых, и тех, что ныне из мерзости запустения возрождаются. Смотрит и на этот – словно в небеса уносящийся крест, венчающий Храм цвета зари. Иногда за выросшими домами Святыня словно «прячется», а крест над домами высится.
В честь Святыни три переулка названы – только вот «упираются» они в улицу, что до сих пор имя одного из «вдохновителей» классовой ненависти, идеологов кровопролития, одной из «ипостасей» бесовской «антитроицы» носит. Сколько ещё эти «кандалы» позора носить?! А ведь раньше, как и у трёх переулков, было имя святое. Украли его вместе с единственной законной властью ироды «новоявленные»! …
Довольно! Конечно, гладя и размышляя, о русской трагедии невольно вспоминаешь…
Только по Милости Божией более четверти века назад снова в лоно Матери – Церкви возвратилась Святыня сия – а потом и Патриаршим Подворьем стала! И переулки имя Древней Святой носят! И никого не заставляют больше безбожной «антитроице» поклоняться! И смотрит на Святыню, смотрит на молящихся лазурное око Вечного Неба. Око Мира Духовного – Око Творца.
Глава вторая «Святыня, века соединяющая»
Возведён этот удивительный Храм цвета зари в честь Древней Святой – первой из женщин в Лике Великомучениц прославленной. Имя её значит «мир», «покой».
Как рассказывает житие, юную деву и под ноги лошадям бросали, и голову отсечь пытались – но сохранил Великомученицу Господь для проповеди Слова Божия.
Великомученица Ирина! Святая, как и Храм, в честь неё возведённый, для русского православного человека тысячелетия «соединяют».
В Храм можно войти и с «безбожной» улицы – но всё же главный вход с переулка, имя Великомученицы носящего. Через главный вход и войдём с благоговением и молитвой.
Со словами, над входом начертанными: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему».
Образ Великомученицы Ирины рядом с Алтарём – там, где Казанская Чудотворная. А ещё изображена юная прекрасная Великомученица вместе с другой Великомученицей – Екатериной. В земной жизни их не менее века отделяло, а на иконе стоят они рядом – ведь нет у образов иконописных ни времени земного, ни пространства. Смотрят на нас с иконы две знатные красавицы, от знатности, роскоши и почестей Во Имя Христово отказавшиеся. И нечеловеческие истязания претерпевшие. Какая сила духа, какая вера непоколебимая! И мудрость не по возрасту земному! Истинная красота возвышает, а не пробуждает низменные страсти. И образы Великомучениц мысль сию зримо воплощают…
А сколько поводов для размышлений для нас, ныне живущих и часто из-за мелких житейских неурядиц ропщущих! …
Несколько ближе ко входу Образ Святителя, почитаемого и в России, и в Италии. И не только, конечно.
Николай Чудотворец! Из глубины веков пришедший, стал Святитель Мирликийский одним из самых «русских» святых, к которому и неправедно осуждённые, и в под гнётом нищеты согнувшиеся, и в опасное путешествие отправляющие с молитвой обращаются.
И Храм, в честь самого Святителя Николая возведённый, тоже здесь неподалёку – в двух-трёх остановках. Две Святыни, корнями историческими соединённые…
А рядом со Святителем стоит на иконе Мученица Александра, во время пути на казнь Господом с земли взятая. Жена нечестивого, отличавшегося запредельной жестокостью императора Диоклетиана – уговаривала она юного воина Георгия не губить красоты и юности – а потому от Христа отречься и идолам поклониться, как император велел. А потом, видя крепкую веру юноши, нечеловеческими пытками не сломленную, сама христианкой стала и на казнь вслед за Георгием и другими мучениками за веру Христову пошла.
Озверевший, в бессильной злобе, до беснования дошедшей, отправил нечестивый император языческий на казнь свою супругу! Тоже повод для размышления…
Святитель Николай и Мученица Александра по земле нашей грешной в одно время ходили – и ко Христу разными путями пришли. А ныне смотрят они на нас с Образа иконописного в этом удивительном Храме цвета зари, в честь Великомученицы возведённом, напоминая о том, что Истина земного благополучия дороже. И самой жизни земной!…
А на другой иконе стоит рядом со Святителем Мирликийским Святитель Московский Алексий. Четвёртый век и век четырнадцатый. Ещё один из великого множества примеров единства времени и пространства – вернее – того, что в Духовном Мире границы эти полностью себя исчерпали.
Говорить о Великом Заступничестве Святителя Московского Алексия, как, впрочем, и всех Святителях Московских незачем – не было бы их, скорее всего, растоптали бы Русь кони ордынские. А для остального другое место и время надобно.
Просто именно здесь, в этом удивительном районе Столицы нашей вспоминаются Святители Московские по-особому. Неподалёку отсюда – в Посланниковом переулке в честь Четырёх Святых Митрополитов Московских – Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Храм возведён был по просьбе тех, кто на свечном епархиальном заводе трудился. Храм, что ныне лишь на втором этаже здания, там же звонница. Невольно к властям столичным вопрос возникает: не пора ли историческую справедливость восстановить?! Ну да не об этом сейчас…
Эти же Святители со стенной росписи взирают на предстоящих пред Образом Казанским Чудотворным, что в знаменитом Храме Богоявления на Елоховской площади – тоже совсем недалеко. Наконец, там же Мощи Святителя Алексия – вскоре после Великой Победы из закрытого в то время Успенского Собора Кремля перевезённые на грузовике. Не полагается так со Святыми Мощами – ну да и на том спасибо. Нельзя было в то время Крестным Ходом по Столице идти…
И смотрят с иконы на молящихся два Великих Святителя, пространство и время соединяя, в Храме цвета зари, в честь Великомученицы Ирины возведённом…
Здесь, как, впрочем, и во всех храмах, множество образов Царицы Небесной – Казанская, Смоленская и Владимирская – а как им не быть?! И даже не по одной.
А ещё Нечаянная Радость – наверное, знаменитый некрасовский Кудеяр во многом напоминает стоящего перед Образом в слезах раскаяния разбойника. (См. предыдущие очерки)
А вот Образ о событиях на Святой Горе Афон напоминающий – Отрада и Утешение. Умолила Мира Заступница Сына Своего, чтобы не наказывал монахов за ослушание.
Образ Балыкинский – его мало где увидеть можно. Божественный Младенец лежит на коленях Матери Своей, словно дитя распеленатое.
И, наконец, Живоносный Источник – напоминание о том, что создан человек по Его Образу и Подобию – и потому надо всё наносное, всё непотребное расчистить, чтобы Образ Сей просиял.
Живоносный Источник ещё и над входом в Храм из притвора.
А с другой стороны двери Троица Новозаветная, напоминающая Образ, Отечеством именуемый. У Престола Божия Серафим шестикрылый цвета огненного.
Невольно вспоминаются строки М.А.Волошина из поэмы про Святого Старца Серафима:
И вокруг Господнего подножья
В самом сердце
Вечности и Славы
Чище всех и ближе всех к престолу
Пламенные вихри Серафимов
Веют вечной вьюгою любви…
Глава третья «К Крещенской Купели Отечества нашего»
Почти рядом – над лестницей воплощение единства славянского – Образ Почаевский. Богоматерь с Младенцем над облаком возвышается – а облако словно гору покрывает. А на горе след, Пресвятой оставленный…
Лестница же сия в нижний Храм ведёт – Храм, освящённый в Честь Князя, Русь к вере Христовой приведшего. И снова века, тысячелетия, в Вечности соединённые и в образе зримом явленные! …
А где Князь-Креститель, там и первые иноки русские – Феодосий и Антоний.
И Лавра на Днепром, в честь Последнего перед Новолетием Церковным Праздника Двунадесятого возведённая. Последние оплоты веры Истинной среди сбесившихся!
Ну да об этом уж сказано-пересказано… Мы от Святых Киево-Печерских и Почаевских не отрекались и не отречёмся!
По обеим сторонам Собора Святых Киево-Печерских Воин Рати Небесной Гавриил и Глава Воинства Небесного Михаил – Стражи, на пути брани духовной стоящие…
Глава четвёртая «В нижнем Храме…»
Не так давно появился в Нижнем Храме Образ Царя-Мученика, держащего свиток, на котором написано, что принёс он себя в жертву разум и душу потерявшей России. «Положили жизни для России новой», – написал о Самодержце и Семье его известный поэт Г.С.Понамарёв. Есть в Храме и Образ Семьи Великомучеников (их так называть должно). Кажется, нет в России многострадальной храма, где бы не взирали на нас, сектою хасидов убиенные Великомученики. Их взгляды словно в самую душу проникают. Рана кровоточащая, боль неутихающая… Дай Господь, чтобы вразумила жертва их нас, ныне живущих. Чтобы не повторился семнадцатый год – ни через век, ни через тысячелетие …
Святые Мученики Царские. Вымолите нас, неразумных. Вымолите Отечество наше…
А рядом четыре образа в одном – на каждом Воины – и Ратник Небесный Михаил, и Великомученик Георгий, змея поражающий, и Князья Русские, Благоверные – Борис и Глеб, сроднику своему во время Невской битвы на помощь пришедшие, и Князь Дмитрий, гонящий поганых с Земли Русской…
Святые Благоверные Князья. Молите Бога о нас…
Глава пятая «Вразумление и научение».
Ныне храмовая роспись постепенно возрождается – так и должно быть. Но даже при взгляде на стёртые лики на стенах и в куполе, никогда не возникает ощущения скудности и запустения – а вспоминались невольно церкви катакомбные, в которые христиане много веков назад молиться тайком приходили…
А давно ли и у нас Церковь Православная – основа русской жизни, культуры русской гонимой была?! Тем, кому сейчас тридцать и немного более, знают о том уже только от старших поколений. И дай Господь, чтобы никогда больше не познали этого люди русские на собственном опыте, собственных жизнях. Должна же трагедия века двадцатого хоть чему-то нас научить!
Дай Господь, чтобы не было больше мерзости запустения в Святынях русских, а главное – в душах наших!
Пресвятая Богородица! Спаси от трагических заблуждений Отечество наше!
Святые Великомученицы Ирина и Екатерина, Святая Мученица Александра и Святитель Николай! Молите Бога о нас!
Все Святые! Молите Бога о нас. Пусть ваши, преисполненные любви взгляды смотрят нам в душу, на путь истинный наставляя…