Дисклеймер: написано давно и не имеет целью задеть верующих.
Имя «Иуда» стало нарицательным. Мало кого в истории человечества вспоминают так часто с оттенком невыразимого презрения. Стоит лишь сказать: «иуда», «иудин поцелуй, «тридцать сребренников» — и большинство поймет, о чем речь. Современные исследователи и творцы все чаще трактуют этот образ не так однозначно, показывая предателя и его деяния в более широком контексте. Так, Л. Андрееву в повести «Иуда Искариот» удалось показать, что это историческое предательство соотносится с афоризмом «цель оправдывает средства».
Собственно, все, что традиционно известно об этом герое, если судить по Новому Завету — он был одним из апостолов, исполнял обязанности казначея. Он же решился предать учителя, за что получил пресловутые сребренники. В повести Андреева, на первый взгляд, перед нами — привычный образ опального апостола, жадного, расчетливого, с очерствевшей душой. Он похож на груду камней или осьминога. Неприглядным он вошел во всю мировую культуру. Достаточно вспомнить знаменитую картину Джотто «Поцелуй Иуды» и подобные. Однако это вовсе не повод для предательства. Долгое время пытливые умы волнует один и тот же вопрос: зачем Иуда предал Христа? Можно ли было избежать известного развития событий, как для Спасителя, так и для Искариота?
В первоисточнике, Евангелиях, написано, что сын Божий знал обо всем, что будет: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст меня». Он же подает Искариоту кусок хлеба с солью и советует: «Что делаешь — делай скорее». Если он и мог исполнить волю Отца без участия Искариота — об этом канон умалчивает.
У Христа была непостижимая, но великая миссия: умереть ради спасения, веры человечества. Миссией же Иуды стало предать (т.е. передать) Мессию властям в Гефсиманском саду. Он так поступил, чтобы свершилось сказанное Иисусом, через смерть и воскрешение последнего.
Автор: Екатерина Феличе-Дракулешти