НОКТЮРН НА ФЛЕЙТЕ
Альманах Миражистов
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН
Александр БАЛТИН Екатерина МАЛИНОВСКАЯ
Борис УСОВ-БЕЛОКУРОВ
2024
НОКТЮРН НА ФЛЕЙТЕ
Альманах Миражистов
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН
Александр БАЛТИН Екатерина МАЛИНОВСКАЯ
Борис УСОВ-БЕЛОКУРОВ
Альманах Миражистов
НОКТЮРН НА ФЛЕЙТЕ
Альманах Миражистов
Автор бренда МИРАЖИСТЫ, составитель и издатель Николай Ерёмин
nikolaier@mal.ru
телефон 8 950 401 301 7
Альманах украсили Матрёшки Екатерины Калининой
Кошек нарисовала Кристина Зейтунян-Белоус
© Коллектив авторов 2024г
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ
Альманах Миражистов
Константин Кедров
Куб вывернутый наизнанку
Строчит Толстой свои романы
Его читают графоманы
Прочтут – и каждый графоман
Напишет собственный роман
На пир идет вампир
Да здравствует Шекспир!
Для стихов есть единственный повод –
Оголенный почувствовать провод
Я пишу торопливо с размаха
На тахте обнажённая маха
Повод есть для стихов написания
Если в сердце Святое Писание
Что такое Святое Писание?
Это жизни моей описание
Если всем внезапно стало плохо
Значит переходная эпоха
Я ведь никому не подчиняюсь
Только как поэму сочиняюсь
Сочиняйся стих мой, сочиняйся
Только никому не подчиняйся
Моя поэзия безответственна
И так ответственна, что отверстенна
Не губи меня, не губи!
Не губи меня слишком шибко
Всё ошибка – кроме любви
И любовь, конечно, ошибка
Не губи меня, не губи!
Не губи меня слишком шибко
Всё ошибка – кроме любви
Жизнь и смерть сплошная ошибка
Мы с тобой не эти и не те
Мы друг друга ищем в темноте
Все-таки они шлемазелы
Эти братья Карамазовы
Кто-то мне меня показывает
Мне и обо мне рассказывает
Удивительный рассказ
Жизнь поэта напоказ
Мирозданье наиспуг
Вывернутый на изнанку куб
В кубе вывернутом наизнанку
Всё уходит в подсознанку
Всё уходит в несознанку
В этом кубе наизнанку
Я изнанки не боюсь
Не живу, а сознаюсь
Здесь признанье как призванье
И призвание признанье
Жизнь в каком-то смысле кубик
А вернее Кубик Рубик
В этой жизни преуспеет
Кто собрать его успеет
Кто-то вновь меня собрал
Кто собрал и разобрал
Знаю я отнюдь не Рубик
Сотворил всемирный кубик
Почерк мой не разобрать
Я успел себя собрать
Не берите на испуг
Мой четырёхмерный куб
Кто-то в руки куб берёт
Не дай Бог не соберёт
Куб бук
Бук куб
Куб бук
Бук куб
Не говори обо мне в прошедшем времени
В прошедшем времени меня нет
Я из пламени, не из племени
Я поэт
Для поэта благоразумие
Поэтическое безумие
Состояние поэтическое
Недовольство самокритическое
Сам себя поэт критикует
И ликует когда ликует
Всё проходит и всё минуемо
Но поэзия неминуема
Приведу привычный пример
И сегодня Гомер – Гомер
Как Дюма ослеп от рапир
И сегодня Шекспир – Шекспир
Да, конечно, поэт нескромен
Потому что как мир огромен
До сих пор сотрясает мир
Сверхнеистовый Велимир
Пересяду-ка я в кресло
Что б поэзия воскресла
Я Любимову помог
Помогать помог нам Бог
Главная задача не бояться плача
Плачу и рыдаю егда помышляю
К мысли мысль стремится
Мысли бес боится
Высь стремится к выси
Бес боится мысли
Плачуще рыдающая
Мысль всепобеждающая
Разум безграничен
Хоть и ограничен
Знаю голос вечен
Если он сердечен
Вольно иль невольно
Говорю: «Довольно!»
Что кому довольно
Если сердцу больно
Всё преображается
Если мысль рождается
Если мысль рождается
Мир преображается
О, преображение!
Разума брожение
Пусть поёт бельканто
Вечный разум Канта
Письменно и устно
Мне сегодня грустно
Отчего мне грустно
Письменно и устно
Всё происходящее
Как ненастоящее
Мой удел быть белым
В мире чёрно-белом
В мире красно-белом
Мой удел быть белым
В мире бело-красном
Мой удел быть страстным
Сиро и убого
Космосу без Бога
Сиро и убого
В космосе без Бога
Почему тоскует ум?
Потому что тугодум
Акварель к воде стремится
Чтоб навеки раствориться
Акварель к воде стремится
Чтобы с нею раствориться
Акварель к воде стремится
В ней стремится раствориться
Так друг к другу мы стремимся
Так друг в друге растворимся
Мы не можем быть отдельно
Мы творимся акварельно
Строил Пётр в лесу русский флот
Но в лесу корабль не плывёт
О мой Бог живой многоликий
Не всегда велик Пётр Великий
Есть отчаянье есть беда
Но великая навсегда
Будь сильным-стильным
Будь кротким-гордым
Был чёрно-белым
Стань бело-чёрным
Будь сильным-стильным
Будь кротким-сильным
Был чёрно-синим
Стань сине-чёрным
На арфе-радуге я играю
Цвета и ноты перебираю
И как бы это не было трудно
Всё фиолетово-изумрудно
Всё изумрудно всё фиолетово
Пусть будет трудно, не бойся этого
И как бы это не было трудно
Играй рубиново-изумрудно
Спектральны гаммы, мир музыкален
Весь мир спектрален и ты спектрален
Играй радугой как Ференц Лист
Будь сердцем чист, будь душою чист
В тебе сто тысяч Ференцев Листов
Весь мир неистов и ты неистов
Басы вплетаются в баритоны
В тебе все стоны все обертоны
Оценит Моцарт твой подвиг трудный
Твой спектр рубиново-изумрудный
Пускай течёт по щеке слеза
В которой светится бирюза
В средине радуг меняя вектор
Играй всем спектром, играй всем спектром
Мир нереальный не матерьяльный
Всегда астральный, всегда спектральный
Иди проваливаясь в клавиши
Ещё играй, играй ещё
Словами звуки перебирай
Играй ещё и ещё играй
Всё криминально, что матерьяльно
Играй реальное нереально
Всё громаднее и подвижнее
Пятикнижие и тысячекнижие
Многомудрые изречения
Иногда не имеют значения
Ну конечно имеют значение
Наши чувства и наши мучения
Я подвижник и мученик слова
Говорю себе снова и снова
Говорю себе снова и снова…
Только чувства извечно иного
Бесконечно занятие это –
Добыванье из радуги света
Изумруды алмазы рубины
Бесконечного смысла глубины
Я творец светорадужных лир
Бесконечной любви ювелир
Всё из радуги. В радуге свет
Это Новый и Ветхий завет
Где-то рай говорят, где-то ад…
Я настроен на радужный лад
Вам оставлю сияние это
Свет из музыки, музыка света
Угораздило быть поэтом
Да еще и писать об этом
Моя душа страдая оживает
Бессмысленных страданий не бывает
Душа и тело для меня едины
Об этом говорят мои седины
Моя вина, моя великая вина
Под кистью Рембрандта душа обновлена
Мои слова к безмолвью примечанье
Два ангела – звучанье и молчанье
Скончался дядя самых честных правил
И Пушкина заговорить заставил
Вы скажете всё это нереально?
Верней обратно пропорционально
Хотел бы я при жизни всё успеть
И песню спеть и муки претерпеть
Издание исправлено, дополнено
И бесконечной жизнью переполнено
Распятие не образ, не эмблема
Доказанная Богом теорема
Распятие и образ, и эмблема
Доказанная Богом теорема
Я андроид, а ты айфон
Или попросту телефон
Я андроидный гуманоид
Моё сердце болит и ноет
Подскажи решенье Алиса
На античном суде Париса
Я андроид среди Алис
Я Парис посреди Алис
Умоляю тебя, Алиса
Не суди своего Париса
Раздираемый на троих
Он конечно же любит их
Мой Бог силён и знаменит
Ничто его не изменит
Душа просила тело:
Убей меня, Отелло!
Гораздо лучше быть сердечным
Чем мраморным и бесконечным
И более и менее
Одно недоумение
Елена, милая Елена,
Всё бесконечно, всё мгновенно
В любви ошибок не бывает
Любовь всегда повелевает
Повелеваю быть любимым
И для неё необходимым
Да я любим, да я любим
Когда для вас необходим
Но медленно проходит мимо
Всё что для нас необходимо
Я признаюсь, я признаюсь
Опять в кого-нибудь влюблюсь
В любви ошибок не бывает
Любовь всегда повелевает
Век двадцать первый стал совсем родным
Хотя двадцатый был совсем иным
Но для себя я буду первым
В двадцатом, как и двадцать первом
Как хорошо играть на нервах
В двадцатых или в двадцать первых
Пишу об этом в двадцать первом
Но почему порвался нерв
Но почему порвались нервы
В двадцатом или в двадцать первом
Как странно что придётся мне
Играть на порванной струне
Остаток дней придётся мне
Играть на порванной струне
От тела мало что осталось
Одна последняя усталость
Устал. Но мне-то что за дело
Устала не душа, а тело
Признаюсь, раньше я хотел
Преодолеть усталость тел
Но оказалось, что усталость
Единственное что осталось
Иду к тебе по коридору
Давно исчез тот коридор
А я иду по коридору
И бормочу какой-то вздор
Диктую набело и начерно
Что наша встреча предназначена
16 августа 2024 г.
Константин Кедров. Поэтический космос (монография) Обязательно прочитайте!
Николай ЕРЁМИН
Альманах Миражистов
А ВЫ СМОГЛИ БЫ? Николай ЕРЁМИН
***
Как хорошо быть сумасшедшим!
Живущим, смерти не нашедшим,
Но – ищущим и там, и тут…
Где – Ах! – в последний миг спасут…
Согреют крепким сладким чаем
И: -Мы в тебе души не чаем!-
Споют…Снотворного дадут…
Уют в больнице создадут…
В Сан-Ремо, в Ниццу отвезут…
А там таких, как ты, – полно,
И все-все счастливы давно.
Та – поэтесса, тот – поэт,
И все поют, что смерти нет…
А есть бессмертие одно…
И телевизор…И кино…
И виртуальный интернет…
Нажал на кнопку – и привет!
2024
А ВЫ?
« -А вы ноктюрн сыграть смогли бы
На флейте водосточных труб?
Вл. Маяковский»
На флейте водосточных труб
Я так играл
И там, и тут,
Что Лазаря воскресший труп
Промолвил:
– Ты, Ерёмин, крут!
Раз т а к со мною сделать смог,
Хотя по виду и не Бог! –
Я ж отшутился, точно шут,
Сказав:
– Да разве ж это – труд? –
И флейту подарил ему:
– Играй!
Всё будет по уму!
2024
СОНЕТ всем Творческим союзам,
исключившим меня «за неуплату членских взносов»
Я помню славные года,
Когда – птенец двух славных вузов –
Я стал вдруг членом – Вот так да! –
Всех в мире творческих союзов…
И обо всём и ни о чём
Писал «Ответы без вопросов»…
Но был внезапно исключён
За неуплату членских взносов.
И всюду, чтоб не быть беде,
Сказали бедному поэту:
– Писать всегда! Платить везде!
Деньгам альтернативы нету! –
Я ж им – бесплатно- шлю сонет
Как исключительный поэт…
2024
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
Исчезло притяжение Земли,
И я взлетел – внезапно – в небеса…
Так, что вдали пропали корабли,
За горизонтом… А из глаз – слеза
Вдруг превратилась в каплю янтаря,
бескрайнюю, как вечная заря…
И понял я таинственный процесс:
Что значит притяжение небес…
2024
СОНЕТ ПРО АКТЁРОВ
Актёры – точно! -симулянты,
Витающие в облаках,
Где их небесные таланты
Воплощены, увы и ах…
На зависть нам, кто на Земле,
В раздумьях о добре и зле, –
Живёт – актёрам не чета,
Не понимая ни черта…
Живёт, как я, – среди сугробов…
А летом – ах – среди микробов,
Которые, сомнений нет,
Зовут к актёрам, на Тот свет…
А я – и весел, и пригож,
Твержу: – И Этот свет хорош!
Из цикла ОСКОЛКИ ЗЕРКАЛА
***
– Блок заблокировал Бога.
Бог заблокировал Блока…
***
– Это фатер, это мутер:
Вместо головы – компьютер…
ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
***
КрасноАдск был ужасен.
КрасноРайск был прекрасен.
КрасноЯрск – глух и нем –
В теме, в центре проблем!
***
У поэтессы изменился цвет волос…
А почему? Хорошенький вопрос!
Ах, на который ни один поэт
Не может однозначный дать ответ.
ОТГОЛОСКИ ЛЮБВИ
***
Поэт летит, как птица из гнезда,
Покинув свой чердак…
Не навсегда –
А мысленно, без страха, не всерьёз…
Летит, чтобы ответить на вопрос:
Среди небес
Зачем и почему
Без крыльев жизнь дарована ему?
2024
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЕГИПТОЛОГА
– Всю жизнь боролся я с безумием
У окружающих людей…
Они же поклонялись мумиям,
Рабы, кто – чувств, а кто – идей…
И на просторах всей Земли
Им Пирамиды стро-и-ли…
В которых – век за веком – в ряд –
Живые мумии царят…
***
Стихи – отголоски любви
Соловушек и соловьёв –
В случайные строчки легли…
В мелодии песен без слов…
Где ты превращалась и я –
В соловушку и в соловья…
СОЛО и ХОР
– Вам не понять моей печали! –
Слова старинные звучали…
Сверкал хрусталь в концертном зале…
И ангелы вокруг летали…
И вторил хор прелестных дам:
– Да где уж нам! Да где уж нам…
СОНЕТ ПРО СУПЕРЛУНИЕ
Ты всю ночь провыл по-волчьи на Луну…
По-собачьи, по-щенячьи,
Ну и ну…
Вот те на!
Провыл-проплакал…
А Луна
Равнодушна –
И совсем не влюблена…
Кто ты ей? Щенок, собака или волк?
Вой, не вой – какой из воя выйдет толк?
Полегчало? Ну, мой свет,
Пиши сонет…
Ты всегда ведь был поэтом!
Или нет?
СОНЕТ ПРО БОГА
Бог виновен перед нами,
Что затеял он войну
И прощаться с именами
Заставляет… Ну и ну!
На него мы уповали…
На бессмертие, увы…
Пили, пели: – Трали-вали,
Не сносить нам головы! –
Этот – верил… Тот – не верил…
Тот – в сомненьях пребывал…
А в итоге – хлопнув дверью,
Все погибли – наповал.
Скорбна тягостная весть:
«Бог виновен» Так и есть.
2024
ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
***
Парадоксальная эпоха:
Ей хорошо, когда мне плохо…
Где вновь страдает, чуть дыша,
Моя контрастная душа…
ТЕАТРАЛЬНЫЙ БУФЕТ
– Выпьем за тех, кто своё не допил!
Кто не допел, не дошёл, не доплыл…
Чтобы когда-нибудь, – Эх! – как сейчас,
Кто-нибудь где-нибудь выпил за нас!
Николай ЕРЁМИН Сентябрь 2024
НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ
***
В Москве, где расщепился Атом,
Все разговаривают матом…
А почему?
Да потому,
Что так понятнее уму,
Привыкшему, увы и ах,
Косить на разных языках,
Поскольку в соцсетях молвы
Всё засекречено,
Увы…
2024
СОНЕТ ПРО ЧАСЫ
Часы от времени отстали –
И очень тихо тикать стали…
Потом за что-то зацепились
И навсегда остановились.
Да так, что часовщик, урод! –
Ворчит, в починку не берёт.
Не хочет денег! Что за бред?
И дарит мне китайский бренд…
И мне желает долгих лет…
И говорит, что он – поэт,
И хочет стать таким, как я, –
Ни чувств, ни мыслей не тая…
Покуда русская душа
Поёт, не требуя гроша.
КАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ
Я не хотел бы
Вдруг
Устать –
И в камне памятником стать,
Хотя, – от Полюса до Полюса
Все
Каменеют ниже пояса
И выше…
Боже! – к бюсту бюст
Стоят,
Не размыкая уст…
О, камни! –
В поле,
на горе…
И камни в желчном пузыре…
2024
ФЕЙК ПРО МАВРОДИ
– Так жив Мавроди
Или нет?
– Да, вроде, жив…
А, вроде, нет.
Зато живёт в народе
Легенда о Мавроди,
Считай, уже 100 лет…
Живёт – а денег нет.
Из цикла ОСКОЛКИ ЗЕРКАЛА
***
– Спой! Ведь ты же поэт!
– Спел бы – голоса нет…
ШУТКА НА ТЕМУ «КУКУШКА и ПЕТУХ»
Цитаты:
Рецензия на «Отголоски любви» (Николай Ерёмин)
ЗдОрово написано!
Георгий Тригубенко 02.09.2024 11:29 •
Рецензия на «Ломка стереотипов» (Николай Ерёмин)
Замечательные строки, Николай Николаевич!
Прочёл с удовольствием.
Георгий Тригубенко 02.09.2024 11:27 •
+ добавить замечания
***
Раз Губенко
Два Губенко
Три Губенко
А в итоге получилось: Тригубенко!
Я хочу продолжить счёт: Четыре,
Пять…
Тригубенко получается опять!
Бог Отец
Бог Сын
Бог Дух
Похвалу читают вслух…
ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
***
– Он её на 20 лет моложе! –
Все ворчат, – На что это похоже?…-
И не могут рассудить никак
Наш законный, но фиктивный брак.
***
Жена была – сплошная глупость.
А муж – увы, сплошная грубость.
И оба – Господи, прости, –
Как Чёрт и Ангел во плоти.
Николай ЕРЁМИН Сентябрь 2024 г КрасноАдск-КрасноРайск-КрасноЯрск
На фото Игорь Жавнер подарил мне арбуз, а я ему – КНИГУ ОБО МНЕ
Александр БАЛТИН
Альманах Миражистов
* * *
Как будто снова ты идёшь с отцом –
Не то, что в детство возвратился, или
Внезапно умер, помутнев лицом,
Но – искажаешь произвольно были.
А вот у ясновидящей сидишь,
Дружили… Жил я – будущего ради.
С издательницей снова говоришь,
Стихи читаешь из своей тетради.
Иль с дядей снова на рыбалке ты
Поймал ерша, плавник уколет палец…
И вскрикнешь ты, заложником тщеты,
Лишь фантазёр, не по мирам скиталец.
* * *
Сочиняя, перевоплощался
Ты в солдата Первой мировой.
Или тихим облаком скитался
По полям с небесною листвой.
В разные миры попасть возможно
Сочиняя пёстрые стихи.
Раньше думал – миссия возложена,
В юности расчёты велики.
* * *
Пьеро под флейту и под скрипку
Печальный танец исполняет.
А мне – не страшную ошибку
Вдруг показалось – совершает.
Он даже и танцует грустно.
Июля солнце торжествует.
Но быть Пьеро, – вообще, искусство.
Всегда смеющийся – рискует.
* * *
Своды грудных мышц и подковы брюшного пресса…
Тело обходится без прогресса.
Душе без роста нельзя никак,
Или восторжествует мрак.
* * *
Каштаны рано расцвели,
Сирень к ним присоединилась.
Май нынешний – двойная милость
К нам – обитателям земли.
К нам – суетящимся гостям,
Одетым в плоть, как в спецодежду.
Через бульвар путь будет прям
Шатров сирени пышных между…
* * *
Птица по лоджии мечется,
Бьёт клювом стальным в окно.
Чья тебе смерть примерещится,
Коль от приметы темно?
Выпусти птицу – как душу
Выпустит некогда смерть.
Или приметы я трушу,
Глядя на серую твердь?
* * *
Журналы и газеты со стихами
Твоими превратятся в пыльный хлам.
Истлеют книги, ты уйдёшь – с вихрами,
Мечтами, озарениями сам.
Так что остаться может? И, мрачнея,
Себе ответишь резко: Ничего.
Но парковая пышная аллея
Вдруг вспомнится – разгладится чело.
СХЕМА СХЕМ
Не получается ни с кем
Сотрудничать никак.
Ты – одиночка. Схеме схем
Судьбы цена – пятак.
Ты одиночка. Ничего
Не нужно от других.
Понять бы жизни вещество
И влить в сакральный стих.
* * *
Теолог доболтался до того,
Что жизнь дана для осознанья нашего
Несовершенства перед…
Вот мысли богословской торжество,
От оного – нелепо-тяжкого –
Болит уже не голова, а череп.
Что богословье – болтовня и род
Литературы мне давно понятно.
Но меру всё же надо знать.
Тот вывод – ядовитый плод.
Устал, моё лицо помято,
И, не молясь, ложусь я спать.
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ САД
Сад фантастический, в каком
МузЫка и архитектура
Сошлись в один цветущий дом.
Его сложнейшая структура.
Барочным взмывом зазвучат
Стихи, торжественно и плавно.
А рококо сулит раскат
Игры, намеренной подавно.
Сплетенье фуг и сам орган,
Как форма ангельского свода,
Который не доступен нам,
Пока не понята свобода.
И сад колышется, живёт,
Переливаются знаменья.
И, может, правду в нём найдёт
Неведомое поколенье.
* * *
От папы пахло табаком,
И борода его колола.
Вот всё, что помнилось, – притом
Мальчишка вырос превесёлый.
Но вспоминал он иногда
Таинственные ощущенья…
Колола папы борода
Легко, приятно без сомненья…
МИРАЖИСТЫ ПОЗДРАВИЛИ Е.В.СТЕПАНОВА с 60-летием
ПОСВЯЩЁННЫЙ ЮБИЛЕЮ Евгения СТЕПАНОВА АЛЬМАНАХ
под брендом МИРАЖИСТЫ
выпустил в свет Николай Ерёмин,
наименовав его символически:
«Ку-Ку и Кар-Кар»
Грают вороны вечности:
пока смерть со всеми нами играет в прятки,
что ж?
Константин Кедров-Челищев исследует тишину и слова,
равно –
системы взаимоотношений живых и ушедших:
исследует стихом легко-пенным,
вспыхивающим нюансами яви на солнце действительности:
всегда, впрочем, несколько условной:
ежедневно слышу тебя к
ак-то странно звучат слова
закрываю глаза
и всюду передо мной
эти крики рожденные тишиной
эти краски рожденные темнотой
вот сижу оставленный всеми
в глубине понятий и слов
исчезает видимый мир
но я могу говорить
и мир рождается снова…
… и развернётся перед нами поэма поэта
«Золотое сечение»:
культурологические пласты
вспыхнут
явлениями художественных и научных откровений:
и…
словно своды волшебные надо всем увеличатся,
сияя.
…где Бог выступает мерой жизни…
в стихе Николая Ерёмина, трактующего сложный орнамент человеческого пути
– полностью от него,
Бога,
зависящего:
Прости!
Но я не смог вернуться в срок.
Там,
На семи ветрах семи дорог,
Я заблудился – и сошёл с пути…
Потом сошёл с ума…
Пойми, прости!
Как я к тебе вернулся?
Как я смог?
Увы, наверно, знает только Бог…
Стих Николая Ерёмина упруго пружинит,
перебирая разные реальности,
открывая себя миру…
то цветами,
то детской игрой,
то считалочкой,
то вариантом зыбкой тишины…
…и прозвучит своеобразная ретроспекция Евгения Степанова прозвучит торжественно, легко и печально:
И побледнеет великий город Питер,
и даже архитектурная пышность его,
таинственная и величавая,
станет менее интересна:
как живые дворы,
так часто отдающие достоевскими психологическими громадами, побледнеет,
поскольку ушёл столь важный для него человек:
А мне теперь Санкт-Петербург
не очень интересен, ибо
там нет Володи, друга моего,
с которым выпускали мы журнал,
стараясь напечатать самых лучших,
и по местам намоленным ходили.
Пронзительно – самоосуждением и судом над собой –
грянет любовное стихотворение:
вдвинутое в мир с той мерой мастерства и искренности,
что сочетание их
завораживает:
Я врал и подличал, я шел
К победе черными путями,
Завоевать пытаясь мир,
Который мне — теперь — не нужен.
Живу и мучаюсь — я был
Каким-то недочеловеком
Ублюдочным, но и тогда
— Святая! — ты меня любила…
Но даже – коли сущности стих Степанова безнадёжен,
не оставляет он такового впечатления:
словно согретый изнутри
юмором и добротой:
Безжалостны бои без правил.
И вот я выбился из сил.
Двадцатый век меня подранил,
А двадцать первый — подкосил.
Тонко и нежно,
по-своему варьируя вечные темы,
прозвучат
как бы в ответ
стихотворения Ирины Карениной:
Осень бьёт в дождливый бубен,
Дождь из листьев по плечам.
Только ласковые губы
Ранят сердце по ночам.
Пахнет с кухни кардамоном,
Венчик мельтешит в руке,
И в пантуфельках с помпоном
Вечер входит налегке…
Таков альманах, посвящённый юбилею Евгения Степанова; альманах,
разнородно наполненный современным словом,
представленным в его поэтическом аспекте,
играеющий многими красками
бытия,
которое без поэзии
невозможно.
Александр Балтин город Москва
Екатерина МАЛИНОВСКАЯ
Альманах Миражистов
Что поэзия?
мифологический цикл
Что поэзия?
Говорят вещество
Вон гляди вереница машин
Что плывут в поворот гуси-лебеди
Льются индийским гуськом
Вереница дымящихся слов
Что пыхтят ведь сегодня мороз
Я в заснеженных мыслях
Цитирую свой перевод
Что поэзия?
Спроси меня как
Я ничего не отвечу
Но поднесу руку к лицу
И один из стеклянных глаз
Протяну тебе на ладони
Вот падаван держи
Можешь забрать навсегда
Не преврати в бельмо
Пользуйся осторожно
Не ослепни не ослепи
А мне одного достанет
Что поэзия?
Оставьте меня.
Что поэзия?
Приходи по ночам
Найдешь в полумраке лежащей
Мою оболочку
Ни шороха! Шшш!
Не спугни блуждающий дух.
Посвящение Пушкину
Сердце кости и мозг — я —
Проснулись рано что-то не спалось
И думал каждый об одном отдельно
Одно—
временно
Как это скучно мило и нелепо
Литератур — О! — веденье
Слепого романтичное виденье
О том чего не ведают другие
Введенье заблужденье заключенье
Обида заключённая в слова
Увы не полюбившие друг друга
Стоящие насупившись по-детски
Забавно друг от друга отвернувшись
<Согласитесь коллеги большинство научных работ читать столь же невыносимо как наблюдать за душевнобольными запертыми в тесной палате в советских аляповатых платьях> [Малиновская, 1990].
Словечко как жужжащая пчела
Перелетит страницы диссертаций
Поникшему поэту сядет на нос
Ужалит что-то там внутри…
Апчхи!
Минута — и стихи.
Le conseguenze dell’amore*
(*последствия любви)
Хочу чтобы литературоведы
Изучили мои стихи
Поняли все отсылки
Достоевского, Гоголя, Манна
Я хочу чтоб историк кино
Прочитал мою книгу внимательно
Понял бы все отсылки
Висконти, Антониони
Ну что уж там, и Фон Триера
Хочу чтобы искусствоведы
Вгляделись в мои заголовки
Заметили бы: ага!
Ван Гог, Хокусай, Пиросмани
И другие
Вот Делёз,
Видишь, философ?
Вот Юнг,
Видишь, психолог-исследователь?
Вот там Бетховен,
Видишь, скрипач?
Вон там и Гульд,
Смотри, пианист!
Берроуз Керуак Гинзберг
Берроуз Керуак Гинзберг
Берроуз Керуак Гинзберг
Прорицанье
Я люблю яблочный сок
И бескорыстную помощь
Можем ли мы безусловно любить?
Ливнем блювал водосток
Ткань разукрашена в овощ
Лю
Между на
Не трудись победить
Я замирающий ил
Я дорогое надгробье
Знаешь ли ты, что в моей глубине?
Я прорицанье сивилл
Я человекоподобье
Светоч извне
Испытай себя, если хочешь
Г Красноярск
Борис УСОВ-БЕЛОКУРОВ
Альманах Миражистов
Выставка «Мир искусства Бориса Усова» |
С 5 сентября |
✨Открываем проект, посвященный творчеству Бориса Усова (Белокурова) — поэта, художника, лидера музыкальных групп «Соломенные Еноты», «Утро над Вавилоном», «Коты Созвонились» и «Зверье».
Проклятый поэт, экстремал-эрудит, анахорет, проводивший дни, запершись в своей легендарной «квартире 104» в Конькове — фигура Бориса Усова давно стала легендой андерграунда. Выставка в Центре Вознесенского открывает его как художника. Экспозиция разделена на несколько частей, каждая из которых раскрывает разные аспекты творчества: психоделические графические работы и фантастические бестиарии, коллажи и самиздат, |
Бестиарий Бориса Белокурова
04.10.2021
Великий русский поэт, лидер панк-группы «Соломенные еноты» Борис Усов (позднее сменил фамилию на Белокуров) был немного похож на дядю Фёдора из Простоквашино — тоже такой вечный мальчик-затворник, который «очень зверей любит, особенно всяких кошек». И хотя в стихах Бориса Анатольевича водятся самые разные существа, в том числе даже люди, он всё-таки прежде всего поэт-анималист. Звери — это и его аватары, и образы утраченных нашей цивилизацией ценностей. Как удачно заметил Георгий Мхеидзе на страницах «Формейшна» Феликса Сандалова, существует всего одно произведение, которое релевантно творчеству Усова — «Потерянный рай». Но «Усов как бы говорит, что рай не потерялся совсем — от него нам остались звери».
Составили для вас краткий алфавитный бестиарий по текстам БУ, где на «бэ» — мудрый зверь Балтазар, на «у» — утята, которые помнят войну с фашистами, а на «е», разумеется, еноты. Приурочить решили к Всемирному дню животных 4 октября. С праздником, мур-мур-мур.
Коллаж Бориса Белокурова из самиздата «Мир искусства»
А — «Амфибия»
Земноводный аватар, выращенный автором не для себя, но для Котов, которые Созвонились Вовремя — группы «Ко.Со.Во.» В биологическо-магическом смысле — один из вариантов изжить из себя цивилизацию через отказ от человеческой формы в пользу пограничного существования. В поэтическом — призыв к такому отказу и звериному восстанию:
«КОГТИ ЗВЕРЕЙ И РЕПТИЛИЙ, ХВОСТЫ САЛАМАНДР ЦАРАПАЮТ СТЕНЫ БАСТИЛИЙ, МОЙ ИХТИАНДР».
Или хотя бы к общению с себе подобными, в котором спасение пусть не мира, но собственное.
В отличие от в изобилии населяющих усовскую вселенную котов, лис и других истинных зверей, не несущих в себе человеческого начала, амфибия вынуждена мириться с невозможностью полной трансформации. Но главное здесь то, чему она сама отдаёт предпочтение. Её выбор однозначен, и он стремит её к идеалу, в «центр всех рек» — «Амфибия не человек!».
Из рисунков Бориса Белокурова
Б — Балтазар (из песни «Baltasaar»)
Тёзка не то вавилонского царя, известно греховным пиром, не то мифического демона, а может одно из воплощений первого или второго. Так или иначе, Балтазар — мудрый зверь, несущий очистительный пожар и отпаивающий тёплым отваром из неудач. Обладает когтями, крыльями, которые шуршат, как вечерние платья богинь и лапами, которые «оставляют следы, расцветают сады, революция, бунт». Видит цель и готов всё изменить — и себя, и себе, и то, что вокруг.
В — Вомбат (из песни «Батяня-вомбат»)
Лирический бастард, рождённый от смешения двух противоположностей — батяни-комбата из песни группы «Любэ» и милейшего австралийского сумчатого. Получившееся дитя взяло от родителей лучшее: первобытную беззащитность и несгибаемый люберецкий характер.
Уравнение, возвращающее к священным истокам, включает много разнообразных слагаемых — и подругу-коалу, и горящий Сидней, и зелёных муравьёв из фильма Вернера Херцога. Но то самое искомое неизвестное, конечно, батяня. Сумеет ли он, услышав песнь стрекоз, утереть слёзы? Удержит ли военно-вомбатную амбивалентность для сохранения памяти предков-аборигенов?
Из рисунков Бориса Белокурова
Г — «Горбунок»
Аватар родины в виде сказочного конька, испытавший мрачные трансформации с исчезновением советской «Атлантиды». В песне с одноимённого альбома 1993 года хроника событий — школьник не просто скрывает отметки, но бьёт отца дневником, а реки утекают сквозь вскрытые границы. И только чужие сынки с оружием под боком готовы «сдохнуть, как свиньи, чтобы вы могли жить, как герои» — «может, тогда и воскреснут коньки-горбунки?».
Коллаж Бориса Белокурова из самиздата «Мир искусства»
Д — Дракон (из песни «Маленький дракон»)
[Офигительный] аватар, необходимый для вылазок в зверский муравейник, где с одной стороны (видимо, с правильной — звериной) не осталось жителей, а с другой стеклянные дома, в которых «народ откормленный, сытый, подлый, злой». Тоже звери — но неправильные, окаянные. К счастью, дракон обладает рядом сакральных знаний. Например, что скоро всё уладится — главное, самому сделать выбор и дать команду «стой!», воспользовавшись соломинкой неприручённости. И что русская водка способна снимать верхний слой, высвобождая василиска.Е — Енот
Попав в голову поэта, Крошка Енот, герой мультфильма и сказки «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» свёл там дружбу с маргиналами, дав имя первой группе Бориса — «Крошка Енот и те, кто сидят в тюрьме». А затем судьбоносно встретился с фильмом «Соломенные псы» Сэма Пикенпа, откуда и произошло название «Соломенные еноты».
Непосредственно в поэтических текстах еноты у Усова представлены не слишком широко. И всё-таки можно припомнить, как в «Сказочке про енотов» они сначала искали звёзды в траве, а потом всё оказалось завалено трупами.
Ж — Женщина с мордой гиены
Как и всякий зверь, и вообще любая сущность, представитель биологического рода «человек» под названием женщина у Бориса Анатольевича бытует в двух одновременно возможных вариантах — идеальном и приземлённом. Вспоминаются строки из «Шекспиров (Песня Гражданской войны)»:
«ЖЕНСТВЕННОСТЬ ЛЕГКА И ИДЕАЛЬНА
ЖЕНСТВЕННОСТЬ ЛЕТИТ СКВОЗЬ ВРЕМЕНА
А ЕСЛИ ВСТРЕЧУ СВЕТУ ИЛИ ТАНЮ —
ПРОГОНЮ — ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?!».
В этом смысле интересен образ женщины-гиены из стихотворения «Маскарад». Можно подумать, что приземлённое здесь обозначено самим словом «гиена», а значит во всей героине нет ничего хорошего. Но, видимо, раз встреча произошла на маскараде, а размолвка — за его рамками, речь о том, что герой был привлечён звериностью натуры, которое оказалось мнимым — не настоящей мордочкой, а картонным фейком. А раз так, пора прощаться: русский поэт не верит в [обман].
Коллаж Бориса Белокурова из самиздата «Мир искусства»
З — Зверь
Не всех обитателей своих джунглей, городов или зоопарков Белокуров наделяет конкретными биологическими чертами. Исследователю лиро-фауны следует быть внимательным, ведь зверь — непростой омоним и порой отличить зверя от зверя так же трудно, как добро от зла.
Но даже когда удалось решить, кто тут «Неведома зверушка», проданная за 30 рублей, а кто мировой зверь, на которого следует устроить от облаву, не становится легче. Ведь теперь предстоит спасти неразумного «Зверя, бегущего на ловца» от цепей и ножа, а это, как видно, почти невозможно.
И — «Изида»
Крылатая Исида, она же птица Хат, она же печальная вахтёрша из музея восковых фигур с альбома «Империя разбитых сердец» в Египте была покровительницей угнетённых. И в наше время Исида — на страже великих кадавров прошлого, от Клеопатры до Пол Пота, превращённых мадам Тюссо в отморозков с разноцветными полосками. Не лучше и дома — «мать и отец как экспонаты», а на улицах одни могилы. Музей закрывается на переучёт. Одна надежда на вечное воскресенье.
Рисунок Бориса Белокурова из самиздата «Мир искусства»
Й — Йети (из «Сердце Йети. Песня для Азии Ардженто»)
Изолированный ото всех в Тибете носитель настоящего сердца, в котором ещё остались какие-то чувства в противовес всему остальному миру и даже искусству, о котором не стоит и говорить.
К — Коты
Страна котов — самая густонаселённая на гипотетической карте планеты под названием «Усов». Здесь и «Кошка по имени LA» (с её приходом старики перестанут забивать козла, а молодые козлята уходить в бизнес), и «Три белых кота, три арийских кота: Порядок, Закон и Мораль», и красный кот Джульбарс, который выпьет водки, разрушит госстрой и вернёт любимую домой.
Кошачьи — больше, чем аватары. Очевидно, что кошатник не только в творчестве, но и в жизни, Борис Анатольевич сам был немного человеко-котом. Нередко в проигрышах и припевах песен можно услышать трогательное: «Мур-мур-мур».
Борис Белокуров с кошкой Минзой, дочерью кошки Колбы. 2000 год
«Котик-рок» — назвал музыку «Енотов» Сандалов. Как тут не вспомнить, что в 1990‑е годы, время расцвета московского панка, самым популярным котом в стране был рекламный Борис. Хотя Усов такое сравнение, даже в шутку, вряд ли одобрил бы.
Кто-то, например, Алексей Ставицкий (Боровик Ералаш), кажется, вообще считает, что Белокуров не умер, а просто переродился в огромного кота. И, как написано в конце книжки «Формейшен», этот котяра, может быть, уже всё сказал, но продолжает незримо прыгать над домами любимого района Коньково, да и над всем земным шаром.
Борис Белокуров с кошкой Молли. 2009 год
Л — Лисы
Их меньше, чем котов, но тоже достаточно. «Лисы для Алисы» стерегут в синей чаще ещё один утраченный вариант истинности. «Рейнеке-лис» выживает в одиночестве среди собак и матрёшек. Жена лирического «я» из «Путешественника — кума-лиса по имени Ку-Мали-Са поёт мужу песни, и на свет появляются дети Молния и Смерть Иерусалима.
В то же время «Лиса ХХ века» Люда Людоедова прилетела на Землю с далёкой звезды и с болью в пластмассовом сердце заманивает на комфортный насест за стеклянной дверью. Не её ли вина, что «Лисичкин хлеб» продан, как вишнёвый сад, и уничтожен скотом? В отличие от котов, не все лисы играют на стороне света.
М — «Мотылёк-птеродактиль»
Хрупкая рептилия — и вечный динозавр, и эфемерная бабочка. Ни древняя мощь, ни крылатая лёгкость не спасают мотылька-птеродактиля от действительности, где век-бультерьер, обречённо свернувшись калачиком, забылся сном, над лестницей кружится чёрная моль, а Гребенщикова сволочи заманили в телевизор. Но и его, когда станет дедушкой, отправят на антресоль. Мотылёк-птеродактиль потерялся в пустоте, а мы ещё жаждем возмездия (а кто нет — шкурник и трус), но знамя уже порвано. Осталось только делать уколы.
Коллаж Бориса Белокурова из самиздата «Мир искусства»
Н — «Нерпы охотского моря (просят!)»
Волшебные ориентиры для лирического героя, которые с Дальнего Востока шлют ему сигналы — надо бросить мир метро и магазинов и отправиться по дороге вспять, свёрнутой в виде кошачьего хвоста. Сделать «шаг в сторону от вас, таких живых» нужно не мешкая: рефрен «Просят: «Скорей!» от нерп настолько важен, что даже вынесен в заголовок.
О — Олениха (из песни «Белая олениха»)
Традиционная оппозиция традиционному же миру, выпустившему неправильные когти. С одной стороны — менты, с другой — олениха, камертон мироздания, на который надо равняться. Кто победит в неравной борьбе? «Это в конечном счёте решать тебе!».
П — Пчёлы (из песни «Мёртвые пчёлы»)
Мёртвые не умирают — наверное, поэтому, вылетевшие из гнезда альбома «Остров-крепость» и почившие на мёрзлом асфальте насекомые продолжают подавать сигналы. Пускай даже один из них — равнодушие («Мёртвой пчеле всё равно»), а другой — ожидание конца времён.
Не странно, что пчёлам не жаль ледниковой эры, где рабочему не хочется оказаться на Ямайке хотя бы на пару минут. И всё-таки пчёлы важны — ведь именно они вдохновляют завершить этот некролог отчаянным лозунгом: «Нам нужно общение!».
Р — Ревнивец (из песни «Ленивец-ревнивец»)
Место обитания: вечнозелёная лагуна. Занятие: ревновать любимую к скалам, ветвям и деревьям, а также мечу Немезиды и смеху Фортуны, а ещё к парусам, кораблям и командам («повод для ревности — всё, что не он, всё, что кроме). В то же время она зажигает в бенгальском неоне — анималистический сюжет в духе «Он был старше её» Андрея Макаревича, который тоже «полезно послушать влюблённым». Падение — крепкий пальмовый ром, спокойный тропический плач и сон, который возвращает к жизни гармонию. Но ленивец знает: он спит в последний раз.
С — Стегозавр с мармеладными глазами (из песни «Кто полюбит стегозавра?»)
Печальный травоядный динозавр по имени Стася (но своё имя он раскроет только тому, кто даст себе труд прослушать его историю до конца). Явный родственник Мотылька-птеродактиля, легко узнаваемый по опалённым крылам, живущий в нойз-ритме песни про крылатые качели с изъятым припевом — видно, крылья качелей тоже опалены и больше не летят.
Мир Стаси — это тритоны и улитки, которые поставляют напиток «Очарованье», плачущая форель и кошка, которая знает повесть о принцессе Несмеяне. У каждого свои трудности, вызванные общей «сломанностью» бытия. Все вместе они — украшение чьей-то жизни, вот только отдельно ото всех Стасю так никто и не полюбил.
Т — Тигры
Полосатые кошачьи — не то же, что коты, но доброе многочисленное племя и важные аватары. «Я работал в цирке дрессированным тигрёнком», — делает признание Борис Анатольевич в «Радуге Вавилона». Затем оставляет цирк и отправляется пить водку с русалкой на радость тем москвичам, у которых перепонки на руках и барсучий мех на мордах — удачный побег.
Из рисунков Бориса Белокурова
Меньше повезло «Рицици и Мицици» — тигрицам зверинца Дурова, которые сбежали и помчались в даль бескомпромиссную. Гром гремел, небо было хмурое — это государство, контролируемое Иосифом Сталиным и Дмитрием Моделем, которое не прощает и стреляет между глаз. Мицици убили, а Рицици взлетела в поднебесье. Теперь на Земле можно увидеть только её тень. Да и то не каждому, только тем, кто «без души, с душою песьей».
Как закалялась сталь, так и плавятся тигры. А «Слёзы чёрного тигра» проступают сквозь титры.
У — Утята (из песни «Память котят и утят»)
В спектакле Резо Габриадзе «Песня о Волге, или Сталинградская битва» плачет мама-муравьиха, у которой на полях сражений погибла дочь: «Господи, кто же тише нас по земле ходил?!». Так и по Белокурову не худо будет вспомнить, что «все утята и все котята запомнят войну с фашистами». Образ утёнка — это немного образ ребёнка. И если взрослым взрослое «вечная память», детям — трижды по три раза повторённое детское: «Спокойной ночи, малыши!».
Ф — Форсиха (их песни «Ежиха-форсиха»)
Одна из немногих звериных форм, вызывающих у Усова презрение без оговорок. Ещё первоисточнике, одноимённой сказке советского детского писателя Евгения Пермяка, она сделала неправильный выбор в пользу буржуазного антипревращения:
«ПРИГЛЯНУЛСЯ ЕЖИХЕ-ФОРСИХЕ ВЫДРОВЫЙ МЕХ. НЕ НАЛЮБУЕТСЯ.
— ДАВАЙ, ВЫДРА, ОДЁЖКОЙ МЕНЯТЬСЯ.
— ДАВАЙ! — ГОВОРИТ ВЫДРА.
СКАЗАНО — СДЕЛАНО. ПОМЕНЯЛИСЬ ОДЁЖКАМИ».
Но уже скоро ежихе пришлось пожалеть о подмене — когда преступные элементы решили попробовать её на зуб. Защитных пролетарских колючек больше не было, и ежиху задрали. В девяностые лирический герой Белокурова даже не хочет марать о воскресшую ежиху руки, предлагая «тупой, бездуховной, дошедшей до точки» форсихе заткнуться фальшивым счастьем и жрать свои нарко-грибочки в день рождения панк-рока.
Х — Храбрый окунь (из песни «Окуньково (Fishtown)»)
В рыбном городе Окуньково повстречались храбрый окунь и прекрасная дельфина. Сразу было понятно, что ничем хорошим это не кончится: взмах ресниц дельфины напомнил окуню передозировку героина. Так и оказалось. Уплыл окунь из родных краёв на волю.
Ц — Цирковой говорящий зверь (из песни «Однажды в цирке (Рок-н-ролл блицкриг)»)
В маленьком цирке случилось удивительное происшествие: заговорил дрессированный зверь. Заговорил о непростом — зле интернета, красном банте Пелевина и любви. Зрители, заметив, что они больше не развлекаются, а размышляют над тем, как им быть, рассвирепели и потребовали от дрессировщика пристрелить «недопёска». Администрация извинилась, вернула деньги за билеты и увела зверя за кулисы. Что с ним там сделали — неизвестно.
Зато известно, что бывший на представлении маленький ребёнок лет восьми вырос, стал крутым гуманитарием, поступил во ВГИК и снял кино про то, о чём поведал мудрый зверь. Спасибо тебе от зрителей за эту «минуту счастья перед ядерной зимой».
Коллаж Бориса Белокурова из самиздата «Мир искусства»
Ч — «Чайки счастья»
Замечательность отпики Усова (в этом случае одолженной Арине Строгановой и группе «Утро над Вавивилона») кроме прочего ещё и в том, чтобы в постапокалиптических обстоятельствах видеть чаек. Казалось бы — мир сгорел, оставив двоих, да и за ними уже выехал чёрный каток истории. Но хватает сил упрямо гнуть своё:
«МОЖЕТ, ЭТО ЛАЙ БЕЛОЙ ЛАЙКИ
МОЖЕТ, ЭТО ВЫХОД ИЗ КЛЕТКИ
МОЖЕТ ЭТО В СТАЮ СОБИРАЮТСЯ ЧАЙКИ
ЧТОБ НА НЕБЕ СТАТЬ ПЯТНОМ НЕЗАМЕТНЫМ
ЧАЙКИ СЧАСТЬЯ».
Ш — Шпионка (из песни «Мама для мамонтёнка»)
В Советском Союзе мамонтам жилось явно проще: плыви себе по волнам музыки Шаинского, делай, что должно, и лучшее не за горами. Но теперь, когда беспризорные мамонтята — это вся Россия кровью умытая, мамонтихе приходится стать шпионкой для мамонтёнка, разведывая и древнюю мудрость, и новое счастье. Получится ли? Судя по смеху с небес, пока получается.
Щ — Щера (из «Песни для Аниты Муи»)
Один из представителей отряда приматов вида человек разумный — Сергей Щербаков из группы «Мирный атом». О нём всего строчка — «И полудурок Щера не находит своих Сюзанн». Ведь не кот и даже не кто-то из наиболее важных гоминид, которых можно встретить в других текстах («Эта песня для Витни, для Витни, для Витни… вот и весь коммунизм» из «Песни для Whitney») или даже заглавиях альбомов («Эн и я», 2001 год).
Положение и образы людей в поэзии Усова можно объяснить словами соратника по «Енотам» Борис Гришина (Рудкина):
«[УСОВ] БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ, СИДЯЩИМ В БАШНЕ ИЗ СЛОНОВОЙ КОСТИ, В СВОЁМ МИРЕ, И СЧИТАЮЩИМ, ЧТО ЛЮДИ, ЕГО ОКРУЖАЮЩИЕ, ЭТО В ОСНОВНОМ ИНОПЛАНЕТЯНЕ, И НЕДОБРЫЕ ПРИЧЁМ».
Оформление альбома «Эн и Я»
Э — Электронный Тамагоша (из «Я перестала быть собой. Дорогая ли эта цена?..»)
Тамагочи были и прошли, но поэт-анималист успел их изучить, ласково называть тамагошами, маркировать как «механических скотов» и даже совершить культурно-биологическое открытие: их появление было предсказано в хите «Электрический пёс» Бориса Гребенщикова.
«Раньше я гуляла с Петей, раньше я гуляла с Гошей, а теперь мне дорог только Тамагоша» — это ведь вообще про цифровизацию, при этом не однобоко-старчески, вроде «только и знают, что сидеть в телефонах». Мобильники — наши питомцы, за которыми глаз да глаз, и мы всегда летим на «крик неживого зверя», потому что «твой виртуальный Берия требует перемен».
Взамен Тамагоша (или Айфоша) изолирует от бед внешнего мира и учит ответственности. Героиня текста ответственности не научилась — пока зверёк пищал, бегала во внешний мир за сигаретами, а вернувшись, обнаружила электронный трупик. Не огорчившись, отправилась «в гости к парню, у которого много травы». Лучше бы уж и дальше сидела с Тамагошей.
Ю — «Ю‑Кун-Кун»
Алмаз из комедии «Разиня» с Луи де Фюнесом, ожил и обнаружил в себе холодность. И пошёл «траекторией ненависти, что направлена в сторону ненависти». Раньше никто не здоровался с хмурым существом, и теперь он готов превратить в пыль веков всех родных и соседей во дворе и бросать разрушенным мирам, как голубям, крошки счастья.
Рукопись песни «Мы были коалами»
Я — Як-истребитель (из «Тянь-Шаньской баллады»)
Пропустив через себя «Яка-истребителя» Высоцкого, Усов выпустил из берлоги горного яка — без кавычек. У Владимира Семёновича поёт самолёт, а у Бориса Анатольевича настоящий горный бык с клыками в оскаленной пасти, на которые будет насажен Мураками и другие мальчики, которых необходимо освободить от их фантазий и быта.
Разница не только в форме, но и в отношении. Самолёт — существо мирное, истребитель поневоле и даже бросая бомбы поёт: «Мир вашему дому!». Як с глазами звезды боевиков Юньфата готов превратить стезю взлётно-посадочных полос и другие приметы мира антихриста в огненный Ганг.
Не имя внутреннего конфликта, як направляет всю могучую силищу на конфликт внешний, охотно зовёт себя истребителем, ликвидатором и даже терминатором и честно предупреждает: «Смерть вашему дому». Дословная цитата из Высоцкого — «досадно, что сам я немного успел» — после 11 апреля 2019 года зазвучала по-особенному пронзительно. Видимо, так как речь шла не о частном истребителе, а о плане по переделу мира, который не удался, действительно хочется досадовать.
Но — пусть повезёт другому.
Рукопись «Тянь-Шаньской баллады»
Читайте также «„Hеприметной тропой“: ностальгия в русской музыке».
(Только содержание)
книга: Соломенные Еноты / Борис Белокуров (Усов) “Эльд” (кн.)
Цена: 600 р.
Количество: 1
Издательство: Выргород, 2022 Вес: 630 г.
Твёрдый переплёт, 400 стр. + 16 стр. вклейка с фото, формат 145х210. Предисловие Максима Семеляка.Второй тираж, 2022 г.
Настоящая книга представляет собой полное и, к несчастью, уже посмертное собрание лирики Бориса Усова — московского поэта и лидера культовой музыкальной группы «Соломенные еноты».
…Борис Усов создал целую лабораторию неучтённого, и за этими строчками ты никогда не знал, что ждёт за поворотом — как будто блуждаешь в каком-то затерянном НИИ или переходишь из одного корпуса поликлиники в другой, и вдруг тебе открывается нестерпимо-осенний, уже примороженный вид из окна, и там, на отмели автобусной остановки, сидит отчётливо-одинокий пропойца и разговаривает сам с собой. Вся лирика Усова построена в том числе и на внимании к этому нулевому пациенту с остановки…
…Искусство Бориса Усова при всех его разломах и смещениях было очень домашним и теплолюбивым. Он слышал зов всего мира, но возвращался на эхо комнатного мяуканья. Вектор был — как в названии романа Бориса Поплавского: «Домой с небес». Один из самых тонких и несгибаемых финалов, которые Усов предложил в своих песнях, звучит так: «Я люблю этот город, пускай он концлагерь, концлагерь, зато лично мой — и вот так Анжелика, Маркиза ангелов, укатила обратно домой!» Его лирический герой, как в индонезийском эпосе, обречён плавать по океану нижнего мира в алмазной лодке, пока ему не бросят горсть земли, созданную из осколков Луны и Солнца. Поэзия Усова может показаться изнурённой и несовместимой с жизнью, но на самом деле он просто выкрутил ручки спектра до основания, когда за сияющими причудливыми палитрами неизбежно наступила слепящая больничная белизна и он без страха двинулся ей навстречу.
Максим Семеляк
Главный редактор издательства «Выргород» Лев НаумовПодготовка текста Оксана Григоренко, Анастасия БелокуроваКонсультант Арина СтрогановаДизайн обложки и каллиграфия Евгения СтавицкаяФотография на обложке Мария ДемьяноваКорректоры Ольга Решетникова, Оксана Григоренко
Ретушь архивных фотографий Валерия ПервушинаМакет и вёрстка Николай НоводворскийСборник публикуется в авторской редакцииНа вклейке использованы фотографии Арины Строгановой, Анастасии Белокуровой и из архива Бориса Белокурова (Усова)
Содержание
Предисловие
БЕЗ ДАТЫ
Мне не хочется стать привидениемМаскарад
Осень 1937Монолог ГамлетаАрканарАрмия Мэри Шелли«Безболезненна тварь, что не чувствует радость…»Взорванная вечностьГостья Из Настоящего«Интернационал»«Когда закончатся неоновые ночи…»Крик дельфинаНа Зелёной милеНовогодняя весна«Она сказала: Что такое, в самом деле?..»Пьянство«Ты стояла в белом платье у раскрытого окна…»Утиные историиШаг в сторонуЭпилог
ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2013
NB и его стремительная ватагаStopБольница
Гранитные семена (Micecatcher town)«Красные глаза на белом фоне…»«Мы строили лодку, ладью под названьем „Награда“…»Сеульский расклад«Ты спросишь меня, где мои ордена…»
«Я курил табак. Сигареты „ West“», городГамбург, без дураков…»«Я ходил по коридору в Майке с Брюсом Ли…»
2006Холод полярных льдинAlphavilleAshes to ashesЗемля мертвецовИгра вгляделкиКольцевая
Фильтр
2005ИнтернетПесня для Аниты МуиАрки
2004Point BlankКоготки (Теракт нежности)
Ленивец-ревнивецПрайм-таймТак плавятся тигрыТянь-Шаньская баллада (Як-истребитель)
2003Bondiana (Better tomorrow)Catland
«Общий знаменатель русской лесополосы…»
Space opera (Котобус)Dolly/ВатерлооАккордеон
История Всемосковского Панк-Клуба
Мы были коалами
Рейнеке-лисНет такого зверя
2002
Не воскреснетСлёзы чёрного тиграЧайная плантацияТропой бескорыстной любви (Dagon)
Madame BaclachkinaУзнать, когда летают самолётыКолыбельная (Sunset)Vorvolaka
Аналостанка (сюжет Цыммера)Заморозки в начале августаМедовый месяцНакипь смутного времениШекспиры (Песня Гражданской войны)
2001Безымянный трамплинКислород
Шёлковая терапияТалисман
Корректировка реальности (Не вспоминай!)
Хрупкий баланс — IIОхота на овецАстероид-семицветикВертится ЗемляNever…ЛДКД-3. Агатовое мореБоль поднимается вверхНерпы охотского моря (просят!)Обладать и принадлежать
2000 10.000 км тишины
Белый югДжекки (Прощание с Империей)
Облава на мирового зверя
Романтика (Дольше века длился день)
Сердце Йети. Песня для Азии Ардженто
Сентябрина
Хрупкий баланс — I
Канзас
Девочка из гештальта
Изида
Империя Разбитых Сердец
Конго
Лисы для Алисы
Митци. Обречённые чувства
Таитянка
1999
Зал ожидания
Звёздные медведи (sunshine reggae)
Однажды в цирке (Рок-н-ролл блицкриг)
Новый Моби Дик
Лекарство для Скалли
Песня для Whitney
Жизнь
Полёт Валькирий
Прошлого нет
Охота к перемене мест (Школьник)
1998
Кто полюбит стегозавра?
Доброе утро
Письмо Иосифу Бродскому
История Московского Панк-Клуба / Прямой репортаж
Путешественник
Рицици и Мицици
Взорванное лето
Крестоносец
Патриотизм
Ретро-футурология
Черта отрыва
Маркиза ангелов
Лена в стране чудес
ЛДКД
Мотылёк-птеродактиль
Герметичный дом
Океан
Баллада о безвременьи / Пушистик
Вечный лёд
Непростая песня простого человека (Блюз…)
The Polar Romance
Элегия
День повиновения
Императрица Вселенной
Кетцалькоатль
Кошка по имени LA
Мир подводный и земной
Новые консерваторы
Снежинка в лавине
Цепи золочёны
1997
На бенгальский огонь
Катастрофа
Счастье (Для А. Ф.)
Диана (версия 2)
Лейтесь, слёзы
Где-то обрываются этапы
Тунгусский метеорит
Baltasaar
Nazi лозунг
Весна в Сиаме
Враг своего народа
Ганс Чампурсин
Имени героев
Крест на доверии
Магистрали
Мама для мамонтёнка
Остров-крепость
Песня о стране и геральдическом льве
Песня против сна
Поезд Актюбинск — Москва
Так, а не иначе (Корректная песня)
Против молодёжи
Родина-сеть
Телеграфист
Трое/Троя
Цветики
Япония
1996
Night Flight
Ю-Кун-Кун
Недосмотренный сон
Сказочная почта
Зверь, бегущий на ловца
Сын Земли
Кровь тополей
Сага о снежных барсах
Каштаны
Батяня-вомбат
Белая олениха
Белые снега
Внимание: новинка
Джульбарс-jazz
ИНЛ
Колыбельная панк-року / Зубровский
Космос
Листопад
Лучший мент образцового города
Мёртвые пчелы
Окуньково (Fishtown)
Перелёт
Пьём за любовь
Раю — рай
Свободные льдины
Храбрость
1995
10-я серия одиночества
Moscow no problem
Фёдор
Безалкогольная прогулка
Бумажный змей
Заманиловка
Звезде Полярной
Звон цепей (Арине…)
Ксения
Лесная красавица (Песня посвящается Белке, Стрелке, Бьёрке и Анне Герман)
Лиса двадцатого века (Люда Людоедова)
Ненормированный рабочий день
Ни мира, ни войны
Прилетай!
Развилка
Рокот
Русский интеллигент
Станционный смотритель
Часовой
Шла собака (Бизнесс — это выстрел)
Diana
1994
Маленький дракон
Ох, было дело в мае
Человек — забавная скотина
Фабрика
Чёрный ворон
Солнечное лето
Московская мелодрама
Елена
Три белых кота
Бутылка озверина
Герой рабочего класса
Главные герои
Дистрибьютор
Крылатые ракеты
Люминесцентная тайга
Москва — Каssиопея
На месте Ремарка
Нам не нужно счастья
Неповторимая весна
Первоклаssник
Сан-Лоренцо
Старость
Третья мировая
Увольнение на берег
Яблонька
1993
Коса победы
Праздник самораспада
Друг-мародёр (посвящается Б. Рудкину)
Лисичкин хлеб
99 Дней
Наплыв после титров
Чёрный треугольник
Я видел кота
9 Мая 1993
Вечеринка
Ружья Тёплого Стана
Расстояние до станции «Огонь»
В 6 часов вечера 94
Радуга Вавилона
Великий Шёлковый путь
Горбунок
Денежное дерево
Ежиха-форсиха
«Жизнь это глупая мисс Откровенное Свинство…»
«Замечайте всё, мои ресницы…»
Звероферма
Зов тюрьмы
Наследники
Неведомая зверушка
Незабудка классовой борьбы
Никто никого
Ниточка к сердцу
Новые браконьеры
Память котят и утят
Радуга
Сказочка про Енотов
Стреляй по звёздам
Тёмные крылья
Убить пересмешника
Это называется зарёй
1991–1992
Незримая элегия
Эскалация
Поправка на имидж
Серые глаза — рассвет
Имени Галича
Главный полдень
Белый стержень
Identification of fire
Дети дрянного бога
Вести из мёртвой зоны
Грязь на снегу
Космос питается мясом
Красноармейская снежная королева
Наедине со всеми
Переписка с Мэрилин Монро
По законам военного времени
Разобщённость non-stop
Социал-дарвинизм
Стеклянный зверинец
«Совокупность обстоятельств, чья-то просьба без ответа…»
Терем-теремок
УТРО НАД ВАВИЛОНОМ 1995–1997
Чайки счастья
Утро над Вавилоном
Последняя пятилетка
Реки Вавилона
Песня сверхновой звезды
Паломничество на Землю
Заповедник
Диверсантка
Алгебра и Гармония
В долгом поиске
Солнечная система
Пережившая человечество
КО. СО. ВО. 1995–2000
10-я серия одиночества
Амфибия
Полёт Валькирий
Цитадель
Аляска (песня из одноименного кинофильма)
Ванда, морская змея
Забудь про ветер и туман (песня для Беатрисы Румфорд)
Молодость (имени Ренаты Литвиновой)
Незнакомка
Песня против непостоянства
«Я перестала быть собой. Дорогая ли это цена?..»
Авторы:
Борис Усов Соломенные Еноты Максим Семеляк
Альманах Миражистов
ССЫЛКИ НА АЛЬМАНАХИ ДООСОВ И МИРАЖИСТОВ
Читайте в цвете на старом ЛИТСОВЕТЕ!
Пощёчина Общественной Безвкусице 182 Kb Сборник Быль http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=488479
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=496996
ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ из Красноярска! Вышла в свет «ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ» Сто лет спустя после «Пощёчины общественному вкусу»! Группа «ДООС» и «МИРАЖИСТЫ» под одной обложкой. Константин КЕДРОВ, Николай ЕРЁМИН, Марина САВВИНЫХ, Евгений МАМОНТОВ,Елена КАЦЮБА, Маргарита АЛЬ, Ольга ГУЛЯЕВА. Читайте в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска! Спрашивайте у авторов!
06.09.15 07:07
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=580691:
КАЙФ new
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=580520
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576833
КАЙФ в русском ПЕН центре https://penrus.ru/2020/01/17/literaturnoe-sobytie/
СОЛО на РОЯЛЕ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576833
СОЛО НА РОЯЛЕhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576833
РЕИНКАРНАЦИЯ
Форма: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=575083
КОЛОБОК-ВАМ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=573921
Внуки Ра
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=573474
Любящие Ерёмина, ВАМ
Форма: Очерк http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=572148
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=571826
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=570593
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=569224
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=567900
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=567900 http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=565809
ЗЕЛО БОРЗОhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=564307
РОГ ИЗОБИЛИЯ http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=561103
БОМОНД
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=553372 |
ВНЕ КОНКУРСОВ И КОНКУРЕНЦИЙ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=549135 |
КаТаВаСиЯ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=536480 |
КАСТРЮЛЯ и ЗВЕЗДА, или АМФОРА НОВОГО СМЫСЛА http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=534005 |
ЛАУРЕАТЫ ЕРЁМИНСКОЙ ПРЕМИИ http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=531424 |
ФОРС-МАЖОРhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=527798 |
СИБИРСКАЯ ССЫЛКАhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=520612 |
СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=520121 |
АЛЬМАНАХ ЕБЖ “Если Буду Жив”
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=510444 |
5-й УГОЛ 4-го ИЗМЕРЕНИЯhttp://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=507564 |
Альманах Миражистов
НОКТЮРН НА ФЛЕЙТЕ
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН
Александр БАЛТИН Екатерина МАЛИНОВСКАЯ
Борис УСОВ-БЕЛОКУРОВ
Альманах Миражистов
КрасноярсК
2024
Автор бренда МИРАЖИСТЫ
Николай Николаевич Ерёмин – составитель альманаха НОКТЮРН НА ФЛЕЙТЕ
Красноярск, телефон 8 950 401 301 7 nikolaier@mail.ru