ФЕЙК-КЛУБ
Альманах Миражистов
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН
Александр БАЛТИН Эльвира ЧАСТИКОВА
Владимир МОНАХОВ СОКРАТ
Альманах Миражистов
Люблю ФЕЙК-клуб, где дружба всё дороже
…………………………………………………………….
Где снова на волшебной ноте
Поют, ни фейка не тая,
Сократ, Платон и Аристотель,
И Муза милая моя…
Ник-Ник
ФЕЙК-КЛУБ
Альманах Миражистов
Константин КЕДРОВ
Николай ЕРЁМИН
Александр БАЛТИН
Эльвира ЧАСТИКОВА
Владимир МОНАХОВ
СОКРАТ
КрасноярсК
«Литера-принт»
2024
Составил альманах Ник-Ник ЕРЁМИН
Рисунок на камне и обложка Алины БАЙКАЛОВОЙ
Кошек нарисовала Кристина ЗЕЙТУНЯН-БЕЛОУС
СОДЕРЖАНИЕ
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН Александр БАЛТИН Эльвира ЧАСТИКОВА
Владимир МОНАХОВ
СОКРАТ
Комнату в Доме Шампанских вин в Реймсе сфотографировал Юрий БАЙКАЛОВ
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ
Альманах Мираистов
посвящение сократа
http://video.mail.ru/mail/kedrov42/428/783.html открытие памятника павичу летом
“Новые известия”, июль 2001.
ПОСВЯЩЕНИЕ СОКРАТа
Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Павла Флоренского
——————————-
КОНСТАНТИН КЕДРОВ
——————————-
В Афинах сыгран новый спектакль Юрия Любимова, поставленный по пьесе декана Академии поэтов и философов Константина Кедрова “Посвящение Сократу”. Московская премьера состоится 6 октября – разумеется, в Театре на Таганке.
Ионический ордер – прощай,
и дорический ордер – пока,
древнегреческий радостный рай,
где одежда богов – облака.
В Парфеноне приют для богов,
боги в небе как рыбы в воде.
Для богов всюду мраморный кров,
а Сократ пребывает везде…”
Вот что рассказывает об этом важном театральном событии автор:
2400 лет назад великий философ Древней Греции, приговоренный к смерти афинским ареопагом, выпил чашу с ядом. Семидесятилетнего Сократа обвинили в безбожии и растлении молодежи. Потрясенный смертью учителя, молодой Платон стал философом, чтобы во всех подробностях передать в своих трудах учение Сократа. Самого Сократа обучала философии мудрая Аспазия. Он также дружил с прекрасной Диотимой и был женат на сварливой Ксантиппе. Все три дамы действуют в нашей мистерии.
Генеральная репетиция прошла в Дельфах, где когда-то оракул устами трех пифий-прорицательниц нарек Сократа богоравным и самым мудрым из смертных. Вместе с участниками спектакля я был на том месте, где произошло это удивительное событие. У подножия гор, окружающих Парнас, напротив горы Геликон, где обитали музы, находился дельфийский оракул. Во времена Сократа там была надпись: “Познай самого себя”. Став богоравным, Сократ произнес: “Я знаю то, что ничего не знаю, а другие и этого не знают”. Здесь же, повыше в горах, протекал когда-то Кастальский ключ, воспетый невыездным Пушкиным, который никогда не был в Греции. К сожалению, Кастальский источник давно иссяк, и даже тропа к нему завалена камнями. Зато Парнас, на котором ныне пребывают Пушкин вместе с Гомером, выглядит весьма величественно, и вершина его окружена облаком, скрывающим богов и поэтов.
Целую неделю труппа репетировала на площадке возле дома великого греческого поэта Сикелианоса. Этот дом настолько похож на домик Волошина в Коктебеле, а Коринфский залив так напоминает коктебельский, что невольно возникла мысль: не скопировал ли Волошин свой дом с дома Сикелианоса. Но, оказалось, греческий поэт построил свой дом намного позже – в 20-х годах. Так же, как и Волошин, он увлекался древнегреческими трагедиями и разыгрывал их на сцене возле своего дома.
Здесь и прошла генеральная репетиция. А премьера мистерии состоялась в Афинах, среди сохранившихся мраморных колонн, под сенью парящего в высоте Парфенона, и завершала Сократовский фестиваль, который длился дней двенадцать.
Чем-то это напоминало театральную олимпиаду в Москве. В Грецию съехались знаменитые театры Франции, Голландии, Японии, Германии. Россию представляли театры Любимова и Васильева. Васильев затребовал бочку с красным вином, в которую собирался нырять. Мы при этом событии присутствовать не могли – каждый день был отдан репетициям. Мистерия ставилась и была написана в предельно сжатые сроки, и порой казалось, что эта задача просто невыполнима. Однако зрители Дельф и Афин полностью опровергли наши сомнения. Их живая реакция на все, что происходило на сцене, при том что действие шло на русском языке, а греческие титры не очень четко читались, лишний раз подтвердила, что язык театра – это прежде всего пластика и интонация. Цистерны с вином у нас не было, но был бассейн с водой, в котором Сократ видел отражения Платона, Аристофана, Ксантиппы, Аспазии, но никогда не видел себя. И только в один момент у Сократа появилось отражение – когда он задумался о чаше с цикутой. Дело в том, что в нашей мистерии сведены воедино два события: приговор в Афинах и посвящение в Дельфах. А сама мистерия есть не что иное, как предсмертное видение Сократа.
Репетиции Юрия Любимова, честно говоря, не менее интересны, чем сам спектакль. Три основных принципа его эстетики: ничего напрямик, все в меру и все конкретно. Однажды прозвучала фраза, от которой рухнуло бы в обморок все наше театроведение: “Театр не терпит условностей”. Сократа играл Феликс Антипов, действительно похожий на своего героя. Это отметили все. Русский Сократ оказался самым сократическим”.
© Copyright: Кедров-Челищев, 2009
Свидетельство о публикации №109113002667
Мистерия К. Кедрова Ю. Любимова Сократ Оракул в Аф
http://video.mail.ru/mail/kedrov42/131/1118.html Премьера мистерии К.Кедрова Ю.Любимова Сократ/Оракул в Афинах и на Таганке к 2400-летию посвящения Сократа
© Copyright: Кедров-Челищев, 2010
Свидетельство о публикации №110031203459
Посвящение сократа мистерия
ПОСВЯЩЕНИЕ СОКРАТА*
Мистерия
СЦЕНА 1
ПЛАТОН. Я уже прошёл все стадии очищения. Скажи, о Сократ, когда же меня посвятят в последнюю тайну дельфийских мистерий?
СОКРАТ. Попробуй это вино из Дельф, по-моему, дельфийцы явно перекладывают корицы. Как ты думаешь, Аристотель?
АРИСТОТЕЛЬ. Я знаю 114 способов приготовления вин, но впервые слышу, что в вино можно класть корицу. Надо записать. 115-ый способ, дельфийский, с корицей, (записывает).
ПЛАТОН. Ты неправильно понял учителя. Сократ говорит об истине, а ты о корице. Что такое дельфийское вино, по-твоему?
С0КРАТ (отхлебывает). По-моему, это виноград позапрошлого урожая, сок явно перебродил, а чтобы заглушить кислятину, дельфийцы втюхали туда еще корицу. Но нет ничего тайного, чтобы не стало явным (отхлёбывает ещё раз). Ин вино веритас – истина в вине, как корица. Всегда горчит,
АРИСТОТЕЛЬ. Истина бывает трёх родов: истина, которая рождается в споре, истина, которая и без того всем известна и, наконец, которая не рождается. Один если не знает, о чём спорит, – дурак, а другой если спорит и знает, – мерзавец.
СОКРАТ. В спорах рождаются только грибы и споры, да ещё спорщики, один глупее другого: один глуп, что спорит, другой – что оспаривает:
ПЛАТОН. Дельфийское вино, о котором говорил нам Сократ, это мудрость. Во-первых, оно из Дельф, значит в нём прозрение дельфийских оракулов, во-вторых, оно прошлогоднее, а истина всегда в прошлом, в третьих, оно горчит. Ведь не даром говорят: “Горькая истина”.
АРИСТОТЕЛЬ. Ты так много говоришь о вине, а сам ни разу не отхлебнул. Вот и о мудрости твои рассуждения чисто платонические Ты ведь ни разу её и не пробовал на зубок.
СОКРАТ: Погоди Платон! Не слушая… его не пей. Проведём чистый эксперимент. Вот Платон – он не пил дельфийского вина. Вот Аристотель – он уже назюзюкался, А теперь пусть каждый из Вас скажет, что он думает о вине.
АРИСТОТЕЛЬ (поёт).
А мы пить будем, гулять будем, а смерть придет, помирать будем.
ПЛАТОН. Чем я провинился перед Сократом, что он не даёт мне отведать своего вина?
С0КРАТ. Но вино уже давно перекочевало в Сократа. И теперь отведать вина значит то же самое, что отведать Сократа,
СОКPAT. Кто больше, учитель или ученик?
АРИСТОТЕЛЬ (икая). Конечно, учитель!
СОКРАТ. Ошибаешься! Вот мы с тобой выпили все вино, Я как был пузатым, так и остался пузатым, А ты раздулся и стал вдвое больше Сократа, а ведь ты только ученик, хотя и посвящённый.
ПЛАТОН. Теперь я понял, почему ты не угостил меня дельфийским вином, а напоил только Аристотеля. Вино – это мудрость. Ты наполнил Аристотеля тем, чего ему явно не хватало,
СОКРАТ. И по той же причине я посвятил Аристотеля и не посвятил тебе. Учёного учить – только портить.
Входит безобразная Ксантиппа и смотрит на Сократа, который лежит между двумя зеркалами и смотрит в каждое по очереди. На одной раме написано “Аристотель”, на другой — “Платон”. Рядом валяется глиняный кувшин. Сократ возлежит между зеркалами и беседует со своим отражением, глядя в пустое зеркало.
СОКРАТ. Вот я гляжу в зеркало и что вижу – Сократа? Как бы не так. Вижу либо Аристотеля, либо Платона. И так всегда: глотну глоток – Платон, выпью ещё – Аристотель. А Сократа я отродясь не видел. Откуда вообще я знаю, что есть Сократ? Если бы не отраженье, то о Сократе можно было бы узнать только от Платона и Аристотеля. А отраженье – это всего лишь иллюзия Сократа, а отнюдь не Сократ.
КСАНТИППА. Опять назюзюкался? Лучше бы ощипал этого петуха. Ты хотел петуха, вот я и принесла тебе петуха.
СОКРАТ. Что за черт, только что в этом зеркале был Платон, а теперь Ксантиппа.
КСАНТИППА. В глазах у тебя двоится, нет здесь никакого Платона. Надо ж такое выдумать! Собственную жену называет то Платоном, то Аристотелем. Вечно ему мерещатся какие-то ученики. Какие ученики? Кому нужен этот лысый и пузатый алкоголик, помешавшийся на красивых мальчиках, которых он в глаза никогда не видел,
СОКРАТ. Мальчик, вина!
КСАНТИППА (бьет Сократа петухом по голове). Вот тебе мальчик Вот тебе вино. Вот тебе Платон, вот тебе Аристотель.
С0КРАТ. Нет, о жители Беоты, вы не заставите меня отречься от моих идей. Платон мне друг, но истина дороже.
КСАНТИППА. Пошел вон, ублюдок, пока я тебя не забила до смерти.
СОКРАТ. За что, о беотийцы, вы приговариваете меня к изгнанию. Лучше приговорите меня к чаше с ядом.
КСАНТИППА. Ну вот что, с меня довольно! Можешь упиться своей цикутой, больше ноги моей здесь не будет. (Швыряет ему под ноги петуха и уходит).
СОКРАТ (смотрится в зеркало). Платон, где ты? Почему у меня нет отраженья? Может, я уже умер и потому не отражаюсь. Посмотрюсь во второе зеркало. Ay, Аристотель… Никого нет! Придётся пить цикуту в полном одиночестве. (Отхлёбывает вина). Что за чёрт? Почему в зеркале отражается Сократ? И в этом тоже Сократ. А где же Платон, где же Аристотель? А, я всё понял. Ксантиппа подмешала в дельфийское вино цикуту. Я выпил яд и познал самого себя. Так эта лысая обезьяна с приплюснутым носом и есть Сократ? В таком случае, я не хочу иметь ничего общего с Сократом.
Входят Платон и Аристотель
АРИСТОТЕЛЬ. Рассуди нас, Сократ Мы спорим, что есть прекрасное?
СОКРАТ. Сверху черно, внутри красно, как засунешь, так прекрасно. Что это?
ПЛАТОН. Это пещера, посвящённая в Дельфах. Сверху она покрыта жертвенными овечьими шкурами, а когда выползаешь в узкий проход, то на жертвеннике сияет вечный огонь.
АРИСТОТЕЛЬ. Это жертвенная овца. Когда засунешь в неё нож, он обагрится изнутри кровью и боги скажут – это прекрасно.
ПЛАТОН. Прекрасное есть жизнь.
АРИСТОТЕЛЬ. Прекрасное – это отражение жизни. Жизнь безобразна, как Сократ, но когда Сократ говорит, он отражает жизнь, и становится прекрасным.
ПЛАТОН. Значит прекрасна не жизнь, а мысль. Мысли Сократа делают жизнь прекрасной.
СОКРАТ. Мне плохо, пожалуйста, сварите мне петуха.
АРИСТОТЕЛЬ. Сократ хочет отведать курятины.
ПЛАТОН. Похоже, он ее уже отведал, весь с ног до головы в перьях.
АРИСТОТЕЛЬ. Давай сварим этого петуха и съедим, а бульон отдадим Сократу.
ПЛАТОН. А ты не боишься Ксантиппы?
АРИСТОТЕЛЬ. Ксантиппы бояться, к Сократу не ходить. Эй, Ксантиппа!
Входит прекрасная Аспазия-Диотима.
СОКРАТ. Ксантиппа, свари петуха.
АРИСТОТЕЛЬ. Ты… Ксантиппа?
ДИОТИМА. А что тебя удивляет?
АРИСТОТЕЛЬ. Нет, ничего, я только, я думал, мы хотели, то есть мы не думали, что у Сократа такая прекрасная жена.
ПЛАТОН. Вот и верь после этого людям!
ДИОТИМА. Разве Сократ никому не говорил обо мне?
ПЛАТОН. О нет, прекрасная Ксантиппа, он только о тебе и говорит…
АРИСТОТЕЛЬ. Вот видишь, мы знали Ксантиппу только со слов Сократа, и теперь ты можешь убедиться, насколько жизнь прекраснее слов.
СОКРАТ (бормочет). Прекрасное есть жизнь.
ПЛАТОН. Не может быть, чтобы эту глупость изрек Сократ. Он явно перебрал дельфийского вина.
ДИ0ТИМА. Зачем Вам этот жилистый петух. Лучше отведаете целительного бульона. Я приготовила его для Сократа, а теперь с удовольствием угощу и его учеников. Вас с Сократом трое, значит и мне в три раза приятнее накормить гостей. (Поит из чаши мычащего Сократа. Платон и Аристотель с удовольствием пьют бульон).
ПЛАТОН. Подумать только, насколько бульон прекраснее курицы. Ходит по двору какое-то безмозглое созданье, кудахчет, гадит, Но вот принесли ее в жертву, и она так прекрасна в устах философа,
АРИСТОТЕЛЬ. Это божественная энтелехия. Потенциально бульон всегда содержится в курице…
СОКРАТ. Жаль только, что актуально курица не всегда содержится в бульоне. Сыграй нам, о прекрасная Ксантиппа.
АСПА3ИЯ. (играет и поёт).
Кто среди дев дельфийских,
Сестры, всего прекрасней?
Чьи уста слаще мёда,
Глаза беспредельней неба?
Мудрость всего прекрасней,
Мудрость всего разумней,
В мудрости мудрый счастлив,
В счастье счастливый мудр.
ПЛАТОН. Счастлив ты дважды, Сократ, что живёшь с мудростью и женат на красоте.
АРИСТОТЕЛЬ. Нет, лучше стихами: Ксантиппа, ты типа… Типа… типа… типа… (засыпает, за ним засыпают Платон и Сократ, Диотима удаляется, входит Ксантиппа).
КСАНТИППА. А, устроились здесь, развалились, бомжи, бродяги. На минуту нельзя оставить. Опять привёл каких-то голодранцев. Теперь он будет говорить, что это философы – Платон и Аристотель. Помешался на учениках. И себя возомнил каким-то учителем. Весь базар смеется, когда он идёт с корзиной за провизией. Так и говорят – философ идет. Срам-то какой. И где он только находит таких же пьяниц? Вот уж воистину говорится, дерьмо к дерьму липнет. СОКРАТ. Ксантиппа? ПЛАТОН. А где же прекрасная Диотима?
КСАНТИППА. Какая еще Диотима? АРИСТОТЕЛЬ. Прекрасная!
КСАНТИППА. Так вы ещё и девку сюда привели. Хорошо, что она убежать успела, а то её постигла бы та же участь. А ну, вон – вон – вон отсюда! (Избивает Платона и Аристотеля петухом. Философы убегают).
С0КРАТ. Ксантиппа? Я жив? Значит, цикута не подействовала. Второй раз меня уже не приговорят к изгнанию. Я был уже на том
свете, и знаешь, там ты прекрасна. У тебя прекрасная душа, Ксантиппа. Я видел тебя в образе прекрасной Аспазии. Платон, ты прав. Искусство не зеркало, а увеличительное стекло.
КСАНТИППА. Ладно, не подлизывайся, так и быть, налью тебе еще одну чашу. Лысенький ты мой, пузатенький, курносенький,
глупенький (обнимает голову Сократа, оба напевают):
Сладким дельфийским вином напою тебя, милый,
Истина только в вине – говорил мне дельфийский оракул,
Истина ныне в тебе, обменяемся, милый,
Влейся в меня без остатка, смешайся со мною,
Только любовью вино разбавляй, но никак не водою.
(Сократ оборачивается к публике в маске Аполлона. Ксатиппа в маске прекрасной Диотимы).
С0КPAT. Я знаю тo, что ничего не знаю.
КСАНТИППА-ДИОТИМА. Я тоже кое-что знаю, но никому не скажу. Дальнейшее – тишина… Хотя так уж так и быть… Так вот… Нет… Если кое-что у Платона сложить с кое-чем у Аристотеля, то получится ровно столько, сколько у Сократа.
СОКРАТ. Лучше больше, да чаще.
КСАНТИППА. Лучше больше, да дольше.
СОКРАТ. Вот какая фи-ло-фа-со-фия!
До свидания, Сократ и Платон,
До свидания, Платон и Сократ,
Древнегреческий радостный сон
Древнегреческий сладостный лад.
Ионический Орден, прощай,
И Дорический Орден, пока,
Древнегреческий радостный рай
Где одежда Богов – облака.
Там в Афинах Афина весь год,
Где наяды резвятся в воде,
Где ликует элладский народ,
А Сократ пребывает везде,
В Парфеноне приют для богов,
Боги в небе, как рыбы в воде.
Для богов всюду мраморный кров,
А Сократ пребывает нигде.
Аристотель всегда при царе
В Академии мудрый Платон. А Сократ – он везде и нигде, И приют для Сократа – притон,
В Древней Греции – греческий сон, В Древней Греции – греческий лад. Там всегда пребывает Платон, И всегда проживает Сократ.
СЦЕНА II
Сократ возлежит по середине сцены. Слева Скала с пещерой с надписью ; “Дельфы”, справа скала, на которой белеет Акрополь, надпись “Афины”. Рядом с Сократом большая амфора с Вином. Рядом с Сократом возлежат двое: мудрец софист Протагор и красавица гетера Аспазия с лирой. Аспазия наигрывает на лире. Все трое поют.
Ты скажи мне, дельфийский оракул,
Почему я так горестно плакал,
Может снова копьё прилетело
И зажившую рану задело,
Или юность моя пролетела,
И гноится душа, а не тело.
Где вы, где вы, дельфийские девы,
Где вы, где вы, премудрые Дельфы?
Дельфы справа, Афины слева,
В середине Диана дева.
Сушит жажда и ноет рана,
Дай вина, богиня Диана,
Дай вина мне, мне, богиня Дева,
Депьфы справа, Афины слева.
ПРОТАГОР. Аспазия, когда я слышу твой голос, мне кажется, что боги гугнивы и косноязычны.
СОКРАТ. Не слушай Протагора, Аспазия, ведь говорил же Анаксагор, а многие считают его мудрецом, что нет никаких богов. А богиня Луна – Диана есть всего лишь навсего камень, висящий в небе и отражающий солнце.
ПРОТАГОР. Вот именно. Ты, Аспазия, прекрасна, как луна, но у тебя и в правду каменное сердце. Ни я, ни Сократ не можем в тебя проникнуть. Ты не Аспазия, ты дева Диана. Вечная девственница, убивающая всех своею красотой.
АСПАЗИЯ.
Почему все боги убоги,
Почему все люди несчастны?
То поют, то плачут от боли
Похотливо и сладострастно.
СОКРАТ. Не слушай, Аспазия, этого словоблуда. Как истинный афинянин, он всегда несет афинею, то есть ахинею.
ПРОТАГОР. Разве ты не знаешь, Сократ, что я человек?
СОКРАТ. А что это ещё за чудовище? Курицу знаю, она несет яйца, а человек несет только ахинею.
Афинею несут афиняне,
А дельфийцы несут дельфина.
Два философа на поляне,
Два критические кретина.
Оба мудры, как сто дельфинов,
Оба глупы, как малые дети.
Помоги, богиня Афина,
Средь философов уцелеть мне.
Если бы в Афинах не было Аспазии, мы, с тобой, Протагор, никогда бы не стали философами. Как ты думаешь, что такое философия?
ПРОТАГОР. Разве само название не говорит за себя? Филос – дружба, София – мудрость. Философия – дружба с мудростью.
СОКРАТ. Тогда я предлагаю переименовать Софию в Аспазию.
ПРОТАГОР. Правильно! Филаспазия, любовь к Аспазии – вот истинная мудрость.
CОКРАT. Но Филос – это дружба, а не любовь,
ПРОТАГОР. Значит надо Филос сменить на Эрос. Эроспазия – вот истинная мудрость
СОКРАТ. Эрос – это всего лишь влечение к женщине и желание иметь от неё детей. Но ведь Аспазия – само совершенство. Ты же не можешь представить, Протагор, что от Аспазии родится дитя умнее и прекраснее, чем она.
ПРОТАГОР. Это очевидно. Быть умнее и прекраснее Аспазии то же самое, что быть светлее Солнца, значит от Аспазии может быть только Луна – Диана, всего лишь отраженье самой Аспазии – солнца. Если прав Анаксагор, то Луна – только раскалённый камень. Если же от Аспазии родится дитя такое же прекрасное, как она, появятся два солнца, что крайне нежелательно.
СОКРАТ. Не значит ли это, Протагор, что мы должны любить Аспазию больше, чем Луну и Солнце?
ПРОТАГОР. Это само собою. Я и так её люблю больше всех звезд на небе.
С0КРАТ. Тогда это не Фипос – дружба, не Эрос – влечение, а любовь, обнимающая весь Мир, вмещающая и Филос, и Эрос, и зовётся она
Агапия.
ПРОТАГОР. Агапия – Аспазия, даже звучание сходно, и нет надобности, что-либо переделывать.
С0КРАТ. Тогда я спрошу тебя, Протагор, кто нам милее и ближе – Агапия или Аспазия?
ПРОТАГОР. В твоем вопросе уже ответ.
АСПАЗИЯ. Эх, вы, софисты проклятые. Вот и любите свою Агапию, а я ухожу.
СОКРАТ. О нет, Агапия, я хотел сказать Аспазия. Мы глупы, как все философы. Не надо быть философом, чтобы понять, насколько Аспазия милее Агапии, Ведь Агапия – это всего лишь весь мир. В то время, как Аспазия – самая любимая часть всего мира.
ПРОТАГОР. А каждый ребёнок знает, что часть больше целого и я берусь это немедленно доказать,
АСПАЗИЯ. Вот и докажите, жалкие пьяницы, прелюбодеи, сладострастники и хвастунишки, мнящие себя философами.
С0КРАТ. Скажи, о Протагор, что тебе милее в Аспазии, грудь ее или вся Аспазия?
ПР0ТАГ0Р. Вопрос на засыпку. Конечно, вся Аспазия.
СОКРАТ. Тогда, о Протагор, попробуй мысленно отсечь часть.
АСПАЗИЯ. В каком смысле?
СОКРАТ. Прости меня, Аспазия, но я предлагаю Протагору самое ужасное, что может быть на свете, – представить себе Аспазию без груди. АСПАЗИЯ. Вот нахал!
С0КРАТ. Что лучше, Аспазия без груди или грудь без Аспазии?
ПРОТАГОР. Грудь! Грудь!! Конечно же грудь!!! (Пытается обнять Аспазию).
АСПА3ИЯ (ускользая). Вы дофилософствовались, что у вас не будет ни груди, ни Аспазии.
С0КРАТ Теперь мы поняли, что часть больше целого, а ведь это только грудь. Я же не говорил о других, ещё более прекрасных частях.
АСПА3ИЯ. Но, но, но! Что ты имеешь в виду, сатир?
СОКРАТ. Не подумай чего плохого, Аспазия, т.е. я хотел сказать, чего хорошего. Я имел в виду прекрасную таинственную расщелинку, в которой заключена вся мудрость мира.
АСПАЗИЯ: Ну ты наглец!
СОКРАТ: Я говорю о расщелинке в Дельфах, откуда слышен голос дельфийского оракула.
Сократ встает на колени, охватывает Аспазию и целует ее в лоно. Раздаётся удар грома, молния пересекает небо. На скале в Дельфах появляется Гонец с лавровым венком.
ГОНЕЦ ИЗ ДЕЛЬФ. Сократ, дельфийские жрецы венчают тебя лавровым венцом и приглашают на мистерию посвящения в Дельфы. (Снова удар грома и гонец на афинской скале возглашает):
ГОНЕЦ ИЗ АФИН. С0КPAT, Ареопаг Афин обвиняет тебя в богохульстве. Ты должен явиться на суд, где будешь приговорён к изгнанию или смерти.
СОКРАТ (на коленях целуя Аспазию). Дельфы – Афины, слава – гибель. Куда идти, куда идти, Аспазия?
АСПАЗИЯ. Милый, любимый, мудрый Сократ, не ходи на суд. Кто эти пигмеи, что осмеливаются судить Сократа? Иди в Дельфы, Сократ, иди в Дельфы, к скале, к расщелинке; она всех рассудит.
ПРОТАГ0Р. Я здесь третий лишний, Уйду. Любовь, похоже не светит, а смертью пахнет. За дружбу с богохульником по головке не погладят. Ухожу. Аспазия медленно подходит к Дельфийской скале, прислоняется к ней спиной и замирает в виде женского распятия с лютней.
Г0НЕЦ ИЗ ДЕЛЬФ (возглашает)
Благородные Дельфы! А
И ты, о Сократ богоравный
Ныне боги тебя принимают
В синклит богоравных,.
Ибо кто из двуногих
подобною мудростью славен?
Разве только Афина только Паллада
С Минервой совою.
По обычаю древнему ныне Дельфийский оракул
Будет нами в заветную щель вопрошаем.
Сократ, увенчанный лаврами, стоит на коленях, обнимая Аспазию с лирой, прижавшуюся к скале. Его уста обращены к ее лону – щели Дельфийского Оракула.
СОКРАТ:
Боги, боги, боги, боги,
Наши знания убоги,
Наши мысли мимолетны,
Ненадежны и бесплотны.
Приумножьте же стократно
Мысль смиренного Сократа,
Чтобы Депьфы и Афины
Были мудры и всесильны,
Чтобы нас связало братство,
Побеждающее рабство.
ГОНЕЦ. Хайре Сократу, мужественному гоплиту, камнеметальщику!
ХОР. Хайре, в битве радуйся!
Г0НЕЦ. Хайре Сократу, прикрывшему щитом в битве друга.
ХОР. Хайре, хайре!
Г0НЕЦ. Слава Сократу, вынесшему друга из битвы с открытой раной!
ХОР. Хайре, хайре!
С0КPАT (рыдая). О дельфийцы! Вы победили непобедимого, вы заставили меня плакать. Никто не видел плачущего Сократа, Даже когда прекрасная Аспазия удалилась на моих глазах с юным воином в расщелину скал, даже когда 30 тиранов приговорили меня к гибели, которой я избежал, скрывшись в Дельфах. А ныне, вы видите, я плачу.
ГОНЕЦ: О чём твои слезы, Сократ? Ведь мы венчаем тебя высшей наградой, лаврами победителя и героя, отныне ты высший дельфийский жрец, вопрошающий оракула о судьбе.
СОКРАТ: Именно об этом я плачу. Нет ничего страшнее, чем достичь вершины и знать, что других вершин для тебя уже нет на земле,
АСПАЗИЯ-ОРАКУЛ. Ты ошибаешься, Сократ, вершина впереди. Ты ошибаешься, Сократ, войди в меня, войди,
Сократ и Аспазия обнимают друг друга И сливаются в поцелуе. Их опутывают со всех покрывалом Изиды.
ГОНЕЦ. Сократ удалился в пещеру, теперь он выйди из нее посвящённым.
ХОР. Хайре – хайре – хайре – хайре! Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап, Хайрехайрехай – ре – ми – фа – соль – ля – си – до, до – си – ля – соль – фа – ми – ре – до, сунул – сунул – сунул – сунул – сунул, но не вынул.
ГОНЕЦ: Ну как там?
ХОР. Еще не закончили.
ГОНЕЦ: Славьте!
ХОР. Шла собака по роялю, наступила на мозоль, и от боли закричала: до-ре-до-ре-ми-фа-соль…
ГОНЕЦ. Сколько прошло времени?
ХОР (нараспев.) А кто его знает, за что он хватает, за что он хватает, куда он..,
ГОНЕЦ: Ну хватит, пора уже закругляться.
Хор распутывает покрывало Изиды, там, где был молодой Сократ с прекрасной Аспазией теперь сидит лысый, пузатый, 70-летний старик с безобразной Ксантиппой.
ГОНЕЦ: Что там?
XОР. О, ужас, ужас, ужас!
ГОНЕЦ: Кто там?
ХОР. Старый Сократ с безобразной женой Ксантиппой.
ГОНЕЦ. Что она с ним делает?
ХОР. Не то гладит по лысине, не то бьет по голове.
ГОНЕЦ. А если это Любовь?
ХОР.
Любовь
Лю-боль
Лю-бой
С тобой
Любой
ГОНЕЦ. Что узнал ты, Сократ, от богов? Поведай нам, смертным!
СОКРАТ. Я знаю то, что ничего не знаю.
ХОР.
Я знаю то,
Я не знаю то
Я знаю не то
Я не знаю то
СОКРАТ. В юности мой друг Протагор говорил: “Человек есть мера всех вещей. Существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют”. Но как может быть мерой тот, кто постоянно не постоянен. Принесите медное блюдо. (Смотрится в блюдо, как в зеркало).
ГОНЕЦ. Слушайте все, Сократ возвестил нам закон Бога – “Я знаю то, что ничего не знаю” (в недоумении вертит глиняную дощечку). Ничего не понимаю, фи гня какая-то “Сократ – отныне ты самый мудрый из смертных!!!”
Удар грома, появляется афинский гонец
ГОНЕЦ ИЗ АФИН. Сократ, афинский ареопаг приговаривает тебя к изгнанию или смерти.
СОКРАТ. Как можно приговорить того, кто приговорён природой?
ГОНЕЦ. Что ты хочешь этим сказать?
СОКРАТ. Я хочу сказать, что я ничего не хочу сказать. Каждый человек приговорён к смерти, если он рождён. “Дальнейшее молчание” – как скажет Гамлет через 2000 лет,
ГОНЕЦ. Он издевается над нами, о афиняне!
СОКРАТ. Ты сказал, что я приговорён к смерти?
ГОНЕЦ. Да.
СОКРАТ. Но разве афинский Ареопаг состоит из
бессмертных?
ГОНЕЦ. Ареопаг состоит из лучших людей страны, это передовики, ветераны, то есть, я хотел сказать…
СОКРАТ. Я сам ветеран многих битв, мне 70 лет, и я, к сожалению, смертен. Смертны и вы, члены Ареопага. Как же могут смертные приговаривать к смерти того, кого бессмертные приговорили сначала к жизни, потом к бессмертию.
ГОНЕЦ. Выбери сам, Сократ, своё наказание. Что ты предпочитаешь – изгнание или чашу с ядом?
СОКРАТ. приговорите меня к пожизненному бесплатному обеду вместе олимпийскими чемпионами, удостоенными этой награды.
ХОР.
Чашу, чашу, чашу
Тише, тише, тише
СОКРАТ. Час чаши чище. Да минует меня чаша сия. Впрочем, да будет не так, как хочу я, но как хочешь Ты.
Берёг чашу, отхлёбывает. Наступает тьма.
ФИНАЛ
Сократ выходит с Чашей в руке
Гнев, о Богиня, воспой доносчика сукина сына,
Гнусный торговец, который донёс на Сократа,
Дескать, старик развращает сограждан, не верует в Бога.
Можно подумать, что Боги доносы приемлют.
А не молитвы и подвиги славных героев.
Да, я не верю, что Боги нас видят рабами
Да, я не верю, что Боги с Мелетом доносчиком схожи,
Да, я не верю, что рабство милее свободы.
Рабские гимны, для вас я не складывал, Боги,
Боги, о Боги, о Боги, о Боги, о Боги,
Знаю я только, что знания наши убоги
Знаю, что подла и гнусна людская природа,
Но нам дарована Богом Любовь и Свобода!
*Пьеса была позднее переработана Юрием Любимовым вместе с автором. А 21 августа в Афинах на Римском Форуме вблизи Парфенона состоялась премьера к 2400-летию гибели Сократа.
Назад На главную страницу
Hosted by uCoz
© Copyright: Кедров-Челищев, 2020
Свидетельство о публикации №120041408030
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Кедров-Челищев
Рецензии
к. кедров ю. любимов Посвящение Сократа
http://taganka.theatre.ru/press/articles/13599/
© Copyright: Кедров-Челищев, 2009
Свидетельство о публикации №109100302135
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Кедров-Челищев
Рецензии
Константин, не слушайте этих добрых людей! Вот была бы умора, если бы Вы писали современную пьесу торжественным слогом времен Сократа.
Пьеса великолепная, живая, полная смысла, читается на одном дыхании, легко! Как и все, что Вы пишете. Я представляю, как это все будет ярко восприниматься со сцены.
Кроме как интереса и уважения к древним великим, несмотря на современный юмор,
никаких неадекватных эмоций, лично у меня, не вызывает.
Вот чего Вы совершенно не умеете, так это быть скучным и дидактичным! И серым.
И Пушкин был таким, за что его и люблю, что бы не говорили.
Елена Павлова Из Хайфы 07.10
Город Москва
Николай ЕРЁМИН
Альманах Миражистов
.
ПРИГЛАШЕНИЕ В ФЕЙК-КЛУБ
ЯНВАРСКИЕ НОВОСТИ
1.
Ушёл из клуба
Пиит Матроскин
2.
Нарезал дуба
Поэт Берёзкин
3
Прозаик Зайцев
Издал роман,
Который называется
«Весёлый графоман»
4.
Попов,
Известный драматург,
Поставил пьесу
«Ваш враг и друг»
5.
Режиссёр Гришаев,
Путешественник и гурман,
Всех приглашает
В ресторан
6.
Для членов творческого ФЕЙК- союза
Поёт неподражаемый
Робин Зонг Карузо
Вход свободный
Выход платный
2024
***
Влюблённый голубь и ворона
Воркуют под моим окном…
А я к тебе дышу неровно,
Охвачен Новогодним сном…
Который длится наяву,
Пока в стихах тебя зову:
Воркую или же ворчу –
И просыпаться не хочу…
***
Вокруг такие беспорядки
И страсти, – Господи, спаси! –
Что вновь душа уходит в пятки
У всех живущих на Руси…
Идёт трагический процесс…
И я, совсем не Ахиллес,
Вдруг понимаю неспроста –
Где Ахиллесова пята…
МАГИЧЕСКАЯ РОЛЬ
1.
Я не хотел бы стать царём поэтов!
А королём – тем более, увы…
Мне посреди всемирных интернетов
И так довольно славы и молвы…
Поэт – вполне магическая роль…
И ни при чём тут царь или король!
2.
Но явился Карнавал –
И меня Короновал!
И с тех пор я – Ни гу-гу –
Снять корону не могу:
Стала – тяжкая – увы,
Продолженьем головы…
И сказал мне царь Мидас:
– Угораздило же вас –
Под корону… В наш-то век…
Золотой вы человек!
РЕЦЕПТЫ ОТ ВСЕГО
Эти времена мы не забыли:
Тем, кто «Против», головы рубили…
Их лечил среди тюремных стен
Гильотиной Доктор Гильотен…
Впрочем, изменились времена…
Тем кто «Против», нынче – вот те на! –
Назначают все, кому не лень, –
Бомбы…По одной три раза в день…
ФЕСТИВАЛЬ
Фестиваль – возле Волги, в саду –
Всем на радость, а мне – на беду…
Он три ночи, увы, и три дня
Длился, отзвуки в сердце храня…
Превращая меня – Се ля ви! –
В инвалида стихов и любви…
***
В гневе, заглянув на дно стакана,
Графоман ругает графомана…
Говорит ему, что он – балбес…
И себя возносит до небес…
И кричит оттуда: – Слышишь, гном,
Дуй-ка за бутылкой в гастроном!
НАКАНУНЕ ЕГЭ
– Ах, внучка! Будь в себе уверена!
И, чтоб не завалить экзамена,
Не путай Кедрова и Кедрина…
Не путай Панкина и Панина!
И двух Распутиных, вестимо:
Григория и Валентина!
В ПОЛНОЛУНИЕ
Почему я не сплю в Полнолуние?
Потому что в округе – безумие…
Сумасшедшие бродят, как мыши…
И лунатики прыгают с крыши…
Телевизор мерцает в углу…
Он не хочет рассеивать мглу…
А за ним – сквозь тревожную тишь –
То ли крыса пищит, то ли мышь…
ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
***
– О, любви первооснова –
Поэтическое слово!
И вся жизнь, увы и ах, –
В прозаических делах.
***
– Виртуальная любов:
Мало дела, много слов…
Продолжается процесс
Как взаимный интерес…
Николай ЕРЁМИН Президент ФЕЙК-клуба миражистов
УМУ НЕПОСТИЖИМО
СИЗО это Следственный ИЗОлятор
То не делай!
Это не скажи!
Вроде, смелый, ты живёшь во лжи,
Где тюрьма,
Свела добро и зло
С теми, кто назвал её СИЗО
И – как бы на воле –
Там и тут В самоизоляции живут…
Где на грешных женщин и мужчин
Очень много следствий
Без причин…
Будь здоров,
Друг милый,
Голубь сизокрылый!
2024
СОНЕТ ПРО БЛАГОДАТЬ
Иже, Господи, еси,
То помилуй и спаси!
От режима до режима
Жизнь – уму непостижима –
Отрицая благодать,
Заставляет выживать
Всех страдающих – Эх, ма –
Постепенно – из ума…
Без труда или с трудом
Поселяя в дедтский дом…
А оттуда – метод прост:
Под молитву – на погост…
О, бессмертия режим,
Ты уму непостижим.
СОЙТИ С УМА
Глуп,
И я хотел – Эх, ма! –
От любви сойти с ума…
Но когда сошёл,
Увы,
И прикинул, что к чему,
Понял:
Жить без головы
Плохо! Лучше – по уму,
Полюбовно,
Бог ты мой! –
Со своею головой…
***
В посёлке, в Поймо-Тине,
У Музы
Во дворе
Я в марте пил мартини…
И виски –
В декабре…
Пока не понял я,
Что муза –
Не моя!
Моя же
Воля вольная
Совсем не алкогольная!
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Резонанс на стихи. ру
Щербакова Светлана
Сегодня, 13:10
Кому:вам
“У поэта две печали,
Как две маски, на лице –
Остроумие в начале…
Слабоумие в конце…”
(Николай Ерёмин)
***
…в промежутках – смех, который
Описал ещё Гомер;
Санитар, “сирена” скорой,
Без единой ручки – двер(ь).
За душевные! за траты!!!
За неистовства полёт!!! –
Третьей-маска Гиппократа…
Как несправедливо!
Вот.
(Светлана Щербакова:)))
Дорогой Николай Николаевич! Медики в поэзии – это явление. Спасибо за прекрасные стихи. Умные, глубокие. Беспощадные.
Светлана Щербакова 9 03.01.2024 21:18 —
Отправлено из мобильного приложения Яндекс Почты
ПРОДОЛЖЕНИЕ КНИГИ «ДИАЛОГИ С МОНАХОВЫМ»
Рецензия на «С книгой Кедрова в руках» (Николай Ерёмин)
– Вновь выпадет на выходные
В России старый Новый год…
И пусть несут пургу витии,
Страна опять рванёт вперёд!!!
Владимир Монахов 04.01.2024 03:20
Ваши замечания: Николай Ерёмин плюс…
-«Рванёт»?
Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось…
“Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось!” Отрывок из романа в стихах “Евгений Онегин”
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось…
Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.
ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
***
Как хорошо, что вновь созрел для нас
На Ёлке – мандарин и ананас!
А в Новогоднем небе – огоньки
То вспыхнут, то погаснут – Оп-пань-ки…
Январь 2024г Красноярск
ПЕРЕД ВСЕЛЕННОЙ И КРЕСТОМ
СОНЕТ про ЗОЛОТЫХ СЛОНОВ
Любитель музыки и слов,
Я был тогда в красе и в силе:
Друзья -серебряных слонов
Мне в день рождения дарили…
А я шутил, что жду от них
Слонов живых и золотых,
Поскольку сам – Вот времена! –
Похож был чем-то на слона.
О, музыка во все концы!
Слов золотые бубенцы…
А впереди – крутой маршрут,
Где всех слонов – на выбор – ждут
Слонихи славы и мечты
Необычайной доброты…
2024
***
Поздно! Поздно. Очень поздно…
На душе и в небе –
Звёздно…
Поздно
Думать и гадать –
Будет, нет ли благодать.
Вспыхнув,
Падает звезда –
Рассыпаясь навсегда…
Но над ёлкой –
К ряду ряд –
Разноцветные горят…
***
Пока имею соль и сахар
Взаимной дружбы и любви, –
В пределах смелости и страха
Я выживаю меж людьми…
Делюсь и радостью, и болью,
Как будто сахаром и солью…
И – вхож то к другу, то к врагу –
Не поделиться не могу…
***
Всем изменяет чувство меры.
Вокруг – уроды и химеры, Страшнее не было и нет.
И среди них – алкаш, поэт,
До смерти жизнью доведённый,
Увы, коленопреклонённый
Издавший не стихи, а стон
Перед вселенной и крестом.
Александру БАЛТИНУ
Как хороша родная местность!
Дербень-Калуга…Красота…
Провинциальная известность –
Столичной, поздней,- не чета…
О, проживанье вне столиц!–
Где всё дружней сто винных лиц…
И Муза милая – одна –
В тебя безвинно влюблена…
ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
***
– Ты, дед, мне друг! – Признался внук,
– Но истина дороже…-
И у меня, признаться, вдруг
Мороз прошёл по коже…
***
Под Новый год Бес рифм
Решил писать без рифм.
И я сказал: — Привет!
Да ты и впрямь поэт!
***
Мои стихи – откуда что берётся?
Как будто свет из глубины колодца…
А зачерпнёшь – небесная вода,
С которой даже горе – не беда…
***
Поэт – вот слава, вот успех –
Не может быть! Взлетел при всех,
Кто в ужасе перекрестился…
Взлетел – и в птицу превратился.
ЮБИЛЕЙ
Мне жалко всех, Особенно – себя.
И плачу я, себя и всех любя…
Кто вынужден сказать: – Ты, братец, крут,
На этом свете столько не живут!
***
Смысл кажется бессмыслицей вокруг.
Увы, я не пойму, кто враг, кто друг…
Догадываюсь: этот – друг, тот – враг.
Но он смеётся вдруг: – Как бы не так!
Январь 2024
ДОЙТИ ДОМОЙ
ТЕРРАРИУМ
Снова замуж змее невтерпёж:
Уж как муж
И хорош, и пригож…
А она – золотая душа –
Как жена –
До чего ж хороша!
Дайте горького мне шоколада!
И шампанского!
Впрочем, не надо…
Горькой водки мне дайте стакан,
Чтобы стал я и весел,
И пьян!
Кто? Зачем? Отчего? Почему:
– Горько! Горько! – кричит,
Не пойму…
И у свадьбы моей на краю
Трезвый уж
Обнимает змею…
В СТРАНЕ ИДИОТИЗМА И АБСУРДА
Кто – идиот вселенского масштаба…
Кто – идиот районного масштаба…
Всяк – идиот у наших у ворот.
Лишь я один, увы, не идиот.
Как хорошо, что мне названья нет!
Я ж – музыкант, художник и поэт –
Живу, безвестный,
Господом храним…
Ерёмин – мой последний псевдоним.
КНИГА КЕДРОВА
«Утверждения
Отрицания 1991»
Мне Кедров книгу подарил –
И я её прочёл…
На пасеке тогда царил
Стриптиз стрекоз и пчёл –
Днём…Ну, а ночью, сердцу мил, –
Стриптиз ночных светил…
Счастливая пора!
Метаметафора…
ДЕБЮТ ШИЗОФРЕНИИ
Обыкновенная история
– Ба! знакомые всё лица! –
Слова Фамусова (действ. 4, явл.14)
Комедия А. С. Грибоедова (1795—1829) «Горе от ума» (1824)
***
Чудак печатал стихотворный бред…
И вдруг ему сказали: – Ты – поэт! –
И наградили премией «Дебют»…
Мечта сбылась! Хотя подъём и крут.
Парнас был покорён…Пегас устал…
Чудак стихи печатать перестал…
И снят –заснят на видео процесс –
С вершины вертолётом МЧС…
И встретила его психобольница
Цитатой: – Ба! Знакомые всё лица…
РЕМЕЙК
Широка страна моя дурная,
Много в ней уродов и калек…
Только я другой страны не знаю,
Где живёт в здоровье человек…
Вечный стон стоит по всей Руси:
– Господи! Помилуй и спаси…-
И гремят – Всевышнему хвала –
И во мне, и вне – колокола…
ИЗ НОВОЙ КНИГИ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ
***
Как давно я не пел, не плясал
Посреди невозвратных дорог!
А сегодня зашёл на вокзал,
В ресторан, захотел – и не смог…
***
Ты соврал во благо, не дурак,
Но в природе что-то изменилось,
Изломалось – наперекосяк…
Не восстановить, скажи на милость…
У КОЛОДЦА
Увы, где тонко, там и рвётся
На (+) и (-), Глубь и высь…
Ведро летит на дно колодца!
Все связи с ним оборвались…
ПОПУЛЯРНЫЙ ПАЛИНДРОМ
НАМ БОГ ОБМАН – Суть палиндрома
И тех, кто пьян, увы, вне дома…
Кто – ах – без веры – видит Бог –
Домой дойти так и не смог…
ЭПИКРИЗ
Всю жизнь вела меня мечта:
Я обещал дожить до ста…
Но по причине обнищания
Не смог сдержать я обещание…
АКСИОМА
Если жизнь –
Оправдание смерти,
Значит, смерть –
Оправдание жизни…
В ЗЕРКАЛЕ
Отражённый в зеркале небес,
Рад я, что не умер, не воскрес…
И что амальгамы бытие
Держит отражение мое…
январь 2024
- ДНЕВНИКИ и МЕМУАРЫ Николай ЕРЁМИН
Навстречу 100-летнему юбилею В.П.АСТАФЬЕВА
МЕМУАР про «ЧАС РОССИИ»
Виктор Петрович Астафьев имел хорошую привычку – из прочитанных в журналах и газетах стихов некоторые заносить в отдельную записную книжку.
При удобном случае доставал он её и цитировал строки полюбившегося поэта. Видимо, из этой любви к поэзии, совсем не случайно и возник у него замысел собрать «Антологию одного стихотворения поэтов России».И он составил эту замечательную книгу, при участии Романа Солнцева.
Замысел воплотился в жизнь.
ЧАС РОССИИ (540 стр)
А издательство СОВРЕМЕННИК выпустило антологию в свет в 1988 году тиражом 20 000 тысяч экземпляров.Есть там, на станице 186 – и стихотворение Николая Ерёмина “Помнишь, милая, как лежали под берёзами”
Помнишь, милая, как лежали под берёзами…
С листьев капли дождевые падали…
Были капли огневыми, острыми…
Помнишь, милая, вспомнить рада ли?
Как целовал я тебя в шею белую…
Как целовал я тебя в уста маковые…
Как шептала: – Что с тобою мы делаем…
И обнимала меня всё ласковее…
Помнишь, милая, как лежали под берёзами
И хмельные, и счастливые, и тверёзые…
А верхушки берёз всё покачивались…
А дождинки всё сыпались, ясные…И свидание наше не оканчивалось…
И светилось в листве солнце красное…«Право слово, в этом сборнике есть стихи, достойные того, чтобы не только быть прочитанными вслух, но и заученными наизусть» – отметил Виктор Петрович в предисловии.
Вот какой он был молодец!
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
СОНЕТ к 100-летию АСТАФЬЕВА
1 мая 2024 года
Помню: Енисей в избытке сил
Нам бревно однажды подарил,
На котором – ах! – с тех пор вдвоём
Мы (вот фотография) плывём…
Вдаль глядим – что будет впереди?
Если вдохновение в груди,
Чтобы ни прозаик, ни поэт
Не таили творчества секрет…
И судьба нам дарит солнца свет,
Обещает – здесь! – земных сто лет…
И сто раз по сто, увы и ах,
Непременно – там, на небесах…
А бревно? А что – бревно? Оно
На дрова распилено давно…
16 декабря 2023 года
Овсянка-Красноярск https://stihi.ru/2023/12/15/6519
- ОДА ВЕЧНОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Астафьев как простой солдат
И сложный человек
Был словом – рад и делом – рад
Продлить ХХ-й век…
И смог молчанье превозмочь
В журнале «День и ночь»…
И как пророк возникнуть – Ах! –
В пятнадцати томах…
Где, правдой смерти смерть поправ,
Теперь и жив, и прав…
18 декабря 2023 г
КрасноАдск-КрасноРайск-КрасноЯрск
Александр БАЛТИН
Альманах Миражистов
* * *
Свято место стало пусто.
Празднество вокруг идёт,
Дадено цветно и густо,
Скачет каждый идиот.
И зачем нам свято место?
Есть петарды и огни –
Лишь они и интересны:
Пусть летят цветные дни.
И зачем нам свято слово?
Ругань интересней, смех.
И глядит на всех сурово,
Свято место выбрав, грех.
* * *
Смотри, как строят эшафот
Упорно во дворе.
Знай – смерть уже сегодня ждёт
О тёмной о поре.
Смотри и слушай, как топор
Усерден, молоток.
И за вину и за позор
Казнят тебя, дружок.
О, этот страх, о, этот бред!
Назойливы, мутны.
Как будто разъедает свет
Коррозия вины.
* * *
А нам живую клетку не создать,
Не стоит о подобном и мечтать.
Когда б смогли – из области людей
Мы выбыли бы суммою идей.
* * *
Весь в лентах пёстрых Зурбаган
Пускает корабли.
Пойдут к пределам разных стран,
К узлам большой земли.
Сам Зурбаган закрутит пыль
По переулкам, смех.
Включённый в быль, оставит быль –
Раз дан был не для всех.
Что ты желаешь, Зурбаган?
И густ бараний жир.
Под вечер каждый сыт и пьян,
И чем тогда не жизнь?
Ах, плыть куда-нибудь! Пускай
Пестрит моя мечта.
За краем край, за краем – рай,
За раем – высота.
* * *
Они казнят мой мозг – стихи,
И постоянство этой казни
Жизнь формой делает боязни,
Не говоря уже – тоски.
Они казнят мой мозг – стихи,
Порою здорово сверкая,
И нечто завтра обещая.
А завтра нет. Есть лишь стихи.
Звучат, реальность поглощая.
* * *
Разная бывает глубина –
Одному предельна, для другого
Лишь начало погруженья на
Глубину серьёзную.
Такого
Разного на свете – полный свет.
Глубоки мои стихи? Не знаю.
Сущность жизни и её сюжет,
Проживая жизнь, я постигаю.
* * *
Пустырь и улица, как будто
Вся улица – один пустырь,
И оттого донельзя жутко,
Как будто в мозг воткнули штырь.
Март завершится свистопляской
Крупы и ветра, сероват.
Апрель способен доброй сказкой
Звучать? Пустырь похож на ад.
Дома – что клетки из бетона,
И жизнь сама, как серый цвет.
И каркнет во дворе ворона,
Как будто отрицая свет.
ПЛАМЯ «ПОЛЁТА»
…тонко замирающие звуки Константина Кедрова-Челищева,
будто мерцающие разводами инея на новогоднем стекле:
мы вышли из правого предсердия в левое
и остановились на полпечали
отторжение
это оторопь тишины
превозмогающей пение
нагромождающей тишину друг на друга
как геликоптер
или аэроплан
все выше
Нежно творится верлибр,
густо насыщенный интеллектуальной плазмой и облаками образности,
и в калейдоскопе слов,
созидаемым поэтом,
вспыхивают слишком разные оттенки –
для однозначного истолкования текстов.
Полёт естественен,
коли речь идёт о поэтическом дерзновении,
и логично,
что новый альманах Николай Ерёмин назвал – «Полёт»…
Лучшее состояние:
не нужно никаких крыльев,
достаточно эстетически развитого вкуса и уверенности в существовании души,
как основной субстанции жизни человека.
Бессрочные-песочные…
Николай Ерёмин играет со временем, используя образ песочных часов –
самых,
может быть,
таинственных из инструментов времени:
Я разбил Песочные часы,
Где песка осталось на два дня…
И под Новый год сказал: – Спаси,
Господи, и сохрани меня!
И услышал – чудеса! – в ответ:
– Что ж, прими бессрочные, поэт!
Краски фантазии перьями жар-птицы пронизывают музыку поэта,
окрыляя её.
«Полёт» продолжается,
поднимая языки словесного пламени выше и выше,
исследуются центры
цели человеческого бытия:
Жизнь к вечеру теряет смысл и цель…
И ты невольно ищешь оправданье
И излагаешь, – Ах, сомнений хмель! –
Догадки о судьбе и мирозданье…
Чтоб с каждым словом, глядя вдаль и ввысь,
И цель под утро обрести… и смысл…
***
Своеобразно звучат произведения Екатерины-Августы Марковой:
В чужом пальто ходить
И мне случалось,
И лань с конем сводить,
Бессонно колобродить,
Слова чужие говорить,
Крамолы страшной вроде…
Случалось мне. До первых слёз,
До горя, душу рвущего,
До откровения всерьёз
На смерть идущего –
Земные муки выстоять
За попранную истину.
Что ж…
Право поэта – видеть невидимое,
и выстоять, используя соль словесного стоицизма,
тогда,
когда,
казалось бы,
нет такой возможности…
Таков «Полёт» – новый альманах, выпущенный под брендом миражистов Николаем Ерёминым.
Александр Балтин город МОСКВА
Эльвира ЧАСТИКОВА
Альманах Миражистов
Эльвира ЧАСТИКОВА:
– На сей раз обойдёмся без рифмы
ОДНА ИЗ ВЕРСИЙ
Девочка с летящими за спиной локонами
На кокетливом велике «Ласточка» –
Это я в чьих-то видениях прошлого века.
Жму на педали времени,
Ни на чём своём не настаивая,
Кроме обязательного движения
Наперекор встречному
сопротивлению.
ПАМЯТЬ И ЛЮБОПЫТСТВО
Жить интересно.
Впереди – новое, неожиданное…
Но всё время тянет
Остановиться и оглянуться,
Посмотреть назад
И вспомнить.
Неужели память
Сильнее любопытства?
Однако очевидно:
Известное прошлое
Много дороже
Незнакомого будущего.
КВАРТИРА
Никто здесь до нас и не жил,
В этой большой квартире.
Мы въехали в новостройку –
Семья из трёх поколений –
На долгое время, а, значит,
На отведённую жизнь.
Не избегали ремонтов,
Пристраивали, стеклили,
Меняли люстры, диваны,
Выбрасывали, вносили,
Не нарушая основ.
Мы заполняли картинами
Стены глухие, чтоб окнам
Было с чем перекликаться,
Вписавшись в круговорот.
А виды, какие тут виды,
Если начать прямо с неба
И суточных преображений,
Доступных с вершин этажа!
Седьмой – это не запредельность,
Поэтому и земное
Даётся нам щедрою рощей
И пересменкой сезонов
С начинкой движений, палитр…
За наши тут десятилетья,
Увы, умирали родные:
Трое – в самОй квартире,
Одна – на больничном одре.
Но призраками не пугают
Нас, близких своих, потому что
Участвуют в общей жизни,
Чужими не становясь.
Присутствуют на портретах,
В памяти и сужденьях,
В каких-то вещах и записках,
В наших оглядках на них;
Даже в домашних рецептах,
Написанных в старых блокнотах
Почерком неповторимым,
Продляющим вкус и тепло.
Такую квартиру не бросишь,
Прельстившись иным районом,
Не продашь, не забудешь,
Не поменяешь на супер…
Четвёртое поколенье
Вьёт тут своё гнездо,
Чтобы однажды постигнуть
Кому-нибудь из цепочки
Непостижимую вечность
Непостижимостью душ.
ОРЕХОВОЕ ПОСТОЯНСТВО
Обожаю орехи молочной спелости –
Хоть грецкие, хоть лещину…
Правда, с грецких лучше снять
Тонкую верхнюю плёночку,
Чтобы не горчили.
Любите недозрелую пикантность –
Не возитесь, оставьте!
Вкусы ведь разные.
Впрочем, у орехов
Все стадии приемлемы,
Они угождают нам всегда,
Во все сезоны, хорошо сохраняясь.
Чем – не военный запас?
Почему – военный?
А время такое:
С вечным рефреном,
Что даже в ушах звенит:
«Лишь бы не было войны»!
ТРЕЩИНЫ ЗЕМЛИ
До сих пор никак не научатся
Склеивать Землю
После землетрясений.
Перед природой
Все оказываются бессильными,
Особенно её цари,
Облюбовавшие себе троны,
с которых не то, что пересадить
или сманить хитростью,
даже силой их не скинуть!
Наверно, мёдом намазано:
Клейким, тягучим, целебным,
Но почему-то бесполезным
В случае с нашей Землёй.
Рисунок В Черникова
ПОЗИТИВНЫЙ ОТБОР
Необъятная Родина,
Кто только тут ни живёт,
А какое море профессий!
Но лично я
Так и не встретила
Ни одного смотрителя маяка,
Хоть очень хотелось бы,
Например, на Сахалине…
Представляю,
Как он заглядывал бы
За край света,
А потом делился со мной,
Что там, за горизонтом, –
Там, там-тарам, там-тарам…
Ну, а как?
Чтобы не падать духом,
Ничего нет надёжнее песен
И соответствующего баритона…
СЧАСТЬЕ
Нина Горланова пишет,
Что счастье – это быть нужной;
И – всё, и не о чем спорить,
Когда оглашается формула.
Точность – прежде всего.
А как иначе измерить
Это странное счастье,
Если не собственной меркой,
Даже, по сути, собой?
Проблема совсем не в этом –
Было бы ЧТО измерить!
Как без наличия счастья
К этому подходить?
Ну, да, оно эфемерно,
Часто – сиюминутно,
Но мы-то не эфемерны
С ловушками именно счастья,
С себя нам и начинать!
Город Обнанск
Владимир МОНАХОВ
Альманах Миражистов
Январские помыслы
Для современного человека свет в конце тоннеля — телевизор, компьютер и особенно холодильник!
*
Я утром просыпаюсь с чувством: ЖИВ!
*
Я надышался русским перегаром!
*
Я часто видел спины отстающих!
*
Я всем понравился, но сам еще не выбрал!
*
Я говорил, но кто меня услышит!
*
Давным-давно уж ничего не значу!
*
Нас сладкой жизнью насмерть отравили!
*
Нас всяко разно всякие не любят!
*
Места под солнцем лучшие — в тени!
*
Мы смерти нравимся, но жизнь для нас милее
*
Какие люди – и без пьедестала!
*
На склоне лет мой новый день — удача.
1.
Часы пророчат
Начни день с чистого листа
Жизнь продолжается
2.
В старом парке
Присел на лавочку
Молодой снег
3
По снегу пишу
Короткие стихи
В дни морозные
4.
Звёздной пылью
Заснежена планета
До самой весны
5.
Одиночество?
Включи телевизор —
И ты в толпе!
6.
Вместе выстоять!
Пережить, держась за руки, зиму,
И встретить тепло!
Город Братск
СОКРАТ
Альманах Миражистов
Бюст Сократа. Мрамор. Лувр. Париж.
Биография
Биография Сократа не слишком подробна. Известно, что он родился предположительно в 470 или 469 году до н. э. в семье каменщика Софрониска и Фенареты, которая была повивальной бабкой. Мальчик появился на свет в Афинах. Его родители были достаточно зажиточными горожанами. После смерти отца Сократ унаследовал часть его имущества, и вполне мог себе позволить вести праздную жизнь.
Юноша получил хорошее образование. Рано освоил навыки чтения и письма, совершенствовался в гимнастике и музыке, поэзии.
В период Пелопоннесской войны Сократ нёс военную службу.
До 29 лет Сократ занимался ремеслом каменщика, продолжая дело отца. И лишь на пороге тридцатилетия решил отринуть условности, и избрал путь странствующего философа. Но и здесь был оригинален: не участвовал в дебатах как оратор, отказывался от создания собственной школы, избегал получать материальные блага от последователей[2].
В личной жизни Сократ был образцовым семьянином. От жены Ксантиппы у него было трое сыновей.
Многим известно, как закончилась жизнь знаменитого философа. Он самостоятельно принял яд, поскольку был приговорён к казни за высказывание неуважения к местным богам, введение новых идолов, а также развращение умов молодых людей.[3]
Удивительным кажется мне также и то, что некоторые поверили, будто Сократ развращает молодежь, — Сократ, который, кроме упомянутых качеств, прежде всего был всех на свете воздержаннее в любовных наслаждениях и в употреблении пищи, затем лучше всех переносил холод, жару и всякого рода труды и к тому же был воспитан в такой умеренности в потребностях, что, при совершенно ничтожных средствах, обладал всем ему необходимым.Ксенофонт, [4]
Философия Сократа
Дебаты
При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность. При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым.
Основными добродетелями, по мнению Сократа, были: смелость, или знание, как выйти из опасной ситуации с умом и бесстрашием; справедливость — понимание, как действуют законы, как они применяются и соблюдаются людьми. При этом они делятся на писаные (основа государственной власти) и неписаные (данные богом всему человечеству во всех странах); воздержанность (или умеренность во всём) — это значит, что человек должен уметь справляться со своими страстями, а также подчинять все свои стремления разуму[5].
То, что Сократ был философом, знает всякий. Но дело в том, что он в определённой мере был первым философом. Его предшественников интересовало устройство окружающего мира и Вселенной. А Сократ стал изучать внутренний мир человека.
Он был очень неудобным для многих человеком. Сократ ходил по улицам и донимал прохожих. Ему ничего не стоило подойти к самодовольному богачу и публично доказать его глупость и невежество. Он проделывал это множество раз и по этой причине имел кучу врагов[6].
Вместо того, чтобы не признавать богов, как было сказано в жалобе, он почитал богов больше, чем кто-либо другой, как всем было известно; вместо того, чтобы развращать молодежь, в чем его обвинял тот, кто возбудил судебный процесс, он своих друзей, имевших порочные страсти, отвращал от них, как всем было известно, а внушал им стремиться к прекрасной, высокой добродетели, благодаря которой процветают и государства и семьи.Ксенофонт, [4]
Метод Сократа
Самым значительным вкладом Сократа в философскую мысль того времени был диалектический метод исследования. Он не учил других какой-либо стройной системе знаний, но помогал найти истину, наталкивая на неё наводящими вопросами. Изначально в дискуссии Сократ прикидывался незнающим. После чего философ начинал задавать умело сформулированные вопросы, заставляя людей думать и рассуждать. Когда же они приходили к абсурдным или нелепым выводам, Сократ демонстрировал, как именно можно разрешить сложившуюся ситуацию и ответить правильно[7].
Сократический диалог подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли. Эти вопросы должны заменять собой любые попытки утверждения истины, так как именно посредством них собеседник сам приходит к необходимому пониманию вещей, создавая истину сам. Говоря в научных терминах, в сократическом диалоге внешнему софистическому знанию противопоставляется внутреннее философское, находящееся в каждом[8].
Техника диалога применима в каждом виде словесного взаимодействия людей: разговорах, конфликтах, дискуссиях, обсуждениях и т. д. При помощи данной техники можно эффективно парировать обвинения, упрёки, укоры, а также противодействовать любому психологическому давлению.
Как правило, сократический диалог состоит из трёх этапов:
Девиз Сократа
Статуи Сократа и Аполлона Кифароеда. Греческий скульптор Леонидас Дросис (1836—1882) в садах Афинской академии
Девизом философии Сократа стало «Познай самого себя» — надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах. Сократический метод со всем арсеналом своих приёмов (ирония, майевтика, индукция) имел своей целью, сверхзадачей заставить человека заглянуть в себя. При этом Сократ не навязывал готового знания собеседнику, а пытался вместе с ним построить его. Себя он уподоблял повивальной бабке, присутствующей при рождении истины[9].
Итак, по моему мнению, Сократ при таких достоинствах заслуживал скорее почета, чем смертного приговора от сограждан. Да если посмотреть на это дело с точки зрения законов, то придешь к тому же заключению.Ксенофонт, https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1348105100
Научные труды
- Конфуций, Сократ. Я знаю, что ничего не знаю. Из серии Всемирное наследие. ООО «Издательство АСТ», 2022 г. Составители: Владимир Малявин, Александр Марков.
Примечания
- ↑Сократ. Биограф. Дата обращения: 12 июля 2023.
- ↑Сократ. Биограф. Дата обращения: 12 июля 2023.
- ↑Философия Сократа. Все о Греции. Дата обращения: 12 июля 2023.
- ↑ Перейти обратно:4,04,1 Воспоминания о Сократе. Книга 1
- ↑Философия Сократа. Все о Греции. Дата обращения: 12 июля 2023.
- ↑Жизнь и приключения Сократа, никому не дававшего покоя. литературная газета.
- ↑Философия Сократа. Все о Греции. Дата обращения: 12 июля 2023.
- ↑Кирилл Ногалес. Сократический диалог: что это такое и где его применять (8 октября 2014 года).
- ↑Тексты о древнегреческом философе Сократе:. Философ Сократ: Познай самого себя. Тексты. Дата обращения: 12 июля 2023.
Ссылки
Платон мне друг, но истина дороже. Кого выбрать: друга или правду?
В споре, как говорят, рождается истина. Однако взгляды на истину у всех могут кардинально отличаться. Именно поэтому вопрос «Кому отдать предпочтение в спорной ситуации: другу или правде?» занимает умы многих мыслителей ещё с древних времен.
Самой знаменитой фразой, ставшей для многих идеологией в решении важных морально-нравственных вопросов, стала: «Платон мне друг, но истина дороже», произнесенная древнегреческим философом Сократом.
История появления фразы
Вокруг знаменитого высказывания «Платон мне друг, но истина дороже» (лат. «Amicus Plato, sed magis amica Veritas») ходит много домыслов и предположений. Споры о том, кому же на самом деле принадлежат эти слова, не утихают и по сей день.
Признание авторства за Сократом усложняется ещё и тем, что древнегреческий мыслитель не оставил после себя ни одного труда в письменном виде, т.к. считал, что запоминание устных диалогов укрепляет память и развивает логику и мышление у его слушателей.
Поскольку документально подтвердить этот факт невозможно, на помощь нам приходят работы других мыслителей. Одним из таких произведений стало сочинение не менее знаменитого ученика и последователя Сократа Платона «Федон», повествующее о последних часах жизни его наставника, беседах и рассуждениях с друзьями о вечном.
Великий философ был приговорен к казни за крамольные политические и религиозные суждения. В последние часы жизни, описанные в сочинении, перед тем, как принять яд, Сократ, беседуя со своими последователями, произносит фразу: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине».
Мы не знаем наверняка, действительно ли Сократ произнес эти слова. Поэтому вся парадоксальность этой ситуации в том, что фактический автор Платон стал одновременно её героем, ведь именно в таком, измененном виде, его слова дошли до нас и стали частью мировой культуры.
Мысль о главенстве истины над приятельскими отношениями проходит красной нитью через идеи многих мыслителей. Позже мы можем встретить её во многих других трудах авторов всех времен и народов.
Так, например, Аристотель, кому так же ошибочно присваивают авторство фразы, произнес нечто подобное. В своем сочинении «Никомахова этика» он писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине».
В сочинениях других античных авторов можно встретить слова о том, что Сократ им мил, но «истина всего милее».
Похожие высказывания можно встретить и в работах более позднего периода. Известный немецкий церковный реформатор Мартин Лютер, живший в средневековой Европе, в своей работе «О порабощенной воле» высказался: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть». А испанский писатель Мигель Сервантес в романе «Дон Кихот», опубликованном в 1605 году, присваивает похожую фразу Аристотелю. Кстати, именно после выхода в свет романа она приобрела особую популярность.
Ещё одним близким по смыслу является выражение «Истина дороже дружбы» (лат. «veritas magis amicitiae»), которое более радикально показывает намерение говорящего отказаться от дружбы ради правды.
Значение фразы
На сегодняшний день изречение Сократа «Платон мне друг, но истина дороже» больше, чем фразеологизм. Оно стало идеологией и принципом жизни для многих людей и используется во всех ситуациях, когда перед человеком встаёт нравственный выбор: занять сторону дружбы или же не отходить от истинной точки зрения.
Данное высказывание помогает взвесить все «за» и «против» прежде чем сделать выбор. Только избавившись от субъективности суждений и симпатии к своему оппоненту и основываясь на сухих фактах и цифрах, можно говорить о правильности выбора.
Истина и точное знание – вот те высшие и абсолютные ценности, которыми должны руководствоваться люди. Авторитет человека и личные отношения не могут являться аргументом при принятии решения. Однако многие зачастую совершают неправильный выбор, ставя на чашу весов веру именно в эти вещи.
В идеальном мире выбор стоит делать в пользу правды, не опираясь на личное отношение к своему оппоненту. Но реально ли принимать подобные решения каждый раз? Всегда ли люди могут поставить моральные и нравственные принципы выше человеческого общения? Все ли из них могут принести в жертву дружеские, партнерские и любовные отношения ради сохранения общепризнанных ценностей и моральных устоев?
Как занять позицию истины, чтобы не обидеть друга?
В жизни существует масса примеров, когда перед человеком встаёт нравственный выбор между дружбой и истиной. Нравственные дилеммы, как правило, являются самыми сложными, потому что на кон может быть поставлено слишком много: теплые отношения и моральные ценности и принципы, в которые верит человек.
Кто-то при этом совершенно точно решает для себя, что истина важнее любого человеческого общения. Кто-то, наоборот, желает сохранить положительные эмоции, связывающие его с оппонентом, жертвуя при этом своими убеждениями.
Руководствуясь идеей о том, что истина в споре важнее дружбы, мы, тем не менее, признаем и даем понять своему собеседнику, что:
- Мы не умаляем важности дружбы и по возможности хотим сохранить теплые отношения. Наши взгляды на предмет спора могут отличаться, и это никак не должно сказаться на нашей с ним коммуникации.
- Истина, которую мы выбираем, является не нашей точкой зрения, а объективной и общепринятой. Это значит, что мы не ставим свое мнение выше мнения оппонента, а берем за основу проверенные и правдивые факты и обстоятельства.
Помнить об этом важно каждый раз, когда возникают какие-либо споры и задача отстоять правду является одной из главных. Правда должна быть выше любых жизненных обстоятельств. Однако при этом не стоит ставить под угрозу сохранение такой важной формы взаимодействия между людьми как дружба.
Как нужно вести себя, чтобы избежать крайностей: не лишиться всех близких людей вокруг ради соблюдения морали и не прогибаться под каждого человека, боясь озвучить свои мысли? Мы подготовили ряд советов, которые помогут достичь баланса в подобного рода ситуациях.
Старайтесь всегда сохранять человеческие отношения
Сразу обозначьте своему собеседнику, что вы дорожите отношениями с ним и что, несмотря на разницу во взглядах, они не будут испорчены.
Оценивайте поступок или слова оппонента, а не его личность. Помните, что кому-то ваши взгляды могут не нравиться точно так же.
Здоровый, конструктивный спор очень важен, потому что именно в нем, как правило, и рождается истина. А разрывать отношения только из-за разницы во взглядах – не самое удачное решение.
онлайн-курс
источникhttps://4brain.ru/blog/platon-mne-drug-no-istina-dorozhe/
https://4brain.ru/blog/platon-mne-drug-no-istina-dorozhe/
ФЕЙК-КЛУБ
Альманах Миражистов
СОДЕРЖАНИЕ
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН
Александр БАЛТИН
Эльвира ЧАСТИКОВА
Владимир МОНАХОВ
СОКРАТ
ССЫЛКИ НА АЛЬМАНАХИ ДООСОВ И МИРАЖИСТОВ
Читайте в цвете на старом ЛИТСОВЕТЕ! по адресу http://old.litsovet.ru/
Альманах SюР аL, а РюSВ цвете на Литсовете
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=593871
45-тка ВАМ new
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=580691:
КАЙФ new
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=580520
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576833
КАЙФ в русском ПЕН центре http://penrus.ru/2020/01/17/literaturnoe-sobytie/
СОЛО на РОЯЛЕ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=576833
РЕИНКАРНАЦИЯ
Форма: http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=575083
КОЛОБОК-ВАМ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=573921
Внуки Ра
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=573474
Любящие Ерёмина, ВАМ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=572148
ТАЙМ-АУТ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=571826
КРУТНЯК
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=570593
СЕМЕРИНКА -ВАМ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=569224
АВЕРС и РЕВЕРС
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=567900
ТОЧКИ над Ё
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=567900 http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=565809
ЗЕЛО БОРЗО http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=564307
РОГИЗОБИЛИЯ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=561103
БОМОНД
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=553372
ВНЕ КОНКУРСОВ И КОНКУРЕНЦИЙ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=549135
КаТаВаСиЯ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=536480
КАСТРЮЛЯ и ЗВЕЗДА, или АМФОРА НОВОГО СМЫСЛА
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=534005
ЛАУРЕАТЫ ЕРЁМИНСКОЙ ПРЕМИИ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=531424
ФОРС-МАЖОР
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=527798
СИБИРСКАЯ ССЫЛКА
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=520612
СЧАСТЛИВАЯ СТАРОСТЬ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=520121
АЛЬМАНАХ ЕБЖ “Если Буду Жив”
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=510444
5 -й УГОЛ 4-го ИЗМЕРЕНИЯ
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=507564
Альманах ТАНЦУЮТ ВСЕ Читайте В цвете на Литсовете
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=584892
Пощёчина Общественной Безвкусице 182 Kb Сборник http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=488479
http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=496996
ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ из Красноярска! Вышла в свет «ПОЩЁЧИНА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗВКУСИЦЕ» Сто лет спустя после «Пощёчины общественному вкусу»! Группа «ДООС» и «МИРАЖИСТЫ» под одной обложкой. Читайте в библиотеках Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска! Спрашивайте у авторов! 06.09.15 07:07
………. ………
ФЕЙК-КЛУБ
Константин КЕДРОВ-ЧЕЛИЩЕВ Николай ЕРЁМИН
Александр БАЛТИН Эльвира ЧАСТИКОВА
Владимир МОНАХОВ
СОКРАТ
Альманах Миражистов
Красноярск 2024
………. ……….
2024