Автору бы как-то погармоничнее обозначить связь времён — с высот классического слога о скрижалях, священника и писцах (повеяло Достоевским, трущобами Петербурга, пытливостью воспалённого мозга пророка «из грязи в князи», нищего, попавшего на место принца и одновременно библейскими сюжетами) мы падаем в сомнительные рассуждения о пенсии, в которых отголосок современных реалий затирает возможную ссылку на прошлое. Чем так был облагодетельствован иерей, что ловит каждое слово, при этом чётко обозначает творчество «влезшего на трон» — бред? Это очень интересная история с точки зрения броскости, с точки зрения понимания тонкости граней человеческой психики, когда внезапно свалившаяся власть порождает желание не мирового могущества, а бегства в деревню выращивать капусту. Потому что не по силам.
Мир мужчин (а здесь показан именно их мир, к нему любопытно прикоснуться, но у нормальных женщин он не рождает желания оборотиться одним из его членов) — это мир силы и жстокости, и одновременно мир чудовищной слабости ( которую женщины могут использовать, которой могут поддаться и погибнуть вместе, которой могут посочувствовать и трансформировать её в силу). Одно дело, когда старый король теряет почву под ногами от придворных интриг, совсем другое — назначенец, который не знает, куда идти самому, что уж до прочих. Зыбок удел пастуха, пастыря, ещё зыбче поприще поводыря. А испорченный указатель хуже бездорожья.
Что испытал лирический герой, в какие мистические дебри он окунулся так, что это бесконечное «ужасание» ниспровергло его из привычного понимания вещей и погнало за ответами к священнику (ну, хоть не к колдуну, что слава Богу)? Он столкнулся с непониманием, как управлять взвинченной толпой. С разрушением прежних правил, вследствие чего все его попытки отрегулировать общество, которое может в минуту превратиться из мирного собрания в разъярённое полубезумное стадо и наоборот, трансформируются в игру в шашки. Когда не стоишь многоходовки, а делаешь шаг и поступаешь по ситуации.
Напоследок покритикую идею автора об управляющей руке. Мир не фатален, это слишком лёгкая религия, человек несёт ответственность за свои поступки, которые в идеале либо честно вознаграждаются, либо без лукавства порицаются. Порицаемые должны искупляться и прощаться. Это и есть эволюция человеческой души, того самого нематериального, вокруг чего так много толков, всё прочее — окукливание и самообман.
Условия рецензирования торпедируют мою привычную краткость, поэтому, оставив без измерений основную свою мысль о содержании, выскажусь о форме. Я большая любительница изящных рифм, и некоторые рифмы в совокупности со смыслом текста чудесны.