Неудачные сравнения (нелепые образы)
Я уже писал об образах штампованных, так что – повтора не будет. В этой статье о другом.
В погоне за оригинальностью и в желании выглядеть утончённой натурой, некоторые графоманы (плохие поэты, если точнее) пытаются вставить в свои нескладушки образы. В основном – это штампы. Но некоторые идут дальше. Так далеко, что лучше бы никуда не ходили.
Вот вам пример. Допустим, счастье легко сравнить с птицей в клетке. Но его, счастье, никак нельзя сравнить со, скажем, лопатой. Разве что, что-то будет в контексте стихотворения, что этот образ оправдает. Но вряд ли.
А потому, утончённые вы мои, если у вас в стихотворении прибой шумит, как шепчет, – это штамп, но, в принципе, нормально. А вот если этот же прибой шумит, как, грубо говоря, пролетающая стая кирпичей – это не нормально.
Не сравнивайте несравнимое. Образ должен быть понятен читателю, прежде всего.
Даже если в вашем сознании прибой шуршит, как кирпичи, подумайте – читателю этого не понять.
Эта ваша “загадочность” – глупость, а не изюминка.
Или, скажем, что-то типа “стремительный домкрат”. Разве он такой?
Тут один поэт сказал, что все образы уже использованы, все слова уже где-то были. А потому – читайте то, что вышло из его графоманской головы (или откуда?), как есть.
Но! Дорогие мои графоманы. Нот всего семь. Не в словах (нотах) дело. И даже не в их последовательности. Дело всё в вас.
Подведу итог:
Учитывайте семантические значения придуманных или заимствованных вами образов.
Продолжение следует.
Ваш М. Афонин
Согласен…
Так (укр.)