Метр и слоги
Тут я собирался долго писать о ямбах, хореях и прочем, а потом рассказывать, что перескоки по размерам в пределах одного стихотворения (если так не задумано изначально, конечно) – это плохо.
Вот пишет поэт, скажем, ямбом. А потом вдруг – р-раз, и строчка дактилем. А потом снова ямб. Вот это, ребята, – признак плохих стихов. Одна строчка может портить всё.
Вот это подробненько я хотел написать.
А потом подумал, что сначала нужно научить поэтов отличать амфибрахий, скажем, от анапеста. Вот этого я делать не хочу. Мартышкин труд. А мартышку эту, к тому же, зовут Сизиф.
Сюда же, к метру, чтобы статья не была совсем маленькой, я добавлю немного про количество слогов в строке. У плохих поэтов всё плохо. И в стихах, и, частенько, с самомнением. Они считают, что лишние слоги в строке, или нехватку слогов, никто не заметит. Читателей плохие поэты считают глупыми и непонимающими. Типа, я гений, а дурак ничего не заметит.
Заметит. Все заметят. И дурак – плохой поэт, если так думает.
Так что, размер имеет значение. Соблюдайте!
Смену ритма и размера можно сделать авторским ходом. То есть, изначально задумать какую-то фишку. Разница между “авторский ход” и “так продиктовано свыше”, я уверен, всем понятна. А уж искушённому читателю тем более ясно, где задумка поэта, а где стихно, сляпанное неумелым поэтом. Учитесь. И научитесь. Выкидывайте ляпы, никому не показывайте неудачные стихи. Их можно и нужно довести до кондиции. А потом – пожалуйста. Пусть их все увидят.
Итог подводить не буду. А что тут скажешь?
Продолжение следует.
Ваш М. Афонин
С самомнением у плохих поэтов как раз – все очень хорошо.
Знаю тысячи читателей, которые не заметят лишних слогов, лишь бы поэт был с одного посёлка с ними…
Михаил, эта статья у вас провальная – вы не привели ни одного наглядного примера! Всё пропало, шэф!