Хорошие стихи или плохие?
Я не раз писал на эту тему. Но решил ещё раз и на пальцах.
Дело в том, что поэты удивляются, почему их произведения, вроде бы складные и ладные, не находят отклика у профессионалов. Почему о стихах отзываются плохо?
Начнём по порядку. Сегодня я расскажу об образах.
1. Образы в стихах
Стихотворение потому и не проза, говоря просто, что в нём есть образы. В прозе они тоже есть, но мы не о ней.
В плохих стихах образы:
– заимствованные;
– банальные.
Об отсутствии образов говорить не буду, тут всё понятно. Хотя, поэты, пишущие “документалистику” с сухой констатацией фактов, к сожалению, не редкость. Они больше всех удивляются, почему их “поэзия” не годится, мягко говоря, никуда. Это я преувеличил. Печь топить такими стихами, если их напечатать на бумаге, конечно, можно. А они их печатают. К счастью для литературы, очень маленькими тиражами.
Итак, что такое заимствованные образы.
Пример: Есенин –
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Видите, снег сравнивается с серебром? Вот плохие поэты и начинают в своих стихах ставнивать снежинки с тем же самым. Как оправдание, звучит: “Есенину можно, а мне нельзя?”.
Да, нельзя. Этот образ в ваших стихах – заимствованный, не ваш.
Поверьте, никто не требует от поэтов такой же образности, как, скажем, у Бодлера или у того же, уже упомянутого, Есенина.
Можно меньше. Можно вообще, как Маяковский – всё стихотворение целиком – это и есть образ.
Плохой поэт этого всего не может, потому и продолжает “воровать”.
Банальные образы.
Если солнце, то лучистое, если глаза, то бездонные, если разговор, то душевный.
Поняли, о чём я. Примеров можно привести миллион.
Поэтам стоит пересмотреть свои произведения и избавиться от банальностей. Понимаю, что никто этого делать не станет.
В общем, банальный образ – признак плохих стихов.
Подведу итог.
Если в ваших стихах заимствованные или банальные образы, нет образов вообще – это негодные стихи.
Творите! Сочиняйте образно!
Учтите, при этом не получится выдавать по стихотворению ежедневно, как это принято у графоманов, а то и по три-четыре.
Пока вы не стали профессионалами, одно, но крутое, образное стихотворение в месяц, – это уже достижение, поверьте.
Ваш М. Афонин
Если бы поэты ещё прислушивались…
поэтами рождаются, а не становятся. тебе либо дано, либо нет. поэтому такие инструкции не подходят тем, кто хочет казаться “поэтом”, как и тем, кто уже является им……
Михаил, спасибо за просвещение, поддерживаю!
Есть стихи – и есть поэзия.
Стихи не могут быть плохими по определению, они могут только неграмотно написаны, без соблюдения правил стихосложения. Как и отрицательный электрон не может быть плохим, а положительный – хорошим.
Я иду по берегу,
Не могу поднять ногУ.
Не ногУ, а нОгу.
Всё равно не мОгу.
Идеальное стихотворение с точки зрения теории стихосложения.
А вот поэзия – это уже чуток про другое:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки,
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Вот это и есть поэзия – почувствуйте разницу.
Еще бы не почувствовать!
В строке “Перчатку с левой руки” так явно выпирает цезура, что не заметить этого просто невозможно!
И как можно поэзию о Перчатке сравнивать с:
Я иду по берегу,
Не могу поднять ногУ.
Не ногУ, а нОгу.
Всё равно не мОгу.
*
Полагаю, Влад, вы имели в виду, что всякое неудавшееся стихосложение автоматом не может считаться поэзией.
И наоборот, то что удалось – это и есть поэзия. Так?
Я старался сказать коротко. Получилось утрировано и скомкано.
Итак: Стих – строка стихотворного текста, организованная по определенному ритмическому образцу. Чередование ударных и безударных слогов обуславливает членение стихотворной строки на стопы. Количество слогов в стопе и фиксация ударения на одном из них определяют размер стиха.
Стихотворение состоит их строф, каждая из которых может включать от двух до четырнадцати строк, или стихов. В некоторых случаях деления на строфы может не быть.
Хороший учебник по стихосложению у Тима Скоренко: https://snegirev.ucoz.ru/index/tim_skorenko_uchebnik_stikhoslozhenija/0-1363
Поэзия – это: поэтический образ, мелодичный узор стиха, эмоциональность, синтаксическая целостность, искусство образного выражения мысли, безукоризненное владение словом… и т. д.
Сей список бесконечен, как и сама поэзия.
Кстати, неплохо об этом написал николай Шошанни «О формуле поэзии»
https://snegirev.ucoz.ru/index/n_shoshanni_o_formule_poehzii/0-1431
Замечательные советы! 👍
Присоединяюсь! Влад очень хорошо и правильно все рассказал!
Будем стараться!