Ревью на книгу Фархата Тамендарова “Гончие Псы”
«Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать»
«Разговор книгопродавца с поэтом».
А.С. Пушкин.
Литературное произведение Фархата Тамендарова “Гончие Псы”, современная казахская приключенческая повесть, адресованная старшим подросткам, опубликованная на русском языке.
Повествование ведётся от имени главного героя – Жусупа Баранбаева, подростка, ищущего в компании друзей своё место в жизни. Своё видение окружающего мира и его законов при взрослении героев. На пути познания первооткрывателей ждут испытания, надежды и разочарования, победы и поражения, любовь и предательства в которых происходит взросление и кристаллизация характеров методом проб и ошибок.
Средне восточный колорит накладывает отпечаток на общение героев: уважительное отношение к старшим и восторженное к противоположному полу в лице Тани Капиевой.
Фантазии главного героя уносят читателя в воображаемые миры во времена королевы Елизаветы I, английской, в команде сподвижников – корсаров Дрейка при кругосветном плавании на «Золотой лани».
Мечта искателя приключений, достигнуть Тихого океана и «кругосветку совершить», пользуясь определенной им для себя формуле: «быть заточенным на успех». Следуя этому принципу, он преодолевает трудности, которые приносит ему движение к поставленной цели.
Лексикон героев представляет из себя причудливую смесь просторечных и жаргонных заимствованных идиоматических выражений, характерных для среды подростов постсоветского периода.
Доминантой литературного повествования является межличностный конфликт главного героя и его антипода – антигероя, Перимбета, по кличке «Перс». Перимбет, с криминальным прошлым, за глаза прозванный «Псом», так как «проглядовало в его оскале что-то звериное». Заставив воровать, подчинёного «Жорку» младшего парнишки, со сломанной психикой от домашнего насилия отца, устанавливает культ насилия в ватаге юнцов. По мере развития повествования сюжета доминирование вожака в кучке недолеток приводит к навязыванию сексуального насилия над случайной попутчицей Татьяной, оказывающей внимание Жусупу, а финале к нелепой смерти несчастного малолетки. Финал жизненного пути самого преступника трагичен: попытка бегства в наручниках под водой после ареста.
Первый прозаический опыт автора можно признать удачным: повествование захватывает и заставляет следить за сюжетом до последней сцены.