Как писать рассказы для конкурсов и коллективных сборников. Заметки редактора

Михаил Афонин 8 января, 2022 Комментариев нет Просмотры: 636

Итак, дорогие писатели, сейчас я научу вас выигрывать (честные) конкурсы рассказов и попадать в коллективные сборники. Под “коллективными сборниками” я имею в виду собираемые издательствами книги, которые поступают в торговые сети. Междусобойчиковые книги разного толка туда не входят. Там нет принципов и правил, а потому – всё на чистой удаче. А она, как вы понимаете, не поддаётся логике и систематизации.

Сразу скажу о двух вещах:
1. Конкурсные рассказы и рассказы для сборников пишутся примерно одинаково, за исключением одного нюанса.
2. Победы и публикации зависят не только от моих советов, но и от вашего умения писать. Да, ребята, даже изучив все книги и инструкции, включая эту, можно ничего не получить. Надеюсь, вы это понимаете.

С чего начать написание рассказа? Возможно, вы считаете, что с идеи, плана, схемы и прочего. Да. Но нет.
Начинать следует с изучения конкурсных условий и условий сбора произведений в коллективные издания. Читайте всё, что дают организаторы. Положения, ссылки и др. – ничего лишнего нет. Зачастую “под звёздочкой” и “мелким шрифтом” пишут самое главное. Для чего организаторы так делают? На этот вопрос ответа нет.
Итогом вашего изучения должны стать сведения об оформлении заявки (если таковая нужна), согласие на обработку личных данных, сведения, которые нужно указать о себе. Всё это нужно сделать ДО написания самого текста. Не отмахивайтесь от бюрократии. Ибо она, бюрократия, мать порядка. А не анархия, как принято считать.

Вы всё заполнили. Что дальше? Дальше – идея. Не садитесь писать, пока не придумаете начало и конец рассказа. Да, это очень важно. Не пишите в стиле “начну, а там само пойдёт”. Так могут только опытные писатели. Вы тоже сможете, но не сейчас и не сразу. У вашего произведения должен быть конец и, соответственно, начало. Логику нужно соблюдать. Без начала и конца получится что-то вроде зарисовки или заметки. Это не рассказ, в полном смысле.
Да, конец должен быть чётким. Может быть намёк на продолжение, но только намёк. Ваше произведение должно быть отдельным самостоятельным текстом.
Идём далее.
Помните, что текст должен вписаться в рамки, предложенные организаторами. Это не только тема, но и размер в знаках. Это очень важно. Не пишите больше или меньше, не игнорируйте тему сборника или конкурса.

Что делать, если хочется сказать много, а размер рассказа небольшой? Используйте приёмы, проверенные временем. В качестве предисловия может выступать название вашего произведения (его нужно продумывать с особой тщательностью) и пара строк перед самим текстом.
Нужен пример? Смотрите, вы пишете об озете Байкал. Как назвать рассказ? “Озеро Байкал” – ни о чём, “Легенды Байкала” – банально. А вот “Озеро с человеческим характером” или “Байкал убьёт нас всех” — это уже что-то.
В паре строк перед текстом нужно сказать о том, что будет в вашем рассказе, но не явно, а иносказательно. Например: “Тысячи лет над озером Байкал летают птицы. Что они нам говорят? Сможем ли мы узнать главную тайну жизни?”. И дальше можно рассказывать об озере всё, что угодно. Лишь бы была какая-то загадка. Понятен принцип? Краткая подводка нужна для читателя. Жюри конкурсов – тоже читатели. Заинтересуйте их.

Теперь о тексте. В художественом произведении должны быть художественные приёмы. Оживите свой текст диалогами и метафорами. Диалоги должны быть живыми. Не пишите так, как люди не говорят. Например, маленькая девочка никогда не скажет “Сезонная миграция живущих на озере птиц”. А как она будет говорить? “Птички полетели” и всё такое прочее.

В чём главное отличие конкурсного рассказа от текста для сборника. Смотрите. Сборник издательство рассчитывает продавать. Это означает, что в вашем рассказе должно быть то, что привлечёт читателя. Он, читатель, при чтении, не должен допускать даже мысли “ну и что?” и “да и ладно”. Ему, читателю, нужны эмоции.
Где взять эмоции? Можно использовать простейшие банальные приёмы: смерть любимой собаки, например, или болезнь ребёнка, невесты, мамы. Повторю, это банально, но работает. Только не каждому редактору такое нравится, правда. А потому – просмотрите ранее выпущенные издательством подобные книги.
В конкурсные рассказы тоже не мешает вставить эмоции. Но там важнее не они, а идея. Вывод: конкурсные тексты – делаем упор на идею и раскрытие темы, рассказы для сборников – вставляем эмоции и пишем по теме.

В итоге вы получите произведение, которое можно отправлять либо на конкурс, либо в сборник. Естественно, пишите без ошибок, соблюдайте правила оформления текста, если они есть в условиях. Вы же условия изучали первым делом. Помните? Не умеете пользоваться текстовым редактором? Забейте условия в Гугл, он даст ответы с пошаговыми иллюстрированными инструкциями.

Теперь расскажу свой секрет. Выше я говорил о многом и важном, но есть некоторые нюансы, которые я, как редактор, не расскажу. Зато я могу подготовить ваш текст для конкурса или сборника: указать, чего не хватает или что есть лишнее, подать идею, как что-то изменить.
О стоимости услуг узнавайте, написав мне в чат.

5

Автор публикации

не в сети 2 дня
Михаил Афонин1 718
50 летДень рождения: 08 Февраля 1974Комментарии: 63Публикации: 188Регистрация: 22-06-2021
1
4
2
63
3
4
Поделитесь публикацией в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля