В Москве 30 октября 1821г. появился на свет человек, что привнесет в дальнейшем множество изменений в литературе. Благодаря Федору Михайловичу мы имеем глубокий психологизм в произведениях, раскрытие персонажей через сложнейшие ситуации в жизни, увлекательные и занимательные сюжеты в середине XIX века. Ну, а для начала надо понять истоки столь сильного влияния автора на создания своих работ.
Достоевский воспитывался в довольно суровой обстановке, где витал угрюмый дух отца- человека «нервного, раздражительного, самолюбивого». Дети росли в страхе и повиновении, проводя большое время на глазах родителей. Отец сыграл исключительную роль в жизни писателя. Добрый по природе , но болезненно самолюбивый, склонный к нездоровой подозрительности, однажды заподозрил жену в неверности. Доставалось и детям : своим сыновьям, включая Федора, отец, ложась после обеда поспать, заставлял стоять у постели и отгонять мух. Кончина отца Достоевского также отдавала душевным нездоровьем. Официально он умер своей естественной смертью, но ходили слухи, что барина убили мужики, не любившие раздражительного и мрачного хозяина, а по другой версии «из-за девки».
Самые светлые воспоминания уже позднего детства у писателя связаны с деревней – небольшим имением в Тульской губернии. Семья проводила там летние месяцы, чаще всего без отца, и дети могли пользоваться полной свободой. У будущего гения остались на всю жизнь впечатления от крестьянского быта, от встреч с мужиками.
В шестнадцать лет Достоевский лишился матери и был определен в инженерное училище. Там он не сошелся с товарищами, мало интересовался предметами образования, жил уединенно и прибрел репутацию «нелюдимого чудака». Окончив училище и пробыв год на инженерной службе, Достоевский в 1844г. подав в отставку, решив жить только литературным трудом и « адски работать». Роман «Бедные люди» был уже готов, и Федор Михайлович возлагал на него большие надежды .
Однако жизнь его не баловала. Деньги давно кончились ,и ждать их было неоткуда. Конечно, роман закончен, но его еще каким-то образом пристроить. « А не пристрою …так , может быть, и в Неву. Что же делать?»- шутливо излагал в своих письмах брату писатель. К счастью с ним в одной квартире жил начинающий критик Д.В.Григорьевич. Достоевский отдал ему на чтение « Бедных людей» – , рассказывал потом Григорьевич, – я понял, насколько то, что было написано Достоевским , было лучше того, что я сочинял до сих пор; такое убеждение усиливалось по мере того, как продолжалось чтение. Восхищенный донельзя, я несколько раз порывался бросится ему на шею; меня удерживала только его нелюбовь к шумным выразительным излияниям».
Григорьевич отнес рукописи Н.А.Некрасову. И чтение опять прошло с полным успешно. Некрасов немедленно отправился к В.Г.Белинскому. « Новый Гоголь явился!» – заявил он с порога. У Вас Гоголи- то как грибы растут» – строго заметил Белинский, но рукопись взял.
Вечером того же дня, когда Некрасов к нему зашел по какому-то неотложному делу, Белинский возбужденно схватил его за фалды: «Что же это вы пропадали, – досадливо говорил он. – Где же этот ваш Достоевский ? Что он, молод? Сколько ему ? Разыщите его быстрей, нельзя же так!…»
Весть о явлении «нового Гоголя» скоро стала достоянием чуть ли не всего читающего Петербурга. Слава его росла , приятно щекоча самолюбие. Но со временем обнаружилась и обратная сторона успеха автора. Кружок писателей, объединенный журналом «Современник», нарек его «литературным кумирчиком» и любил добродушно над ним подшутить, что для мнительного и обидчивого Федора было мучительно.
Последующие за «Бедными людьми» сочинения успеха не имели, и Достоевский стал постепенно отдаляться от Белинского, Некрасова, Тургенева. Своего рода отдушиной для него стал кружок М.В.Петрашевского, собрание которого Достоевский стал регулярно посещать. Петращевский проповедовал либерально- социалистические идеи, поэтому на его «пятницах» горячо обсуждали острые политические темы, революционное брожение В Европе, уродливые стороны родного николаевского строя, читать и обсуждалась запрещенная литература. Пока… невинный по сути своей кружок не был арестован в полном составе в ночь на 23 апреля 1849г.
Восемь месяцев пробыл Достоевский в Петропавловской крепости, ему ставили в вину то, что он принимал участие в обсуждении вопросов о крепостном праве, восставал против строгости цензуры и читал несколько раз публично знаменитое письмо Белинского к Гоголю. Генерал- аудитор вынес приговор « На четыре года, а потом рядовым».
Каторга еще больше усилила надрыв его души, усилила его способность к болезненному анализу последних тайн человеческого духа и его страданий.
После окончания каторги срока каторжных работ Достоевский был определен в линейный полк в Семипалатинске, где познакомился с Марией Дмитриевной Исаевой. Писатель пережил очень много болезненно- тяжелого в своей любви к ней( он познакомился и полюби ее еще при жизни ее первого мужа) . В 1859г. Достоевскому дозволили уволиться из армии, и он перебрался сначала в Тверь, а потом- в Петербург. Все это время Федор Михайлович терпел крайнюю нужду, жена его уже была больна чахоткой, а литературой он зарабатывал очень мало.
Положение спас журнал «Время», который Достоевский издавать вместе с братом. Шумный успех журнала принес братьям приличный доход, а писатель получил наконец чаемую ему трибуну. Но в 1864г. случилась катастрофа: один за другим умерли жена, брат и Апполон Григорьевич, лучший сотрудник журнала. У Достоевского осталось 15 тыс. рублей долга , моральные обязательства перед семьей брата и пасынок.
Затем Достоевский уехал за границу, в Висбаден. Измотанный и отчаявшись он начал пробовать играть в рулетку и проиграл всё до копейки. Эти обстоятельства зародили новый психологический и глубокий роман «Игрок».
После всех обстоятельств его литературная карьера начала меняться. Он стал влиять на литературу и привносить свой в клад в неё. Писатель создал принципиально новый жанр — полифонический роман, ввёл нового героя — человека «высшей идеи». Чтoбы пoнять кaждoгo пepcoнaжa poмaнa, нaдo, пpeждe вceгo, oбpaтить внимaниe нa его oтнoшeния c дpyгими людьми. Paзвитиe cюжeтa и xapaктepы гepoeв pacкpывaютcя Дocтoeвcким в динaмикe мeжличнocтнoгo oбщeния, пoэтoмy кaждый пepcoнaж, пoявляющийcя нa cтpaницax пpoизвeдeния, вaжeн и интepeceн. Сделав исходной точкой своих психологических экскурсов страдание, в которое вовлекается человек внешними и внутренними противоречиями жизни, Достоевский стал на сторону людей забитых и угнетенных, страдающих столько же от того, что их придавили житейские обстоятельства, сколько и от сознания своего человеческого достоинства, ежеминутно оскорбляемого и попираемого, от сознания своего права на осмысленную и нравственную жизнь. Достоевский болеет за человека, который примиряется с силою вещей и начинает считать себя неполным, не настоящим человеком. Это и есть путь к искуплению.