Дилогия “Эпидемия” Яны Вагнер

InkyFox 19 августа, 2021 Комментариев нет Просмотры: 318

В 2020 году весь мир охватила паника из-за короновируса. Малоизученное, быстро распространяющееся заболевание, вначале так похожее на простуду. Мы стали носить маски и перчатки, чаще мыть руки, избегать большого скопления людей, по возможности стали реже выходить из дома. Но нам сложно понять всю суровость физического выживания и морального выбора, с которыми столкнулись персонажи «Эпидемии».

Роман Яны Вагнер вышел незадолго до вспышки вируса, и его события органично сплетаются с нашей реальностью. Рассмотрим это тяжелое, увлекательное и актуальное произведение подробнее.

Вирус
Яна не дает заболеванию определённого названия, но точно описывает его стадии. Сначала у человека жар и ломота в костях, как при сильной простуде, потом слабость во всем теле усиливается, пока человек не теряет способность двигаться, задыхаясь от кашля с кровавой пеной. Инкубационный период очень короткий, несколько часов, максимум сутки. А через пару дней наступает неприятная смерть в судорогах. Вирус крайне заразен, в основном он распространяется воздушно-капельным и контактным путем. Персонажи спасались масками, респираторами, перчатками, кипячением одежды и банок с консервами. Но даже спустя месяцы зимних морозов дома больных людей оставались опасными. Разработать и опробовать вакцину ученые не успели.

Мир в начале романа
По телевизору и в сети постоянно крутили новости со всего мира: количество зараженных, меры предосторожности, действия правительств и безрезультатные попытки ученых. Люди до последнего не верили в плохой исход. Они перешли на удаленный режим работы, воспринимая карантин как временную меру и веря, что все придет в норму. Пока было электричество, иллюзия безопасности сохранялась. Можно было спокойно играть и общаться, смотреть передачи, пусть и тревожные, высыпаться в своей постели.

Бездействие персонажей прервал отец одного из героев, приехавший проверить близких на всякий случай. Его убежденность в опасности ситуации долго не хотели воспринимать всерьез, обвиняя в паранойе. Пока не появились первые мародеры.

Выживание
Все основные персонажи – а их одиннадцать – оказались не готовы к сложившимся обстоятельствам. Спрятавшись на маленьком острове посреди Вонгозера, без газа, электричества, медикаментов, они впали в апатию. Очень городские, привыкшие к сытой размеренной жизни, не умеющие работать руками, эти люди впервые осознали свою беспомощность. Пришлось рубить дрова и таскать воду ведрами, мыться и стирать без мыла, ловить рыбу подо льдом. Но самым сложным оказалось не сойти с ума от тесноты, без книг, без развлечений, без возможности побыть в одиночестве хотя бы пару часов. Одиннадцать ненавидящих друг друга людей, запертых в крохотном домике на долгую карельскую зиму.

Моральный выбор
Отчаянные времена требуют отчаянных мер? Насколько все должно стать плохо, чтобы человек смог убить человека? Нужно ли поделиться дефицитной едой с чужими, просто потому что у них маленькие дети? Можно ли сказать незнакомцам, от чего вы бежите, если по незнанию своему они делятся припасами? Как поступить доктору, знающему обречённость больных, но помнящему свои клятвы? Как перестать ненавидеть бывшую жену своего мужа, если живешь с ней на одном острове? И как начинает разрушаться человечность без цивилизации? Яна Вагнер не дает однозначных ответов, и это прекрасно. У каждого персонажа свой выбор, с которым не всегда соглашается вся группа.

Мир в конце романа
Весной треснул и стал таять лед на озере, и рыба оживилась после долгой зимы. Как всегда, прилетели утки на свое обычное гнездовье. Мир не изменился из-за вируса, животные и растения не пострадали. Просто в домах остались лежать мерзлые трупы когда-то зараженных людей. Из одиннадцати персонажей осталась всего половина, живых, здоровых, но уже не понимающих, что им делать дальше. Стоит ли искать других живых или безопаснее прятаться? Есть ли еще привычный им организованный мир с магазинами и горячим душем? И почему в лесу слышен шум поезда?

Дилогия «Эпидемия» вызывает двоякие чувства: у нее простой и образный язык, который легко читается, но гнетущая атмосфера не отпускает из липких сетей до последней страницы. События настолько правдоподобны и понятны, что вызывают уважение к автору и порой отвращение к событиям. Мир «Эпидемии» не яркий, тревожный, вязкий, но в нем остро ощущается жизнь. И он умело развеивает иллюзии о романтике выживания после катастроф. Не будет мутантов, сверхспособностей, заговоров корпораций, только люди лицом к лицу с действительностью.

В 2019 году на российской онлайн-платформе Premier вышел сериал-экранизация. Его сюжет отличается от книжного, некоторые персонажи заменены. В октябре этого года Netflix выкупил права на экранизацию, что большая редкость для российского кинопроизводства. Даже Стивен Кинг назвал сериал «чертовски хорошим». Но, независимо от формата – книга или сериал, «Эпидемия» остается определённым опытом, который лучше пережить опосредованно.

0

Автор публикации

не в сети 3 недели
InkyFox483
День рождения: 29 АвгустаКомментарии: 4Публикации: 41Регистрация: 28-07-2021
Поделитесь публикацией в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля