Литра.Онлайн
Литра.Онлайн
Дайджест произведений современных авторов
Главная страницаАвтор наизнанкуМистика как жанр литературы и её отличие от ужаса (хоррора)

Мистика как жанр литературы и её отличие от ужаса (хоррора)

literaturnaya-mistika

Вместо эпиграфа:

«…То было время мечтаний, грёз, видений, провидений и привидений…» Священнослужитель Георгий Флоровский

Мистика – интригующий жанр литературы. Её основные черты – это странные события, необъяснимые явления, неясные знаки, будто из потустороннего мира и страх неизвестного, сверхъестественного, не поддающегося логичному объяснению.

В классической литературе сверхъестественное не только вплетается в сюжет, но и нередко само становится сюжетом.

У Булгакова в книге «Мастер и Маргарита» Воланд со своей свитой меняет жизнь советской Москвы.

«Пиковая дама» Пушкина наполнена мистической многоплановостью.

По поводу создания «Вия» Гоголь говорил, что ничего не придумывал, а только пересказал народное придание (не упомянув, какое именно).

Основные жанровые черты мистической истории:

В основе идеи и сюжета – сверхъестественное, необъяснимое логически явление, событие.

Главный герой – обычный человек в необычных условиях.

Персонажи – либо обладатели сверхъестественных способностей (ведьмы, маги, чародеи), либо представители потустороннего мира (призраки, демоны, черти).

Двоемирие – сочетание реальности и ирреальности, причем реальность преобладает, а ирреальный мир как бы просвечивает сквозь туман неясных и необъяснимых явлений.

Таинственные события и проявления потустороннего мира никак не объясняются, базируясь исключительно на вере человека в сверхъестественное.

Атмосфера истории – либо мрачная, сумеречная, либо построена на контрасте (был солнечный день, и внезапно всё поменялось, налетел ветер, тучи, началась буря).

Детали антуража вполне реальные, но утробно пугающие – тёмные углы, самооткрывающиеся окна и двери, потухшая внезапно свеча, перегоревшая лампочка, болотный запах, духота, леденящий холод.

Частые глаголы – скрип, вой, хлопки, стук, лязг, дребезжание, хрипение.

Главное действующее лицо в мистике – страх (страх героя, страх читателя и самого автора). И этим мистика перекликается с другим, не менее интригующим жанром литературы – ужасом (хоррор – само слово, будто создано, чтобы наводить трепет). Эти жанры могут выступать в связке, как часто у Стивена Кинга. Но у них есть существенные отличия.

Чем литературная мистика отличается от ужаса?

Мистическое произведение всегда начинается в естественных реалиях обыденной жизни и в какой-то момент, когда читатель совсем ничего не подозревает и думает, что ему просто рассказывают какую-то историю, в ней происходит слом привычной физики, слом реальности. И вот этот момент неожиданности очень важен.

В повести Гоголя «Нос» цирюльник Иван Яковлевич совсем ничего необычного не подозревал, ничего мрачного и страшного не происходило перед обнаружением носа коллежского асессора Ковалёва в каравае свежеиспечённого хлеба. Однако страху Гоголь нагнал. Но страх этот был в начале вполне объяснимым – все персонажи боялись «как бы чего не вышло». Это страх иного рода – страх потерять своё положение в обществе. Но замешан он на мистическом, необъяснимом событии, которое повлекло за собой другие, не менее странные и пугающие. Объяснения этому нет.

Самое знаменитое мистическое произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки» начинается описанием природных явлений, которые издревле считались и до сих пор считаются пугающими, и на этом-то утробном страхе строится мифология. Гоголь использует суеверия славянских народов, мифические представления о чёрте и ведьмах, чтобы усилить атмосферу зимнего предрождественского вечера.

Мистическая литература доказывает и на ярких примерах показывает, что суеверие сильнее веры. На руку писателям работают контрасты: большинство мистических историй начинаются в канун Рождества православного или католического. Казалось бы, чего вам бояться, если вы уже помолились, причастились, испили святой воды. Нет. Это не работает, когда из тёмного угла на тебя надвигается чёрная тень, а дверь ни с того, ни с сего сама собой со скрипом отворяется.

Так начинается, например, самое знаменитое мистическое стихотворение – классика мистики – «Ворон» Эдгара Аллана По.

Однако мистика и ужас имеют разные цели. Ужас, замешанный на самых естественных страхах человека (страх смерти, страх болезни, страх темноты – в общем и, в частности, как страх неизвестности) призван именно напугать, пощекотать нервы и в конце концов оставить массу вопросов. Мистика призвана через сверхъестественное открыть человеку глаза на вполне реальные его проблемы – характера, образа жизни, отношений с другими людьми.

Хоррор ассоциален, он разъединяет людей, разграничивает, разобщает. Он заставляет человека остаться наедине со своими природными страхами и либо победить или хотя бы усмирить их, либо окончательно потерять рассудок.

Мистика, напротив, социальна. Она побуждает людей стремиться друг к другу, оказывать взаимопомощь, объединяться, пусть и на почве общего страха. Мистика гораздо острее ставит именно социальные проблемы, общественно-политическую ситуацию высвечивает через иной – иррациональный – контекст.

В мистике меньше абсурда, больше фольклорных, мифологических мотивов.

В ужасах тоже этого добра хватает. Однако ужас сам по себе – байка, страшилка, выдуманная или реальная история, чтобы нагнать страх. В ней полно психопатов, шизофрении, насилия и кровавых убийств.

Мистическая история корениться на самых обычных, привычных, бытовых историях, сквозь которые, словно через покров густого тумана, просвечивает потустороннее, именно оно, потустороннее, сверхъестественное явственно говорит нам о вполне естественных проблемах и как бы подталкивает пересмотреть наши глубинные противоречия, самообман, образ жизни, взаимоотношения с окружающими. Поэтому мистика социальна.

Хоррор апеллирует к психике, к её органическому и ментальному слому.

Мистика апеллирует к суеверию, к слому физики мира.

У хоррора свои назначение и отличительные черты в мировой литературе. Ему нужно посвятить отдельный разговор.

Как устроена мистика?

Чтобы достоверно написать мистическую историю, нужно понимать, как устроена реальность (физика мира), какие суеверия сильны в той местности, которая станет сеттингом (местом действия) в этой истории, как страх действует на человека (физические и психические проявления).

Совсем не обязательно подробно описывать монстров, призраков или ночные кладбища. Можно напугать и отдельными элементами, деталями, обрывочными сведениями.

Без предчувствия и ощущения неизвестной и жуткой опасности, от которой не скрыться и не защититься обычными способами (табуреткой, палкой, пистолетом), мистическое явление будет просто элементом антуража – странным, но не сюжетообразующим.

Мистическая классика

Жанр мистики складывался под влиянием таких классических произведений, как «Фауст» И.В. Гёте, «Шагреневая кожа» О. де Бальзака, «Портрет Дориана Грея», «Кентервильское привидение» О. Уальда, «Пиковая дама» А.С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Нос», «Петербургские повести» Н.В. Гоголя, «Золотой жук» и другие рассказы Э.А. По, «Саламандра» В. Одоевского, «Чёрный монах» А.П. Чехова, «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса, «Смирительная рубашка» Дж. Лондона, «Ребекка» Д. Дюморье, «Голем» Г. Майринка.

Что не является мистикой?

Часто мистикой называют классические книги других жанров – ужаса, триллера, фантастики и даже фэнтэзи. Иногда в описание современных книг для придания им наибольшего интереса у читателей приписывают оговорку «мистика», но эти произведения по всем составляющим элементам жанра к мистике не имеют никакого отношения.

Сказки Гофмана, Пушкина, братьев Гримм не являются мистикой. Это просто волшебные истории. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона не является мистикой, это фантастический триллер в антураже классической готической драмы.

Если герою постоянно что-то мерещится, — это не мистика. Это начало классического ужастика. Это больное воображение и слом психики, но не утробный страх сверхъестественного.

Классические элементы мистики:

1) непредсказуемость сюжета (странное событие должно случаться не тогда, когда его все ждут, а тогда, когда читатели вместе с персонажами потеряли бдительность);

2) отсутствие объяснения, откуда это явление, как с ним бороться, где искать помощи;

3) тайны и загадки, не поддающиеся логическому объяснению, но вписанные в контекст реальности;

4) неожиданные повороты сюжета и нестандартные развязки;

5) логика событий и образов героев, поскольку история разворачивается в реальном мире, в привычной действительности.

Некоторые произведения русской литературной мистики:

«Чёрный человек» поэма С. Есенина, «Мастер и Маргарита» роман М.А. Булгакова, «Двенадцать» поэма А. Блока, «Крысолов» поэма, «Молодец» поэма-сказка М. Цветаевой.

Светлана Гончаренко (Алкея), писатель, поэт, литературовед

5

Автор публикации

не в сети 3 дня
Светлана Гончаренко (Алкея)100
Инопланетянка
Комментарии: 40Публикации: 13Регистрация: 14-05-2021

2 ответа к “Мистика как жанр литературы и её отличие от ужаса (хоррора)”

Я ещё забыла добавить потрясающий мистический роман Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги». Одно из первых произведений этого жанра, которое я прочитала довольно рано по возрасту. Оно меня заворожило. А потом уже я прочла «Мастера и Маргариту». И мистика попёрла из всех углов! Кот Бегемот являлся мне ночью! Серьёзно. Я не могла спать. Это ещё что! У нас же в бабушкином домике, где я большую часть детства и юности обитала, преспокойно жил себе, поживал домовой. И вот с ним я отлично ладила. И это была истинная мистика. Никогда не забуду.

3

Добавить комментарий

Поделись публикацией и получи баллы:

Авторизация
*
*
Регистрация
* В написании логина допускается использование только латинских букв, а также цифр.
*
*
Пароль не введен
*
Генерация пароля