Елабуга хранит немало легенд и преданий. И неудивительно – ведь здесь с давних времен творилась история. Эти земли помнят еще ананьинцев – финно-угорские племена эпохи неолита и бронзового века, которые не знали письменности, но оставили после себя городища и погребения со множеством удивительных артефактов.
Особую гордость вызывает тот факт, что самый первый памятник этой многотысячелетней культуры был найден и изучен в наших краях – около села Ананьино, расположенного в паре километров от Елабуги. Именно поэтому он и был назван Ананьинским могильником, а сама культура – ананьинской.
Помнит елабужская земля и волжских булгар, которые пришли на смену ананьицам и, разрушив их языческое святилище, выстроили на его месте каменно-деревянный город-крепость Алабуга. В средние века Алабуга стала одним из крупнейших культурных и торговых центров в Прикамье, а также – частью северного ответвления Великого шёлкового пути.
Сейчас от булгарского города-цитадели осталась одна-единственная башня из дикого камня, стоящая на высоком холме над двумя реками – Тоймой и Камой. Древняя башня была свидетельницей и вторжения монгольских полчищ, покоривших все поволжские земли, и присоединения Казанского ханства к Русскому государству, когда сюда пришли первые русские поселенцы и обосновались на берегу Тоймы. В старинных документах их селение именовалось витиевато – «село Трехсвятское, что на Елабуге». Лишь позднее, когда оно получило статус города, его стали называть просто – Елабуга.
А еще елабужская земля тесно связана с именем Емельяна Пугачева, который побывал здесь летом 1774 года вместе с войском. Об этом-то визите и будет наша история.
В наших краях Пугачев оставил о себе недобрую славу – на его счету были десятки разоренных поселений, тысячи убитых или жестко замученных людей. Тем не менее, Елабугу (бывшую тогда все еще селом Трехсвятским) и ее жителей он не тронул, что выглядит совершенно невероятно на фоне кровавых расправ, учиненных в остальных городах и деревнях.
В предании, записанном елабужскими краеведами, этот удивительный факт объясняется заступничеством свыше. По легенде, когда лже-император подступил к Елабуге, жители обречённого села встретили его с чудотворной иконой Спасителя. Это привело Пугачева в смятение, и он приказал своим людям пока никого не трогать и разбить лагерь за пределами селения. А наутро – он вдруг проснулся абсолютно слепым.
Пораженный случившимся, самозваный царь Петр III велел своему ординарцу отправиться в местную церковь и помолиться за него. После молебна за здравие зрение полностью вернулось к устрашенному Пугачёву, и он немедленно покинул елабужскую землю вместе с повстанцами, не причинив никакого вреда жителям.
А как все было на самом деле? – спросите вы. Что ж, в реальности все было намного прозаичнее.
Впервые пугачевцы объявились в окрестностях Елабуги в начале ноября 1773 года. Как позднее напишет елабужский священник Петр Кулыгинский: «Их было не более ста человек. Как важные чиновники, они, подъехавши с луговой стороны к селу, стали от него в отдалении и потребовали к себе жителей для переговоров… Лишь только сии явились, как один из бунтовщиков… вызвался прочитать указ самозванца и, указывая на бумагу, прибитую к дереву, кричал во всю мочь, чтоб они покорились императору Петру III, который с многочисленным войском находится в Оренбургской губернии. В противном случае… селение будет разграблено, выжжено и самые жители будут истреблены…»
Елабужане отказались нарушить присягу, данную императрице Екатерине II, и мятежники удалились ни с чем. А жители села, понимая, что пугачевцы скоро вернутся, срочно попросили о помощи губернские власти.
В том же месяце под Елабугой вновь появились отдельные отряды повстанцев, в которые стали стекаться еще и крестьяне из близлежащих деревень. В декабре 1773-го они объединились в большой отряд, чтобы наконец захватить непокорное село.
К счастью для елабужан, у нападавших была явная нехватка огнестрельного оружия, а большинство крестьян и вовсе имело при себе только вилы, топоры или косы. Вдобавок, незадолго до этого в Елабугу из Казани прибыла сотня солдат, возглавляемых бравым майором Афанасием Перским, который позднее станет комендантом башкирской крепости Нагайбак и погибнет во время ее обороны от пугачевцев.
Немаловажное значение в обороне села сыграла и деревянная Елабужская крепость, возведенная веком ранее для защиты от набегов башкир. Она хорошо прикрывала восточную часть Елабуги, а на улицах с запада и севера жители устроили высокие баррикады из дров, заготовленных на зиму. Первый штурм селения состоялся 6 января 1774 года, но был успешно отбит: солдаты и жители активно отстреливались из ружей и пушки, из-за чего осаждавшие понесли множество потерь.
Около дюжины раз повстанцы пытались захватить Елабугу, применяя различные военные хитрости, но безрезультатно. Однако к середине января запас боеприпасов у осажденных начал подходить к концу, а под Елабугой собралось уже более шести тысяч мятежников. Село неминуемо было бы захвачено и разорено, но на подмогу уже шли правительственные отряды. Они наголову разбили пугачевцев, устроив им настоящую бойню. Не пощадили даже пленных: более двухсот «воров» были выведены в поле и изрублены саблями. В результате, крестьянские волнения в здешних местах затихли вплоть до лета 1774-го, когда Пугачев после неудачной осады Оренбурга двинулся с войском на Казань.
К Елабуге самозванец подошел первого июля. На тот момент отцы города и высшие церковные чины успели сбежать в Казань, поэтому мятежников встретила немногочисленная делегация во главе с перепуганным волостным старшиной. Они заверили «императора» в своей верности и покорности, и преподнесли ему богатейшие денежные дары. Именно это, по мнению историков, и смягчило Емельяна Пугачева, и он не стал устраивать показательные казни елабужан, как намеревался изначально.
Немаловажен и тот факт, что за ним буквально по пятам шли каратели подполковника Михельсона, который неоднократно выходил победителем в сражениях с пугачевцами. Неудивительно, что самозванец решил побыстрее покинуть наши края, не отвлекаясь на грабежи.
Итак, после визита делегации «Петр III» приказал своим людям не трогать местных жителей и расположиться на ночлег за пределами крепостных стен Елабуги. А на следующий день вместе со своим воинством просто отправился дальше – в сторону Казани.
Но воспрянувшие было духом елабужане вновь оказались в весьма затруднительном положении – пятого июля 1774-го они получили известие, что двухтысячный полк Михельсона быстрым маршем идет по следам Пугачева, и вот-вот окажется в Елабуге. Привычка карателей не щадить даже высокопоставленных лиц, проявивших к самозванцу лояльность, вызвала у жителей вполне объяснимую тревогу за свои свободу и жизнь. И тогда, чтобы избежать сурового наказания, была придумана легенда об ослеплении Пугачева. Ведь никто в то время не осмелился бы усомниться в божественном вмешательстве.
…Михельсон так и не появился в Елабуге, выбрав для передвижения другой маршрут. А вот предание о чудесном спасении от Пугачева прижилось и стало неотъемлемой частью истории Елабуги.