Виктор Дронников (1940 – 2008)

Влад Снегирёв 15 января, 2022 1 комментарий Просмотры: 1023

О, как по-разному мы любим
Россию славную свою!
Как крепок узел – не разрубим,
здесь места хватит всем в строю.

Для Гоголя ты тройка-птица,
для Блока – вечная жена.
Как образ твой для всех разнится,
у всех своя, для всех – одна.

Россия русским – Берегиня:
цветы, погосты и леса,
непостижимая святыня,
где лучезарны небеса.

Чем для него была Россия?
И где, гуляя босиком,
он смог найти слова такие,
что с ними дышится легко?

Она для Дронникова – солнце,
или счастливая звезда.
И хоть сейчас туман в оконце,
но так не будет же всегда?

Влад Снегирёв

Судьба, освящённая Россией

«И все-таки утверждение о том, что кого-то можно научить писать стихи, совершенно ошибочно. Одарённому человеку можно поставить слово, как певцу голос. Но это — только одарённому свыше искрой Божьей». Эти слова, предваряющие коллективный сборник стихов членов областного литературного объединения 2002-го года, принадлежат поэту Виктору Петровичу Дронникову и в полной мере относятся к их автору.

18 августа исполняется 80 лет со дня его рождения. Биография поэта свидетельствует о том, что он много учился «ставить слово», но ещё больше примет того, что с колыбели был он одарён искрой Божьей. Строки, которые посвятил в очерке 1967 года поэту Вадиму Ерёмину в «Орловском комсомольце» («Серебряный шорох»), очевидно, написаны и о себе: «Но человек пишет стихи. Он обязательно их напишет. И они будут похожими на снег. У человека хороший учитель. Наверное, это большое счастье для ученика быть похожим на своего учителя. Но быть похожим вовсе не значит подражать. Снегу нельзя подражать, можно быть таким, как снег: чистым, удивлённым, ранимым, возвышенным и нежным».

Родился Дронников в 1940 году в деревне Жилино Орловского района. Отец погиб на фронте — за этими четырьмя словами столько сыновьего горя! Оно жгло, требовало ответа, топилось в творчестве.

Гляну на фото отцовское в раме –
Общее есть в нас – в лице.
Всё до мельчайшего помню о маме
И ничего — об отце.

Станем когда-нибудь рядом с ним в раме.
Общее есть в нас – в лице!
Светлая-светлая память о маме,
Долгая мысль об отце.

В автобиографической заметке «О себе», предварявшей первую книгу поэта «Колыбель», Дронников писал: «Помню майский день. По пыльному Болховскому большаку возвращались с войны усталые солдаты. Вместе с ребятами я выбежал им навстречу. Было радостно и грустно. Я был уверен, что не прокараулю своего отца. Я не помнил его в лицо. Но я узнал бы его из тысячи. День просидел я у пыльного большака, глотая пыль. Отец не вернулся…»

Военная тема в творчестве Дронникова – это выражение душевных страданий тех, кто потерял самых близких: мужей, отцов, сыновей, братьев. Виктор Петрович Дронников посвятил десятки стихов тем, кто остался жив, но уже не может быть счастливым в полную силу, слишком велики утраты, невосполнимы потери. И ещё его герои – солдаты-победители, которые глубоко спрятали воспоминания о пережитом на полях сражений.

Тридцать лет свои награды
Чистит, словно на парад,
Три войны прошедший кряду
Старый гвардии солдат.

Он сидит, как гвоздь застолья,
В окруженье сыновей.
Пьёт за тех, кому не больно,
И за тех, кому больней.

Ах, как смерть его любила,
Три войны в обнимку шла,
Но ни разу не убила,
Только ногу отняла…

«Пьёт за тех, кому не больно и за тех, кому больней» — оставшиеся в живых, по мысли Дронникова, испытывают боль, страдания, несут в себе память о погибших.

Ещё сказал он, умирая:
— В гробу протезы не нужны…
Прими его, земля родная,
Он, наконец, пришёл с войны!

В том, что дети войны, вдовы, вернувшиеся с фронта солдаты хранят память о погибших, Дронников видит глубокий смысл: «Мы беспамятство осилим памятью любви».

Светлая память о маме расцвела сотнями поэтических строк в поэзии Дронникова.

Та же тема страданий живых по мёртвым всколыхнёт поэтическую душу Виктора Дронникова в 90-е годы, во время Чеченской войны.

Памяти всех погибших
русских солдат в Чечне

Плачет женщина, бессильно
Закусив губу –
Ей с войны вернули сына
В цинковом гробу.

Срезан был, как юный стебель,
Миною в Чечне.
И теперь пришёл на «дембель»
В цинковой броне.

Плачет женщина бессильно,
Горе спину гнёт.
Кто единственного сына
Матери вернёт?

И в эти же перестроечные годы он пишет пронзительные строки «Старый солдат», снова возвращаясь к судьбам переживших войну.

Копошится в мусоре старик,
Леденеют старческие слезы.
Раньше было стыдно, но привык –
Шевелит костыликом отбросы.

Своим ровесникам, послевоенным мальчишкам, он посвятил такие строки:

Невыразимые печали
Я не забуду никогда,
Как нас мальчишек разлучали
В послевоенные года.

Наш путь войною не отмечен,
Но посмотри со стороны –
Мы обнимаемся при встречах
Так, словно мы пришли с войны.

И всё же жизнь брала своё: сын погибшего солдата Виктор Дронников окончил в 1958 году вечернюю школу рабочей молодёжи. Был подсобным рабочим, слесарем, сварщиком, сборщиком на заводах Орла. В 1961 году по путёвке комсомола уехал на строительство железной дороги Москва – Владивосток. Потом работал в отделе писем газеты «Орловский комсомолец». Заочно учился в Московском литературном институте имени А.М.Горького, который окончил с отличием в 1970-м году и уже через три года был принят в Союз писателей СССР. В 1966 г., когда он ещё был студентом второго курса литинститута, вышла его первая книга стихов «Колыбель», через три года — новый сборник «Купол». В последующие годы он выпустил более 10 поэтических сборников, активно публиковался в столичных и местных журналах, антологиях, альманахах, газетах. С 2003 года был секретарём правления Союза писателей России. Дронников продолжительное время возглавлял областное литературное объединение, оказывал большую помощь начинающим поэтам.

Приветствуя выход в свет второй книги Дронникова «Зелёный купол» Василий Катанов писал в статье-рецензии, опубликованной 23 декабря 1969 года в «Орловском комсомольце»: «Автор очень искренен и это подкупает с первых же строк. Ему претят громкие фразы, лобовое решение темы. Своё, только своё отыскивает он слово, и поставленное в строку, оно заставляет стих играть и светиться. Но эти поиски были бы безуспешны, не руководи ими чистая любовь к Родине, ко всему прекрасному на земле, политой кровью отцов». «Пейзаж Дронникова интересен, в нем чувствуется воздействие могучей лирики Тютчева и Бунина. Можно долго выписывать интересные места. Запоминаются и «зелёная колыбель», и «древний свет ромашек», и «разволнованные звезды», и «ветреные рассветы».

Уже в предисловии к книге Дронникова «Путь невозвратный» (1996 год) Владимир Соколов писал: «Дронников — русский поэт в самом светлом и благородном понимании этих слов. Он никакой не «традиционалист» или «новатор», он просто мастер, отвечающий перед Фетом и Буниным, он просто неподдельный поэт, один из немногих тончайших лириков России». Поэт ощущал родство с великими предшественниками. Творчество классиков, безусловно, вдохновляло Дронникова. Он тонко чувствовал не только поэзию, но и прозревал сущность личностей творцов.

Вот как Виктор Петрович написал о Блоке, явившемся ему однажды на лавочке городского парка, в одноименном стихотворении «Блок»:

А Блок – ни печален, ни весел,
Сидел, отстранён от всего.
Прекрасною Дамой грезил,
Которая возле него.

Цитаты из произведений любимых поэтов, реминисценции, посвящения им встречаются у Дронникова часто. Геннадий Попов был автором послесловия к первой посмертной книге Дронникова «Под знаком Орла», вышедшей в свет в 2009. Он писал: «Одни из последних строк в рукописях Виктора Дронникова (август 2008-го) даны с эпиграфом из стихотворения Ф.И. Тютчева: «Ангел мой, ты видишь ли меня?»

Смею утверждать, что и последнее обращение к творчеству глубоко чтимого поэтом Ф.И. Тютчева в цитируемом стихотворении «Бьют из облака горнии светы» обусловлено глубоким классическим единством их поэтики, перед которым оказалось бессильно время: почти полтора века земного бытия разделяло их рождение и уход в инобытие.

Эта первая посмертная книга избранных стихотворений Виктора Дронникова в полной мере позволяет говорить о последовательном присутствии в его творчестве именно «молитвенных» мотивов в гражданской, философской и любовной лирике, о восхождении поэта не только к вершинам поэтического слова, но и к высочайшему гражданскому мужеству, а порой и самоотречению во имя «моления» об Отчизне, к горнему свету духовного совершенства».

Молитвенный мотив слышится во многих поэтических строках Дронникова: «Вечернее», «Молитва», «Обращение».

Интереснейшее наследие Дронникова – публицистика времени работы в «Орловском комсомольце». Язык очерков Виктора Петровича – необычайно поэтичен, красив, своеобразен. Порой его проза – почти белый стих.

«А снег всё сыплет и сыплет. И город весь погружен в его серебряный шорох. Человек останавливается. Прислушивается. Запрокидывает лицо и смотрит в снег. И снег прощально целует его в глаза, в губы. И тает».

Герои очерков Дронникова – люди самых разных профессий: директор школы Арсений Петрович Старцев, молодая поэтесса-блокадница Тоня Позднякова, трактористка Валя Должикова, мать-одиночка Тамара. Перед читателями встают живые характеры, порой противоречивые, сильные. Знакомился с людьми Дронников в многочисленных командировках, которыми так богата журналистская жизнь. Ездил и далеко за пределы Орловщины. В составе концертно-литературной бригады побывал на пограничных заставах в Карелии и на Дальнем Востоке. Публицистика Дронникова ждёт своего внимательно исследователя.

Дронников горячо откликался на происходящие события: он вместе с писателем Иваном Рыжовым и членом союза художников России Виктором Лупачевым со страниц «Орловской правды» (№51 от 20 марта 1993 года) выступает за установку памятника Ивану Алексеевичу Бунину в парке Дворянское гнездо и за сохранение самого мемориального места:

«… Разгорелась в эти дни в Орле борьба за место установления памятника Бунину, исполненного известным скульптором В.М. Клыковым. Клыков и мы, грешные, говорим: «На Дворянском гнезде». Соседство двух великих писателей никому не помешает. Наоборот. Нам отвечают: «Зачем коммуналки? Зачем нарушать тихое лирическое место, связанное с Тургеневым?» Но никто не говорит, не кричит криком, что оно давно уже нарушено и продолжает разрушаться.
Усыхает постепенно этот бесценный изумительный уголок, не дай Бог, скоро исчезнет и совсем. Плакать будем потом?»

Анализируя собственное место в мире, Дронников рисует яркий образ связиста, с героическим трудом установившего связь между городом и деревней. Стихотворение «Связь»:

Вопрос о родине – вселенский!
Ну кто я родине такой?
Деревне я не деревенский
И городу не городской.

В селе о городе скучаю,
А в городе наоборот.
Я все больнее замечаю,
Как ток двойной во мне идёт.

Как будто я в нейтральном поле
Лежу посредник двух держав,
Зубами рваный провод сжав,
И связь даю на грани боли.

Городской он или деревенский — здесь поэту трудно определиться. Одно для него очевидно — «Россия — русская земля, ты свет единственный в поэте! И я люблю твои поля, как, может быть, никто на свете».

Виктор Петрович Дронников умер 24 августа 2008 года, похоронен на Наугорском кладбище Орла. В день его 70-летия, в 2010 году, на могиле был открыт памятник поэту. А нерукотворный памятник — его стихи, живут в сердцах людей, продолжают волновать искренним словом поэта.

Ирина Самарина

6

Автор публикации

не в сети 3 года
Влад Снегирёв2 377
Это не мир вокруг серый. Просто окно грязное.
Комментарии: 334Публикации: 75Регистрация: 26-12-2021
Поделитесь публикацией в соцсетях:

Один, но какой, комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Все авторские права на публикуемые на сайте произведения принадлежат их авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора. Ответственность за публикуемые произведения авторы несут самостоятельно на основании правил Литры и законодательства РФ.
Авторизация
*
*
Регистрация
* Можно использовать цифры и латинские буквы. Ссылка на ваш профиль будет содержать ваш логин. Например: litra.online/author/ваш-логин/
*
*
Пароль не введен
*
Под каким именем и фамилией (или псевдонимом) вы будете публиковаться на сайте
Правила сайта
Генерация пароля